Расходы банков по карточным транзакциям возрастут
С конца декабря 2012 г. вступают в силу положения закона «О
национальной платежной системе» (НПС), обязывающие банки возмещать
клиентам-физлицам 100% суммы любой оспоренной операции, совершенной без
согласия клиента, в случае если банк не докажет нарушение клиентом порядка
использования ЭСП (системы «Банк–клиент», карт, банкоматов, платежных
терминалов, электронных денежных средств).
Банк России в марте 2012 г. опубликовал письмо, в
котором разъяснил, что эти нормы закона помогут избежать ситуаций, когда в силу
определенных обстоятельств, а также мошеннических действий третьих лиц денежные
средства клиента могут быть без его ведома списаны со счета.
«Принимая во внимание социальную значимость
указанных норм закона об НПС, сообщаем о целесообразности использования
кредитными организациями различных способов уведомления клиента о произведенной
им операции с предоставлением клиенту права выбора способа доведения до его
сведения указанной информации», – говорится в письме. Таким образом, до конца
года банкам предстоит определиться, каким образом они будут уведомлять клиента
о любой совершенной им транзакции через ЭСП.
«Способом по умолчанию является извещение клиента по
электронной почте или SMS-сообщением
на мобильный телефон. Ожидаемой проблемой является потенциальная неполнота
информации о клиенте. В этом случае банк будет прибегать либо к лобовым
опросным методам, либо к методам мягких блокировок или ограничений операций при
недостаточности контактной информации. Кроме этого банк планирует активизацию
продаж современных продуктов, использующих более тесные контакты с клиентами, –
web-банкинга,
мобильного банкинга», – сообщил директор департамента процессинга банка
«Петрокоммерц» Александр Цуркин.
О намерении уведомлять клиентов через SMS-сообщения рассказали также в банке
«Интеркоммерц» и Райффайзенбанке. В банках также планируют использовать
альтернативные каналы передачи информации, например электронную почту или
сообщения через систему «Банк – клиент». Банки прогнозируют определенный рост
расходов на рассылку уведомлений. «Расходы ожидаются пропорциональные размерам
бизнеса, думаю, они в разы возрастут от существующего уровня», – заявил А. Цуркин
из «Петрокоммерца».
«Расходы на доставку сообщений, несомненно,
вырастут, но, как мы надеемся, не катастрофично. Практически все активные
держатели карт в настоящее время уже подключены к услуге SMS-информирования, а не подключенные
к сервису клиенты, как правило, достаточно редко используют карту», – сообщила
начальник управления развития бизнеса платежных карт банка «Интеркоммерц» Алла
Бахова.
При этом она отметила, что после принятия закона
значительно возрастут затраты на клиентскую поддержку, проведение
«антифродовых» расследований – действий в целях предотвращения мошеннических
операций.
«Безусловно, расходы возрастут, но не
пропорционально количеству, так как по договорам с нашими партнерами стоимость
одной SMS
должна будет уменьшаться при увеличении объемов», – сообщила начальник отдела
развития альтернативных каналов продаж Райффайзенбанка Татьяна Белозерова.
Между тем вступающие в силу нормы закона, призванные
защитить клиентов от мошеннических действий, могут, по мнению экспертов, дать
обратный эффект и активизировать мошенников. Предположений относительно
возможных схем банкиры не делают, но, как заметила А. Бахова, аферисты
используют «любую возможность для незаконного обогащения».
Ознакомиться с другими новостями по данной тематике
Вы можете в рубрике Национальная
платежная система
По материалам Прайм