курс цб на 24.11:
58.4622
69.1783

Большинство российских компаний не готовы к цифровой экономике

16 октября 2017 11:24 Количество просмотров336 просмотров

Индекс готовности к переходу к цифровым технологиям составил 36% из 100 возможных. Значительной зоной риска остается неподготовленность сотрудников к переходу на цифровые технологии, низкий уровень использования каналов передачи и хранения информации, а также возможностей интернета для продвижения своего бизнеса.

К такому выводу пришли эксперты Аналитического центра НАФИ и Фонда «Сколково» в рамках совместного исследования, приуроченного к старту Московского международного форума «Открытые инновации-2017».

Индекс готовности к переходу к цифровым технологиям

По результатам исследования технологической инфраструктуры, уровня развития человеческого капитала и процессов автоматизации в компаниях, а также понимания информационной безопасности и законодательства в сфере цифровой экономики был построен Индекс готовности к переходу к цифровым технологиям. Компании из традиционных секторов имеют низкий уровень готовности к переходу на новую «цифровую модель» (36% из 100 возможных). Оценка готовности среди высокотехнологичных стартапов-участников исследования на 10 п.п. выше – 49%. Основная проблемная зона для обеих групп компаний – низкий уровень развития человеческого капитала (20% среди высокотехнологичных стартапов и 7% среди традиционных компаний). 

Инфраструктура для цифровых технологий, уровень развития услуг связи, хранения и передачи информации

Более 70% предпринимателей в традиционных компаниях и абсолютное большинство высокотехнологичных компаний (90%) пользуются широкополосным доступом в Интернет. При этом уровень использования других услуг по хранению и обработке данных, пока, за исключением высокотехнологичных стартапов, находится на существенно более низком уровне. Мобильным интернетом пользуются 52% традиционных и 85% высокотехнологичных компаний, серверами и дата-центрами – 33% и 63%, а облачными сервисами – 25% и 66% соответственно.

Развитие человеческого капитала

Российские компании в целом уделяют сравнительно низкое внимание обучению сотрудников в области цифровых технологий. За последние 6 месяцев 8% традиционных компаний проводили централизованные образовательные программы или оплачивали тренинги и мероприятия по выбору сотрудников. Высокотехнологичные стартапы показывают более высокий уровень активности: образовательные программы в области цифровых технологий внедрены у 33% респондентов. 

Уровень «цифровизации» бизнеса

Большинство компаний-респондентов представлены в сети интернет (63% у традиционного бизнеса и 79% у высокотехнологичных стартапов). Однако, лишь половина компаний имеют полноценные сайты с детальной информацией о компании, ее продуктах и услугах (43% среди традиционных и 58% среди высокотехнологичных компаний). Менее половины компаний имеют собственные страницы в социальных сетях или используют цифровые каналы общения в мессенджерах (28% у традиционного бизнеса и 47% у высокотехнологичных стартапов).

Более половины компаний частично внедрили электронный документооборот (64% среди традиционных и 68% среди высокотехнологичных компаний), однако порядка 17% традиционных и 10% высокотехнологичных участников опроса все еще ведут документооборот полностью в бумажном виде.

Для автоматизации бизнес-процессов компании, преимущественно, используют различные неспециализированные решения, доля комплексных ИТ решений не превышает 20-30%. 

Информационная безопасность

Результаты опроса показали, что около 20% респондентов столкнулись с информационными атаками, которые повлекли финансовые потери. При этом доля подвергшихся информационным атакам примерно равна как для традиционных компаний, так и для высокотехнологичных стартапов. Более 30% респондентов оценивают угрозы в области информационной безопасности как вероятные. 

Цифровое государство: услуги и регулирование

Опыт использования различных видов государственных услуг в электронном виде имеет 53% компаний из традиционных отраслей и 64% среди высокотехнологичных стартапов, при этом около 30% оценивают этот опыт как положительный и лишь 6-7% — как негативный. Опрос позволил выявить набор ключевых регуляторных барьеров, которые, по мнению респондентов, препятствуют переходу бизнеса на цифровую модель. В их числе – низкое качество информации в общедоступных и закрытых базах, низкий уровень поддержки со стороны государственных органов, отсутствие стандартов в законодательном регулировании и т.д.

Одной из ключевых проблем также является низкий уровень осведомленности о соответствующей государственной программе (61% респондентов из традиционного сектора и 24% среди высокотехнологичных стартапов не осведомлены о ней). 

Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ: «Неготовность компаний к цифровой экономике в значительной мере связана с психологией предпринимателей. Многие из них относятся к поколению «бизнесменов из 90-х», отличаются повышенным консерватизмом и внутренне не готовы к переходу на новые технологии и экономические модели. Таким образом, фокус государственных программ по развитию цифровой экономики должен быть направлен на формирование и поддержку культуры предпринимательства в контексте цифровизации». 

Евгений Шеенко, эксперт Фонда «Сколково»: «Результаты исследования показали, что несмотря на развитие технологической инфраструктуры, используется она не в полной мере и отдельными группами предпринимателей. Например, высокотехнологичные компании в разы чаще используют услуги по хранению и обработке данных, в то время как «массовый» предприниматель пред почитает работать по старинке. К сожалению, такое непонимание происходящих изменений и несвоевременное включение в них лишает российских предпринимателей конкурентоспособных преимуществ».

По материалам НАФИ

 




В рубриках:
Исследования
Форум экспертов
Итоги I Международной банковской конференции «Маркетинг и продажи финансовых услуг» (MSF)
16–17 ноября 2017 в Минске состоялось важнейшее профессиональное событие года для банков и организаций финансового сектора. Оно объединило профессионалов из Беларуси, России, Украины, Казахстана, Таджикистана. 12 экспертов ТОП-уровня делились опытом своих банков и компаний в течение первого дня, а на следующий день вырабатывали решения наболевших для каждого вопросов и бизнес-задач в формате «The World Café».
24 ноября 2017 09:00
Удаленная идентификация окончательно превратит банки в ИТ-компании
В сентябре 2017 года в Иннополисе (Республика Татарстан) прошла первая федеральная практическая конференция по корпоративным инновациям, внутреннему предпринимательству и корпоративным венчурным инвестициям – Innovate or Die.
15 ноября 2017 14:34
Что ждет рынок фальшивых банкнот после появления новых купюр? 
На сегодняшний день риск получения фальшивых денежных знаков на руки добросовестными гражданами достаточно высок. К тому же, общеизвестный факт, что с выходом новых купюр всегда наблюдается резкий всплеск подделок, как например, это произошло в 2006 году с вводом в оборот пятитысячных купюр. Поэтому не факт, что усиленный защитный комплекс новых банкнот 200 и 2 000 рублей поможет избежать их подделки.
10 ноября 2017 14:24
Смотреть все статьи рубрики >>
Смотреть все статьи рубрики >>
Смотреть все статьи рубрики >>
Лента новостей
Исследования
Мероприятия FinMachine-2017 пройдет в Москве 23 ноября
21 ноября 2017 10:29
Количество просмотров 356 просмотров
Digital banking Альфа-Банк: счет в пользу семьи
20 ноября 2017 10:55
Количество просмотров 243 просмотра
Мероприятия Teradata Форум 2017 прошел в Москве
20 ноября 2017 08:31
Количество просмотров 284 просмотра
Банки и МФО Qiwi приобрела Рокетбанк и «Точку»
17 ноября 2017 15:15
Количество просмотров 843 просмотра