Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Социальные и транспортные карты

(Нет голосов)

06.09.2007 Количество просмотров 1255 просмотров
В настоящее время на всех уровнях российской государственной власти ведется масштабная работа, связанная с реализацией Федерального закона №122-ФЗ в части замены натуральных льгот денежными компенсациями и адресным предоставлением социального пакета. Очевидно, что проблемы действующей системы социальной поддержки, связанные с недостаточной отлаженностью процедур межведомственного взаимодействия и отсутствием механизмов фактического учета предоставления мер социальной поддержки, в конечном счете сказываются как на эффективности государственного управления реализацией социальных программ, так и на качестве предоставления льгот населению. Выходом из сложившейся ситуации видится использование современных информационных и смарт-карточных технологий, и это обстоятельство ставит сегодня новые задачи перед российским банковским сообществом.


Социальная карта «Золотая Корона»

Технологии, которые сегодня активно развивает российская платежная система «Золотая Корона», благодаря организации эффективного взаимодействия между органами государственной власти, муниципальными структурами и банковскими учреждениями, позволяют реализовывать социальные программы любой сложности. Интегрированная учетно-расчетная система «Социальная карта» обеспечивает персонифицированный учет, контроль и управление качеством предоставления мер социальной поддержки льготным категориям населения. В основе системы лежит совокупность информационных и банковских технологий и инструментов, нормативных и организационных мер и решений. Технология позволяет консолидировать, обновлять и постоянно актуализировать существующие городские базы данных социальных льготников, формировать систему ведения единого реестра граждан, относящихся к льготным категориям населения.

Автоматизация персонифицированного учета фактически предоставленных мер социальной поддержки, оперативный мониторинг социально-экономических процессов, связанных с обслуживанием льготных категорий населения, контроль в реальном времени целевого использования финансовых средств в своей совокупности позволяют повысить эффективность государственного управления при реализации социальных программ и проектов.

Инструментом для получения социальных льгот служит микропроцессорная многофункциональная пластиковая карта, на которой хранится информация о наличии социальных льгот у ее владельца и которая служит инструментом для реализации гражданином своего права на получение мер социальной поддержки. «Социальная карта» – персональная учетная карта, которая выдается гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки и служит удобным инструментом перечисления средств и осуществления платежей. «Социальная карта» обеспечивает доступ к социальному счету льготника (счет льготника в банке, на который зачисляются пенсии, пособия, компенсации) и управление данным счетом, хранение идентификационных данных о льготнике в системе социальной поддержки населения и подтверждение факта получения мер социальной поддержки.

Карта, содержащая всю необходимую информацию, избавляет граждан от необходимости регулярного заполнения множества бумаг и утомительного стояния в очередях за справками о наличии льгот. «Социальная карта» позволяет решать комплекс актуальных задач в наиболее важных сферах общественной жизни: в системе доставки денежных социальных выплат, здравоохранения, пассажирских перевозок, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Технологические возможности карты предусматривают размещение на ней ряда социальных и платежных приложений: банковское, медицинское, коммунальное, транспортное, а также ряд дополнительных приложений.

В рамках системы «Социальная карта» можно использовать любой из существующих типов карт: Карта с бесконтактным чипом (стандарта Mifare 1K). Позволяет осуществлять безналичную оплату проезда в общественном транспорте, в т. ч. с возможностью учета льгот. Карта работает по бесконтактной технологии и может использоваться также в качестве «пропуска» на территорию предприятия, «талона» на питание, и т.п.

Магнитная карта с бесконтактным чипом. Помимо безналичной оплаты проезда в общественном транспорте может использоваться для всех видов денежных выплат и компенсаций. Микропроцессорная карта с контактным чипом (cтандарта MPCOS-EMV). Позволяет размещать полный набор приложений, в зависимости от объема памяти (8К, 16К, 32К, 64К).

Транспортное приложение на данной карте может использоваться только для приобретения обычных проездных билетов на месяц в терминальной инфраструктуре. Микропроцессорная карта с дуальным (контактным и бесконтактным) интерфейсом. Объединяет возможности карт с бесконтактным и контактным чипом и позволяет размещать полный набор приложений.

Комплекс возможностей, которыми потенциально может пользоваться владелец социальной карты «Золотая Корона», технологически не ограничен и определяется только инициативами участников Системы. «Социальная карта» позволяет реализовать следующие направления: Доставку денежных выплат, компенсаций и пособий. Осуществляется с помощью банковского приложения социальной карты через инфраструктуру обслуживания Уполномоченных банков (банкоматы, отделения банка), банков-эквайеров и инфраструктуру облуживания карт платежной системы. По согласованию с органами социальной поддержки обслуживание социальных карт в рамках выдачи наличных и оплаты товаров/ услуг осуществляется без взимания с держателей социальных карт банковской комиссии.

Учет отпуска льготных лекарств в системе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и предоставления медицинских услуг. Осуществляется с помощью небанковского приложения, размещаемого на микропроцессоре социальной карты. Медицинское приложение социальной карты обладает рядом дополнительных возможностей, позволяющих автоматизировать не только отпуск лекарств с регистрацией электронного рецепта и воспроизведением идентификационных данных держателя карты – электронный страховой полис, но и учет предоставления всех видов медицинских услуг, а также взаиморасчеты участников системы медицинского обслуживания граждан, как в системе ОМС (обязательного медицинского страхования), так и в системе ДМС (добровольного медицинского страхования).

Зачисление субсидий и оплата услуг ЖКХ. Осуществляется с помощью банковского приложения на социальной карте в специализированной инфраструктуре приема оплаты услуг ЖКХ – пунктах приема платежей Системы «Город». Эти же пункты осуществляют в рамках Системы функцию продления срока действия социальных карт. Непосредственно расчет и начисление субсидий могут осуществляться как в программно-аппаратных комплексах, уже используемых для этих целей органами социальной поддержки граждан, так и с помощью специализированного программного обеспечения АРМ «Соцзащита», предлагаемого платежной системой «Золотая Корона».

Предоставление скидок в торговле – социальный дисконт. Осуществляется с помощью банковских терминалов, устанавливаемых в торгово-сервисных предприятиях, по технологии «Золотой Бонус», разработанной системой «Золотая Корона». В качестве идентификатора используется размещенное на магнитной полосе или в памяти микропроцессора социальной карты приложение «Лояльность». Оплату дополнительных услуг с помощью приложений «Социальной карты». Реализуется на дополнительных приложениях или с использованием транспортного приложения «Социальной карты», размещенных в свободных секторах памяти бесконтактного чипа. Речь идет об оплате парковок, платного въезда или прохода на огражденные территории и/или участки дорог, оплате питания школьников или работников предприятий в корпоративных столовых/буфетах.

Безналичную оплату проезда на общественном транспорте (электронный проездной). Реализуется с использованием транспортного приложения «Социальной карты», размещенного на бесконтактном чипе стандарта Mifare 1K. Операторами приложения выступают транспортные организации, осуществляющие пассажирские перевозки. Транспортное приложение «Социальной карты» многофункционально. С его помощью можно устанавливать правила обслуживания льготных категорий граждан на пассажирском транспорте любой сложности: с ограничением числа поездок и без, на срок (1–3 месяца, полгода, год) или бессрочные проездные (герои и ветераны ВОВ, ветераны труда ипр.), учитывать раздельно поездки федеральных, региональных и муниципальных льготников и многое другое.

При этом система обслуживания «Социальной карты» без дополнительных затрат и доработки программного обеспечения может обслуживать обычные транспортные карты, реализовывать любые комбинации тарифов и типов проездных: от электронного кошелька с возможностью транспортным предприятиям самостоятельно или централизованно устанавливать скидки при оплате проезда, гибко регулировать тарифы (тариф выходного дня, зонная оплата проезда ипр.) до «проездных» на определенный срок (месяц, квартал и т.д.) без ограничения или с ограничением числа поездок, применяемых для различных комбинаций используемых типов общественного транспорта и для любых перевозчиков (муниципальные, государственные, частные). При этом все транспортные организации, подключившиеся к системе и оказавшие услуги по транспортным картам, уже на следующий день автоматически получают денежные средства в оплату оказанных ими услуг на свои расчетные счета.

В качестве примера реализации данной технологии можно привести «Социальную карту челябинца». Проект, нацеленный на решение комплекса социальных задач, был реализован в июле 2002г. совместными усилиями платежной системы «Золотая Корона», Челябинвестбанка и МУП «Челябгортранс».

Сегодня «Социальной картой челябинца» пользуются более 160 тыс. жителей Челябинска. Ежемесячно с помощью Социальной и транспортной карт оплачивается более 3 млн. поездок в городском общественном транспорте. «Социальная карта челябинца» также используется ее владельцами для получения и хранения денежных средств, оплаты коммунальных и других массовых услуг, приобретения товаров со скидкой. Карта принимается к оплате во всей инфраструктуре платежной системы «Золотая Корона» в Челябинской области: в продовольственных и промтоварных магазинах, на автозаправках, в салонах бытовой техники и сотовой связи. На базе технологии «Социальной карты челябинца» реализовано персонифицированное предоставление денежных выплат и субсидий на услуги связи и осуществляется обслуживание «Транспортной карты челябинца» – системы оплаты и учета проезда на городском общественном транспорте всех категорий граждан, как льготных, так и не входящих в их число.

Транспортная карта «Золотая Корона»

Транспортная карта «Золотая Корона» – система организационно-технических решений по автоматизации учета и оплаты проезда на общественном транспорте. Сегодня автоматизированные системы оплаты проезда в том или ином виде уже действуют в ряде городов России. На их фоне технологическое решение «Золотой Короны» имеет уникальное отличие – Процессинговый центр – то самое ядро, без которого невозможно было бы создать столь гибкую и универсальную систему. Процессинговый центр осуществляет управление информационными потоками, разграничивает права доступа участников, формирует для них отчеты, обеспечивает безопасность и защищенность информации в рамках системы. Уникален сам по себе и тот факт, что «Золотая Корона» является не только разработчиком технологии, но и осуществляет комплексное сопровождение внедрения и эксплуатации систем.

Технологическое решение охватывает все объекты автоматизации: от нижнего уровня – терминалов и рабочих мест, до верхнего уровня – Центра обработки данных (Процессингового центра), что является гарантией совместимости решений и обеспечения информационной безопасности. Кроме того, технология позволяет реализовать систему гарантированных безналичных расчетов за проезд между различными транспортными организациями в режиме реального времени по аналогии с банковскими системами.

Транспортные карты «Золотая Корона» содержат встроенный бесконтактный микропроцессор стандарта Mifare 1K. Тот факт, что бесконтактные технологии наиболее полно соответствуют специфике обслуживания транспортных карт, подтверждает не только практика «Золотой Короны», но и мировой опыт применения автоматизированных систем оплаты проезда. Технология системы позволяет одновременно обслуживать транспортные карты различного назначения: расчетные и учетные, персонифицированные и неперсонифицированные. Таким образом, карта не просто выполняет функцию учета факта проезда, но и становится инструментом расчета за проезд. Более того, для разных видов карт реализуются различные схемы расчетов стоимости поездок: начисляются скидки, действует льготный тариф или безлимитный проезд, и т.д.

Таким образом, речь идет не только об обслуживании транспортного приложения «Социальной карты», но о создании полномасштабной транспортной платежной системы, в рамках которой могут обслуживаться по картам различные категории граждан. Показательным примером является система «Электронный проездной», внедренная в Новосибирске в 2006 г., в рамках которой действуют «Единая транспортная карта» (единый общегражданский проездной), «Карта школьника», персонифицированная «Студенческая» и «Социальная» карты.

Все транспортные карты содержат встроенный микропроцессор стандарта Mifare 1K, который позволяет как сохранять, так и передавать необходимую информацию для расчетов стоимости проезда и учета фактов использования карты в каждом конкретном терминале. Кроме этого, технология обеспечивает размещение на таких картах до 15 различных платежных, учетных и идентификационных приложений, защищенных самыми современными средствами криптозащиты. Карты работают по технологии единого «электронного кошелька» для всех видов транспорта, в том числе и для метрополитена, а также для коммерческих маршрутов частных компаний-перевозчиков. Сегодня в Новосибирске безналичным способом оплачивают свой проезд около 300 тыс. горожан. Ежедневно по транспортным картам осуществляется более 250 тыс. поездок на общественном транспорте, при этом более 50% осуществленных поездок приходится на держателей «Социальных карт».

Итак, рассмотрим функциональные возможности и область применения каждого из перечисленных видов карт. «Единая транспортная карта» предназначена для оплаты проезда на всех видах городского общественного транспорта. Карта не персонифицирована и может использоваться для оплаты проезда разными людьми. Карта находится в свободной продаже, приобрести ее может любой желающий. При оплате проезда по данной карте действуют скидки, размер которых зависит от суммы денежных средств на карте на момент ее последнего пополнения и может составлять 5%, 10% и 15%. При этом списываются с карты не поездки, а денежные средства в соответствии с тарифом, установленным на конкретном маршруте с учетом всех скидок и бонусов, с точностью до копеек.

По «Студенческой карте» оплачивают проезд учащиеся высших и среднеспециальных учебных заведений города. Карта содержит персональные данные владельца. Учащиеся по своему желанию выбирают один из двух тарифов – типов проездных, действующих на карте. «Безлимитный» тариф дает право на неограниченное число поездок при фиксированной сумме пополнения на 1 месяц, по «Экономному» тарифу предоставляется скидка 50% на каждую поездку, количество которых не ограничено. Смена тарифов осуществляется бесплатно в пунктах пополнения карт. «Карта школьника» разработана специально для безналичной оплаты проезда учащимися средних школ. По карте школьники оплачивают половину установленной стоимости проезда. Приобрести и пополнить карту можно в киосках по продаже Единых транспортных карт, в кассах метрополитена и в транспортных диспетчерских.

«Социальная карта» выдается жителям города, имеющим право на предоставление им мер социальной поддержки при проезде на городском общественном транспорте. Карта содержит персональные данные владельца и выполняет функцию регистрации его поездки с помощью транспортных терминалов. В Новосибирске, как и в Челябинске, «Социальная карта» дает право на неограниченное количество поездок в течение 1, 2 и 3 месяцев за фиксированную оплату. Социальной картой можно пользоваться для оплаты проезда на метро, муниципальных автобусах, троллейбусах, трамваях, а также в автобусах индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры с мэрией на выполнение социального заказа. «Социальная карта» заменяет льготные проездные билеты на бумажном носителе, однако в отличие от них карта оформляется один раз и имеет неограниченный срок действия. Карта предоставляется льготникам бесплатно, за счет средств городского бюджета.

Сегодня держатели «Социальных карт» имеют возможность продлевать их действие в отделениях ЖЭУ, где операцию выполнит работник пункта продления, или самостоятельно в одном из 90 терминалов по сбору платежей, расположенных на станциях Новосибирского метрополитена, а также в торговых центрах и магазинах города.

К настоящему моменту с помощью современных технологий платежной системы «Золотая Корона» возможна реализация проекта «Социальная и транспортная карта» на федеральном и региональном уровне, а также в рамках отдельно взятого муниципального образования. При этом сроки внедрения могут быть кратчайшие, от 3 недель до 2 месяцев. В заключение хотелось бы отметить значимость системы «Электронный проездной» для региона или города. Прежде всего данная технология предоставляет региональным и/или городским властям и транспортным предприятиям эффективный инструмент управления общественным пассажирским транспортом, который позволяет:

осуществлять учет проезда льготных категорий граждан с последующей компенсацией расходов перевозчикам из бюджета соответствующего уровня;

осуществлять мониторинг пассажиропотока и хронографию движения подвижного состава маршрутной сети транспортного предприятия;

увеличить доходы транспортных предприятий за счет отказа от бумажных проездных билетов, действующих на определенный период времени, и перехода к проездным билетам на определенную стоимость проезда;

сократить расходы автотранспортных предприятий на пересчет и инкассацию наличных денежных средств благодаря постепенному переводу системы оплаты проезда на общественном транспорте на безналичную форму расчетов;

исключить финансовые махинации;

перейти на бескондукторную схему работы в ряде транспортных средств за счет установки стационарных считывающих устройств в подвижном составе.

Главное же – использование данной технологии повышает качество обслуживания пассажиров на общественном транспорте, так как позволяет создать более быстрый, цивилизованный и удобный способ оплаты проезда.

Сегодня банковские технологии начинают активно проникать в транспортную и социальную сферу. Нет сомнений, что этот процесс будет продолжать набирать обороты. Сегодня платежная система «Золотая Корона» предлагает технологические, маркетинговые и организационные наработки – уникальный практический материал для реализации комплекса социальных программ и создания транспортной платежной системы. На основе технологии «Золотой Короны» в целом ряде российских городов уже действует инновационная полноценная система безналичных расчетов на транспорте, интегрируемая со всеми действующими платежными системами. И все заинтересованные структуры могут стать участниками этой системы на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… каури были не только «туземным» средством расчета, но также в ходу в Средней Азии, Европе и даже Руси? На Руси в XII-XIV веках, в так называемый безмонетный период, каури были деньгами под названием ужовок, жерновков или змеиных головок. Их до сих пор находят при раскопках в Новгородских и Псковских землях в виде кладов и в погребениях. Только в XIX веке в Западную Африку ввезли не менее 75 млрд раковин каури общим весом 115 тысяч тонн?