Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Московский офис MasterCard: в центре внимания – новые технологии

(Нет голосов)

10.02.2007 Количество просмотров 1166 просмотров
По мнению экспертов, прошедший 2006 г. показал, что карточный бизнес в России достиг очередного знакового рубежа – свыше 67 млн. эмитированных карт на конец третьего квартала, из которых порядка 55 млн. пришлось на международные карты. На этом фоне представляется далеко не случайным, что ведущие международные платежные системы стали уделять отечественному рынку безналичных расчетов все больше внимания. Свидетельством этого факта являются многообразие совместных проектов с участием российских банков и тенденция к дальнейшему росту числа таких проектов в будущем. Насколько удачным оказался 2006-й с точки зрения деятельности Московского офиса MasterCard? Каковы его главные результаты, в каких сегментах рынка они были наиболее заметны? Эти и другие вопросы корреспондент журнала “ПЛАС” задал Андрею Королеву, Главе представительства MasterCard Europe в России, который поделился с нашими читателями своим видением современных тенденций и наиболее перспективных направлений развития карточного бизнеса, реализация которых вызывает сегодня повышенное внимание со стороны российских банков-членов MasterCard Worldwide.

Как и прежде, в 2006 году основной стратегической задачей MasterCard на российском рынке являлось увеличение доли безналичных расчетов, а также поддержка розничного бизнеса отечественных банков. На этом фоне, если рассматривать основные тенденции минувшего года в разрезе деятельности Московского офиса MasterCard, признаюсь: делать такого рода анализ весьма легко и приятно – по всем направлениям мы наблюдали явный прогресс.

Дебетовый сегмент: зарплатные карты...

Говоря о дебетовых продуктах в целом, следует отметить, что на протяжении 2006г. одним из наиболее динамично развивающихся направлений выступали зарплатные карты. С точки зрения количества эмитированных карт, этот сегмент уже начинает приближаться к своему насыщению, вместе с тем отмечается и качественный рост, обусловленный появлением новых зарплатных карточных продуктов и растущей интенсивностью использования россиянами своих карт. Это, в свою очередь, ведет к росту оборотов и количества транзакций – все эти показатели демонстрируют хорошую динамику.

...и карты категории Premium

Что касается других сегментов рынка, то в 2006г. здоровые тенденции роста были отмечены и в секторе премиальных карточных продуктов MasterCard. Тому есть несколько причин, в том числе стабилизация и рост российской экономики, а также связанное с ними увеличение доходов населения. Вполне естественно, что на этом фоне все больше людей открывают банковские счета, получают премиальные карты и активно пользуются ими, поддерживая средние показатели в этом секторе на достаточно высоком уровне. На сегодняшний день на российском рынке представлена вся линейка премиальных карточных продуктов MasterCard. Помимо весьма эффективных программ на базе MasterCard Gold и Platinum, все больше банков начинают развивать свои программы на базе эксклюзивной карты MasterCard World Signia, держатели которой могут воспользоваться услугами специально созданной службы клиентской поддержки MasterCard. Гораздо более распространенным продуктом в России являются карты MasterCard Platinum – к настоящему моменту их эмиссию проводят уже порядка 10 российских банков.
“На фоне продолжающегося динамичного развития российского рынка кредитных карт мы с гордостью можем отметить тот факт, что за редким исключением большинство эмитентов работают с MasterCard. Для нас это веское подтверждение правильности выбранной стратегии, поскольку данные банки сделали свой выбор, исходя из тех конкретных преимуществ, которые мы могли предложить им с точки зрения поддержки их программ кредитных карт. И сегодня одной из важнейших задач московского офиса является дальнейшее развитие наших возможностей в данном направлении, а также продолжение активной повседневной работы в области маркетинговых коммуникаций и исследований рынка”

В целом карты категории Premium традиционно были и остаются в фокусе внимания российских членов MasterCard. И усиление активности банков по продвижению привилегированных карточных продуктов также является сегодня одним из ключевых моментов, определяющих планы MasterCard Worlwide по дальнейшему развитию своей деятельности в России.
“Сегодня российские банки активно конкурируют на розничных сегментах, и для них программа лояльности – это существенный элемент стратегии. Поэтому мы стремимся налаживать тесные прямые отношения с крупными российскими и международными компаниями – потенциальными участниками программ лояльности”

Как правило, карточные проекты, реализуемые на базе карт категории Premium, ориентированы на наиболее высокодоходную категорию банковских клиентов, запросы и предпочтения которой нам хорошо знакомы. Так, например, средний объем операций, совершаемых по премиальным картам MasterCard, эмитированным российскими банками, является самым высоким в регионе, превышая аналогичный средний показатель по Европе более чем в два раза. Не может не внушать оптимизма и тот факт, что данные карты уже активно используются россиянами не только за рубежом, как было прежде, но и внутри страны. Это, в свою очередь, свидетельствует о совершенствовании инфраструктуры приема премиальных карт, благодаря чему они все более широко используются держателями для оплаты покупок в торгово-сервисной сети.

Кроме того, у карт премиальных категорий есть еще одна существенная особенность. Если в целом 80–90% транзакций по дебетовым картам приходятся на операции по снятию наличных и только порядка 20–10% – на оплату покупок, то в случае с премиальными картами ситуация принципиальным образом отличается. На снятие наличных по картам премиальных категорий приходится около 40% операций и, соответственно, 60% – на операции в торгово-сервисной сети. При этом соотношение трансграничных и доместических транзакций в премиальном сегменте оценивается как 50/50. Таким образом, речь идет о принципиально ином потребителе и иных особенностях использования карт.

Кредитные продукты

На протяжении последних полутора лет данный сегмент развивался опережающими темпами по сравнению с уже рассмотренными нами направлениями, причем речь идет об эмиссии “револьверных” кредитных карт. При этом следует отметить характерную особенность данного развития – общее количество эмитированных кредитных карт росло быстрее, чем совокупные обороты по этим картам, поскольку сама технология программ массового карточного кредитования подразумевает рассылку карт основными участниками рынка по существующей общей клиентской базе. С одной стороны, такой подход создает некий “запас” карт на руках у клиентов, с другой – он ставит перед банками задачи по освоению новых технологий активации этих карт. Еще один специфический для развития данного направления момент заключается в том, что до некоторых пор большинство держателей кредитных карт практически сразу шли к банкоматам и снимали весь кредитный лимит наличными. Сегодня банками уже выделяются группы клиентов, которые пользуются кредитной картой именно как финансовым резервом, т. е. для совершения крупных либо непредвиденных покупок.

На фоне продолжающегося динамичного развития российского рынка кредитных карт мы с гордостью можем отметить тот факт, что за редким исключением большинство эмитентов работают с MasterCard. Для нас это веское подтверждение правильности выбранной стратегии, поскольку данные банки сделали свой выбор, исходя из тех конкретных преимуществ, которые мы могли предложить им с точки зрения поддержки их программ кредитных карт. И сегодня одной из важнейших задач московского офиса является дальнейшее развитие наших возможностей в данном направлении, а также продолжение активной повседневной работы в области маркетинговых коммуникаций и исследований рынка. К настоящему времени нами накоплен широкий опыт создания, развития и поддержки программ карточного кредитования, мы обладаем глубоким пониманием специфики данного рынка и продвижения кредитных продуктов в России – всем этим интеллектуальным багажом мы продолжаем делиться с банками, чтобы сделать их программы еще более успешными.
“Летом 2006г. MasterCard объявила о создании в России регионального клуба OneSmart Club, объединяющего банки России, Украины, Белоруссии и Армении. И социальная карта MasterCard является непосредственным элементом OneSMART как прямой результат работы участников OneSmart Club над данной концепцией”

В 2006г. разработанная нами образовательная маркетинговая программа была ориентирована на повышение компетенции работников отделений, кассиров торговых точек, а также на конечных потребителей, т. е. самих держателей кредитных карт.

В этом плане хорошо себя зарекомендовали проводимые нами семинары по обучению банковских специалистов и ознакомлению их с передовыми технологиями продаж кредитных продуктов, основывающимися на международном опыте в этой сфере. В минувшем году семинары были проведены в нескольких российских банках, в том числе в каждом из банков-лидеров данного сегмента. В 2007 г. мы вновь продолжим предлагать российским банкам эти программы, к настоящему времени усовершенствованные и актуализированные.

Новые технологии: социальная карта на базе EMV…

Еще одно чрезвычайно интересное и перспективное направление, на котором в 2006г. мы сфокусировали свое внимание и которое, судя по всему, получит широкое развитие в наступившем 2007-м, я охарактеризовал бы как “новые карточные технологии”. Под “новыми технологиями” подразумевается целый ряд различных инновационных программ, от социальных до мультипартнерских ко-брендовых карт. В целом, с нашей точки зрения, российский рынок готов к тому, чтобы эти продукты начали масштабно развиваться, внося заметный вклад в рост таких важных показателей, как количество эмитированных карт и обороты по ним. При этом до 2006г. банки находились в стадии анализа потребностей рынка и разработки такого рода продуктов, а также оценки того, что уже было сделано ранее в данных направлениях. Если говорить о социальных картах, то в начале ноября 2006 г. мы запустили с Банком УРАЛСИБ первый в Европе пилотный проект программы социальных карт на платформе EMV. В его рамках предусматривается реализация программы микропроцессорной социальной карты для всех льготных категорий граждан (студентов, пенсионеров, военнослужащих, сотрудников государственных учреждений и др.), в чиповой памяти которой будут размещаться личные данные получателя льгот, а также информация о доступных ему социальных льготах и пособиях. Это позволит держателю не только получать к ним доступ с помощью единой многофункциональной карты, но и избежать необходимости оформления сопутствующей бумажной документации. Органы соцобеспечения, в свою очередь, смогут сократить административные расходы и эффективно планировать временные ресурсы.

Очевидно, что от региона к региону функциональное наполнение социальной карты MasterCard будет меняться, однако та гибкость платформы, которая обеспечивает использование открытого международного стандарта и приложения M/Chip4, позволяет реализовать весь функционал на единой платформе, то есть максимально эффективно.

+ ко-брендинг и лоялти

Еще одно относительно новое направление – это ко-брендовые карты. Мы видим, что банки и их партнеры по ко-брендовым программам осознают важность достижения баланса интересов всех участников проекта, что является важным фактором успеха в такого рода программах. В связи с этим показательны некоторые недавние наши проекты, например, с авиакомпаниями: Альфабанк – “Аэрофлот”, Ситибанк – Lufthansa. Успешная реализация подобных масштабных инициатив свидетельствует о том, что российские банки готовы сделать действительно стоящие предложения своим партнерам по ко-брендингу, конкурентоспособные и привлекательные для потребителей.

Несмотря на то что несколько проектов так и не реализовались в 2006г., это было связано не с тем, что у их участников что-то не получилось, но с тем, что на реализацию такого рода программ им потребуется больше времени и усилий. Речь идет в основном о программах лояльности на базе карт MasterCard, в том числе о мультипартнерских программах, за которыми, как мы уверены, будущее. Сегодня российские банки достаточно активно конкурируют на всех розничных сегментах, и для них программа лояльности – это существенный элемент конкурентной стратегии. Именно поэтому, традиционно смотря на несколько шагов вперед, мы стремимся налаживать тесные прямые отношения с крупными российскими и международными компаниями – потенциальными участниками программ лояльности. Мы также заранее обсуждаем с ними возможности таких проектов, в том числе, что именно могут принести такого рода проекты конкретной торговой сети. Над этим мы сегодня активно работаем, и, как я надеюсь, в ближайшем будущем мы сможем принести банкам уже “готовую” перспективу сотрудничества с конкретными торгово-сервисными предприятиями либо с группой предприятий.

EMV-миграция и OneSmart Club

Переходя к такому злободневному вопросу, как темпы EMV-миграции российских банков, следует отметить, что, к сожалению, существующая динамика на сегодняшний день отстает от европейской и, по некоторым направлениям, от общемировой (если не рассматривать США). На этом фоне можно прогнозировать: многие отечественные банки вскоре на практике убедятся в том, что сегодня микропроцессорные карты – это стандартный базовый продукт в Европе. Многие европейские страны уже сообщили о завершении миграции на чип. Это означает, что карты с магнитной полосой в этих странах уже начинают восприниматься как карты старого образца. Кроме того, согласно правилам системы владельцы сетей терминалов, неспособных правильно работать с EMV-картами, с точки зрения угрозы мошенничества находятся в слабом звене. Так или иначе, простые соображения экономики, если не здравый смысл, вскоре заставят банки переходить на новые технологии более высокими темпами. Со стороны MasterCard стимулирование этого процесса заключается прежде всего в проведении активной разъяснительной работы. Так, продолжает функционировать наш чиповый фонд, основной задачей которого является облегчение для банков процесса перехода на чип. Фонд предлагает льготные тарифы по миграции на микропроцессор, и в 2007 г. у банков есть возможность воспользоваться ими.

Это плавно переводит тему нашей беседы к OneSMART. Как известно, летом 2006 г. MasterCard объявила о создании в России регионального клуба OneSmart Club, объединяющего банки России, Украины, Белоруссии и Армении. И социальная карта MasterCard является непосредственным элементом OneSMART как прямой результат работы участников OneSmart Club над данной концепцией. В рамках открытого в России регионального OneSmart Club сегодня разрабатываются еще как минимум два направления, находящиеся в разных стадиях развития: как в транспортной сфере, так и в сегменте повседневных платежей на небольшие суммы. Сценарии развития обоих направлений и их потенциал обсуждаются участниками клуба. Например, представляется очевидным, что к транспортному приложению логично привязывается социальное приложение. Здесь существует несколько возможностей для сотрудничества с банками и транспортными компаниями. Что касается решений для сегмента повседневных платежей на небольшие суммы – от вендинг-машин (торговых автоматов. – Ред.) до АЗС и фастфудов типа Mac’Donalds, – это весьма востребованное направление, и мы также прорабатываем данную перспективу с банками.

Ожидается также появление решения для P2P-переводов с карты на карту, услуги, весьма востребованной банками, которую мы планируем запустить в ближайшее время. Разумеется, в рамках этого направления существуют очевидные ограничения, которые в настоящее время обсуждаются с банками – участниками пилотных проектов. И, наконец, несколько слов о мобильной коммерции – не мобильном банкинге, а именно о мобильной коммерции, которая позволяет банкам использовать возможность расчетов в рамках платежной системы с использованием сетей мобильной связи. Уже в 2007 г. станет окончательно ясно, есть ли целесообразность продуктового НИОКРа или нужно будет подождать дальнейшего развития инфраструктуры, с тем чтобы мобильная коммерция полностью легла на базу того же Интернета. Это широкая и интересная тема, которую уже имеет смысл предметно обсуждать, но обсуждать именно как направление работы OneSmart Club. Сегодня в рамках клуба ведется постоянная работа в данном направлении, проводятся исследования – как рынка, так и потенциального интереса банков и других его участников из числа небанковских компаний. Предварительные итоги этой работы мы будем подводить на второй конференции OneSmart Club в Сочи летом 2007 г., в ходе которой будут анонсированы и достигнутые в данном направлении результаты.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?