1,5 трлн руб. потратят россияне за границей в 2012 г.
По результатам ежегодного исследования Ситибанка, объем
зарубежных трат россиян в 2012 г. вырастет на 19% по сравнению с 2011 г. и
составит 1,5 трлн руб. Доля платежей, совершенных за рубежом с использованием
кредитных карт банка в 2012 г., составит 23% от общего объема трат по кредитным
картам. Объем интернет-покупок достигнет 46% от всех зарубежных транзакций по
кредитным картам. В числе стран – лидеров по объему затраченных средств вновь
окажутся США, Великобритания, Италия и Франция.
Аналитики Citi отмечают, что с 2007 по 2012 гг. объем
интернет-трат за рубежом вырос в 1,5 раза. Уже сегодня именно на транзакции в
интернет-магазинах приходится более 90% покупок в Люксембурге и больше половины
– в Великобритании и США. Развитие международных торговых сайтов, а также
возможность оплаты авибилетов через интернет способствуют усилению этого
тренда.
Член Совета директоров Ситибанка и директор Департамента
кредитных продуктов Михаил Бернер отметил: «Спад потребительской активности,
отмечаемый в настоящий момент экономистами во многих странах мира, пока не
нашел своего отражения на российском рынке: мы наблюдаем динамичный рост
операций по кредитным картам, включая покупки в интернете. По мнению наших
аналитиков, благодаря развитию интернет-торговли, к 2014 г. объем online-платежей превысит 50%
от всех транзакций по банковским картам за рубежом».
США по-прежнему возглавляют список стран по объему платежей
(16,9% от общего объема зарубежных трат по картам). Это объясняется высокой
стоимостью авиабилетов, а также наличием большого количества
интернет-магазинов, которые осуществляют доставку по всем странам мира, а также
таких трендовых точек продаж, как iTunes. При этом в 2011 г. доля платежей,
осуществленных через интернет в США, составила 64%, а в 2012 году – 57%.
В этом году стали больше тратить в Великобритании, Франции,
Швейцарии и Австрии. Значительно сократились по сравнению с прошлым годом траты
в Италии (9,9% от общего объема трат в 2011 году по сравнению с 7,7% в 2012
году), а также в Испании (5,7% и 3,7%, соответственно). Однако в Италии доля
интернет-трат в этом году выросла и составила 34%, по сравнению с 20% в 2011 г.
В 2011 г. ОАЭ вошли в десятку лидеров, однако в этом году они оказались на 11-м
месте. Зато Германия стала девятой в списке стран с самыми крупными объемами
трат в 2012 г., причем 53% всех трат в этой стране были осуществлены через Интернет
(по сравнению с 43% в 2011 г.).
Гостиницы и одежда и обувь, а также авиалинии традиционно
лидируют в структуре зарубежных трат, которая не продемонстрировала
существенных изменений по сравнению с прошлым годом. На 4-е место поднялась категория
«Туристические агентства» (6,5% в 2012 г., по сравнению с 4,5% в 2011 г.),
которая включает, в том числе, интернет-сайты AnyWayAnyDay.com и Booking.com.
Более 95% покупок в этой категории совершаются через Интернет: россияне все
чаще планируют свои поездки самостоятельно.
В целом отмечается некоторое снижение расходов, связанных с
основными категориями, такими как: «Гостиницы» (22,3% в 2011 г. против 20,4% в
2012 г.), «Одежда и обувь» (17,2% в 2011 г. против 16,7% в 2012 г.) и «Авиалинии»
(10,1% в 2011 г. и 9,2% в 2012 г.), и почти 98% всех трат в категории «Авиалинии»
в 2012 г. было осуществлено через Интернет.
За рубежом россияне по-прежнему тратят значительные суммы на
одежду и обувь: так, в США доля этой категории совпадает с долей расходов,
связанных с авиабилетами (16%); в Великобритании на одежду и обувь приходится
почти такой же объем средств, что и на туристические агентства (19% и 20%,
соответственно), в Италии – на одежду и обувь тратят больше всего – 43%. В
Швейцарии самой крупной расходной статьей являются ювелирные изделия и часы.
При поездке в Германию 33% всех расходов связано с авиаперелетом.
У москвичей второй после авиалиний категорией трат в США
оказывается «Одежда и обувь» (15% от общего объема трат), а у петербуржцев – «Бытовая
техника» (12%). В Великобритании основной расходной статьей для москвичей вновь
становится «Одежда и обувь» (19%), а для петербуржцев – «Туристические
агентства» (27%). А в Италии ключевые траты приходится на одежду и обувь и у
москвичей, и петербуржцев (28% и 37%, соответственно).
Самые крупные транзакции в 2012 г. российские туристы
совершали во Вьетнаме, Швейцарии и Индии (размер средней транзакции составляет
12300 руб., 11900 руб. и 9400 руб., соответственно). Аналитики отмечают, что
Вьетнам, где тратят на гостиницы и сувениры, а также Индия со своими
историческими и культурными памятниками, приобретают все возрастающую
популярность среди наших путешественников (так, в 2011 г. Вьетнам находился на
24-м месте по размеру средней транзакции, а Индия – на 43-м). Впервые среди
категорий с самыми крупными покупками оказались «Стадионы и треки» (средняя
стоимость транзакции 16000 руб.).
Любопытно, что объем платежей, совершенных женщинами по
кредитным картам за рубежом, вырос с 2007 г. почти вдвое, составив в 2012 г.
35% от общего объема трат. При этом основные траты у женщин приходятся на
одежду и обувь (33%). Для сравнения: у мужчин расходы в этой категории
составляют 17% от общего объема зарубежных трат. Любимая «женская» страна для
покупок – Великобритания (20% от всех трат, совершенных за границей). Около 30%
зарубежных трат российских мужчин пришлось на американские магазины, а основной
расходной статьей стали гостиницы (30%). На ювелирные изделия пришлось 6%
мужских трат, а у российских женщин эта категория заняла 3% от всех зарубежных
расходов.
Среди «женских» отличий в структуре топ-10 популярных
покупок: магазины duty free (4% от общего объема зарубежных трат) и спортивные
товары (2%), зато мужчины тратят на прокат автомобилей (7% от общего объема
зарубежных расходов) и бытовую технику (3%).
Ознакомиться с другими новостями по
данной тематике Вы можете в рубрике Исследования и обзоры
По материалам E-MoneyNews