Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

ИКР-2006: в центре внимания – социальные карты

(Нет голосов)

11.10.2006 Количество просмотров 1213 просмотров
С 21 по 24 ноября 2006 г. в московском отеле “Космос” провели свою работу 9-й Московский Международный Форум по платежным картам в России и 11-я Международная Конференция и Выставка “Интеллектуальные карты России-2006”.

Генеральными спонсорами мероприятий выступили компании БПЦ, Diebold, Ingenico, INPAS, TietoEnator, “ТрансТелеКом”, а также платежная система Visa International и ЗАО СБЕРКАРТА, спонсорами мероприятия выступили NCR, ИВК Системс, “Инверсия” и “Ланит”. Прошедшие мероприятия собрали более 500 участников, в том числе около 90 представителей государственных структур, министерств и ведомств РФ, порядка 300 представителей банков России и стран СНГ, процессинговых компаний, международных и российских платежных систем, а также представителей производителей оборудования и программного обеспечения. Работу Форума освещали журналисты различных деловых СМИ, включая специализированные издания.

На выставке, развернутой в ходе работы Форума параллельно в двух экспозиционных залах, свои решения продемонстрировали около 40 отечественных и зарубежных компаний-поставщиков карточных программных и аппаратных решений, платежных технологий, производителей и поставщиков смарт-карт. В их числе, помимо спонсоров мероприятия, – такие участники рынка, как “АРКОМ”, “Диасофт”, R-Style Softlab, “Инверсия”, СканТек Сервис, ACI Worldwide, “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, GMP-РуссКом, Компания НКТ, Дельта-Системы, группа компаний КАРТХОЛЛ, Штрих-М, Cognitive Technologies, Network Systems Group, Терион-М, “Банк’с софт системс” (BSS) и многие другие. Новые аппаратные и программные решения целого ряда известных зарубежных компаний-разработчиков были продемонстрированы на выставочных стендах их российских партнеров. В рамках мероприятия его делегатами была рассмотрена роль российских платежных систем в решении социальных и экономических задач, перспективы использования отечественных технологических решений и решений в области информационной безопасности в социальной сфере, новые разработки, ориентированные на сегмент розничного банковского бизнеса и обеспечение безопасности банковских операций, технологии карточного кредитования, а также задачи использования карт в электронной и мобильной коммерции, возможности новых продуктов и решений в области современных смарткарточных технологий, включая технологические и бизнес-аспекты EMV-миграции.

Характерной чертой ИКР-2006 стало широкое участие в работе мероприятия поставщиков терминального оборудования, процессинговых систем, а также систем риск-менеджмента и фрод-мониторинга.

Что касается форума, то интересно отметить, что в нынешнем году он ознаменовался особенно оживленной дискуссией по вопросам перспективы использования микропроцессорных карт в социальной сфере, что было обусловлено разработкой Интегрированной информационной системы (ИИС) “Социальная карта” при участии РПС “Сберкарт”, а также эмиссии первой в Европе социальной карты MasterCard на базе EMV-микропроцессора.

ИКР-2006 продемонстрировала растущую заинтересованность банков во внедрении многофункциональных устройств автоматизированного самообслуживания,включая информационно-платежные терминалы. Как показывает практика, наиболее востребованными в данном сегменте являются решения, которые, отвечая высоким требованиям надежности и безопасности, вместе с тем обеспечивают адекватный уровень стоимости владения и могут быть легко внедрены в рамках уже существующей банкоматной сети банка.

До недавнего времени в этом сегменте были представлены в основном зарубежные компании-производители, а попытки, предпринимавшиеся российскими разработчиками и производителями, выйти на данный рынок, как правило, носили недостаточно системный характер. Однако, как продемонстрировала нынешняя выставка, сегодня ситуация принципиально меняется. Так, сразу несколько российских компаний продемонстрировали на ИКР-2006 cash-in устройства и платежно-информационные терминалы собственного производства. Компания “Автоматизированные Розничные Системы” (АРС), начавшая свою деятельность на российском рынке банковских автоматизированных устройств самообслуживания ровно год назад, представила вниманию участников выставки серийные киоски банковского самообслуживания, среди которых особый интерес вызвали офисные информационно-транзакционные терминалы серий ITT-502/522 и ITT-552, чрезстенный терминал серии ITT-572, а также сдвоенный специализированный модуль МС-2, предназначенный для установки на улице банкомата и двух терминалов самообслуживания, выпущенные на оборонном предприятии ОАО “ЭЛАРА” (г. Чебоксары). Предприятие, являющееся лидером отрасли по производству военной авионики, выполняет полный комплекс производственных задач, включая капиталоемкие операции по высокоточной обработке металла и пластмасс, отвечающей самым жестким требованиям к качеству изготовления современных банковских терминалов самообслуживания (подробнее см. материал “АРС: рождение отечественного бренда?”, “ПЛАС” №8–9/2006).

В свою очередь, компания “Система” также заявила о своем выходе на рынок производства “тяжелого” банковского терминального оборудования, представив на своем стенде принципиально новую линейку продуктов собственной разработки: функциональную приставку для приема банкнот пачкой DORS PTM-3115/3120 и информационно-платежный терминал DORS PTM-1112, предназначенный для приема всех видов платежей населения. (О функциональных возможностях и особенностях позиционирования новых решений см. интервью Владимира Соскова, продакт-менеджер Департамента Банковских Систем компании “Система”, на стр. …) Что касается форума, то интересно отметить, что в нынешнем году он ознаменовался особенно оживленной дискуссией по вопросам перспективы использования микропроцессорных карт в социальной сфере, что было обусловлено разработкой Интегрированной информационной системы (ИИС) “Социальная карта” при участии РПС “Сберкарт”, а также эмиссии первой в Европе социальной карты MasterCard на базе EMV-микропроцессора.

В своем выступлении в ходе открытия форума руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин кратко обрисовал собравшимся концепцию создания ИИС “Социальная карта”, а также проблему защиты персональных данных. По его мнению, многие используемые в настоящее время в России физические носители IDинформации, включая различные банковские, транспортные, социальные карты, карты обязательного медицинского страхования, – обладают, как правило, недостаточно высокими показателями информационной безопасности, ввиду чего их использование для идентификации держателей при работе с персональными данными не представляется возможным. Для создания эффективной защищенной системы социальных карт в масштабах страны требуется разработка единых идентификационных элементов с высокой степенью безопасности и широкой функциональностью, а также имеющих возможность функционировать в рамках уже существующей в регионах инфраструктуры. Учитывая высокую затратность подобного проекта, при его реализации логично использовать комплексное решение, позволяющее организовать взаимодействие со всеми элементами уже созданной на территории России масштабной инфраструктуры. На фоне произошедшего в конце 2005г. преобразования платежной системы “СБЕРКАРТ”, имеющей разветвленную инфраструктуру обслуживания во всех регионах страны, в Российскую межбанковскую платежную систему впервые появилась реальная перспектива привлечения российского банковского сообщества для реализации ИИС “Социальная карта” на основе единых идентификационных элементов. По словам Валерия Дятленко, зам. председателя Комитета по безопасности Государственной думы РФ, реализация в России проекта по внедрению единой системы социальных карт обеспечит гражданам практическую реализацию их конституционных прав в части обеспечения социальными льготами и пособиями. А поскольку работа в этом направлении тесно связана с вопросами обеспечения информационной безопасности, он выразил уверенность, что в ходе ИКР-2006 участники мероприятия рассмотрят и предложат варианты по изменению и совершенствованию отечественного законодательства и нормативно-правовой базы в области социальных карт.

Мнение о том, что без создания в России соответствующего правового пространства работа систем на базе социальных карт невозможна, также поддержал в своем выступлении первый зам. председателя комиссии Совета Федерации по информационной политике Евгений Елисеев. Борис Мирошников, начальник бюро специальных технических мероприятий МВД РФ, в своем выступлении на открытии форума подчеркнул, что вопросы обеспечения безопасности при внедрении новых технологий в социальной сфере являются сегодня ключевыми.

К настоящему времени проблема борьбы с преступлениями в сфере электронных платежей актуальна для всего мирового сообщества, динамика роста преступности чрезвычайно высока, а размер ущерба определяется десятками миллионов долл. США. Преступники, действующие сегодня в данной сфере, интеллектуальны и превосходно вооружены технологически. На этом фоне сотрудники управления “К” МВД России ведут с ними борьбу с ними в тесном сотрудничестве с компаниями-разработчиками, эмитентами карт, а также своими зарубежными коллегами из целого ряда стран мира.

Выступление Андрея Королева, главы представительства MasterCard Europe в России, было посвящено новому позиционированию платежной системы как центра мировой коммерции. Он отметил, что после успешного выхода на IPO в мае 2006 г. MasterCard объявила о создании зонтичного бренда MasterCard Worldwide. Новый слоган компании, “The Heart of Commerce”, призван подчеркнуть, что платежная система является лидером в налаживании коммерческих связей и развитии деловых отношений по всему миру.

По словам А.Королева, основной задачей MasterCard на российском рынке попрежнему является увеличение доли безналичных расчетов, а также поддержка розничного бизнеса отечественных банков. Сегодня на долю карточных платежей в России приходится около 10% всех розничных операций по оплате товаров и услуг, при этом свыше 90% транзакций по картам по-прежнему приходятся на снятие наличных.

По словам докладчика, вытеснение наличных из экономики стимулирует проникновение карточных платежей в новые области, где ранее доминировали наличные расчеты. Так, в последние годы приоритетным направлением деятельности банков становится массовое кредитование по картам. Другими важными направлениями развития российского карточного рынка были названы реализация ко-брендовых программ и миграция на микропроцессорные технологии. Так, летом 2006г. MasterCard объявила о создании в России регионального клуба OneSmart Club, объединяющего банки России, Украины, Белоруссии и Армении, а в начале ноября совместно с банком УРАЛСИБ состоялся запуск первой в Европе пилотной программы социальных карт на базе EMV-совместимых карточных продуктов платежной системы. (Интервью А.Королева журналу “ПЛАС” читайте в одном из ближайших номеров нашего журнала.)

Выступления представителей Visa International состоялись в рамках работы сразу трех различных секций. Так, совместный доклад вице-президента Visa СЕМЕА, главы представительства Visa International в России Оливера Хьюза и заместителя начальника департамента развития бизнеса российского офиса Visa Андрея Вылегжанина был посвящен анализу рыночных позиций международных платежных систем как на мировом, так и на российском карточном рынках. В свою очередь, Олег Махотин, руководитель Департамента новых платежных решений представительства Visa International в России, в ходе своего выступления ознакомил участников конференции с новыми решениями платежной системы в области развития розничного банковского бизнеса, процессинговой инфраструктуры и мобильной коммерции. И, наконец, выступление зам. начальника департамента развития бизнеса Игоря Гайдаржи было посвящено технологиям карточного кредитования.

По словам Юрия Демидовича, генерального директора ЗАО “Сберкарта”, к ИКР-2006 компания приурочила важное событие – начало работы Российской платежной системы СБЕРКАРТ в межбанковском режиме и проведение первых межбанковских транзакций. Кроме того, в течение 2006 г. компании удалось создать нормативно-правовую базу РПС СБЕРКАРТ, построить высокопроизводительный отказоустойчивый программно-аппаратный комплекс, включающий в себя систему управления системой, процессинг межбанковских операций и комплекс провайдера, который будет предоставлять процессинговые услуги банкам, вступающим в платежную систему. Компания также вошла в число соисполнителей в рамках Федеральной целевой программы “Электронная Россия” в части создания прототипа Интегрированной информационной системы (ИИС) “Социальная карта”.

Сергей Лукьянов, зам. генерального директора БПЦ по продажам и маркетингу, рассказал о современной продуктовой линейке компании, которая полностью отвечает динамично меняющимся потребностям участников рынка. Так, в 2006 г. взрывной спрос на потребительские кредиты повлек за собой не менее бурный рост эмиссии кредитных карт; на рынок вышли новые технологии и новые продукты в сфере бесконтактных и мобильных платежей. Параллельно происходят множественные процессы слияний, поглощений и объединений банков. Что требует от последних решения новых задач, связанных с реинжинирингом бизнес-процессов и смены технологических платформ, не отвечающих современным требованиям к IT-инфраструктуре розничного банка. В своем лаконичном выступлении генеральный менеджер компании по России, СНГ и Монголии компании Ingenico Рене Барки (Rene Barchi) сообщил, что в 2005г. совокупный объем поставок терминального оборудования данного производителя на мировой рынок впервые превысил 2 млн. устройств. При этом Россия остается для компании одним из наиболее перспективных рынков, принимая во внимание его широкий потенциал. Так, в отличие от многих развитых зарубежных стран, где 1 POSтерминал приходится на 40–60 человек населения, в России на 1 POS-терминал приходится пока более 1 тыс. жителей страны.

Виктор Джохадзе, глава московского представительства Diebold, сообщил, что для карточных рынков России и стран СНГ характерно не только интенсивное, но и, в отличие от традиционных рынков Западной Европы и Северной Америки, экстенсивное развитие розничных банковских систем.

Так, по его словам, на рынках стран постсоветского пространства сегодня можно констатировать не только увеличение суммарных объемов эмиссии платежных карт, количества установленного терминального оборудования и объема потребительского кредитования, но и рост количества операций в торговой сети, а также рост уровня инновационности и повышение качества оказываемых держателям карт банковских услуг. Соответственно, в потребности заказчиков компании Diebold на этих рынках входит реализация и поддержка новых видов операций в банкоматной сети, в том числе валютообмена на ATM, поддержка коммунальных платежей, работа с монетами и т.д. Герт Видо (Gert Vido), вице-президент компании VeriFone, кратко описал современное состояние и рыночные позиции этого мирового производителя терминального оборудования. Так, по данным VeriFone, в настоящее время капитализация компании в несколько раз выше суммарной стоимости двух ее ближайших конкурентов. В 2006 г. частью VeriFone стали еще три крупные компании – Lipman, Dione и PayWare.

Сегодня VeriFone ведет свою деятельность более чем в 100 странах мира. В 2007г. компания намерена произвести и поставить на рынок в общей сложности более 4 млн. единиц терминального оборудования.

В планах VeriFone на российском рынке – поднять на новый уровень сотрудничество со своим основным стратегическим партнером в России – компанией INPAS, а также открыть в Москве свое представительство, которое возглавит Бартек Слива. Данный шаг позволит VeriFone расширить свое присутствие на рынке России и СНГ, а также укрепить связи с существующими местными партнерами. Как подчеркнул Иво Алманис, председатель правления TietoEnator SIA, Россия и СНГ остаются для компании стратегически важным рынком. В рамках ИКР-2006 компания представила свои решения, направленные на оптимизацию процессов, а также снижение операционных и финансовых расходов, таких как потери от мошенничества, невозвраты кредитов и т. д., включая комплексное решение TietoEnator по выявлению и предотвращению мошенничества – система Card Suite Fraud Prevention & Detection. Выступление Виктора Пярина, старшего вице-президента компании “ТрансТелеКом”, было посвящено анализу современных рыночных позиций, занимаемых компанией. Сегодня “ТрансТелеКом” – один из двух крупнейших российских операторов, предоставляющих магистральную емкость и доступ в Интернет в российских регионах. Компании принадлежит около 50% всей имеющейся магистральной инфраструктуры на российском рынке связи, 44% рынка арендных зон цифровых каналов связи, 41% регионального рынка услуг доступа в Интернет. “ТрансТелеКом” является крупнейшим в России оператором магистральной волоконно-оптической сети связи протяженностью более 50 тыс. км, соединяющей 71 из 88 российских регионов, емкостью 50 Гбит/сек. Компания входит в число 50 крупнейших мировых Интернет-провайдеров.

В числе инновационных сервисов, предоставляемых сегодня заказчикам “ТрансТелеКом”, – услуга мобильного офиса, услуга по интеграции всех имеющихся сетей связи, в том числе беспроводных и спутниковых, в одной корпоративной сети заказчика, решения по подключению сетей банкоматов и POS-терминалов банка с использованием технологии GPRS, а также активное внедрение услуг ЭЦП.

Интересно отметить, что “ТрансТелеКом” – единственный из российских магистральных операторов связи, имеющий сертификат Федеральной службы технического экспертного контроля на соответствие IP-сети компании требованиям защиты от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации.

Общее число клиентов компании к настоящему времени достигло 1120 организаций, в числе которых – МЧС России, МВД России, ФСБ РФ, ЦБ РФ, а также ряд крупных корпораций.

Традиционно активное участие в “ИКР-2006” приняла компания “Диасофт”. С докладом “Платформа Diasoft FA# как основа интегрированных систем розничного обслуживания” выступил Сергей Добриднюк, зам. директора направления “Розничное обслуживание” компании “Диасофт”. Актуальным проблемам, связанным с управлением рисками, было посвящено выступление Анны Чернобыльской, зам. директора розничного направления компании “Диасофт”. Олег Гевчук, директор бизнес-направления “Электронные платежи и расчеты” компании “Диасофт”, ознакомил участников конференции с универсальным фронт-офисом электронных платежей Diasoft FA# EFT.5NT.Front. (Подробнее см. материал “Диасофт на ИКР-2006...” на стр. ….) В рамках третьего заключительного дня работы ИКР-2006 состоялась прессконференция, организованная компанией ЗАО “Эн. Си. Ар.”, представляющей в России интересы NCR – одного из крупнейших мировых производителей банковских устройств самообслуживания. В ходе общения с представителями деловой и специализированной прессы Константин Слащев, генеральный директор ЗАО “Эн. Си. Ар.”, сделал краткий анализ ситуации с банкоматным мошенничеством на мировом рынке, подчеркнув, что в последнее время данный вид преступлений получает все более широкое распространение. Отметив, что сегодня, как показывает практика, атаки на банкоматы производятся с использованием все более высокотехнологичных инструментов и более изощренных схем мошенничества, К. Слащев заявил, что задача обеспечения безопасности банкоматов NCR как на аппаратном, так и на программном уровне традиционно стоит на первом месте в списке приоритетов производителя.

Рассказав о последних достижениях компании NCR в этом направлении, включая такие аспекты, как применение фактурной (например, закругленной) геометрии участка передней панели банкоматов вокруг слота картридера, делающей бессмысленными попытки установки скимминговых устройств, оснащение картридера банкомата интеллектуальным модулем управления механизированным транспортом карты (который меняет скорость протяжки обслуживаемой карты), что исключает корректное считывание данных с магнитной полосы карты с помощью скиммеров, особое внимание он уделил средствам физической защиты банкоматов NCR как в области противодействия несанкционированному перемещению устройств, так и их устойчивости к взлому. Среди последних – использование сейфов с повышенной устойчивостью к попыткам взлома за счет применения бетонной прослойки, широкий спектр механических кодовых замков и усовершенствованных электронных средств блокировки, а также интеллектуальных датчиков для обнаружения физических атак и соответствующего оповещения банковских служб. Характерно, что большинство этих разработок изначально были реализованы уже в стандартной комплектации банкоматов NCR последнего поколения. На фоне недавно выявленных случаев банкоматного мошенничества на территории России это обстоятельство приобретает особую актуальность. Последние события позволяют утверждать, что такой традиционно критичный показатель, как уровень защищенности банкомата от мошеннических атак, сегодня становится одним из ключевых факторов, обеспечивающих конкурентоспособность компании-производителя на отечественном рынке. Знакомство представителей СМИ с инновационными решениями NCR в области обеспечения безопасности ATM продолжилось на стенде компании, где им были подробно продемонстрированы внутреннее устройство и архитектура банкоматов Personas™ M Series 76.

В ходе ИКР-2006 состоялся целый ряд презентаций компаний-участников выставки. Свои новые решения представили: АйТи, “Ангстрем-М”, ИНПАС, Diebold, ЛАНИТ, NCR, ACI, БПЦ, “Розан”, “АРКОМ”, КАРТХОЛЛ, “ИВК-Системс”, “СканТек”, “Инверсия”, TietoEnator идр. Особый интерес присутствующих вызвал “круглый стол”, организованный ЗАО “Сберкарта”, в ходе которого обсуждались вопросы взаимодействия ЗАО “Сберкарта” с компаниями-разработчиками систем банковской автоматизации.

Текст статьи читайте в журнале ПЛАС № 10 за 2006 год

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… за тысячи лет до нашей эры и вплоть до XX века на одном из островов существовал «монетный двор»: местные жители бросали в воду листья кокосовой пальмы и подбирали их после того, как те покрывались ракушками.