Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Качество скоринга в МФО превосходит банки?

Спонсор рубрики

12:31, 31 Августа 2016 Количество просмотров 1020 просмотров

Объемы просроченной задолженности в микрофинансовых организациях (МФО) сокращаются, тогда как в потребительском кредитовании идет рост количества просроченных кредитов. Минус 5,3% просрочки в МФО и плюс 0,9% в потребкредитовании за I полугодие 2016. Такое положение эксперты связывают с внедрением в МФО качественно новых скоринговых программ. Сергей Седов, генеральный директор сервиса онлайн-займов "Робот Займер", отвечает на вопрос: превосходит ли качество скоринга в МФО банки?

скоринг.jpg

«Что касается кредитования физических лиц, то есть прогнозы, связанные с тем, что рост просрочки может во втором полугодии остановиться, даже есть прогнозы, что может смениться на неуверенную противоположенную тенденцию», говорит первый зампред ЦБ Алексей Симановский. Однако неясно, на каком значении рост просрочки остановится.

Сейчас сокращение объемов просроченной задолженности отмечают только на рынке микрокредитования. К примеру, в компании “Займер”, показатель NPL 30+ в первом полугодии сократился на 11,4%. Улучшение скоринга играет в этом большую роль. Многие эксперты заявляют, что его качество в МФО сегодня превосходит банки.

Сравнение, неприемлемое для обеих сторон

Напрямую сравнивать качество скоринга в банках и МФО неправильно. У банков многоступенчатая проверка платежеспособности. Программный комплекс, используя метод регрессионного анализа с перестроением скоринговых карт, дает предварительную оценку. Данные заемщика в динамике сравнивают со списком показателей идеального клиента – размер доходов, недвижимость, текущую кредитную нагрузку и так далее. Скоринговая программа делает примерно 30% работы, затем документы «вручную» проверяют сотрудники службы безопасности. Метод сложный и дорогой, но это оправдывают большие объемы выдачи. Средний размер банковского кредита в 2015 году, по оценке НБКИ, составлял 213 тысяч рублей. Главный критерий банковского скоринга - финансовая способность заемщика обслуживать кредит. Учитываются также методики классификации заемщиков, описанные в Указании Банка России № 254-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности”

МФО нужен другой скоринг. Размер микрозайма в формате «деньги до зарплаты» меньше 10 тысяч рублей, нормальной считается себестоимость обработки заявки порядка 100 рублей. Это исключает “ручную” проверку и ограничивает доступ к платным информационным сервисам. Заявка рассматривается буквально несколько минут, за одно посещение сайта или офиса МФО. Программный комплекс должен автоматически выносить окончательные решения. Когда сумма займа меньше месячного дохода, нет смысла тщательно оценивать финансовое положение клиента. Возврат такого долга – вопрос расстановки приоритетов. В скоринге на первое место выходит оценка личности заемщика, его пунктуальности и ответственности. Многие МФО все еще используют софт, созданный под потребности банковского сектора. Он неплохо работают для направления antifraud - выявления кредитного мошенничества. В оценке рисков для МФО эффект невелик.

Хочешь, чтобы это было сделано хорошо - сделай сам

“Самостоятельная разработка скоринговых программ - здоровая тенденция МФО. К примеру, мы основали данное направление на принципах автоматизации бизнес процессов методами машинного обучения. Как это выглядит на практике? Вместо скоринговой карты пять базовых сценариев. Каждый исходит из возможной причины обращения за займом, ни один не является предпочтительным. Такова идеология микрокредитования. Идеальный клиент банка берет новые кредиты по мере роста доходов, а за микрозаймами обращаются в экстренных ситуациях”, - комментирует Сергей Седов, глава сервиса “Робот Займер”.

МФО могут спрогнозировать проблемы заемщика и гибко подойти к оценке платежеспособности. Для этого используются неструктурированные данные, Big Data. Похоже на методы поисковых систем, таких как Матрикснет компании Яндекс. Поисковик, чтобы выбрать самые подходящие результаты по каждому запросу, анализирует интересы конкретного пользователя – возраст и пол, историю предыдущих запросов, гео-данные и многое другое.

Перспективы, от глобальных до прикладных

На рынке есть фирмы, которые предлагают скоринг на условиях аутсорсинга. Они используют системы с элементами машинного обучения и обслуживают до нескольких десятков компаний. Теоретически, доступ к большим объемам данных должен обеспечить качество скоринга выше, чем у скоринговых систем, разработанных под конкретные технические задания банков и МФО,. На деле сторонняя оценка не слишком эффективна.

Проблема глобальных сервисов в том, что они изучают только заемщика и не видят кредитора. Не у всех МФО одинаково «дружелюбный интерфейс». Различаются качество службы поддержки, способы погашения задолженности, расчет процентов. Уровень рисков при выдаче займа одному и тому же клиенту для разных МФО будет разным. Любая скоринговая оценка глобального оператора нуждается в корректировке под конкретного кредитора.

На сегодняшний день потенциал работы с просрочкой в МФО не исчерпан. В ближайшие полтора-два года возможно снижение коэффициента просроченной задолженности до 16-17% по методике расчетов НБКИ. Большую роль здесь сыграет разделение МФО на микрофинансовые и микрокредитные компании. Компании из топ-100 МФО, которые реорганизуются в МФК, занимают сейчас порядка 50-55% рынка микрокредитования. Они вкладывают в совершенствование скоринга значительные средства и стабильно снижают уровень просрочки. Но небольшие МКК, получив упрощенные требования по отчетности, могут нарастить портфель за счет ухудшения его качества.

По материалам Займер, PLUSworld.ru


Как вам статья?
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Комментарии (1):

Юлий Гольдберг (SAS), 16:24, 31 Августа 2016

Во первых, нужно учитывать эффект базы. Просрочка в МФО доходит почти до 50% и, конечно, если применять хоть какие-то методы оценки рисков и инструменты скоринга, то можно добиться ее снижения. Во вторых, уровень просрочки сильно зависит от аппетита к риску акционера кредитной или микрофинансовой организации. Ведь именно исходя из максимально допустимого акционером уровня риска настраивается уровень отсечения в скоринговой системе. Ни в одной системе нет такого, чтобы она отсекала всех плохих и пропускала всех хороших. Кто-то в МФО должен решать сколько хороших заемщиков можно отсечь по ошибке приняв их за плохих, сколько плохих можно пропустить по ошибке приняв их за хороших. Возможно, просто МФО наелись просрочки настолько, что акционеры решили немного закрутить гайки, а кризисная ситуация и увеличение потока желающих взять займ в МФО позволили МФО закрутить гайки без снижения объема портфеля. С тем, что для каждой организации нужна своя скоринговая система и что бессмысленно копировать банковские скоркарты в МФО и наоборот абсолютно согласен. Но опять же, если просрочка 50%, то даже плохонькая скоринговая система даст очень большой эффект.



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи




Новости по теме

00:22, 29 Августа 2016 Количество просмотров 640 просмотров
6% заемщиков МФО и 4% заемщиков банков никогда не изменяют кредитору
В рамках исследования Zaim.com было выявлено, что 6% заемщиков МФО и 4% заемщиков банков никогда не изменяют своему кредитору, а именно, имеют более 3-х погашенных и непогашенных кредитных обязательств только перед одной организацией.
11:02, 26 Июля 2016 Количество просмотров 639 просмотров
Инвестиции в МФО сокращаются
Согласно данным ЦБ, рынок микрофинансирования в России теряет былую привлекательность для инвесторов. По данным регулятора, в 2015 году объем инвестиций от независимых юрлиц, граждан и собственников в микрофинансовые организации (МФО) сократился почти на 20%.
14:21, 30 Марта 2016 Количество просмотров 1177 просмотров
Банк России о сроке возврата МФО привлеченных денежных средств
ЦБ обозначил сроки возврата действующими микрофинансовыми организациями привлеченных денежных средств. Такое уточнение потребовалось в связи со вступлением в силу с 29 марта поправок в закон № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», в соответствии с которыми все МФО разделяются теперь на два вида: микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК).


Новости по тегам мфо, банк, скоринг,
11:20, 21.10.2016 Количество просмотров 738 просмотров
Рынок МФО: «смертность» превышает «рождаемость»
Соответствующий обзор по итогам июля – середины октября 2016 г. подготовил информационный портал Zaim.com
12:50, 19.09.2016 Количество просмотров 562 просмотра
Четверть клиентов онлайн-МФО - молодые люди
Объединенное Кредитное Бюро и сервис онлайн-кредитования Е заем провели совместное исследование возраста клиентов банков и онлайн-МФО. Оценивались возрастные группы клиентов, которые обращались в банки и в онлайн-МФО, начиная с I половины 2014 года.
12:35, 14.07.2016 Количество просмотров 665 просмотров
Банк России расширил список идентификаторов заемщиков МФО
Банк России может доверить идентификацию клиентов микрофинансовых организаций (МФО) не только крупным банкам, как предполагалось ранее, но и небанковским кредитным организациям (НКО), в том числе системам денежных переводов и электронных денег, сообщают СМИ.

обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?