Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Бум в китайском финтехе: что дальше?

Спонсор рубрики

14:42, 5 Августа 2016 Количество просмотров 1062 просмотра

Быстрый и агрессивный рост сектора финансовых онлайн-услуг, наблюдаемый в стране в последнее время, неизбежно замедлится – свидетельствуют данные нового отчета McKinsey & Company. 

Сектор финансовых онлайн-услуг Китая в течение последних нескольких лет переживал бурный рост. Страна является мировым лидером по общему количеству пользователей и размеру рынка. Новые финтех-компании появляются как грибы после дождя, стоимость компаний растет, рынок капитала ведет агрессивную политику по отношению к индустрии финансовых онлайн-услуг, а потребительское поведение претерпевает существенные изменения. К концу 2015 года размер рынка финансовых онлайн-услуг страны, ведущую роль на котором занимает платежный сектор (см. приложение), превысил 12 трлн юаней (1,8 трлн долларов).

китай1.png

Этот бурный рост обусловлен четырьмя основными факторами. Во-первых, нормативно-правовая среда страны отличается открытостью и лояльностью. Например, в 2013 году Народный банк Китая открыто поддержал технические компании и призвал их к продвижение финансовых услуг в Интернете. Во-вторых, Китай может похвастаться высокоразвитым сектором электронной торговли – системами Интернет-платежей пользуются более 30% населения страны. В-третьих, можно отметить огромный скрытый спрос на комплексное финансовое обслуживание. В силу исторически сложившегося протекционизма и строгого регулирования традиционные игроки не спешат осваивать неохваченные сервисами потребительские сегменты, тем самым открывая двери для компаний, которые способны в корне изменить ситуацию на рынке. И наконец, высокая прибыльность традиционных банков взрастила культуру, которая не боится прибегать к методу проб и ошибок, что благоприятно сказывается на агрессивных инвестициях в инновационные цифровые услуги.

Бурное развитие финансового Интернет-сектора неизбежно замедлится. В результате компании столкнутся как с трудностями, так и с новыми возможностями, особенно учитывая, что принимаются более совершенные нормативные документы и наблюдается определенная степень консолидации. Как подчеркивается в новом докладе Разрушение и созидание: развенчание мифов, окружающих китайскую интервенцию в сектор финансовых Интернет-услуг, выживание и процветание в этой изменяющейся среде требует от компаний немедленных действий. Это означает, что необходимо понимание не только тенденций, которые с высокой долей вероятности будут оказывать влияние на сектор, но и типов компаний, появившихся за последние несколько лет.

Три типа финтех-игроков на рынке Китая

Огромное количество игроков из различных отраслей ринулись застолбить за собой участок сектора финансовых онлайн-услуг страны. Мы выделили три явных типа компаний, возглавивших тенденцию, каждый из которых отличается своим ценностным предложением:

· Интернет-агрессоры, или «варвары, приходящие извне». Китай отличается уникальной конкурентной цифровой средой, в которой доминируют несколько цифровых компаний, создавших тщательно продуманную мультилицензионную финансовую экосистему. Друг от друга они отличаются основным направлением деятельности или целевыми группами. Например, одна из крупнейших глобальных торговых Интернет-компаний, Alibaba, использовавшая электронную торговлю в качестве фундамента своей финансовой империи, сначала закрепилась в платежном секторе, после чего расширила свою деятельность на сферу финансовых услуг и управления капиталом. Ее целевой аудиторией являются сотни миллионов физических лиц, а также малые и средние предприятия (МСП). Компания Tencent избрала иной путь: она вышла за рамки впечатляющей социальной природы своей платформы WeChat и построила клиентоориентированную финансовую сеть, максимально использующую обширную пользовательскую базу компании. Эти предприимчивые игроки образуют крупнейшую, самую многочисленную и наиболее инновационную группу, предлагающую продукцию местного производства и агрессивно расширяющуюся, используя для этого все имеющиеся в их распоряжении преимущества, основанные на глубоком знании менталитета и поведения потребителей.

· Традиционные финансовые учреждения Крупнейшие финансовые учреждения принимают меры по ускорению своего проникновения в сектор финансовых Интернет-услуг. Они не хотят просто наблюдать за волной, они хотят оседлать ее. При этом строгое регулирование и относительно консервативный склад ума не позволяют им стать лидерами, скорее они играют второстепенную роль, по крайней мере, по сравнению с «Интернет-агрессорами». Тем не менее, учреждения вроде Ping An Insurance Group, осуществляют стратегическое проникновение в сектор, главным образом через свои дочерние компании, такие как Lufax, Pinganfang, и Ping An Puhui. Кроме того, не остаются в стороне и крупные коммерческие банки. Например, Китайский строительный банк и Торгово-промышленный банк Китая занимаются развитием собственных платформ электронной торговли. Другие, несомненно, последуют их примеру. Традиционные игроки обладают рядом преимуществ, которые не следует списывать со счетов: сложившаяся система стратегических партнерств, комплексное предложение продукции, большой опыт профессионального управления рисками и наличие физических филиалов.

· Нефинансовые компании Несмотря на их малочисленность, свое место в данном сегменте пытаются завоевать и компании, не имеющие опыта ни в финансовом, ни в Интернет-секторе. К этой группе можно отнести розничные торговые компании Gome и Suning, а также риэлтерскую группу Wanda Group, которые в целях разработки новых финансовых продуктов пытаются объединить обширные оффлайн-ресурсы, включая потенциальных клиентов, с интеллектуальным анализом данных. Тем самым они в перспективе могут подорвать контроль банков над ключевыми бизнес-клиентами.

fintech.jpg

Шесть зарождающихся финтех-тенденций

По нашему мнению, в ближайшем будущем китайские финансовые Интернет-игроки вступят в стадию противоборства, которая приведет к консолидации компаний. В нормативно-правовой базе произойдут изменения, учитывающие появление новых компаний и продуктов, а развитие станет более упорядоченным. Мы уверены, что в ближайшие пять лет постепенно проявят себя шесть новых тенденций. Игрокам следует действовать быстро и решительно, развивая свои навыки и возможности, чтобы воспользоваться преимуществами выхода финансовых технологий на глобальный уровень.

Мобильные платежи и управление капиталом

Платежные услуги – наиболее развитый сектор финансовых Интернет-сервисов, но при этом рост в платежной отрасли и не думает замедляться. Вовлеченность и приверженность клиентов повышается, мобильные платежи через смартфоны в сети и физических магазинах превратились в новое поле боя, на котором компании ожесточенно сражаются друг с другом за долю рынка. Традиционные финансовые учреждения в сотрудничестве с производителями мобильных устройств также начали брать на вооружение платежные системы, основанные на технологии NFC. В то же время начинается освоение китайского рынка капитала. По мере накопления богатств китайские потребители охотятся за более высокой прибылью на инвестированный капитал, а это значит, что от всех инвестиционных продуктов, кроме сбережений, ожидается постоянный высокий рост. Это открывает новые возможности для Интернет-компаний, занимающихся управлением капиталами.

Онлайн-финансирование потребителей и МСП

Учитывая, что китайская экономика пытается снизить роль инвестиционной составляющей при одновременном повышении потребительской составляющей, спрос на финансовые услуги со стороны китайских домохозяйств будет только расти. Молодое поколение Китая выступает в роли основного потребителя и движущей силы инновационных технологий, молодежь более открыта для персональных финансовых продуктов, предлагаемых через Интернет, и отличается большей склонностью и терпимостью к финансовому риску. В самом деле, по мере того как все более высокотехнологичное применение данных позволяет принимать быстрые решения на расстоянии, все большее количество традиционных продуктов потребительского финансирования, таких как кредитные карты и потребительские кредиты, могут предлагаться через Интернет, еще больше расширяя потенциальные возможности отрасли. Кроме того, до сих пор существует большой разрыв между потребностями МСП и традиционными банковскими продуктами. Китайские МСП вносят значительный вклад в ВВП и уровень занятости населения (80% и 60% соответственно), но при этом их развитие тормозит недостаток финансирования. По мере замедления экономического роста страны банки все более неохотно обращают свое внимание на эти проблемы, что предоставляет прекрасные возможности для высокоэффективного и малозатратного финтех-сектора.

Корпоративное Интернет-финансирование

В последующие пять лет основную часть доходов банки Китая, как и раньше, будут получать с компаний, а длинная корпоративная цепочка добавления ценности будет генерировать новые возможности и стимулировать инновационные решения. Китайские компании постепенно уходят от простого кредитования в сторону удовлетворения более сложных потребностей, таких как операционное обслуживание и управление активами. В сфере операционного обслуживания Интернет-финансирование сможет предложить решения по финансированию цепочки поставок с минимальными затратами времени, а также цифровые системы по управлению кассовой наличностью в целях обеспечения высококачественного управления корпоративными финансами и капиталом крупных компаний. В сфере управления активами Интернет-финансирование способно более качественно удовлетворять растущие и усложняющиеся потребности потребителей путем обеспечения быстрого, индивидуализированного и дифференцированного подбора товаров, особенно учитывая сложности, связанные с поиском высококачественных активов. Кроме того, Интернет-каналы прекрасно подходят для маркетинга и расширения клиентской базы.

«Финансовое облако» и инфраструктура

В отличие от традиционной модели, в рамках которой финансовые учреждения управляют собственными данными и ИТ-центрами, облачные сервисы предоставляют возможность удаленного обслуживания клиентов по запросу с оплатой использования соответствующих ресурсов. Основное преимущество – минимизация издержек: облачные сервисы обеспечивают простой доступ клиентов к информации с минимальными начальными и накладными расходами. Кроме того, такие сервисы позволяют клиентам поддерживать гибкую инфраструктуру, масштаб которой может быть увеличен или уменьшен, в зависимости от потребностей. Это особенно важно для небольших игроков, которым необходимо быстро нарастить ИТ-возможности для обслуживания стремительно растущих баз пользователей и колеблющихся объемов. Многие ИТ-компании, такие как Alibaba, Huawei и IBM, уже сегодня предоставляют облачные решения и платформы. Мы считаем, что инновационные решения с поддержкой облачных технологий в секторе финансовых Интернет-услуг будут развиваться и дальше.

Использование больших данных

Большие массивы данных позволяют финансовым учреждениям собирать и анализировать информацию о клиентах и предлагать специализированные продукты и услуги в рамках персонализированного маркетингового опыта. В сфере управления рисками большие массивы данных предоставляют игрокам возможность использовать усовершенствованные статистические модели для лучшего понимания взаимосвязей между факторами и рисками на основании внутренних и внешних данных. Объединение этих возможностей с облачными сервисами позволяет быстро проводить проверку кредитной истории в режиме реального времени и принимать правильные решения без значительных затрат. Финансовые учреждения, которые смогут овладеть этими основанными на данных преимуществами, получат возможность повышения своей операционной и коммерческой эффективности. Ничего удивительного, что в Китае отмечается огромный неудовлетворенный спрос на аналитиков больших массивов данных и появляется все больше компаний, готовых обслуживать финансовые учреждения, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения этих задач.

Революционная технология

Финансовая отрасль уделяет пристальное внимание блочным цепям и аналогичным революционным технологиям. Блочные цепи – технология, лежащая в основе криптовалюты Bitcoin, которая характеризуется высокой безопасностью, прозрачностью и устойчивостью к изменениям. При этом, блочные цепи обладают значительно большим потенциалом, чем тот, который может быть реализован в цифровой валюте. Эта технология делает возможным транзакции между двумя объектами без посредника в лице клирингового центра, что значительно снижает время и стоимость транзакции. Более того, при объединении с «умными» контрактами, технология блочных цепей позволяет автоматически эмитировать цифровые ценные бумаги и торговать финансовыми деривативами. Например, страховая индустрия обладает большим потенциалом, способным предложить новые возможности для применения технологии блочных цепей.


Все сказанное выше не означает отсутствия скрытых рисков, неопределенностей и трудностей, связанных с бурным развитием в Китае сектора финансовых Интернет-услуг. Нельзя сбрасывать со счетов иррациональность потребителей, дефекты продукции и даже деятельность мошенников, что требует тщательно продуманного маневрирования. Кроме того, игрокам следует с осторожностью относиться к неявным кредитным рискам и рискам ликвидности, и не забывать, что регуляторы твердо намерены усилить контроль в этом сегменте рынка.

В то же время McKinsey считает, что китайский финтех-сектор в конечном итоге столкнется с более жесткой конкуренцией и углубленной интеграцией отрасли, в ходе жесткого отбора и отсева появятся настоящие лидеры, которые будут направлять развитие обозначенных нами тенденций. Вне зависимости от того, в каком сегменте сектора финансовых Интернет-услуг они находятся, и какую бизнес-модель используют, чтобы остаться на плаву и завоевать свою долю рынка, игрокам необходимо эволюционировать.

По материалам McKinsey, PLUSworld.ru


Как вам статья?
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи




Новости по теме

13:02, 28 Июня 2016 Количество просмотров 491 просмотр
В ЦБ прогнозируют сокращение филиалов российских банков в связи с развитием финтех-компаний
Развитие финансовых технологий и финтех-компаний неизбежно влечет за собой оптимизацию филиальной сети банков, отметил директор департамента финансовых технологий Банка России Вадим Калухов. По его словам, в Европе и Северной Америке этот тренд очевиден, в России сокращение филиальной сети на сегодняшний день составляет 1–2%.
11:04, 28 Июня 2016 Количество просмотров 731 просмотр
В России пройдет конкурс финтех-стартапов
В конкурсе могут принять участие российские стартапы, реализующие проекты в сфере финансовых технологий, которые способствуют развитию электронного взаимодействия на отечественном финансовом рынке.
12:32, 1 Июня 2016 Количество просмотров 754 просмотра
Сбербанк и ФРИИ открывают новые возможности для финтех-стартапов
Сбербанк объявляет о старте совместной с ФРИИ программы по поиску и развитию стартапов в сфере финансовых технологий.


Новости по тегам финтех, китай, исследование,
12:01, 28.06.2016 Количество просмотров 952 просмотра
Банки и финтех-компании: как обеспечить совместимость в партнерстве?
В мире, где партнерства банков с финтех-компаниями являются надеждой на лучшее с точки зрения платежных инноваций, Маттеус Силецки (Matthaeus Sielecki), руководитель одного из подразделений Deutsche Bank, изучает наиболее удачные примеры таких союзов.
11:04, 28.06.2016 Количество просмотров 731 просмотр
В России пройдет конкурс финтех-стартапов
В конкурсе могут принять участие российские стартапы, реализующие проекты в сфере финансовых технологий, которые способствуют развитию электронного взаимодействия на отечественном финансовом рынке.
10:03, 24.06.2016 Количество просмотров 881 просмотр
Банк Англии создаст подразделение для работы с финтех-компаниями
Банк Англии планирует открыть британскую платежную систему для структур, конкурирующих с банками, считая, что это придаст импульс развитию финтех-сектора.

обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?