Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

BGS Partners Group 2007:

(Нет голосов)

06.09.2007 Количество просмотров 988 просмотров
С 26 июня по 1 июля 2007 г. в тирольском курортном местечке Kitzbuhel (Австрия) прошла 12-я Международная конференция BGS Partners Group, собравшая более 100 представителей ведущих банков, экспертов в области банковской сферы, права, консалтинга и смарт-карточной индустрии таких стран мира, как Австрия, Бангладеш, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Египет, Германия, Индия, Иордания, Иран, Македония, Марокко, Мексика, Оман, Пакистан, Перу, Польша, Россия, Румыния, Таджикистан, Шри Ланка, Сирия, Узбекистан, Украина, Эквадор и Югославия.
Основной темой нынешней конференции стали «Новые возможности карточного бизнеса: микрофинансирование, e-government, социальная сфера».

Традиционно широкий интерес делегатов вызвало обсуждение основных тенденций развития локальных карточных рынков. Этому вопросу было посвящено выступление заместителя председателя Правления Агропромбанка (Тирасполь) Сергея Лупашко, рассказавшего о стратегии и итогах деятельности созданной банком на базе технологии DUET платежной системы «Радуга». С основными моментами его доклада мы предлагаем сегодня ознакомиться нашим читателям. Основанный в 1991г. и ставший первым кредитно-финансовым институтом Приднестровья, в настоящий момент Агропромбанк является крупнейшим универсальным банком с активами в 196 млн.

долл. США, кредитным портфелем в 143 млн. долл. и собственным капиталом в 47 млн. долл. Наличие разветвленной инфраструктуры, которую составляют 7 филиалов и 80 отделений, расположенных по всей территории Приднестровья, позволяет банку охватить своими услугами около 30% от общего количества юридических лиц региона (порядка 2,5 тыс.) и около 25% трудоспособного населения (35 тыс. физических лиц). В целом в данном регионе на сегодняшний день проживают 500 тыс. человек, из которых 143 тыс. приходится на трудоспособное население.

В рамках стратегии развития банковских сервисов, и прежде всего тех из них, которые ориентированы на частных клиентов, мы изначально поставили перед собой задачу реализовать следующую концепцию: клиенты банка, где бы они ни находились, должны обладать максимально широкими и гибкими возможностями по распоряжению своими деньгами – иными словами, иметь возможность дистанционного управления своими счетами. Данная стратегия позволит клиентам экономить время, получить свободу выбора по управлению своими средствами, а банку – увеличить долю безналичных расчетов.

В настоящее время наши клиенты могут воспользоваться такими услугами по управлению своими денежными средствами, как системы «Мобильный банк» и «Телефонный банк», «Клиент-банк» и «Интернет-банк», а также платежная карточка. Так, воспользовавшись стационарным телефоном, клиент может связаться с банковским оператором для получения ответа на тот или иной вопрос, либо с автоматизированной информационной системой и получить необходимую информацию, используя тоновый режим. Владелец мобильного телефона может получать сообщения о поступлении средств, остатках на карточном счете, воспользовавшись услугами SMS-банкинга иWAP-банкинга; клиент, имеющий доступ к персональному компьютеру, – традиционной системой «Клиент-банк» и «Интернет-банк». Ввиду того, что на момент внедрения карточного проекта банк уже активно работал с частными клиентами и предоставлял большое количество дополнительных сервисов, было принято решение привязывать карточки к уже имеющимся счетам. Таким образом, клиент получал дополнительный инструмент доступа к счету.

Решение о создании платежной системы «Радуга» на базе микропроцессорных карт Агропромбанк принял в конце 2003г., а в середине 2004г. в банке была проведена инсталляция системы DUET. В числе основных задач, которые банк изначально намеревался решить в рамках развития карточного бизнеса, – массовое привлечение розничных клиентов, а также обслуживание зарплатных проектов холдинга, в который наряду с банком входит ряд крупных компаний региона, а в более отдаленной перспективе – создание на базе системы «Радуга» национальной платежной системы.

Приведенные на рис. 1 и рис. 2 графики наглядно демонстрируют темпы роста показателей платежной системы «Радуга». К настоящему моменту объем карт, эмитированных Агропромбанком, составляет 15 тыс.: картами «Радуга» охвачено свыше 10% трудоспособного населения Приднестровья. При этом ежемесячный совокупный оборот по картам достиг 4 млн. долл. США.

Как известно, важнейшей функциональной составляющей банковской карты является возможность использования ее в качестве платежного инструмента, что служит основным источником прибыли при реализации карточных программ. В ходе создания платежной системы «Радуга» мы с самого начала направляли свои усилия именно на развитие торговой сети и, соответственно, POS-терминальной инфраструктуры. Исходя из особенностей торговых организаций, POS-терминальная сеть платежной системы была построена на двух различных по своему принципу решениях. Так, банки и супермаркеты оборудованы компьютеризированными контрольно-кассовыми машинами (ККМ), а в небольших магазинах, ресторанах, на АЗС и т. д. установлены некомпьютеризированные ККМ.

В торговых точках, оснащенных компьютеризированными кассами, мы ориентировались не просто на применение стандартных POS-терминалов, а на интегрированное решение, предполагающее использование ККМ, оснащенных картридерами и ПИН-падами. Для реализации такого подхода специалисты банка использовали Открытую Прикладную Платформу (OПП), предоставляемую компанией BGS своим партнерам – независимым разработчикам для создания собственного периферийно-программного обеспечения и собственных сервисных приложений. Использование такого решения позволяет исключить при обслуживании клиентов двойной ввод информации – в компьютер и в терминал – что, соответственно, минимизирует уровень ошибок и приводит к сокращению времени обслуживания. Произведенные специалистами банка тестирования показали, что среднее время проведения транзакции составляет не больше 6 сек., что, на наш взгляд, является достаточно успешным результатом.

С помощью данного решения, основанного на ОПП, мы можем реализовать и другие дополнительные сервисы – например, различные системы лояльности, которые можно очень гибко настраивать, в том числе и для анализа потребительских предпочтений, что немаловажно для эффективного развития бизнеса торговых организаций.

Для организации обслуживания карт в небольших магазинах, на АЗС и в ресторанах, оснащенных некомпьютеризированными ККМ, мы использовали решение, основанное на портативных терминалах Xi-Max (производитель – компания XIRING). Это достаточно мобильное решение, которое можно применять в любых условиях. К настоящему времени торговые организации и, конечно же, наши клиенты уже успели оценить удобство и эффективность данного устройства. При размерах 125×75×15 мм и весе 200г Xi-Max с точки зрения функциональности мало в чем уступает стационарному терминалу, а значительно меньшая стоимость устройства позволяет эффективно применять его при обслуживании мелких транзакций.

Таким образом, изначально все наши шаги в направлении развития платежной системы были ориентированы прежде всего на стимулирование роста операций по картам в торгово-сервисной сети. На сегодняшний день доля торговых операций по картам «Радуга» в денежном выражении составляет 12% от общего оборота по картам платежной системы, в количественном выражении – 45% от общего числа операций. При этом в среднем по одной карте ежемесячно совершается 5,5 дебетовой транзакции.

Принимая решение об инсталляции системы DUET, мы видели необходимость в максимальной интеграции автоматизированной банковской системы (АБС) и DUET. При этом в число поставленных нами требований входила возможность управления клиентскими счетами с помощью АБС и автоматическая синхронизация последней с DUET. Совместно со специалистами BGS было реализовано решение на базе сервера обмена данными (DUET Exchange), которое позволило гибко и эффективно производить интеграцию данных систем. На рис. 3 показана схема реализации такого решения, которое, с одной стороны, базируется на системе DUET, состоящей из сервера приложений и сервера баз данных, и, с другой стороны – на АБС банка, также состоящей, в свою очередь, из сервера приложений и сервера баз данных. Таким образом, информация о клиентских счетах в системе DUET доступна из АБС, что позволяет банку видеть все операции, которые производятся в любой из систем, а также реализовать определенные дополнительные функции.

Перейдя к преимуществам и возможностям, которые мы получили, внедрив данное решение, хотелось бы прежде всего отметить единый инструмент управления счетами. Банковские специалисты могут одинаково эффективно работать с информацией о картах и совершаемых по ним транзакциям в информационном поле как АБС банка, так и системы DUET. Кроме того, это открывает широкие перспективы разработки новых банковских продуктов, которые можно тесно интегрировать с АБС.

К настоящему времени нами уже разработан целый ряд инновационных розничных продуктов, включая кредитные. Например, суть продукта «Кредит до зарплаты» заключается в том, что клиент, заключив соответствующий договор с банком, может в любой момент, в любом отделении банка или банкомате, в максимально короткие сроки (в течение одной минуты) воспользоваться определенным кредитным лимитом (размеры которого зависят от величины его заработной платы). Выданный в виде наличных кредит автоматически пересчитывается с учетом поступлений в счет его погашения и также автоматически закрывается при поступлении зарплаты на карту.

Используя продукт «Интернет-банк», наши клиенты имеют возможность просмотреть остатки на своих карточных счетах, историю транзакций, иными словами, удобным образом контролировать свои расходы по карте, а также, в случае необходимости, самостоятельно производить блокировку карты. Аналогичные функции доступны пользователям систем «Мобильный банк» и «Телефонный банк».

Как я уже говорил, ряд новых сервисов нам позволила реализовать Открытая Прикладная Платформа, поставляемая компанией BGS, являющаяся чрезвычайно мощным и гибким инструментом разработки. Возможности ОПП позволили нам реализовать на ряде предприятийпартнеров банка системы регистрации времени и контроля доступа в помещения. Разработанный специалистами Агропромбанка модуль для Интернет-браузера позволил нашим клиентам дистанционно осуществлять широкий спектр операций по своим карточкам: загружать на карту денежные средства, просматривать остатки на счетах – т. е. проводить все те операции, которые доступны на терминале самообслуживания, также входящем в комплект поставки решения DUET.

Одна из последних реализованных нами инновационных услуг – возможность проведения платежных операций по картам «Радуга» в среде Интернет. Для этого клиенту нужно просто зайти на сайт Интернет-магазина, выбрать необходимые товары или услуги и с помощью своей карточки оплатить покупки. При этом запрос на оплату будет переадресован на сервер банка, который отвечает за совершение транзакции, и результат будет отослан на сервер Интернет-магазина. В настоящее время данное решение находится в опытной эксплуатации, но его эффективность уже вне всяких сомнений. Анализируя стоящие перед банком задачи в области обеспечения работоспособности системы, мы изначально четко осознавали, что крайне важно обеспечить ее высокую доступность, автоматическое восстановление системы в случае сбоев оборудования, а также ее работу в режиме 7×24×365. Все эти задачи должны были быть решены с максимальной эффективностью и при минимальных затратах на резервное оборудование.

Исходя из этого, специалисты Агропромбанка реализовали решение с использованием кластера, состоящего из серверов HP ProLiant DL360 и дискового массива HP EVA4000 производства Hewlett Packard, а также программного обеспечения Microsoft Windows server 2003 (64bit), Microsoft SQL Server 2005 (64bit) и DUET 4.8.01sp2. Структура данного решения выглядит следующим образом: два задействованных в системе сервера подключены к дисковому хранилищу данных, на одном из серверов работает база данных, на другом – сервер приложений DUET. При выходе из строя какого-либо оборудования, например, одного из серверов, работающие на нем процессы запускаются на другом узле кластера, и система продолжает работать в штатном режиме. Максимальная длительность сбоя связи при таких ситуациях не превышает 1–2 сек.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о перспективах дальнейшего развития платежной системы «Радуга», которые весьма оптимистичны. В части развития платежной системы мы планируем ее значительное расширение как с точки зрения количественных показателей, так и в плане появления новых участников. По итогам текущего 2007г. мы рассчитываем выйти на объем эмиссии в 30 тыс. карт, а также подключить к платежной системе ряд других банков. В более отдаленной перспективе планируется организация на базе «Радуга» национальной платежной системы, все предпосылки для которой существуют. Что касается развития инновационных технологий, то в наших планах – дальнейшее совершенствование инструментов дистанционной оплаты, таких как система Интернет-платежей.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первая в мире массовая коммерческая эмиссия чиповых карт состоялась в США в 1986 г. (банками-эмитентами выступали Bank of Virginia и Maryland National Bank с чипами Bull CP8, а также First National Palm Beach Bank и Mall Bank – с чипами Casio)?