19.07.2012, 12:02
Количество просмотров 93

Только 1% покупателей телефонов в РФ будет пользоваться NFC через год

Все крупные российские операторы связи уже запустили в текущем или прошлом году проекты, позволяющие использовать телефон с NFC в...
Только 1% покупателей телефонов в РФ будет пользоваться NFC через год

Толковый словарь

Только 1% покупателей телефонов в РФ будет к середине 2013 г. оплачивать покупки и услуги при помощи аппаратов с технологией NFC, заявил в интервью СМИ специалист по мобильной коммерции компании MegaLabs, 100-процентной «дочки» оператора «Мегафон» Денис Зырянов.

NFC считается во всем мире одной из наиболее перспективных технологий для развития идеи бесконтактных платежей, с помощью как мобильной электроники, так и банковских карт. Все крупные российские операторы связи уже запустили в текущем или прошлом году проекты, позволяющие использовать телефон с NFC в качестве платежного средства (например, на транспорте), однако они пока не рассчитаны на массовую аудиторию и носят экспериментальный характер.

По мнению Д. Зырянова, занимающего в MegaLabs пост директора по финансовым услугам, все эти проекты, не ставшие по-настоящему успешными, основаны на не слишком удобных временных технических решениях, к которым операторы были вынуждены прибегнуть из-за практически полного отсутствия на рынке телефонов с поддержкой NFC.

Через год ситуация с доступностью технологии в России может улучшиться, полагает Д. Зырянов. По его оценке, к середине 2013 г. каждый четвертый телефон, продаваемый в стране, будет смартфоном, каждый пятый смартфон будет поддерживать NFC, и каждый пятый владелец такого смартфона захочет обратиться в подходящий банк, чтобы выпустить банковскую карту для особой SIM-карты с поддержкой NFC (подобный сервис, к примеру, уже запустил оператор МТС).

«Получим, что примерно 1% покупателей телефонов в России в следующем году будут готовы использовать NFC-сервисы», – резюмирует Д. Зырянов.

Оценка эксперта аналитического агентства Telecomdaily Дениса Кускова более оптимистична: по его мнению, число пользователей платежных NFC-сервисов может достичь 3% от числа покупателей телефонов. И Кусков, и Зырянов ставят этот показатель в зависимость от пока оставляющей желать лучшего распространенности платежных терминалов с поддержкой NFC и действий самих операторов связи, которым необходимо найти правильные пути для продвижения сервисов.

Конкуренция с банковскими картами

Операторы при организации NFC-платежей должны рассчитывать на некоторые отчисления от продавца товаров и услуг, а не на деньги потребителя за счет повышения конечных цен: только так бесконтактные платежи смогут претендовать на массовость, полагает Д. Зырянов.

Операторы не единственные, кто претендует на этот рынок: в ряде стран организацией платежей с помощью NFC-телефонов занимаются и производители смартфонов, и создатели мобильных программных платформ. Однако, по мнению Д. Зырянова, российским банкам, с пользовательских счетов которых собственно и производится оплата, проще договориться об организации сервиса с отечественными операторами, чем с зарубежными компаниями. Главный же конкурент операторов – банковские карты с NFC, уже выпускаемые несколькими банками в стране.

Для обеспечения универсальности работы NFC-сервисов нужно делать их совместимыми с мировыми стандартами крупнейших платежных систем MasterCard PayPass и Visa payWave, созданными под банковские карты с NFC, говорит Д. Зырянов. Он обращает внимание на то, что российские банки совместно с этими платежными системами стали активно строить эквайринговую сеть, которой могут пользоваться и владельцы совместимых NFC-телефонов.

«Конечно, даже когда сервис станет массовым, все на телефоны не перейдут. Статистика очень развитой в области бесконтактных платежей Японии свидетельствует, что только 25-30% людей использует телефоны, а остальные – карты. Но и эти 30 – огромный рынок», – отметил эксперт.

Д. Кусков в своей оценке близок к специалисту «Мегафона», – по его мнению, операторы могут в конкуренции с банковскими картами занять от четверти до трети рынка NFC-платежей в России.

Зарождающийся рынок

В России у «Мегафона», «Вымпелкома» (бренд «Билайн») и МТС есть несколько проектов по оплате проезда в общественном транспорте. Такие услуги, по мнению Зырянова, еще долгое время останутся драйвером роста NFC-сервисов в России. Есть и другие небольшие проекты, к примеру, сервис МТС для оплаты топлива на автозаправках. Все эти действующие сейчас сервисы ввиду отсутствия телефонов с NFC базируются на различных дополнительно встраиваемых и не всегда надежных внешних модулях, обеспечивающих нужный функционал.

«Мы для себя решили, что никакого смысла дальше «играться» в промежуточные фазы нет, и пора делать полноценный сервис на базе телефонов с NFC. В частности, мы тестируем несколько вариантов SIM-карт на совместимость с действующими и перспективными проектами и моделями», – сказал Д. Зырянов.

Производители по всему миру по итогам 2012 г. продадут порядка 100 млн смартфонов с NFC, что более чем в 3 раза превысит показатель 2011 г., прогнозируют аналитики из Berg Insights. Производители выпустили на рынок в прошлом году более 40 моделей таких устройств, лишь малая часть из которых попала в Россию.

По данным ведущего мирового производителя микроэлектроники NXP, участвующего в разработке десятков моделей смартфонов и планшетов с NFC, доля смартфонов с поддержкой этой технологии составила в минувшем году 10% вместо прогнозируемых 16%. По оценке компании NXP, всего в мире в 2011 г. было отгружено 445 млн смартфонов. По прогнозам на 2012 г., доля смартфонов с поддержкой NFC составит 20% при ожидаемых отгрузках на уровне 600 млн смартфонов.

Если прогнозы сбудутся, то телефонов с NFC, которые помогли бы операторам избавиться от костылей в виде дополнительных приспособлений, появляется в России все больше. Модуль NFC, к примеру, встроен в смартфон Samsung Galaxy S III, Nokia 808 PureView и Nokia Lumia 610, уже продающиеся в стране. Поддержка NFC реализована и в первом планшете Google – Nexus 7, однако это устройство в России пока не продается. По слухам, NFC-чип будет и в следующем Apple iPhone.

«Платежная сфера очень консервативна. Реально об NFC как о бизнесе можно будет говорить через 3-5 лет, а после этого его ждет очень долгий жизненный цикл, измеряемый десятилетиями» – констатирует Д. Зырянов.

Он предполагает, что NFC выйдет за рамки платежей, которые представляют собой небольшой элемент в длинной цепочке от осознания необходимости что-то купить до послепродажного обслуживания. «Платежные технологии, как я вижу, будут расширяться в обе стороны по этой цепочке, больше помогая потребителю. Базовую технологию менять при этом не обязательно», – подвел итог Д. Зырянов.

По материалам digit.ru/РИА Новости

Теги:
#
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

ЕЩЁ НОВОСТИ