курс цб на 16.12:
58.8987
69.4298

НАФИ: Большинство трудовых мигрантов пользуются финуслугами в России

20 ноября 2017 08:01 Количество просмотров304 просмотра

76% трудовых мигрантов пользуются услугами российских финансовых организаций, опыт использования преимущественно связан с банковскими картами. Об этом свидетельствуют результаты опроса трудовых мигрантов , проведенного Аналитическим центром НАФИ в рамках проекта Министерства финансов РФ и Всемирного банка «Содействие повышению финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации» в 2016 году.

Особенности исследуемой группы: для аудитории характерен гендерный перекос (69% мужчин и 31% женщин); абсолютное большинство – трудоспособного возраста от 18 до 54 лет (94%), без высшего образования (90%).

Использование финансовых услуг
Находясь в России как иностранцы, трудовые мигранты тем не менее вовлечены в финансовую сферу. Большинство мигрантов пользуются финансовыми услугами (76%), но при этом остаются одной из самых исключенных из потребления финансовых продуктов групп населения наравне с жителями сельской местности и пенсионерами (23% и 22% не пользующихся финансовыми продуктами соответственно).

Банковские карты – самый распространенный финансовый продукт для трудовых мигрантов (63%). Более половины (54%) тех, кто не имеет банковских карт, говорят об отсутствии у них такой необходимости, включая отсутствие лишних денег (18%). Также 12% мигрантов отмечали, что не пользуются картами для расчета.

Трудовые мигранты активно вовлечены в совершение денежных переводов через финансовые организации – 14% в течение последнего года получали денежные средства, 55% – отправляли. Те, кто совершал денежные переводы, обычно делали это через платежные системы (64%) или через кассы в отделениях банка, без открытия счета (14%).

Трудовые мигранты практически не пользуются сберегательными продуктами: вклады или депозиты есть лишь у 8%, открыты они преимущественно в банках (97%).

Мигранты практически исключены из потребления кредитных продуктов, а опыт кредитования (личный или семьи) — очень ограничен: как правило, это получение потребительского кредита (9%), оформление кредитной банковской карты (7%), 8% брали в долг у знакомых и родственников. В настоящее время кредит есть у 10% опрошенных трудовых мигрантов, при этом представители этой группы часто обращаются за получением финансовых средств не только в банки (68%), но и в микрофинансовые организации (21%). Оформление кредита мигрантами было связано чаще всего с необходимостью совершения крупной покупки (64%), а также недостатком средств на повседневные нужды (23%). Более половины опрошенных в этой группе (60%) не удовлетворены высоким размером процентной ставки по кредитам.

Использование дистанционных каналов
У большинства трудовых мигрантов (95%) есть мобильный телефон; более чем у половины (57%) – с выходом в Интернет. Трудовые мигранты – достаточно активные пользователи Интернета, только 25% указали, что не выходили во всемирную сеть за последний месяц. Речь идет как об использовании мобильных устройств для выхода в Интернет (52%), так и через домашние компьютеры или ноутбуки (38%).

Несмотря на наличие технических возможностей, более половины трудовых мигрантов (51%) не пользуются дистанционным доступом к управлению банковским счетом. Не высока доля тех, кто пользуется Интернет-банкингом (20%), соответствующим мобильным приложением (8%) или двумя вариантами одновременно (11%). Безналичные платежи отсутствуют у 45% трудовых мигрантов.

Низкая вовлеченность в дистанционные банковские услуги обусловлена невысокой осведомленностью о возможностях таких платежей и переводов: наиболее известные и популярные для трудовых мигрантов способы и каналы совершения платежей и переводов – кассы в отделениях банков (64%), салоны сотовой связи (61%), платежные системы Western Union и пр. (42%), а также платежные терминалы в отделениях банков и банкоматы (40%), отделения Почты России (34%).

Информированность и финансовая грамотность
Мигранты достаточно высоко оценивают свою осведомленность о таких банковских продуктах как депозит, кредит, кредитная карта (84%-90%), менее известны инвестиционные продукты (35%) и микрозаймы (62%). Наиболее сложными для восприятия этой целевой группой являются кредиты (34%), инвестиционные продукты (32%) и депозиты (30%).
Трудовым мигрантам довольно сложно оценить уровень своей финансовой грамотности (46% считают ее высокой, а 44 % — низкой). Учитывая языковые барьеры, основным источником знаний, как правило становятся друзья и знакомые (26%) и Интернет (22%)

«По данным МВД за 2017 год в России легально находились около 10 млн. мигрантов. По количеству это сопоставимо с 8-9 % взрослого населения нашей страны.
В силу объективных ограничений, не все финансовые организации видят потенциал для работы с данным сегментом потребителей. Но ситуация будет меняться. В условиях усиления конкуренции за каждого клиента, выиграет тот, кто сможет предложить продукты и сервисы, отвечающие потребностям данной целевой аудитории», — отмечает Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ.

По материалам НАФИ

фото 2018god.com




В рубриках:
Исследования
Форум экспертов
Китайские туристы в России будут активнее использовать мобильные платежи благодаря QuickPass
Накануне Национальная платежная система Китая China UnionPay запустила единое мобильное приложение QuickPass для более чем 30 местных коммерческих банков и платежных. Портал PLUSworld.ru в беседе с главой российского представительства Union Pay International Сашей Фань (Sasha Fan) выяснил дополнительные подробности о возможностях нового приложения и о том, какие преимущества с помощью него получат китайские туристы за рубежом, в том числе и в России.
15 декабря 2017 13:14
Альфа-Банк: Мы готовы активно помогать финтехам, которые несут ценность для клиента
О том, как оценивают белорусские финтех-проекты, какие препятствия для развития финтеха в нашей стране существуют сегодня и как их можно устранить, рассказывает ТОП-менеджер белорусского Альфа-Банка, член правления, руководитель по информационными технологиям Андрей Косач.
11 декабря 2017 14:25
USABILITYLAB поделилась результатами оценки доступности интернет-банков для физлиц 2017
Российские банки все больше внимания уделяют вопросу удобства онлайн-сервисов. Однако доступность интернет-банков для людей с инвалидностью остается на низком уровне. О проблемах доступности и о способах их решения рассказали коммерческий директор USABILITYLAB Дмитрий Силаев и ведущий юзабилити-специалист Татьяна Миронова.
11 декабря 2017 14:08
Смотреть все статьи рубрики >>
Лента новостей
Исследования
Digital banking Big Data в банкинге. Мифы и реальность
14 декабря 2017 14:03
Количество просмотров 265 просмотров
Мероприятия PRIVATE MONEY 2017: итоги форума
14 декабря 2017 10:39
Количество просмотров 137 просмотров
Digital banking Британцы выбирают цифровой банкинг
13 декабря 2017 13:01
Количество просмотров 188 просмотров
Регуляторы ЦБ приобрел 99,9% акций ФК «Открытие»
11 декабря 2017 15:30
Количество просмотров 437 просмотров
Банки и МФО Тинькофф Мобайл запустят 13 декабря
11 декабря 2017 15:07
Количество просмотров 469 просмотров
Банки и МФО Онлайн-заемщики МФО предпочитают Apple
11 декабря 2017 11:39
Количество просмотров 215 просмотров