09.10.2014, 14:01
Количество просмотров 95

НАФИ: доступность финансовых продуктов и услуг в России находится на сравнительно невысоком уровне

Такие данные приводятся в исследовании, проведенном в апреле-июне 2014 года НАФИ при поддержке CGAP, Beyond Philanthropy GmbH и РМЦ «Финансовая...
НАФИ: доступность финансовых продуктов и услуг в России находится на сравнительно невысоком уровне

Исследование ставило перед собой цель предоставления актуальной и достоверной информации в отношении физической доступности и использования финансовых услуг, а также некоторых аспектов, связанных с качеством финансовой доступности, оцениваемым как по стандартизированным международным параметрам (показатели финансовой доступности G20), так и с точки зрения конечного пользователя и поставщиков финансовых продуктов. 


Результаты исследования показали, что доступность финансовых продуктов и услуг в России в настоящее время находится на сравнительно невысоком уровне. С одной стороны, доля трудоспособного населения, охваченная различными кредитными, карточными и сберегательными продуктами и услугами достаточно высока и составляет 77% (для страховых продуктов данный показатель значительно ниже – 57%). В то же время, пользование такими продуктами нельзя назвать активным: наибольшей популярностью у потребителей пользуются услуги, оформление которых, как правило, регламентировано законодательством или определяется третьими лицами – зарплатные карты (44%), ДМС, оформленное работодателем (17%), ОСАГО (22%). 

Одним из наиболее значимых барьеров к пользованию финансовыми услугами является уровень доверия к их поставщикам: наибольшим доверием у потребителей пользуются банки (74% россиян доверяют им), данный показатель у других игроков рынка – страховых и инвестиционных компаний, микрофинансовых организаций – значительно ниже (44%, 21% и 14% соответственно). 

В первую очередь, такие показатели объясняются низкой осведомленностью населения о деятельности таких организаций и неуверенностью в наличии возможности защитить свои права при возникновении каких-либо проблем. Данный факт особенно интересен в рамках анализа параметров, по которым сами потребители и поставщики определяют уровень доступности финансовых услуг. Важнейшими барьерами к пользованию финансовыми услугами для потребителей являются высокая сложность финансовых продуктов и отсутствие унифицированного представления их характеристик и условий пользования, а также надежность поставщика как организации, деятельность которой прозрачна и понятна для её клиентов. 

С точки зрения поставщиков услуг, основными барьерами к финансовой доступности являются высокая стоимость продуктов и услуг, их ограниченный ассортимент и физический доступ к различным сервисам и каналам. Также серьезной проблемой остается низкий уровень финансовой грамотности населения, который приводит к тому, что многие потребители не понимают различий между продуктами или даже не осознают, что пользуются некоторыми из них; в частности, путают различные виды автострахования, дебетовые и кредитные карты, обязательное и дополнительное медицинское страхование. 

Особого внимания заслуживают тенденции пользования финансовыми услугами – россияне гораздо более активно пользуются кредитными услугами (39%) по сравнению со сберегательными (24% или 15%, если исключить счета до востребования). Особенно ярко эта тенденция проявляется среди самого малообеспеченного сегмента (менее 3000 руб. на человека в месяц), в котором число пользователей сберегательными услугами в пять раз меньше, чем среднем по стране, но при этом число пользователей краткосрочными кредитами примерно такое же, как и среди других категорий пользователей. Следует также отметить, что среди самого малообеспеченного сегмента наблюдается самая высокая доля тех, кто не пользуется никакими финансовыми услугами – 53% по сравнению с 23% в среднем по России. 

Более подробную информацию о результатах исследования вы можете получить в нашей рубрике "База знаний".

По материалам НАФИ

Теги:
#
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

ЕЩЁ НОВОСТИ