15.11.2017, 14:02
Количество просмотров 196

Опрос: 77% сельских жителей пользуются финансовыми услугами

Пр данным опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ, 77% сельских жителей пользуются услугами российских финансовых организаций. При этом самооценка финансовой грамотности – довольно низкая.
Опрос: 77% сельских жителей пользуются финансовыми услугами

Особенности исследуемой группы: для жителей сел характерен более низкий, чем у городского населения, уровень вовлечения в трудовую занятость – работают по найму или заняты предпринимательской деятельностью 58%, также среди них высока доля пенсионеров (27%).

Использование финансовых услуг

Селяне наряду с трудовыми мигрантами и пенсионерами остаются одной из самых исключенных из потребления финансовых продуктов групп населения: не пользуются в настоящее время никакими финансовыми продуктами и услугами 23% опрошенных в этой группе.

Банковские карты – самый распространенный финансовый продукт для сельских жителей, однако доля пользователей низкая, 58% (для сравнения, 63% трудовых мигрантов имеют банковские карты). Большинство тех, кто не имеет банковской карты, ссылаются на отсутствии необходимости в ней (63%), а у 11% нет лишних денег для оформления. Среди барьеров также можно отметить отсутствие достаточной информации о данном продукте (11%).

В настоящее время вклад или депозит есть у каждого пятого (21%) сельского жителя, преимущественно в банке (98%). Основная цель открытия депозита –безопасное хранение денег (25%).

Четверть сельских жителей используют кредитные продукты: банковский кредит наличными деньгами (26% пользовались когда-либо), POSкредит (24%) и кредитная карта (14%). Также распространена практика беспроцентных займов у членов семьи, родственников, друзей (16%). Стоит отметить, что треть опрошенных (34%) сельских жителей никогда не брали кредитов или займов. Самые распространенные причины – нежелание жить в долг (33%), недостаточный уровень дохода (22%), а также дорогое обслуживание кредитов, высокая процентная ставка (22%).

Сегодня кредит или займ есть у каждого пятого сельского жителя (21%). Наиболее распространенные мотивы оформления – для приобретения крупных покупок (57%), а также повседневные нужды (25%).

Совершение безналичных платежей и использование дистанционных каналов

Безналичные платежи не распространены в селах: 44% указали на отсутствие у них такого опыта.

Во многом это связано с более низким уровнем «цифровой активности». Так, у большинства сельских жителей (95%) есть мобильный телефон, однако почти у половины (47%) – без выхода в Интернет.

Характерен и низкий уровень использования Интернета – 37% сельских жителей пользуются им редко или не пользуются совсем. Те, кто пользуются интернетом, осуществляют выход в онлайн как через мобильные устройства (40%), так и через домашний компьютер (39%).

Только каждый пятый житель села имел непосредственный опыт совершения платежей или переводов через мобильное приложение (20%) или Интернет-банк (16%).

Информированность и финансовая грамотность

Несмотря на в целом высокий уровень общего представления о существующих финансовых услугах (76-88% достаточно осведомлены), значительная доля таких граждан испытывают сложности с их пониманием. Например, более трети опрошенным (35%) сложно разобраться в кредитах и микрозаймах (36% и 35% соответственно).

Свою финансовую грамотность опрошенные в сельской местности оценивают чаще всего как низкую (72%). О правилах и нормах грамотного финансового поведения селяне чаще всего узнают из средств массовой информации (33%).

«Развитая финансовая инфраструктура – одна из ключевых предпосылок для активного использования финансовых услуг населением. С этой точки зрения, российское село серьезно уступает городу - финансовые организации чаще развивают бизнес там, где сконцентрирован высокий платежеспособный спрос. Выравнивание ситуации и повышения доступа к финансам для жителей села будет происходить через развитие удаленной идентификации и дистанционных финансовых сервисов", - прокомментировала Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ.

По материалам НАФИ

 

Рубрика:
{}Исследования
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ