01.09.2016, 09:54
Количество просмотров 78

Китай: центральный банк создает независимый клиринговый центр для онлайн-транзакций

Это станет одним из ключевых шагов в обеспечении более строгого контроля за национальным рынком платежных услуг, предоставляемых...
Китай: центральный банк создает независимый клиринговый центр для онлайн-транзакций

Костяк динамично развивающегося рынка онлайн-платежей и финансовых услуг Китая составляют около 200 небанковских платежных компаний, лидирующие позиции среди которых занимают Alipay, входящая в группу компаний Alibaba Group, и Tenpay – одна из компаний холдинга Tencent Holding. Однако, по данным портала caixin.com, эти компании были замечены в уклонении от необходимого надзора регулирующих органов. В конце июля 2016 года Народный банк Китая утвердил план создания новой клиринговой платформы для обработки всех транзакций, идущих через платежные онлайн-системы, используя для этого стандартные протоколы и правила. С этого момента рынок находится в ожидании серьезных инфраструктурных перемен.

Китайская платежно-клиринговая ассоциация (PCAC) – отраслевая группа, в состав которой входят банки и поставщики платежных сервисов, участвует в проработке вопросов создания будущего клирингового центра и намеревается стать одним из его инвесторов. Ассоциация разработает план, утверждаемый центральным банком, в котором будет указано место нахождения клирингового центра и описана его управленческая структура. По данным портала, ссылающего на несколько различных источников, основная задача заключается в том, чтобы «гарантировать контролируемость клирингового центра центральным банком».

Решение о создании центра последовало после выхода в последние несколько месяцев ряда правил, направленных на регулирование сервисов онлайн-платежей, в том числе тех, которые ужесточают требования к поставщикам платежных услуг в отношении проверки идентификационных данных их клиентов. Правила отражают обеспокоенность регулятора тем, что некоторые поставщики платежных услуг являются всего лишь ширмой для финансового мошенничества, отмывания денег и иной преступной деятельности.

Оффлайн-платежи, совершаемые, например, через POS-терминалы в торговых центрах, главным образом обрабатываются клиринговой системой правительственной банковской ассоциации Cnina UnionPay. Однако большинство онлайн-платежей, проводимых через так называемых небанковских поставщиков платежных услуг, обрабатываются децентрализовано, на основании соглашений, которые платежные компании самостоятельно заключают с банками. В результате банкам сложнее придерживаться унифицированных стандартов и контролировать риски.

Кроме того, прежде чем транзакции проходят клиринг, средства, предназначенные получателю платежа, хранятся на банковском счете поставщика платежных услуг, что вызывает опасения в отношении возможности их нецелевого использования. Согласно данным, предоставленным PCAC, в 2015 г. небанковские поставщики платежных услуг обработали онлайн-транзакции на сумму 24,2 трлн юаней – на 42% больше по сравнению с 2014 г.

Запутанные схемы движения капитала, характерные для небанковских платежных компаний, уже давно вызывают беспокойство у центрального банка по причине их непрозрачности и несоответствующего контроля рисков. «В случае наступления кризиса ликвидности он, в силу особенностей Интернета, быстро станет системным кризисом, и ни одна платежная компания не может позволить себе такие риски», – заявил один из сотрудников центрального банка, пожелавший сохранить свою анонимность.

По материалам The Paypers, PLUSworld.ru

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ