20.11.2017, 08:01
Количество просмотров 199

НАФИ: Большинство трудовых мигрантов пользуются финуслугами в России

76% трудовых мигрантов пользуются услугами российских финансовых организаций, опыт использования преимущественно связан с банковскими картами. Об этом свидетельствуют результаты опроса трудовых мигрантов , проведенного Аналитическим центром НАФИ в рамках проекта Министерства финансов РФ и Всемирного банка «Содействие повышению финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации» в 2016 году.
НАФИ: Большинство трудовых мигрантов пользуются финуслугами в России

Особенности исследуемой группы: для аудитории характерен гендерный перекос (69% мужчин и 31% женщин); абсолютное большинство – трудоспособного возраста от 18 до 54 лет (94%), без высшего образования (90%).

Использование финансовых услуг

Находясь в России как иностранцы, трудовые мигранты тем не менее вовлечены в финансовую сферу. Большинство мигрантов пользуются финансовыми услугами (76%), но при этом остаются одной из самых исключенных из потребления финансовых продуктов групп населения наравне с жителями сельской местности и пенсионерами (23% и 22% не пользующихся финансовыми продуктами соответственно).

Банковские карты – самый распространенный финансовый продукт для трудовых мигрантов (63%). Более половины (54%) тех, кто не имеет банковских карт, говорят об отсутствии у них такой необходимости, включая отсутствие лишних денег (18%). Также 12% мигрантов отмечали, что не пользуются картами для расчета.

Трудовые мигранты активно вовлечены в совершение денежных переводов через финансовые организации – 14% в течение последнего года получали денежные средства, 55% – отправляли. Те, кто совершал денежные переводы, обычно делали это через платежные системы (64%) или через кассы в отделениях банка, без открытия счета (14%).

Трудовые мигранты практически не пользуются сберегательными продуктами: вклады или депозиты есть лишь у 8%, открыты они преимущественно в банках (97%).

Мигранты практически исключены из потребления кредитных продуктов, а опыт кредитования (личный или семьи) - очень ограничен: как правило, это получение потребительского кредита (9%), оформление кредитной банковской карты (7%), 8% брали в долг у знакомых и родственников. В настоящее время кредит есть у 10% опрошенных трудовых мигрантов, при этом представители этой группы часто обращаются за получением финансовых средств не только в банки (68%), но и в микрофинансовые организации (21%). Оформление кредита мигрантами было связано чаще всего с необходимостью совершения крупной покупки (64%), а также недостатком средств на повседневные нужды (23%). Более половины опрошенных в этой группе (60%) не удовлетворены высоким размером процентной ставки по кредитам.

Использование дистанционных каналов

У большинства трудовых мигрантов (95%) есть мобильный телефон; более чем у половины (57%) – с выходом в Интернет. Трудовые мигранты – достаточно активные пользователи Интернета, только 25% указали, что не выходили во всемирную сеть за последний месяц. Речь идет как об использовании мобильных устройств для выхода в Интернет (52%), так и через домашние компьютеры или ноутбуки (38%).

Несмотря на наличие технических возможностей, более половины трудовых мигрантов (51%) не пользуются дистанционным доступом к управлению банковским счетом. Не высока доля тех, кто пользуется Интернет-банкингом (20%), соответствующим мобильным приложением (8%) или двумя вариантами одновременно (11%). Безналичные платежи отсутствуют у 45% трудовых мигрантов.

Низкая вовлеченность в дистанционные банковские услуги обусловлена невысокой осведомленностью о возможностях таких платежей и переводов: наиболее известные и популярные для трудовых мигрантов способы и каналы совершения платежей и переводов – кассы в отделениях банков (64%), салоны сотовой связи (61%), платежные системы Western Union и пр. (42%), а также платежные терминалы в отделениях банков и банкоматы (40%), отделения Почты России (34%).

Информированность и финансовая грамотность

Мигранты достаточно высоко оценивают свою осведомленность о таких банковских продуктах как депозит, кредит, кредитная карта (84%-90%), менее известны инвестиционные продукты (35%) и микрозаймы (62%). Наиболее сложными для восприятия этой целевой группой являются кредиты (34%), инвестиционные продукты (32%) и депозиты (30%).

Трудовым мигрантам довольно сложно оценить уровень своей финансовой грамотности (46% считают ее высокой, а 44 % - низкой). Учитывая языковые барьеры, основным источником знаний, как правило становятся друзья и знакомые (26%) и Интернет (22%)

«По данным МВД за 2017 год в России легально находились около 10 млн. мигрантов. По количеству это сопоставимо с 8-9 % взрослого населения нашей страны.

В силу объективных ограничений, не все финансовые организации видят потенциал для работы с данным сегментом потребителей. Но ситуация будет меняться. В условиях усиления конкуренции за каждого клиента, выиграет тот, кто сможет предложить продукты и сервисы, отвечающие потребностям данной целевой аудитории», - отмечает Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ.

По материалам НАФИ

фото 2018god.com

Рубрика:
{}Исследования
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ