Регионы обеспечили почти половину оборота электронной торговли в России в 2011 г.
Электронная торговля в регионах в 2011 г. обогнала по
темпам роста Москву в 2 раза. На провинциальных пользователей приходится больше
50% заказов, сделанных в российских интернет-магазинах в 2011 г. Чаще всего в
регионах покупали через Интернет билеты, одежду и обувь, бытовую технику и
портативные устройства.
К таким выводам пришли исследователи Data Insight в анализе рынка
электронной коммерции в России в 2011 г. Аналитики объясняют, что
интернет-магазины предлагают уникальные товары по разумным ценам относительно
местной розницы. Следуя той же логике, продвинутые жители столицы заказывают
на зарубежных торговых площадках товары, которых либо вообще нет в Москве, либо
они значительно дороже. Самые активные пользователи интернет-магазинов в
регионах живут на Сахалине, Ямале, в Магадане, на Камчатке и в Якутии.
Центральная Россия по доле пользователей интернет-магазинов в
интернет-аудитории уступает также Уралу: среди наиболее крупных рынков
исследователи выделяют Свердловскую и Челябинскую области и Ханты-Мансийский
округ. На долю регионов приходится 140 млрд из 310 млрд руб. общего объема
рынка в 2011 г. (45%). По обороту лидируют столичный регион (45%) и
Санкт-Петербург с областью (11%), а третьим стал Екатеринбург (4%).
В регионах наибольшей популярностью пользуются билеты на поезда и самолеты –
на их долю приходится 27% рынка. На втором месте по обороту в регионах одежда и
обувь (17%). Бытовая техника закрывает тройку категорий – лидеров электронной
коммерции вне Москвы (14%). Также там часто покупают в online портативную технику, компьютеры, оргтехнику, книги и товары для детей.
Доверием покупателей пользуются в основном федеральные интернет-магазины, через
их web-сайты в 2011 г. сделано две трети заказов.
Помимо географической экспансии интернет-магазинов аналитики отмечают
стремление online-ритейлеров к универсальному ассортименту. С появлением сильных брендов web-сайты перестают бороться за поисковый трафик и
развиваются за счет широкой товарной линейки, используя привлеченную клиентскую
базу. Интернет-магазины стремятся приблизиться к массовой аудитории за счет
интеграции с терминалами (например, Enter и «Почта России») и использования
бумажных каталогов.
«Опережающий рост регионов в электронной торговле объясняется потенциалом
местных пользователей за счет обилия пользователей, которые только начали
свершать покупки, и они начнут свершать покупки в online. В дополнение пользователи из крупных городов все чаще стали совершать
покупки в интернет-магазинах, обеспеченных запасом товаров и пунктами выдачи в
этой местности», – объясняет аналитик Data Insight Борис Овчинников. По
приросту продаж выделяются малые города и села: здесь наибольшим спросом в online пользуются одежда и обувь, отмечает аналитик.
Объем рынка электронной торговли в 2011 г. вырос относительно предыдущего
года на 29%, до 310 млрд руб. Data Insight прогнозирует рост рынка в текущем
году на 25%, до 390 млрд руб., а к 2015 г. оборот интернет-магазинов увеличится
в 2,3 раза, до 710 млрд руб.
Ознакомиться с другими новостями по данной тематике
Вы можете в рубрике Retail &
Loyalty и Исследования и
обзоры
По
материалам РБК daily