Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Новые профессии POS-терминалов: от Point of Sale к Point of Service

(Нет голосов)

06.09.2007 Количество просмотров 1444 просмотра

Максим Кургаев, директор по маркетингу Представительства Ingenico в СНГ и Монголии


Еще в 50-е годы прошлого века, с началом обращения на рынке первых платежных карт, понятия «персональный компьютер» как такового не существовало. Сегодня число пользователей PC растет лавинообразными темпами на фоне не менее высоких темпов развития телекоммуникационных сетей, связывающих компьютеры между собой (включая беспроводные сети). Как известно, персональным компьютером является, в определенном смысле, и POS-терминал. Сегодня, в результате расширения имеющихся возможностей POS-терминалов, в частности, в сфере передачи данных, а также в связи с повышением востребованности процесса удаленной верификации для решения задач из целого ряда областей деятельности, не связанных с продажами, вполне оправданно рассматривать привычную аббревиатуру POS как «Point of Service».


Вплоть до недавнего времени терминалы, которые устанавливаются в торгово-сервисных точках и отделениях банков и используются для проведения транзакций по платежным картам, носили название POS-терминалы (от Point of Sale, точка продажи). Такое название было вполне понятным и логичным, поскольку с помощью POS-терминала подтверждался прежде всего факт совершения продажи. Причем это подтверждение осуществлялось (и осуществляется до настоящего времени) в двух направлениях.

С одной стороны, производится акт верификации держателя карты – иными словами, операция подтверждения прав держателя карты получить товар в настоящий момент, при том, что деньги на счет продавца поступят через какое-то время. С другой стороны, проводится акт верификации самой точки продажи – того факта, что именно данная торговая точка получит в оплату покупки денежные средства, которые в данный момент находятся на счете у держателя карты.

В сущности, операцию такого рода в торговой точке можно рассматривать в качестве транзакции в рамках взаимодействия между банковским счетом поставщика и банковским счетом торговой организации, на стороне которой установлен данный POS-терминал.

И до недавнего времени данный процесс верификации начинался и заканчивался в рамках операции продажи. По сути, транзакция – это группа последовательных операций, которая представляет собой логическую единицу работы с данными, в том числе в рамках обмена данными между двумя или большим количеством взаимодействующих сторон.

Однако сегодня, в связи с расширением функций POS-терминала, расширяется и суть такого понятия, как «операция продажи», в результате чего она становится «операцией передачи данных» в самом общем смысле. Требующие верификации транзакции перестают быть событиями, связанными исключительно с организацией процесса продаж, а сам процесс удаленной верификации становится все более востребованным для решения задач из иных областей. В первую очередь – из области идентификации.

При этом идентификация пользователя (держателя карты) не обязательно неразрывно связана с процессом продаж или иного перемещения денежных средств, но может производиться во всевозможных жизненных ситуациях – например, в процессе взаимодействия между гражданами и государственными структурами.

Например, при пересечении государственной границы, в качестве примера транзакции можно рассмотреть операцию по оперативной передаче персональных данных человека (в том числе биометрических – папиллярного узора пальца, узора радужной оболочки глаза и т. д.), которые размещены на предъявляемом гражданином электронном документе (например, электронном паспорте), установленному на КПП терминалу для проверки их соответствия данным, хранящимся в базе данных идентификационной системы.

Таким образом, между установленным на КПП терминалом и каким-либо центром учета, где находится база данных, в которой хранятся сведения о пересекающем границу человеке, будет передаваться информация об имеющихся у данного гражданина правах. В дальнейшем эта информация может быть использована для присвоения этому гражданину более широких прав (или, напротив, для ограничения уже имеющихся). Например, на основании факта пересечении им границы государства и нахождении на его территории определенного количества времени этому человеку присваивается право на постоянное проживание в стране, право на постоянную работу, и т.д.

Стоит отметить, что для проведения транзакции подобного рода не обязательно устанавливать отдельный специализированный компьютер, но можно использовать устройство, совмещающее в себе несколько функций – как передачу информации (данных) о пересекающем границу человеке, так и платежную операцию. Например, при оплате тем же гражданином после проведения идентификации его личности визового сбора по карте EMV-стандарта.

Еще один наглядный пример использования терминалов с расширенным набором функций – принципиальное расширение их эффективного применения в том или ином сегменте торговли продуктами питания, хранение и транспортировка которых требует жесткого соблюдения температурного режима, в силу чего этот сегмент по определению более «чувствителен» к условиям доставки и требует максимально эффективной логистики. В этом случае терминал может принимать не только непосредственное участие в реализации процесса продажи и инициирования зачисления финансовых средств на счет торговой организации, но и функцию передачи данных менеджерам о движении товара внутри компании и сети поставки.

Так, например, при организации развозки товара водитель-экспедитор в начале рабочего дня «снимает» в терминале информацию о наличии предназначенного для развозки товара, его количестве и свойствах, путевом листе, перечне заказов, и т.д. С одной стороны, использование подобной терминальной сети с расширенными функциями упрощает и минимизирует по времени процесс выдачи/получения сотрудниками компании необходимой для работы информации. С другой стороны, при изменении параметров заказа кем-либо из заказчиков (покупателей) работник компании может оперативно произвести переформирование заказа, моментально передав в компанию информацию об отпущенных в рамках измененного заказа товарах. Последнее обстоятельство имеет весьма существенное значение для компаний, активно работающих в сегменте продаж (поставок) продуктов питания, хранение и транспортировка которых требует жесткого соблюдения температурного режима.

К тому же при построении разветвленной сети используемых в рамках проекта терминалов, подключенных к системе GPS, менеджеры компании получают оперативную информацию о нахождении на текущий момент той или иной автомашины с продукцией, доставляющей заказы, о наличии в последней конкретного товара и его количестве, о ее дальнейшем маршруте, и т.д. В качестве примера использования POS-терминалов в социальной сфере можно рассмотреть вариант их применения в секторе ОМС (обязательного медицинского страхования), в секторе дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан (ДЛО). Очевидно, что аналогичный подход может быть использован и в рамках ДМС (добровольного медицинского страхования).

Как известно, продажа лекарств по льготным тарифам или бесплатное обеспечение лекарственными средствами определенных групп граждан подразумевает, что оплата этих лекарств поставщику (производителю) будет произведена из иных источников (в случае ОМС – из соответствующих фондов). Таким образом, с одной стороны, сотрудникам системы ОМС требуется зафиксировать факт продажи лекарства для дальнейшего учета и, в конечном итоге, для контроля расходов на обеспечение льготных категорий населения лекарственными средствами. С другой стороны, им необходимо зафиксировать факт получения лекарства определенным гражданином, имеющим льготы.

При установке в аптечной сети POSтерминала данное устройство может использоваться как для фиксации самого факта продажи, так и для организации безналичной оплаты лекарств (полной или частичной – для льготников). При этом факт успешной идентификации покупателя может подтверждаться с помощью традиционной процедуры, как набор ПИН-кода. В свою очередь, покупатель получает распечатанный терминалом чек, на котором может быть указана любая необходимая информация, вплоть до наименования и стоимости отпущенных данному гражданину лекарств. Факт отпуска конкретного лекарства может быть отражен как терминалом со встроенным сканером штрих-кода, так и терминалом с подключенным внешним сканером. В момент отпуска того или иного лекарственного средства продавец может считать информацию с размещенного на его этикетке штрих-кода, после чего последняя может быть размещена на чеке, как в явном, так и в скрытом виде (в виде штрих-кода).

Таким образом, наличие информации о том, какое именно лекарство и в каком количестве было отпущено по льготному рецепту, равно как и о том, кто именно получил это лекарство, позволяет фактически проследить весь путь каждой конкретной упаковки лекарственного средства из каждой конкретной партии от аптечного склада до конкретного льготника. Наличие данной информационной цепочки позволит сотрудникам фонда ОМС контролировать количество отпущенных по льготным рецептам лекарств в заданный промежуток времени (например, раз в сутки), а также эффективно обеспечивать их адресное распространение.

В качестве примера практической реализации использования расширенных функций POS-терминалов в России можно привести систему для фонда ОМС Ненецкого автономного округа. В ее рамках установленные POS-терминалы производства Ingenico выступают как в качестве пунктов идентификации (Point of Confirmation, POC), так и в качестве пунктов передачи информации (Point of Data, POD). Об эффективности такого подхода свидетельствует и зарубежная практика. Так, в рамках реализованной во Франции программы медицинского страхования SESAM-Vitale учет предоставления медицинского обслуживания производится по картам Carte Vitale с использованием отдельно стоящих POS-терминалов и ПИН-падов, оснащенных двумя ридерами, производства Ingenico. POS-терминалы используются, с одной стороны, для оплаты медицинских услуг, и, с другой стороны, в качестве точки идентификации клиента (по карте клиента) и оказывающего ему услуги врача (с использованием карты врача).

Данная система позволяет впоследствии отследить данные врача, который вел прием определенного пациента, проведенные им назначения, а также наличие у данного врача прав на ведение медицинской практики на определенной территории. Таким образом, в рамках системы SESAMVitale собственно транзакцией (и моментом изменения данных) является операция взаимодействия между врачом и пациентом, операция изменения имеющихся данных, а также операция подтверждения прав – как пациента, так и врача. Ярким примером проекта с использованием расширенных функций терминала, не связанным с социальной сферой, является использование данных устройств в качестве «point of data» при организации лотерей. Например, в рамках лотереи «Ones» в Испании, где пользователями терминалов являются, в том числе, слепые и слабовидящие люди, используются терминалы Ingenico 8550 . С помощью терминала производится идентификация игрока и точки продажи лотереи, передача информации о номере билета, приобретенного игроком, а также проверка информации о выигрыше того или иного билета.

Клиент, намеревающийся принять участие в лотерее и приобретающий билет, получает распечатанный терминальный чек со штрих-кодом. По окончании лотерейного тиража с помощью встроенного сканера штрих-кодов POS-терминал считывает информацию с чека, что позволяет участнику оперативно проверить статус (выигрышный или невыигрышный) своего лотерейного билета. Немаловажным является и то обстоятельство, что использование в рамках проекта терминала Ingenico 8550 позволяет слепым и слабовидящим людям не только принимать участие в самой лотерее, но и получить работу (распространять лотерейные билеты).

Кроме того, сама компания-оператор лотереи, проводящая тираж, может оперативно получать информацию об интенсивности распространения проданных лотерейных билетов в конкретных точках, а также для подтверждения участия того или иного билета в розыгрыше. Еще одним примером использования возможностей терминалов в области оперативной передачи данных и идентификации информации является целый ряд проектов в странах Восточной и Западной Европы, а также в ряде стран СНГ. В рамках данных проектов терминалы используются в качестве точек оплаты штрафов ГАИ, идентификации водителя, а также проверки необходимой для дорожной полиции информации.

В частности, для реализации такого проекта в Республике Казахстан, в котором Ingenico в настоящее время принимает активное участие, была выбрана технология ID-карт, которые стали использоваться, в том числе, для оплаты штрафов. Использование в рамках всех перечисленных проектов терминалов Ingenico серий 8500 и 7910 является оптимальным вариантом. Дополнительные возможности терминалов этих серий обеспечиваются рядом встроенных периферийных устройств, включая сканер штрих-кода, сканер папиллярного узора пальца и т. д., а также поддержкой каналов сетей GSM/GPRS и новых стандартов мобильной (CDMA) и беспроводной (Bluetooth иWi-Fi) связи. Например, терминал Ingenico 8550 имеет встроенный сканер штрихкода и применяется для продажи в оперативных условиях – на складе, при отправке и получении курьерской почты, аренде машин и т.д. Это устройство, использующее канал GSM/GPRS, выпускается во влагозащищенном и стойком к температурному воздействию корпусе повышенной прочности. Функция оперативной замены батареи удачно сочетается в нем с возможностью использования нескольких альтернативных источников питания, включая автомобильный аккумулятор. Все эти характеристики значительно расширяют сферу применения данного терминала, делая его универсальным решением для работы в самых сложных условиях.

Сегодня Ingenico выступает в качестве компании, активно участвующей в формировании принципиально новых рыночных сегментов. Решения Ingenico обеспечивают целевую безопасную передачу любой информации, от финансовых транзакций до биометрических данных человека, в рамках реализации любого рода как уже запущенных, так и будущих проектов на целом ряде вертикальных секторов российского и международного рынка.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первым в мире банкоматом с использованием технологии cash-ресайклинга был выпущенный на японский рынок в 1982 г. аппарат OKI AT 100?