Павел Александров: 2016 год стал одним из самых удачных для Ingenico Russia

 
С какими результатами заканчивает год крупнейший поставщик
POS-терминального оборудования в России? Что изменилось
в связи с переходом банков на прямые контракты с вендорами?
Зачем нужен переход на платформу TETRA, планируемый в 2017 году, самим заказчикам, если линейка Telium уже зарекомендовала себя лучшей на рынке?
Эти и другие вопросы журнал «ПЛАС» обсуждает в беседе с Павлом Александровым, генеральным директором ООО «Инженико».
Ingenico - Plusworld
— ПЛАС: В начале нашей беседы – несколько слов о том, с какими результатами Ingenico Russia подходит к 2017 году.
— П. Александров: 2016 год оказался для Ingenico Russia наиболее удачным за последние несколько лет. При этом по ряду показателей, таким как выручка, развитие проектов, объемы поставок POS-терминального оборудования, реальные результаты заметно превысили наши первоначальные прогнозы.
Динамично развивается и наше локальное производство. Как вы знаете, 8 августа 2016 года с конвейера завода Ingenico в Твери сошел российский POS-терминал с номером «1 000 000». Это означает, что в России нами накоплен огромный опыт производства сложной современной техники.
Уходящий год ознаменовался и еще одним важным для нас событием – наша компания, так много сделавшая для развития платежной российской инфраструктуры, заняла достойное место в экспозиции «История денег» выставочного центра «Монетный двор», открывшейся в отреставрированном здании Аннинского кавальера Петропавловской крепости. Согласно своему названию, данная экспозиция отражает практически все этапы истории денежного обращения в России – с древнейших времен до XXI века. И платежное оборудование Ingenico служит здесь экспозиционным материалом, наглядно иллюстрирующим современные инструменты приема и обработки карточных платежей, наряду с уникальными предметами из собрания Спецфонда Гознака и Мюнцкабинета Санкт-Петербургского монетного двора – филиала АО «Гознак». Подчеркну, что все представленные нами в витрине экспозиции терминалы и ПИН-пады произведены в России. Помимо POS-терминального оборудования мы разместили здесь инновационное устройство самообслуживания производства Ingenico – платежный терминал со специально открытыми частями корпуса, позволяющими посетителям экспозиции увидеть внутренние процессы обработки монет и купюр.
Мы продолжаем идти в ногу со временем. Так, в 2016 году компания Ingenico Russia получила статус сертифицированной лаборатории для национальных карт ПС «Мир».
Ingenico Russia в цифрах и фактах
1-й в России
проект биометрической идентификации
на POS-терминале
1 млн
POS-терминалов,
произведенных в РФ
1-я в стране
реализация технологии захвата подписи клиента
А на фоне вступления в силу поправок в Закон 54-ФЗ мы активно реализуем совместный проект с «Эвотором» в рамках сотрудничества со Сбербанком.
Наряду с этим стоит отменить ряд инновативных разработок компании на вертикальных рынках. Набирает обороты производство автоматизированных депозитарных машин (АДМ), революционно меняющих подходы к работе с наличностью. Потребность в данных решениях весьма высока, и здесь открываются очень хорошие перспективы. Также следует отметить наш проект для автозаправочного бизнеса, где реализована схема «все в одном» – прием наличных и безналичных платежей, карт лояльности и топливных карт, контактных и бесконтактных, чиповых и «магнитных» карточных продуктов, приложений смартфона, а также учет и мониторинг товарных позиций.
Отдельного упоминания заслуживает проект по безналичной оплате штрафов ГИБДД непосредственно в автомобилях ДПС, стартовавший с нашим участием в Казахстане и Таджикистане. В процессе еще несколько значимых проектов, которые, верю, будут реализованы в скором времени.
Если же говорить об успехах нашей материнской компании Ingenico Group в уходящем году, то они еще более впечатляющие. Так, по данным Nilson Report, в 2016 году Ingenico в 10-й раз подряд стала крупнейшим производителем платежных терминалов в мире – факт, дающий нам более чем объективный повод для гордости!
Возвращаясь к результатам деятельности Ingenico Russia, стоит отметить, что особенно заметно увеличились объемы поставляемого нами оборудования. При этом сегодня ожидания всех участников рынка во многом связываются с недавней инициативой Сбербанка, запустившего с 1 ноября один из самых масштабных тендеров на поставку POS-терминального оборудования, в котором Ingenico традиционно принимает участие.
— ПЛАС: Не могли бы вы рассказать об особенностях данного тендера и его значении как для бизнеса Ingenico, так и для рынка в целом?
— П. Александров: Согласно условиям тендера, в течение двух лет объемы закупок Сбербанка составят более 1 млн платежных устройств. Среди них – стационарные и беспроводные терминалы, ПИН-пады с гибридным картридером, мультимедийные устройства с функцией захвата подписи, а также POS-терминалы с поддержкой биометрической идентификации. В сегодняшних условиях эта цифра уже сама по себе может служить своего рода позитивным прогнозом для всех участников рынка. Очевидно, что если крупнейший в стране банк, вопреки прежним негативным ожиданиям, демонстрирует нацеленность на развитие своих эквайринговых проектов, тем самым он не только дает «зеленый свет» вендорам POS-терминального оборудования, но и стимулирует к аналогичным шагам другие кредитные организации.
Ingenico – один из немногих вендоров, имеющих успешный опыт внедрения биометрии в платежном сегменте
Отмечу, что многолетнее сотрудничество Ingenico со Сбербанком насчитывает целый ряд знаковых событий. Качественно новый виток наших взаимоотношений стартовал в 2013 году, с подписанием соглашения о долговременном сотрудничестве по результатам проведенного конкурса на поставки POS-оборудования. Это позволило нам существенно изменить структуру терминального парка Сбербанка, значительно увеличив в нем долю оборудования, произведенного Ingenico. Данному шагу предшествовала самая серьезная подготовка: Ingenico Group в 2012 году открыла производство терминалов в России. Кроме того, в российском подразделении компании была создана отдельная структура, основной функцией которой является оперативное взаимодействие со всеми службами Сбербанка.
Как показала практика, все это позволило нам укрепить наши партнерские взаимоотношения, в том числе позволив в 2015 году войти в число победителей конкурса Сбербанка на поставку эквайрингового оборудования. В данном тендере, ставшем на тот момент самым масштабным не только в России и странах СНГ, но и в целом в Европе и Африке, Ingenico Russia выиграла порядка 50% общего заявленного объема поставок, выступив основным поставщиком Сбербанка по POS-оборудованию на 2015–2017 гг.
Уже тогда мы предложили банку оборудование, отвечающее последним требованиям современной платежной индустрии, имеющее дружественный графический интерфейс с технологией touch screen, оснащенное всеми типами ридеров, включая бесконтактные. Такие решения обеспечивают полный охват держателей всех видов банковских карт, а также NFC-устройств, что приобретает особую значимость сегодня, с приходом на российский рынок Samsung Pay и Apple Pay.
Возвращаясь к новому тендеру Сбербанка 2016 года, напомню – часть из планируемых к закупке устройств должны поддерживать биометрическую идентификацию пользователя, и именно Ingenico является единственным на сегодняшний момент вендором, имеющим успешный опыт в реализации такого рода проектов в России.
— ПЛАС: Тем не менее, насколько нам известно, в общем объеме тендера Сбербанка доля устройств с поддержкой биометрии относительно невелика. Это уже дало повод для отвлеченных рассуждений на тему «заинтересован ли сегодня банк в широком внедрении биометрии, о котором он заявлял ранее».
Что вы можете сказать по этому поводу? Насколько успешным показал себя пилот, реализуемый Сбербанком в «Азбуке Вкуса» на базе решений Ingenico?
— П. Александров: В конце сентября мы запустили со Сбербанком уникальный для российского рынка пилотный проект, позволяющий оплачивать покупки с помощью биометрических данных с использованием POS-терминалов Ingenico iWB Bio.
Первой российской торговой точкой, перешедшей на биометрические платежи с помощью Ingenico, стал московский супермаркет «Азбука Вкуса"
Первой торговой точкой, перешедшей на биометрические платежи, стал московский супер- маркет «Азбука Вкуса» на Нахимовском проспекте. В рамках пилота здесь используется наш POS-терминал с биометрическим сканером, способный распознавать держателя банковской карты Mastercard или Visa, прошедшего предварительную регистрацию непосредственно на кассе супермаркета, по отпечаткам двух пальцев. После такой регистрации информация об отпечатках пальцев привязывается к вы- бранной клиентом карте на сервере банка, и ему больше не нужно применять карту для идентификации и осуществления платежа – достаточно приложить один из двух ранее отсканированных пальцев к биометрическому сканеру терминала, и оплата покупки по карте будет осуществлена.
Поясню, что задействовать отпечатки двух пальцев мы решили из соображений обеспечения надежной работы алгоритма и технологии. Кроме того, в случае если держатель карты поранит один из пальцев, сделав его временно непригодным для такой идентификации, он сможет использовать второй – таким образом, использование отпечатков двух пальцев – это и дополнительное удобство для пользователя.
На сегодняшний день проект показал себя более чем успешным. И именно об этом обстоятельстве свидетельствуют дальнейшие планы Сбербанка по закуп- ке в течение двух лет POS-терминалов с поддержкой биометрии. Поэтому, воз- вращаясь к вашему вопросу, я хотел бы подчеркнуть: несмотря на то что доля этого типа оборудования в общем объеме планируемых закупок сравнительно невелика, она полностью отражает рост реальных потребностей российского рынка во внедрении данной технологии, и темпы этого роста впечатляют.
Ingenico iWB Bio был создан на основе тех компетенций нашей материнской компании, которые она получила при реализации целого ряда проектов в Африке
Напомню, что биометрическую идентификацию нельзя назвать сегодня широко распространенной технологией в платежном секторе не только в России, но и во всем мире. И Ingenico является здесь одним из немногих вендоров данного сегмента, имеющих успешный практический опыт ее внедрения. Сам POS-терминал Ingenico iWB Bio был создан на основе тех компетенций нашей материнской компании, которые она получила при реализации целого ряда проектов в Африке (в частности, в Кении), ориентированных на привлечение к банковскому обслуживанию ранее не охваченных им слоев населения. В данном случае речь идет о многочисленной беднейшей части местных жителей, в большинстве своем не знающих грамоты, – технология биометрической идентификации является для них, по сути, единственным доступным способом получать социальные пособия в безналичной форме, а также быть вовлеченными в процесс безналичных платежей и банковского обслуживания в целом.
8 августа 2016 года с конвейера завода Ingenico в Твери сошел
российский POS-терминал с номером «1 000 000»
Очевидно, что, имея в своем портфеле международный опыт Ingenico Group в реализации таких проектов, разработанное на его базе эффективное решение, а также успешный российский «биометрический» пилот, Ingenico Russia имеет все основания претендовать на новый заказ Сбербанка в рамках нынешнего тендера.

Подчеркну, что наша компания уже не первый раз выступает пионером в реализации на российском рынке массово востребованных инновационных технологий. Не так давно мы реализовали без преувеличения революционный эквайринговый проект с «Ашаном», поставив в крупнейшую сеть гипермаркетов наши POS-терминалы с технологией захвата подписи покупателя, а теперь продвигаем биометрическую идентификацию.
— ПЛАС: Сегодня, когда многие участники рынка практикуют заключение в вендорами прямых контрактов на поставку оборудования, как меняются с их стороны требования к сервису?
— П. Александров: Действительно, в последние годы у многих российских банков, включая ведущие кредитные организации, появилось стремление делегировать поставщику все задачи, связанные с поддержкой и обслуживанием приобретенного POS-терминального оборудования. Речь идет и об установке терминалов, и о последующей сервисной поддержке, и о полном документарном сопровождении данных процессов. Расширенный режим обслуживания – 24 часа 7 дней в неделю – является сегодня уже де-факто стандартом, наряду с наличием собственных сервисных центров и широкой сетью региональных сервис-партнеров. Неслучайно Ingenico Russia располагает сегодня сетью из более 100 партнерских компаний, обеспечивающих сервисное обслуживание нашего оборудования практически во всех российских регионах в строгом соответствии с устаноленными SLA (Service Level Agreement – соглашение об уровне предоставления услуги). Ежемесячно данная сеть выполняет более 7,5 тыс. заявок наших заказчиков.

Традиционно гибко реагируя на требования рынка, мы оперативно запустили и специальный call-центр, в настоящее время работающий в круглосуточном режиме. Мы подключили своих заказчиков к информационным системам, регистрирующим поступление заявок, а также осуществляющим строгий контроль за их исполнением. Прекрасно понимая остроту конкуренции на рынке и тот факт, что позиции на нем конкретного вендора сегодня напрямую зависят от качества обеспечиваемых им услуг, требование к уровню которых постоянно растет, мы, со своей стороны, очень жестко подошли к решению задачи соответствия новой рыночной конъюнктуре. Особое значение мы придаем строжайше- му контролю за исполнением всех заявок в соответствии с указанными в договорах SLA, для чего каждой заявке присваивается та или иная категория, определяющая максимальные сроки реагирования.

При этом в соответствующей информационной системе фиксируются реальные сроки реализации каждой заявки, благодаря чему наши заказчики всегда могут убедиться, насколько четко и качественно наша компания выполняет взятые на себя обязательства.
Признаюсь, что здесь хорошим подспорьем стало для нас сотрудничество с Группой ВТБ, начатое нашей компанией еще с 2001 года. Сегодня мы по праву
гордимся тем, что этот заказчик называет нас полноправными партнерами, имея для этого все основания.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что рост требований к уровню сервиса далеко не во всех случаях сопровождается готовностью заказчиков увеличивать размер оплаты услуг вендора. В некоторых случаях налицо прямое «продавливание» стоимости сервисной составляющей, когда качество услуг ставится в прямую зависимость от объемов закупаемого оборудования.

Конечно же, рынок и технологии не стоят на месте, и сервисная поддержка также нуждается в постоянном совершенствовании. Однако мне хотелось бы, чтобы в этих вопросах (как, впрочем, и во всех других) отношения заказчика с поставщиком строились бы по схеме win-win (выигрыш-выигрыш), без малейших попыток диктата с чьей бы то ни было стороны.
Проект Ingenico для автозаправочного бизнеса реализует схему «все в одном» – прием наличных и безналичных платежей, карт лояльности и топливных карт, приложений смартфона и т. д
— ПЛАС: Ваши прогнозы и перспективы в отношении российского рынка POS-терминального оборудования, а также роли и места на нем Ingenico? Не могли бы вы поделиться стратегическими планами компании на конец нынешнего года и наступающий 2017-й?
— П. Александров: В 2017 году мы представим на российском рынке линейку POS-оборудования Ingenico на принципиально новой программно-аппаратной платформе TETRA. В настоящее время мы уже готовим эти решения к выпуску на своем заводе в Твери.
На этом фоне основной стратегической задачей и ключевой точкой приложения усилий Ingenico Russia сейчас является обеспечение плавного перехода наших российских заказчиков с существующей платформы на новую, более мощную и современную.
Во всем мире решения линейки оборудования Telium уже успели стать своего рода бестселлером, показав себя лучшими в своих категориях, что подтверждают результаты недавно проведенного Ingenico Group глобального опроса. И теперь, когда нам предстоит сделать переход на платформу TETRA, у заказчиков возникает закономерный вопрос: «Для чего? Чем новая платформа для нас будет лучше прекрасно зарекомендовавшей себя прежней?»

Для ответа на него проведем аналогию с индустрией смартфонов. Условным примером здесь может послужить любая модель того же iPhone. Да, это устройство имеет стильный дизайн, оно оборудовано емким аккумулятором. Но, взятое само по себе, оно оставалось бы лишь одним из многих на рынке гаджетов, если бы не существовало AppStore, откуда вы можете подгружать практически любые программы и сервисы, превращая свой iPhone в гибко конфигурируемый потребительский «конструктор».

Идеология, заложенная в TETRA, – это не просто более быстродействующая аппаратная платформа, но и еще более широкий, более современный спектр встроенных устройств, который доступен заказчику, а также, что не менее важно, возможность реализации приложений разного уровня в рамках одного устройства. Среди последних могут быть традиционные платежные приложения эквайринга, представленные в том же объеме и качестве, что и на нашей предыдущей платформе Telium, а также приложения лояльности, уникальные сервисные приложения. Все они могут сосуществовать в рамках одного терминала, получая необходимый доступ к устройствам и коммуникациям гибко и безопасно.
Главная составляющая идеологии новой платформы: Ingenico не пытается диктовать партнерам, что именно и как им реализовывать, напротив, мы приглашаем их к равноправному сотрудничеству по развитию программных сервисов нового поколения, используя для этого широчайшую модельную линейку и новую программную платформу (с функционалом HTML5 для старших моделей).
Если в этом заинтересован партнер, то Ingenico, помимо самих устройств, предлагает для новой платформы и уникальные программные составляющие, такие как управление приложениями (по аналогии с AppStore), управление конфигурацией и загрузкой ключей, мониторинг.

Именно такая идеология закладывается нами в платформу TETRA, которая будет отличаться от своей популярной предшественницы не только еще более высокими технико-тактическими характеристиками, но и принципиально более гибкими и широкими возможностями. Отдельно я хотел бы отметить и стильный дизайн новых устройств, выгодно выделяющих их на общем фоне и делающих удобными и привлекательными для покупателей.

Что же касается технологических моментов, то здесь нашли свое отражение сразу несколько глобальных трендов, один из которых – снижение стоимости устройств под давлением острой конкурентной борьбы. Так, если в линейке Telium была заложена двухъядерная архитектура, то в устройствах TETRA установлен единый (хотя и значительно более производительный) процессор, который будет переключаться из режима обычного вычислительного модуля в криптопроцессор и обратно. Тем самым будет снижена стоимость устройств при сохранении и даже некотором повышении скорости выполнения транзакций и их защищенности.

Таким образом, переход на новую линейку означает прежде всего возможность предоставления конечному потребителю широкого спектра действительно востребованных им новых функций и сервисов. Линейка устройств TETRA разбита на несколько составляющих (каждая из которых была получена с учетом огромного опыта работы вендора на разных рынках), позволяющих максимально гибко формировать нужное эквайринговое решение. Фактически она представляет собой мини-конструктор, позволяющий выбирать нужную заказчику оригинальную конфигурацию.
Плавный переход рынка на платформу TETRA – сейчас основная задача Ingenico Group и ее российской структуры
В свою очередь, самой компании Ingenico как вендору такая идеология дает возможность существенно сократить затраты на производство и, соответственно, снизить продажную стоимость решений, при этом не потеряв, а, наоборот, приобретя новое качество программных сервисов. Очевидно, что все это значительно повышает нашу конкурентоспособность.
Именно поэтому плавный переход рынка на платформу TETRA, включая завершение жизненного цикла предыдущей линейки и вывод на рынок новой, является сейчас основной задачей как Ingenico Group, так и ее российской структуры. В России данный процесс совпал по времени с новым тендером Сбербанка, что еще более повысило ответственность стоящих перед нами задач. Так, например, мы будем разрабатывать свои предложения параллельно и по текущей линейке, и по линейке TETRA. Одновременно нам предстоит оперативно решить все вопросы, связанные с сертификацией новых устройств.
Лично на моей памяти этот будет уже, наверное, пятый или шестой переход на новую линейку Ingenico, и это далеко не случайно – в мае следующего года исполняется 25 лет моей профессиональной деятельности на этом рынке. Каждый раз такой процесс заставлял нас мобилизовать все силы, и каждый раз мы успешно справлялись со всеми поставленными задачами, уверен, что справимся и сейчас.
— ПЛАС: В заключение нашей беседы хотелось бы коснуться еще одного важного тренда: как вы оцениваете перспективы бесконтактных платежей в России на фоне новых инициатив международных платежных систем, а также появления бесконтактного апплета «Мир»?
Чем Ingenico отвечает на вызовы времени?
— П. Александров: Общий тренд на развитие бесконтактных технологий на российском рынке четко прослеживается и хорошо понятен всем его участникам. С 1 января 2017 года все вновь поставляемые POS-терминалы должны обеспечивать прием бесконтактных платежей, включая дуальные карты ПС «Мир». Поэтому для нас как для лидера рынка это уже собственно не тренд, а некая императивная норма, которая не обсуждается, а исполняется в плановом порядке.
Как вы хорошо знаете, все современные решения Ingenico уже несколько лет изначально оснащаются функцией contactless в базовой комплектации, поэтому новые требования не могли стать для нас сюрпризом. Более того, если говорить об обеспечении приема бесконтактных платежей, мы реализовали в этом направлении ряд инноваций. В том числе в новых терминалах Ingenico contactless-ридер несколько больше вынесен вперед и обращен в сторону пользователя. Таким образом, помимо собственно улучшения качества считывания и соблюдения норм PCI, в момент оплаты экран терминала не перекрывается картой или смартфоном, как ранее, и пользователь может лучше контролировать данные о сумме платежа и т. д. Кроме того, нами внесены необходимые изменения в конструктив и дизайн устройств, при- званные сделать функцию бесконтактных платежей еще более доступной и удобной.

Крайне важно отметить, что оборудование Ingenico, как текущей линейки Telium, так и идущей ей на смену линейки TETRA, полностью поддерживает столь «модные» системы платежей с использованием смартфонов, продолжающие сегодня набирать обороты. Это подтверждает как успешный запуск проектов приема локальных карточных приложений (например, в сфере бесконтактных карт лояльности), так и практически повсеместное применение с нашим оборудованием Apple Pay и Samsung Pay. Мы накопили без преувеличения бесценный опыт в данной сфере. Именно поэтому я уверен, что не только текущее, но и новое поколение бесконтактных карт ПС «Мир» будет своевременно внедрено и станет успешно обслуживаться на нашем оборудовании.
Завершая нашу беседу, я хотел бы добавить, что буквально на днях мы получили информацию, подтверждающую внесение бесконтактного POS-терминального оборудования Ingenico и программного обеспечения с поддержкой дуальных карт в официальный реестр ПС «Мир».
html counterсчетчик посетителей сайта