Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Карточный бизнес «попал в историю»

(Нет голосов)

19.11.2007 Количество просмотров 1254 просмотра


Российская индустрия банковских карт доросла до собственной «летописи».

В начале 2008 года при информационной поддержке журнала «ПЛАС» увидит свет двухтомник «История банковских карт в России», выпускаемый в рамках литературной серии «Экономическая летопись России».
О том, с какими аспектами знакомит читателя это издание, а также о своем взгляде на историю банковских карт в своем интервью рассказывает автор-составитель книги, главный редактор Агентства финансовой информации «М3-медиа» Олег Никульшин.


ПЛАС: Первый вопрос – традиционный: как родилась идея книги, посвященной истории банковских карт?

О.Никульшин:Как и многое другое, идея книги по истории банковских карт в России родилась из малого… Занявшись подготовкой статьи о первых платежных картах в нашей стране, мы с коллегами попытались собрать максимум информации. Оказалось, что история появления и развития этого банковского продукта в России и СССР была крайне любопытной, и в результате материала набралось гораздо больше, чем могла вместить в себя одна статья. Инициировав процесс, я и сам не предполагал, что в итоге идея со статьей превратится в книгу, которая со временем выльется в двухтомник.

ПЛАС:: Какова концепция книги? Идет ли речь о неком аналитическом отчете, предназначенном для специалистов, или издание ориентировано на более широкий круг читателей?

О.Никульшин: Эта книга рассчитана не только на профессионалов, а, скорее, на тех людей, кто интересуется развитием российского банковского сектора. Так, например, в книге уделено внимание, в том числе, многим по-настоящему захватывающим интригам, которые сопровождали развитие российского банковского сектора в целом, и карточной индустрии в частности. Также эта книга может стать уникальным источником знаний по истории индустрии банковских карт для тех, кто собирается связать свою профессиональную деятельность с «пластиком», ведь такие знания позволяют лучше понимать данный бизнес, его развитие и законы. Кроме того, в книге можно будет найти целый набор того, что в западном бизнес-образовании принято называть словом «кейс», – реальных историй реализации бизнес-задач.

Книга выходит в рамках литературной серии «Экономическая летопись России», и ее стилистика определяется концепцией самой серии. Это действительно будет современная версия летописи, рассказанная самими участниками событий, связанных с рождением и развитием карточной индустрии, снабженная информацией из архивов и публикаций в прессе за разные годы. В настоящее время в рамках этой серии уже вышли два двухтомника «Архив русской финансово-банковской революции» и «История российского фондового рынка: депозитарии и регистраторы», причем оба издания с успехом разошлись не только среди профессионалов финансовой сферы, но и среди широкого круга читателей.

В новой книге будут представлены рассказы от первого лица тех людей, которые определили развитие индустрии банковских карт в России. Каждый такой рассказ подготовлен на основе личного интервью. При этом особое внимание уделяется сохранению особенностей повествования каждого героя книги. Таким образом, читатели получат не сборник сухих ответов по заданном списку вопросов, а реальные истории реальных людей о том, как они строили бизнес, пробовали, ошибались и добивались успеха.

ПЛАС: Вы упомянули об интригах в карточной индустрии. Насколько, с точки зрения «летописца», ими богата история развития карточного рынка в России?

О.Никульшин: О да! Несмотря на то что по роду своей деятельности я внимательно слежу за рынком банковских карт, мой интерес к нему до того, как я стал заниматься книгой, был продиктован исключительно потребительскими мотивами – например, подготовить обзор карточных продуктов, проанализировать условия обслуживания по тем или иным картам. И карточная сфера для меня, как для большинства людей, лишь поверхностно следивших за ней, казалась недостаточно богатой какими-либо событиями. Сейчас же я просто удивляюсь, насколько богатой и интересной оказалась при ближайшем рассмотрении история карточного бизнеса в России. На протяжении всего своего развития этот сегмент был и остается одной из наиболее конкурентных областей банковского бизнеса. Для обычного человека эта борьба оставалась совершенно незаметной, но она была не менее серьезной, чем, скажем, борьба за контроль над крупнейшими российскими предприятиями в середине 90-х годов XX века.

ПЛАС:Не могли бы вы привести какие-либо наиболее яркие примеры такого рода интриг, рассказ о которых можно будет найти в вашей книге?

О.Никульшин: Разумеется, одной из главных интриг стал выпуск первых в нашей стране карт международных платежных систем. Борьба между Visa и Europay за право выпуска первых карт в СССР – один из интереснейших эпизодов истории отечественного карточного бизнеса. Не менее любопытной является эволюция идеи национальной платежной системы. Проекты создания «национальной карты» с завидной регулярностью возникали на протяжении всей истории карточного рынка России, причем, как оказалось, впервые такая идея появилась еще во времена, когда существовал Советский Союз.

В процессе работы над книгой, общаясь со специалистами, я попытался выделить для себя такие ключевые «интриги» для различных периодов развития индустрии. Так, на мой взгляд, главной интригой в советские времена был вопрос принципиального существования банковских карт в СССР. При плановой экономике, жестком валютном регулировании, дефиците товаров и неразвитости коммуникаций идея организации розничных безналичных платежей была, мягко говоря, экзотичной. Не стоит забывать, что в то время решение вопроса о введении нового формата денежного обращения зависело от многих ведомств: Министерства финансов, Государственного банка, ЦК КПСС, и многие люди в этих ведомствах просто не понимали сущности банковских карт. Тем не менее уже тогда нашлись энтузиасты, благодаря которым в СССР начали обслуживаться операции с картами, эмитированными иностранными банками, а затем стала осуществляться и собственная эмиссия карт, пусть и в очень ограниченном объеме. Кстати, мало кто, наверное, знает, что руководство одного из первых эмитентов международных карт в Советском Союзе – Сбербанка СССР – в свое время поплатилось своими креслами за контракт на поставку оборудования для собственного процессингового центра.

С начала 1990-х годов на рынке банковских карт развернулась ожесточенная борьба между банками, претендовавшими на лидерство в этой инновационной индустрии. Одной из главных интриг в этот период была борьба между крупнейшими банками: Кредо-Банком, МостБанком, Инкомбанком, Автобанком, банком «Столичный» за звание лидера в карточном бизнесе.

Не менее захватывающей интригой начала 1990-х стала борьба за рынок эквайринговых услуг между банками. Не случайно Игорь Липанов, под руководством которого впервые в российском коммерческом банке была выпущена карта международной платежной системы, в своем интервью для книги охарактеризовал то время как «время мужских поступков и решений».

Кризис 1998 года расставил все по своим местам. Претенденты на звание наиболее продвинутых карточных банков, инвестировавшие колоссальные по тем временам деньги в создание процессинговых центров, эмиссию и обслуживание карт, в одночасье сошли со сцены, причем не только в карточном бизнесе. Последующий период фактически стал периодом нового рождения индустрии, рождения уже на основе здравого подхода и решений, взвешенных с точки зрения бизнеса.

ПЛАС: Ваша книга состоит из отдельных рассказов различных людей, причастных к становлению российского карточного бизнеса. Как решался вопрос о том, интервью кого из экспертов включать в книгу? Все-таки это большая ответственность – решать, чей именно рассказ должен войти в «летопись»!

О.Никульшин: Несмотря на название книги, я не хотел бы рассматривать ее как всеобъемлющую и объективную попытку написать историю банковских карт. Дело в том, что «летописный» жанр, в рамках которого были выстроены и предыдущие книги серии «Экономическая летопись России», это все-таки несколько субъективный взгляд на историю, который во многом зависит от точки зрения самого «летописца». И сам подбор героев, и то, в какой манере подан материал, – все это субъективный подход автора-составителя. Но тем не менее, взяв на себя смелость создать «летопись» карточного бизнеса в России, в процессе работы над книгой я постоянно советовался с экспертами. Это было словно снежный ком – каждый новый герой книги привносил новые кандидатуры. В результате получился достаточно широкий круг людей, мнения которых по одним и тем же поводам порой диаметрально противоположные. Именно в том, чтобы донести до читателя весь спектр возможных точек зрения на конкретную проблему, и заключается, на мой взгляд, роль «летописца».

Нужно сказать, что приглашение принять участие в интервью для книги получили многие представители индустрии, но часть из них по тем или иным причинам не проявила интереса к этой инициативе. Возможно, для того чтобы открыто обсуждать некоторые события, просто еще не пришло время или эти события еще требуют своего переосмысления. Кстати, в книге достаточно много воспоминаний тех людей, кто сейчас уже не связан с банковскими картами. Некоторые из них уже завершили свою профессиональную деятельность, кто-то перешел в другие области. Но тем ценнее, на мой взгляд, воспоминания этих людей – как известно, со временем такого рода информация имеет свойство только забываться.

ПЛАС: Ваша книга – это повествование не только о карточной индустрии, но и о людях, которые с ней связаны. Учитывая, что это уже не первое издание такого жанра, в подготовке которого вы принимали участие, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу того, существуют ли какие-либо принципиальные отличия между героями новой книги и предыдущих изданий серии «Экономическая летопись России»?

О.Никульшин: Оба предыдущих издания серии «Экономическая летопись России», в работе над которыми я принимал участие (в одном – как главный редактор, в другом – как соавтор), были также посвящены истории развития финансовой сферы. Тем не менее, мне показалось, что герои новой книги несколько отличаются от других финансистов. Я даже создал для себя некую классификацию героев новой книги. Думаю, что эта классификация с некоторыми допущениями в целом поможет выделить отдельные категории специалистов, которые в разное время оказывались на переднем крае индустрии банковских карт и определяли ее развитие.

Так, на этапе до 1998 года, как мне кажется, основную часть специалистов составляли те, кого можно назвать «романтиками» карточного бизнеса. В советское время это были романтики, которые, несмотря ни на что, верили, что когда-то в нашей стране появится рынок банковских карт. Эти люди практически при полном отсутствии необходимых ресурсов создавали, реализовывали проекты по обслуживанию и выпуску карт. Причем делалось все это еще и на фоне отсутствия законодательной и регулирующей базы, и, если говорить об эмиссии, то и практически в отсутствие сколько-нибудь массового спроса на платежные карты.

В начале 1990-х годов основной движущей силой индустрии стали «бизнесромантики» и «технологические романтики». Это были люди, которые начали создавать карточный бизнес в нашей стране практически с нуля, придя из технических отраслей. Для многих из них новая сфера оказалась привлекательной именно благодаря технологическим инновациям, с которыми приходилось иметь дело, работая с карточными технологиями. Неслучайно среди специалистов той волны было много людей, которые ранее проектировали ракеты, самолеты, занимались разработкой программного обеспечения для нужд ВПК.

У многих героев книги, стоявших у истоков карточного бизнеса, послужной список начинался как раз с таких записей. Именно благодаря «технологическим романтикам» в России стали появляться карточные продукты, построенные на самых передовых технических решениях, причем намного раньше, чем в целом ряде развитых западных стран.

Кстати, такими «бизнес-романтиками» и «технологическими романтиками» были не только те, кто реализовывал в начале 1990-х многие карточные проекты, но и те, кто решал вопрос об их финансировании. Ведь тогда в погоне за первенством колоссальные даже по нынешним меркам деньги инвестировались в собственные процессинговые центры, банкоматные сети. И все это делалось не столько в расчете на быструю отдачу, сколько на интуитивной уверенности, что самые передовые технологические решения позволят создать рынок, которого еще не было в нашей стране, и занять на нем лидирующие позиции.

Эпоха «бизнес-романтизма» и «технологического романтизма» завершилась в 1998 году. Банковский и экономический кризисы показали, что решающую роль в успешном развитии даже такого высокотехнологичного направления, как организация безналичных платежей на основе карточных продуктов, играют не только технологии.

Спустя несколько лет главенствующая роль в карточной индустрии перешла к «бизнес-прагматикам», которые уже не стремились застолбить место на рынке при помощи высокотехнологичных и подчас дорогостоящих продуктов, а смогли создать настоящий бизнес, при котором издержки всегда оценивались в соответствии с теми доходами, которые предстояло получить, а количество клиентов уже измерялось не десятками тысяч, но миллионами.

ПЛАС: Для издательских проектов, подобных вашему, часто важным вопросом является соблюдение автором определенного нейтралитета по отношению к крупнейшим игрокам рынка. Как вы решали для себя эту проблему? Не ждет ли нас история рынка банковских карт, в которой основная роль отдана какому-либо одному участнику?

О.Никульшин: Как я уже говорил, несмотря на авторское видение проекта в целом, состав героев книги вырабатывался коллегиально. При этом участие в ней представителей всех наиболее известных и знаковых проектов в российской карточной индустрии было безусловным приоритетом.

Так как часть тиража издания предназначается для бесплатного распространения, для выпуска книги был привлечен «нейтральный» спонсор. Так, финансовым партнером издания выступил банк «Агропромкредит», который является эмитентом карт сразу нескольких платежных систем. Рекламы каких бы то ни было игроков рынка в книге изначально не предусматривалось, соответственно, у издателей нет никаких дополнительных обязательств ни перед кем из участников рынка. Поэтому объективных поводов заподозрить нас в каком-то протекционизме просто не представляется.

ПЛАС: В какой стадии находится проект сейчас, и когда стоит ждать выхода новой книги?

О.Никульшин: В настоящее время работа над материалом практически завершена, идет окончательное согласование текстов с героями книги, подбор иллюстративного материала. Ну и, конечно же, я не теряю надежды, что некоторые из отказавшихся в свое время поделиться с нами своими воспоминаниями о том, как создавалась индустрия, в последний момент все-таки решатся рассказать об этом на страницах книги. Немного времени для этого еще есть. По планам, в свет новое издание выйдет уже в начале следующего 2008 года.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?