Внедрение программ «умного» страхования может существенно повлиять на страховую сферу
К «умному» страхованию можно отнести такой вид страхования, где при расчете страховых взносов и страховых выплат участвует M2M-взаимодействие – к объекту страхования подключается специальное устройство, собирающее данные о месторасположении, а также о различных характеристиках объекта, важных как для определения страховых случаев, так и для расчетов их стоимости.
Прикладное применение страхования в таком виде наиболее распространено в сегменте страхования транспортных средств, однако также может найти применение в личном страховании и страховании грузов.
В России на сегодняшний день наиболее развитым сегментом в этой области является автострахование, при котором специальное телематическое устройство, установленное в автомобиле, регистрирует и может передавать (в том числе в режиме реального времени) данные о состоянии автомобиля и о манере вождения водителя, благодаря чему появляется возможность уменьшить риски благодаря большему набору данных, на основании которых принимается решение как по страховому случаю, так и по размеру страховой премии.
Внедрение программ «умного» страхования может существенно повлиять на страховую сферу. Прежде всего речь идет об увеличении клиентов, приобретающих полис КАСКО в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день не более 40–45 % автомобилей выезжают из автосалонов застрахованными по полису каско, еще около 15 % — машины, чьи владельцы предпочитают страховаться через агентские сети. В результате потенциал неохваченных каско клиентов за 2015 год составил около 40 %, то есть порядка 1 миллиона транспортных средств (на начало 2015 года относительно 1 января 2014 года емкость автопарка в России выросла на 6,3 %, или на 2 340 531 автомобиль.
Каско с телематическим устройством на российском страховом рынке сегодня предлагают следующие компании: «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «Интач Страхование», «Важно. Новое страхование», «Уралсиб страхование» и «Либерти Страхование».
Основными драйверами роста рынка «умного» страхования являются:
- заинтересованность страховых компаний в снижении уровня аварийных ситуаций на дорогах (наличие телематического оборудования является сдерживающим фактором для агрессивной езды);
- возможность экономии на страховых взносах для владельцев транспортных средств;
- возможность предоставления дополнительных услуг, например, противоугонных, E-Сall, B-Сall и т. д.;
- общая мировая тенденция к росту числа внедренных телематических решений в автостраховании.
По данным J'son & Partners Consulting, рынок ожидает бурный рост. Так, совокупный объем рынка «умного» автострахования к концу 2015 года в России составит не более 30 000 заключенных «умных» полисов, а к 2020 году – порядка 3,3 млн действующих «умных» полисов; проникновение «умного» автострахования достигнет 52 %.