11.11.2013, 11:50
Количество просмотров 121

ЦБ РФ нашел нарушения в работе транспортных карт "Тройка"

В функционировании одного из самых раскрученных проектов московских властей — транспортной карты "Тройка" - Банк России...
ЦБ РФ нашел нарушения в работе транспортных карт "Тройка"

Банк России настоятельно просит мэрию Москвы найти банк, который будет обслуживать один из самых популярных социальных проектов - транспортную карту "Тройка".  

Сообщается, что у регулятора вызывают вопросы несколько подобных проектов в разных регионах страны, московских карт претензии ЦБ касаются в первую очередь. Соответствующее обращение в правительство Москвы было недавно отправлено. 

О том, что Центральный банк обратился к эмитентам транспортных карт с предложением привести их функционирование в соответствие с законом "О национальной платежной системе (НПС)", также сообщил на прошлой неделе завсектором методологии департамента регулирования расчетов Банка России Павел Сумбулов. Это признание прозвучало в ответ на упрек, что ЦБ не реагирует на тот факт, что с помощью транспортных карт осуществляются расчеты с третьими лицами, но никакие кредитные организации в схеме их функционирования не участвуют. По словам Сумбулова, "если вы формально по всем признакам подпадаете (под определение электронных денег в законе о НПС), то есть смысл рассмотреть вопрос о привлечении кредитных организаций к деятельности схемы, чтобы соответствовать закону о НПС". Москва не уникальна в своих нарушениях законодательства об электронных деньгах. "Данные об использовании похожих схем поступают из очень многих регионов. Будет прорабатываться вопрос единой методологии работы с ними", - заверил на прошлой неделе на конференции Сумбулов. В Банке России отказались официально прокомментировать факт обращения в мэрию, заявив, что "внутренние рабочие документы не обсуждаются". 

В департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы подтвердили факт обращения ЦБ по поводу карт "Тройка". До конца года там собираются провести конкурс по отбору банковской организации, которая будет обслуживать платежи внутри системы.  

Источник, знакомый с проблемой, заверил, что обращение ЦБ в правительство Москвы связано со ссылкой на карту "Тройка" других участников рынка, у которых ЦБ пытается найти признаки электронных денег. Буквальное следование закону заставит транспортников либо заниматься несвойственной им банковской деятельностью, либо привлекать в качестве партнера банки. Как минимум это увеличит их издержки, предупреждают эксперты. Они не видят в этом никакого смысла: регулирование электронных платежей вводилось для противодействия легализации теневых доходов. Использование для этого транспортных карт было бы слишком экзотично. Они уверены, что легче исправить закон. Тем более что операторы сотовой связи, которые предоставляют услугу оплаты с помощью SMS, уже добились выведения себя из-под закона "О НПС". 

Павел Сумбулов, завсектором методологии департамента регулирования расчетов Банка России  сообщил: "С появлением регулирования электронных денежных средств появились также и субъекты, ему не соответствующие. В связи с этим Банком России в течение около полугода проводится работа по выявлению схем расчетов с признаками нарушений требований закона о НПС, установленных в отношении перевода электронных денежных средств и операторов электронных денежных средств, реализуемых некредитными организациями. В рамках указанной работы проводится анализ порядка функционирования указанных схем расчетов, переговоры с реализующими их организациями, которым разъясняются требования действующего законодательства. В числе прочих к указанным схемам относятся схемы оплаты услуг транспортных компаний с использованием единых проездных билетов. Информация о таких схемах поступает из многих регионов, и Банк России высказывал свою позицию о необходимости приведения данных схем в соответствие с требованиями закона о НПС. В связи с разнообразием реализуемых схем расчетов с признаками нарушений представляется целесообразной разработка единой методологии работы с ними. 

У электронных денежных средств есть ряд ограничений при совершении операций с ними. Указанные ограничения зависят от того, кто является клиентом кредитной организации, и является ли этот клиент идентифицированным. Ограничения касаются лимитов на остаток электронных денежных средств, а также характера и объемов совершаемых с электронными денежными средствами операций. В рамках работы над совершенствованием действующего регулирования порядка совершения операций с электронными денежными средствами были предложения изменить существующие ограничения или отказаться от их части. При этом Банк России придерживается позиции, что при внесении изменений в действующее регулирование необходимо не допустить возможности совершения с электронными денежными средствами операций, направленных на легализацию доходов, полученных преступным путем, посредством сохранения ограничений, эффективно способствующих противодействию таким операциям. 

По указанной причине не были поддержаны предложения об установлении в законодательстве возможности получения наличными деньгами остатка электронных денежных средств клиентов, не прошедших процедуру идентификации. Кроме того, были предложения об отмене необходимости уведомления кредитными организациями клиентов, не прошедших процедуру идентификации, о совершаемых операциях. Указанные предложения также не были поддержаны Банком России. С принятием закона о НПС предоплаченные карты стали рассматриваться как электронные средства платежа, предназначенные для совершения операций с электронными денежными средствами. При этом в Банк России поступали предложения вновь разделить регулирование предоплаченных карт и электронных денежных средств, которые не были поддержаны в том числе потому, что указанный подход порождает концептуальное противоречие между действующим регулированием безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств и предлагаемым регулированием расчетов с использованием предоплаченных карт, поскольку при сходстве принципов двух форм расчетов во втором случае отсутствуют ограничения по перечню допустимых операций". 

Официальный комментарий департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы:

"Департамент транспорта всегда руководствуется директивами и распоряжениями ЦБ РФ, работая исключительно в рамках правового поля. В настоящее время готовится техническое задание на выбор кредитной организации - оператора для обслуживания новых сервисов транспортной электронной карты "Тройка". Ориентировочно в конце 2013 года она будет определена и запущен сервис оплаты баланса транспортной карты через сайт. Для обслуживания платежей через сайт и мобильное приложение будет выбран один партнер. До июня 2014 г. карта "Тройка" будет использоваться для оплаты проезда на всех видах общественного транспорта (метрополитен, монорельс, троллейбус, автобус, трамвай, железнодорожное пригородное сообщение) согласно договору совместного использования, заключенного между этими транспортными операторами. В перспективе карта "Тройка" будет использоваться для расчетов между всеми операторами транспортных услуг города, включая "Аэроэкспресс", парковки и другие услуги".  

По материалам Финмаркета

Теги:
#
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ