Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

“Рынок процессинговых услуг в России”: кто, с чем и когда?

(Нет голосов)

09.04.2007 Количество просмотров 1867 просмотров
13 февраля 2007 г. в московском отеле Holiday Inn Sokolniki прошел “круглый стол”,
основной темой которого стал рынок процессинговых услуг в России.


Организатором мероприятия выступило Агентство социально-экономического партнерства, генеральным спонсором – Группа компаний “Уникум”, производитель платежных терминалов, торговых автоматов и информационных киосков, генеральным Интернет-партнером – информационный портал Banki.ru В работе “круглого стола” приняли участие порядка 60 руководителей и представителей независимых и банковских in-house процессинговых центров, российских банков, торгово-розничных сетей, производителей POS-терминалов и программного обеспечения, а также Call-центров.

Информационную поддержку мероприятия обеспечивали специализированные издания, информационные агентства и Интернет-порталы: “ПЛАС (Платежи. Системы. Карточки)” “МФД-ИнфоЦентр”, LOYALTY.INFO, “Библиотека лояльности”, “Аналитический банковский журнал”, “Банки и деловой мир”, “Национальный банковский журнал”, Национальное деловое партнерство “Альянс-Медиа”, ТулаBank.ru и Bankir.ru.

В ходе “круглого стола” был обсужден ряд вопросов, наиболее актуальных для всех участников российского рынка процессинговых услуг, – современное состояние данного сектора рынка, основные проблемы взаимодействия его участников, перспективы аутсорсинга процессинговых услуг в России, оптимальные решения для создания in-house процессинговых центров в банках, программные решения для процессинговых центров, а также современное состояние рынка программ лояльности, практика построения последних и организация процессинга в лоялти-системах.

В числе наиболее интересных выступлений следует отметить доклад исполнительного директора компании “Общая карта” Андрея Пучкова, в котором он поднял один из актуальных сегодня вопросов – возможность создания единой процессинговой сети России. Обрисовав основные этапы создания такой сети, в числе которых – построение систем взаимодействия между участниками, клиринговой системы и системы расчетов, А.Пучков отметил, что, по его мнению, первый этап построения такой системы на российском рынке процессинговых услуг уже реализован. Так, достаточно большое число его участников уже имеют межхостовые соединения.

В рамках дискуссии, последовавшей за этим выступлением, участники “круглого стола” обсудили возможную реакцию международных платежных систем на создание единой процессинговой сети в России. С презентацией “Динамика развития рынка процессинговых услуг в России” выступил начальник отдела маркетинга и рекламы процессинговой компании “Рукард” Петр Гайдук. По его словам, к началу 2006г. число карт Visa Int., процессинговое обслуживание операций по которым проводит “Рукард”, превысило 750 тыс., карт MasterCard Worldwide – 120 тыс. К январю 2007г. эти показатели уже превысили 1 млн. карт и 140 тыс. карт, соответственно.

Отметив стабильный рост числа проводимых компанией процессинговых операций по картам международных платежных систем, докладчик обратил внимание аудитории на возрастающую роль операций в области небанковского процессинга, к числу которых относятся операции по приему платежей и денежных переводов, операции в рамках электронных платежных систем, а также процессинговое обслуживание различных типов небанковских карт. Наиболее перспективным направлением было названо процессинговое обслуживание карт лояльности.

В ходе дискуссии зам. генерального директора по продажам и маркетингу БПЦ Сергей Лукьянов вынес на обсуждение вопрос о том, какими критериями руководствуются руководители российских банков при выборе процессингового центра из доступных сегодня российским банкам вариантов – независимый западный процессинговый центр, процессинговый центр банка-спонсора (для банковаффилиатов) или же построение собственного in-house процессингового центра. В своей презентации “Аутсорсинг: плюсы и минусы” директор дирекции процессинга банковских карт компании UCS Сергей Лебедев, рассмотрев современные рыночные позиции компании и спектр предоставляемых ею услуг, проанализировал состав клиентской базы UCS и на его основе определил спектр современных потребностей российских банков в процессинговых услугах, а также оценил факторы, которыми руководствуются банки, принимая решения по передаче процессинговых услуг в аутсорсинг.

Доклад Федора Панферова, генерального директора “Ю-Пей” (Группа компаний “Уникум”), был посвящен использованию платежных терминалов при обслуживании платежей населения. По словам выступавшего, основными факторами, оказывающими влияние на формирование российского рынка услуг по приему розничных платежей, стало появление большого числа поставщиков услуг и, как следствие, растущая потребность клиентов в быстром и удобном способе оплаты этих услуг. Основными участниками российского рынка приема платежей сегодня являются ОСМП, “КиберПлат”, e-port, “Рапида”, “Элекснет”, Auto-pay, Electropay и Assist, а также системы цифровой наличности Яндекс.Деньги, Web-money, RUPAY, PayCash, “МК Билайн”, “Мобильный банк МТС”, “МК Мегафон” и E-gold. В числе наиболее актуальных проблем данного сектора рынка были названы отсутствие единого регулятора, несогласованность и распыленность нормативной базы, а также разобщенность основных игроков.

Рассмотрев необходимые для успешного развития рынка приема платежей факторы (создание единой площадки для общения участников рынка, подготовка юридической базы, юридическая поддержка участников рынка, а также выработка единой позиции в диалоге с властными структурами) и описав современные тенденции рынка (развитие систем межбанковских платежей, мобильной коммерции, возможность быстрого перевода денежной наличности в электронную и наоборот, повышение профессионализма его участников), докладчик обрисовал перспективы данного сектора рынка на ближайшее будущее. В их числе – упрощение или отсутствие идентификации отправителя денежных средств, расширение перечня операций, осуществляемых без проведения идентификации, более широкие возможности для участия банков в платежном бизнесе и т.д.

“Расширение функций по обслуживанию клиентов банков с использованием информационно-платежных терминалов, подключенных к процессинговому центру” – тема выступления менеджера проектов SFOUR Александра Тимофеева. Такие факторы, как увеличение объема розничных операций, расширение числа оплачиваемых услуг, необходимость открытия дополнительных офисов, высокий объем платежей в счет погашения кредитов, а также необходимость информирования клиентов о предоставляемых услугах, стали предпосылками предоставления клиентам банков дополнительных услуг с использованием информационно-платежных терминалов. Внедрив решение для создания системы самообслуживания, банк получает возможность оптимизировать свои операционные издержки, осуществлять централизованное управление сетью, быстро открыть допофис, в том числе и в ранее недоступном для внедрения данных услуг месте, а также предоставлять услуги в круглосуточном режиме.

По мнению А.Тимофеева, современное состояние рынка информационно-платежных терминалов характеризуют наступление этапа насыщения сегмента наличных платежей, отсутствие возможности проведения безналичных платежей через данные терминалы, снижение уровня комиссионных, конкурентная борьба за места установки терминалов самообслуживания на фоне увеличения арендной платы, а также увеличение числа пользователей терминалов. В числе факторов, которые могут повлиять на успешность ведения бизнеса в данном секторе рынка, – набор предоставляемых в сети терминалов услуг, размеры вознаграждения и комиссии при приеме платежа, а также предоставление клиентам различных форм оплаты услуг (наличной и безналичной).

Перейдя к описанию преимуществ решений SFOUR для подключения информационно-платежных сервисов, А.Тимофеев назвал возможность работы через системы “КиберПлат” и e-port, наличие у компании решения по организации сервиса для локальных получателей платежей, возможность интеграции с внешними биллинговыми системами по протоколу SFOUR Alternative, а также подключения к ПЦ по протоколам ISO8583, NDC+ и DDC.

Выступая в ходе “круглого стола”, вицепрезидент компании “Рапида” Владимир Кузнецов отметил, что основным инструментом для освоения рынка платежей населения в адрес поставщиков коммунальных услуг и в счет погашения потребительских кредитов, имеющего сегодня широкий потенциал, являются дистанционные сервисы для держателей банковских карт. В.Кузнецов также рассмотрел законодательные аспекты обслуживания наличных платежей в сети информационно-платежных терминалов и вопросы использования предоплаченных карт локальных платежных систем при построении программ лояльности.

Темой своего выступления Дмитрий Петинов, IT-директор компании LMC Group, выбрал “Процессинг транзакций как центральное звено при построении программ лояльности”. По его словам, основным отличием программ лояльности от платежных систем является то обстоятельство, что лоялти-программа не является основным источником прибыли. Ввиду этого процессинг карт, выпущенных в рамках лоялти-программ, является средством получения данных для анализа покупательского поведения и реализации маркетинговой политики.

В ходе последующей дискуссии автор предложил обсудить, насколько аутсорсинговые услуги процессинговых центров могут быть востребованы с точки зрения операторов программ лояльности, а также готовы ли последние воспользоваться подобными услугами. В рамках панельной дискуссии, завершившей работу мероприятия, с докладом на тему “Практика работы программ лояльности с учетом юридических аспектов” выступил Максим Дробышев, директор департамента банковских технологий компании НКТ. Кратко обрисовав итоги деятельности компании в сфере разработки и реализации лоялти-программ, он сообщил, что за период с 1995 по 2007г. НКТ реализовала свыше 700 проектов на базе микропроцессорных карт, в рамках которых поставила более 4 млн. смарткарт (в том числе свыше 1,5 млн. EMVкарт), установила в банках и предприятиях торговли 15 тыс. POS-терминалов, обеспечивающих прием карт с широким спектром различных приложений.

Представив вниманию собравшихся бизнес-модель программы лояльности и схему обслуживания держателя карты, задействованной в такой программе, М.Дробышев рассмотрел основные этапы разработки и внедрения клубной программы лояльности на базе банковских карт: постановка целей, подбор методик, выбор технологии, составление подробного сценария работы бонусного клуба, демонстрация работы программы лояльности на стенде под управлением программного комплекса LOTOS, запуск программы в опытную и промышленную эксплуатацию.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?