Большинство российских компаний не готовы к цифровой экономике
К такому выводу пришли эксперты Аналитического центра НАФИ и Фонда «Сколково» в рамках совместного исследования, приуроченного к старту Московского международного форума «Открытые инновации-2017».
Индекс готовности к переходу к цифровым технологиям
По результатам исследования технологической инфраструктуры, уровня развития человеческого капитала и процессов автоматизации в компаниях, а также понимания информационной безопасности и законодательства в сфере цифровой экономики был построен Индекс готовности к переходу к цифровым технологиям. Компании из традиционных секторов имеют низкий уровень готовности к переходу на новую «цифровую модель» (36% из 100 возможных). Оценка готовности среди высокотехнологичных стартапов-участников исследования на 10 п.п. выше – 49%. Основная проблемная зона для обеих групп компаний – низкий уровень развития человеческого капитала (20% среди высокотехнологичных стартапов и 7% среди традиционных компаний).
Инфраструктура для цифровых технологий, уровень развития услуг связи, хранения и передачи информации
Более 70% предпринимателей в традиционных компаниях и абсолютное большинство высокотехнологичных компаний (90%) пользуются широкополосным доступом в Интернет. При этом уровень использования других услуг по хранению и обработке данных, пока, за исключением высокотехнологичных стартапов, находится на существенно более низком уровне. Мобильным интернетом пользуются 52% традиционных и 85% высокотехнологичных компаний, серверами и дата-центрами – 33% и 63%, а облачными сервисами – 25% и 66% соответственно.
Развитие человеческого капитала
Российские компании в целом уделяют сравнительно низкое внимание обучению сотрудников в области цифровых технологий. За последние 6 месяцев 8% традиционных компаний проводили централизованные образовательные программы или оплачивали тренинги и мероприятия по выбору сотрудников. Высокотехнологичные стартапы показывают более высокий уровень активности: образовательные программы в области цифровых технологий внедрены у 33% респондентов.
Уровень «цифровизации» бизнеса
Большинство компаний-респондентов представлены в сети интернет (63% у традиционного бизнеса и 79% у высокотехнологичных стартапов). Однако, лишь половина компаний имеют полноценные сайты с детальной информацией о компании, ее продуктах и услугах (43% среди традиционных и 58% среди высокотехнологичных компаний). Менее половины компаний имеют собственные страницы в социальных сетях или используют цифровые каналы общения в мессенджерах (28% у традиционного бизнеса и 47% у высокотехнологичных стартапов).
Более половины компаний частично внедрили электронный документооборот (64% среди традиционных и 68% среди высокотехнологичных компаний), однако порядка 17% традиционных и 10% высокотехнологичных участников опроса все еще ведут документооборот полностью в бумажном виде.
Для автоматизации бизнес-процессов компании, преимущественно, используют различные неспециализированные решения, доля комплексных ИТ решений не превышает 20-30%.
Информационная безопасность
Результаты опроса показали, что около 20% респондентов столкнулись с информационными атаками, которые повлекли финансовые потери. При этом доля подвергшихся информационным атакам примерно равна как для традиционных компаний, так и для высокотехнологичных стартапов. Более 30% респондентов оценивают угрозы в области информационной безопасности как вероятные.
Цифровое государство: услуги и регулирование
Опыт использования различных видов государственных услуг в электронном виде имеет 53% компаний из традиционных отраслей и 64% среди высокотехнологичных стартапов, при этом около 30% оценивают этот опыт как положительный и лишь 6-7% - как негативный. Опрос позволил выявить набор ключевых регуляторных барьеров, которые, по мнению респондентов, препятствуют переходу бизнеса на цифровую модель. В их числе – низкое качество информации в общедоступных и закрытых базах, низкий уровень поддержки со стороны государственных органов, отсутствие стандартов в законодательном регулировании и т.д.
Одной из ключевых проблем также является низкий уровень осведомленности о соответствующей государственной программе (61% респондентов из традиционного сектора и 24% среди высокотехнологичных стартапов не осведомлены о ней).
Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ: «Неготовность компаний к цифровой экономике в значительной мере связана с психологией предпринимателей. Многие из них относятся к поколению «бизнесменов из 90-х», отличаются повышенным консерватизмом и внутренне не готовы к переходу на новые технологии и экономические модели. Таким образом, фокус государственных программ по развитию цифровой экономики должен быть направлен на формирование и поддержку культуры предпринимательства в контексте цифровизации».
Евгений Шеенко, эксперт Фонда «Сколково»: «Результаты исследования показали, что несмотря на развитие технологической инфраструктуры, используется она не в полной мере и отдельными группами предпринимателей. Например, высокотехнологичные компании в разы чаще используют услуги по хранению и обработке данных, в то время как «массовый» предприниматель пред почитает работать по старинке. К сожалению, такое непонимание происходящих изменений и несвоевременное включение в них лишает российских предпринимателей конкурентоспособных преимуществ».
По материалам НАФИ