28 февраля 2024, 09:25
Количество просмотров 1742

Цифровые финансовые активы. Опыт развития

Сегодня цифровизация финансового ландшафта – одно из основных направлений деятельности кредитных организаций. Правовые вопросы, связанные с выпуском ЦФА, сложности стартапов при получении финансирования, вопросы совершенствования регулирования активов в цифровом поле – обо всем этом портал PLUSworld беседует с генеральным директором юридического бюро Sagrada Legal, председателем Комиссии по цифровым финансовым активам ТПП РФ Олегом Ушаковым.
Цифровые финансовые активы. Опыт развития

PLUSworld: Какие меры совершенствования регулирования ЦФА применяются сейчас на государственном уровне?

О. Ушаков: В первую очередь могу сказать о тех мерах, которые мы собираемся обсуждать в Торгово-промышленной палате (ТПП РФ) и которые, я надеюсь, в дальнейшем будут внедряться.

21 февраля 2024 года мы планируем заседание Комиссии по цифровым финансовым активам ТПП. И там, помимо прочего, будут обсуждаться следующие вопросы.

Во-первых, возможность реализации выпуска акций в виде ЦФА. Сейчас у нас в законе есть возможность выпуска ЦФА, как указано в законе, в отношении прав участия в капитале непубличных акционерных обществ. Однако фактически этот инструмент не работает в силу определенных противоречий закона о ЦФА с другими законодательными актами, а именно – законом об акционерных обществах и законом о рынке ценных бумаг. Поэтому мы собираемся эту проблему подсветить. И я надеюсь, что в дальнейшем будут приняты определенные меры, для того чтобы эти противоречия снять.

Во-вторых, мы собираемся обсудить возможность использования ЦФА для международных расчетов. Об этом говорится уже давно. В Госдуме РФ существует законопроект, который предусматривает возможность введения экспериментального правового режима для применения ЦФА в международных расчетах. Тут есть некая тонкость. Сначала может быть принят этот законопроект, который легитимизирует возможность установления экспериментального правового режима. Затем необходимо установить сам экспериментально-правовой режим (ЭПР). Эта тема очень актуальна и обсуждается давно. Поэтому хочется надеяться, что в ближайшее время эти меры будут приняты.

Также, на мой взгляд, очень актуальным является вопрос о фактической легализации единиц программ лояльности, то есть различного рода бонусов, баллов, миль и т. д. Сейчас все эти единицы активно обращаются, но при этом находятся фактически вне правового поля. Хотя за баллы зачастую можно приобрести товары народного потребления, оказать услуги или обменять между собой баллы на мили и наоборот. Плюс есть неформальный вторичный рынок различного рода бонусов. На Авито их можно купить, продать, например. При регулировании этого рынка следует учесть опыт развития ЦФА. Единицы лояльности потенциально могут стать новым видом цифровых финансовых активов. Эти моменты мы тоже будем обсуждать в ТПП.

Далее стоит сказать и о практическом внедрении других видов ЦФА, закрепленных в законе. Речь идет о возможности осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам (аналог депозитарных расписок) и о праве требования передачи эмиссионных ценных бумаг (своего рода «цифровой» опцион).

Также есть определенная проблема, которую собираются решать на государственном уровне, связанная с тем, что сейчас решение о выпуске ЦФА по закону могут подписываться только единоличным исполнительным органом. Понятно, что для больших корпораций это весьма неудобно. И сейчас, насколько я знаю, прорабатываются варианты, когда решение о выпуске ЦФА может подписывать еще и уполномоченное лицо.

 

PLUSworld: Биткоин-ETF разрешили в США – стоит ли создавать подобные институты в России? Сейчас существуют различные мнения, какие представляются вам более реалистичными для нашей страны?

О. Ушаков: Надо понимать, что биткоин-ETF – это своего рода производный инструмент. Это фактически некий фонд, участники которого получают ценные бумаги, а сам фонд, соответственно, инвестирует в биткоин. Соответственно, тем самым биткоин косвенно проникает на финансовый рынок, при этом не являясь платежным средством, в том числе в США.

На мой взгляд, криптовалюты не должны быть законным платежным средством внутри государства. В этом отношении я поддерживаю позицию Банка России, специалисты которого считают, что криптовалюты, в том числе биткоин, не должны быть средством расчетов внутри страны (хотя бы потому, что эмиссия криптовалют неконтролируема). Таким образом финансовый сектор уходит из-под контроля и становится разбалансированным. Появляется фактически неконтролируемая денежная масса.

В то же время про инструменты вроде биткойн-ETF в теории можно было бы подумать. Если у нас в стране разрешены азартные игры, то почему бы не отнести к этому регулированию еще одну?

 

PLUSworld: Следующий вопрос – сложности стартапов в получения финансирования. Что может дать рынок ЦФА в этой сфере?

О. Ушаков: Зачастую ИT-компаниям трудно пройти стандартный скоринг при кредитовании. Также такого рода компаниям трудно выйти на рынок облигаций, потому что там довольно жесткие требования и нужны существенные вложения на старте. Иными словами, у стартапов банально может не хватать средств.

Что в данном случае может дать рынок ЦФА? Прежде всего – несколько иной подход при инвестировании. Особенно если предположить, что инвесторы в ЦФА применят скоринговые модели, отличные от тех, что создают банки при обычном кредитовании. Например, необязательно запрашивать залог. Или, может быть, необязательна какая-то существенная выручка. Стартап на то и есть стартап: каких-то внушительных показателей он может и не демонстрировать. При этом инвестору может быть показана понятная бизнес-модель, чтобы собственник, который обладает безупречной репутацией, был готов действовать открыто, в регулируемом поле, был готов давать информацию, в том числе и в современных блогерских формах, например, в пространстве Youtube. Почему бы и нет?

И еще один момент. Инвесторами может практиковаться модель портфельного инвестирования. То есть когда инвестор вкладывает средства в венчурные проекты, получает в 8 из 10 случаев убыток, но два других проекта «выстреливают» и перекрывают все эти убытки, обеспечивая в целом нормальный доход. Если раньше про венчур говорили в основном применительно к двусторонним или трехсторонним отношениям, то теперь, когда мы говорим о ЦФА, уже может быть расчет на более широкий охват – именно благодаря платформенным решениям, которые ЦФА предлагают.

 

CifrRR.jpg


PLUSworld: Еще одна тема – механизмы защиты прав инвесторов на рынке ЦФА. Здесь можно упомянуть: проект «Бизнес. Инвестиции. Токеномика»; разные категории инвесторов; ЦФА и IPO. Расскажите об этом подробнее.

О. Ушаков: Прежде всего следует сказать о том, что ЦФА могут быть обеспечены реальными активами, в том числе залогом, поручительством и т. д. То есть закон в данном отношении предоставляет довольно большую свободу. И при этом не ограничивает объекты, которые могут быть предметом залога по ЦФА (в отличие от облигаций).

Также в законе о рынке ценных бумаг жестко урегулирована фигура представителя владельцев облигаций (как его называют – «ПВО»). В результате возникает определенный конфликт интересов: оплату за услуги ПВО осуществляет эмитент, а интересы ПВО должен защищать инвесторские.

На рынке ЦФА этого нет. Поэтому, исходя из принципа свободы договора, у нас был учрежден проект «Бизнес. Инвестиции. Токеномика», который призван защитить интересы инвесторов на рынке. Это некий коллективный интерес. Потому что инвесторов может быть много, и в какой-то момент будут необходимы консолидированные действия, в том числе по обращению взыскания залога, например, или по взысканию долга на случай дефолта. Пока дефолтов еще не было, но к этому надо готовиться – рано или поздно он случится, как на любом нормально функционирующем рынке.

Наша компания готова быть и своего рода агентом в интересах инвесторов (как квалифицированных, так и неквалифицированных), в том числе держать в их интересах правоустанавливающие документы.

Что же касается вопроса о ЦФА и IPO, я думаю, в скором будущем у IPO (Initial Public Offering — первичное публичное предложение) может появиться конкурент в виде ICO (Initial coin offering — «первичное предложение монет»), или, применительно к российской действительности, лучше говорить про ITO (Initial token offering — «первичное предложение токенов»).

Здесь речь идет о ситуациях, когда компании привлекают средства, в том числе в капитал, публично. Я уже упоминал про акции в виде ЦФА – пока их нельзя размещать публично. Наверное, логика законодателя была в том, чтобы сначала научиться работать с непубличными акциями в виде ЦФА. Но потом, когда практика будет получена, я надеюсь, что можно будет выходить и на публичный рынок.

Вообще, надо сказать о том, что ЦФА и IPO – это тренды на рынках капитала 2024 года. Явно ожидается бум IPO – многие компании акционируются, в том числе рассчитывая на внутрироссийских инвесторов. Мы также видим серьезную активность на рынке ЦФА.

 

PLUSworld: По словам экспертов, ЦФА на бриллианты дают инвесторам возможность диверсифицировать свой портфель, а появление такого актива в целом демократизирует инвестиции в драгоценные камни, так как на текущий момент порог входа на этот рынок является довольно высоким. Считаете ли вы, что пилотный проект по выпуску ЦФА на драгоценные камни вызовет большой интерес у участников рынка? Если да, то почему?

О. Ушаков: Да, полагаю, действительно может появиться надежный актив – ЦФА, обеспеченные драгоценными камнями. Это уже не просто привязка к неким курсовым значениям, а актив с реальным обеспечением.

Сейчас на рынке появляются определенные категории инвесторов, которые не гонятся за доходностью, а напротив – рассматривают варианты, как сохранить свои средства. И в ситуации, когда многие варианты инвестиций в нашем переменчивом мире становятся не совсем надежными, обеспеченные ЦФА могут стать очень актуальными. Когда возникает вопрос, как в принципе сохранить средства, чтобы их не съела инфляция, – токены, ЦФА, которые обеспечены драгметаллом, драгкамнями, могут быть на него ответом.

Кроме того, существует еще целый ряд категорий инвесторов, которым это интересно. Например, для ритейла такой инструмент может быть очень привлекательным за счет низкого порога входа. И опять же здесь остается высокий элемент надежности.

Такого рода ЦФА имеет смысл сравнивать с характеристиками вкладов. Понятно, что по вкладам у нас сейчас хорошие ставки – в надежных банках предлагают до 16%. В то же время вложение средств на депозит зачастую связано с некоей заморозкой активов. То есть если попытаться вывести средства досрочно, то высокую процентную ставку не всегда удается сохранить.

В случае с ЦФА этот недостаток вклада может быть нивелирован за счет вторичного рынка.

Иными словами, потенциально ставка может быть чуть ниже, но даже если это так, преимуществом может оказаться возможность в любой момент выйти из актива – т. е. продать его.

При этом, если сравнивать ЦФА с активом в натуре, то есть с теми же драгметаллами и драгкамнями, в данном случае привлекательна форма хранения. У пользователя этот актив хранится в цифровом виде, не портится, риски кражи минимизированы и т. д. Это более чем оптимальный вариант, который имеет все шансы стать широко популярным.

 

Рубрика:
{}Финтех

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube