Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Бесконтактная революция продолжается!

(Нет голосов)

11.09.2006 Количество просмотров 906 просмотров
Интервью Брайана Морриса, вице-президента MasterCard Europe, главы подразделения по решениям в области электронной коммерции.

ПЛАС: Как известно, одним из стратегических преимуществ PayPass изначально называлось то обстоятельство, что платежные продукты MasterCard, поддерживающие данную технологию PayPass, можно использовать в тех торговых и сервисных точках, для которых ключевое значение играет скорость обслуживания клиента и которые по этой причине до последнего времени не проявляли особого интереса к приему платежных карт, отдавая предпочтение наличному обороту. Можно ли сегодня, на основании результатов ряда запущенных проектов, с уверенностью утверждать, что PayPass как минимум начинает реально выигрывать борьбу с наличными на этом весьма перспективном сегменте рынка? На рынке микроплатежей в целом?

Б. Моррис: Как известно, несмотря на стремительное развитие технологий электронных платежей, доминирующим платежным средством во всем мире до настоящего времени по-прежнему остаются наличные. На этом фоне MasterCard прикладывает все усилия для того, чтобы продемонстрировать удобство технологии PayPass, способной сочетать в себе скорость бесконтактных платежей с безопасностью стандарта EMV.

На сегодняшний день руководство компании в целом удовлетворено динамикой показателей эмиссии карт, базирующихся на технологии PayPass, а также темпами развития сети их обслуживания. Так, на сегодняшний день на мировом рынке в обращении находится порядка 10 млн. карт PayPass. Весьма положительные тенденции связаны и с ростом количества транзакций по картам, поддерживающим PayPass. Если общая сумма операций, проведенных по картам PayPass, по сравнению с 2005г. выросла на 36%, то совокупное количество операций – на 45%. При этом держатели карт PayPass используют их на 18% чаще, чем держатели обычных карт MasterCard. Этот показатель особенно важен: следует отметить, что если удастся снизить объем обращения наличных средств на рынке хотя бы на 5–10% за счет увеличения объема карточных транзакций, это незамедлительно скажется положительным образом на состоянии экономики в целом.

Наблюдаемый в настоящее время рост популярности технологии PayPass среди торгово-сервисных предприятий также достаточно высок, и это вполне логично – мерчанты осознают, что внедрение данной технологии позволяет им получать значительную экономию за счет сокращения оборота наличных и, соответственно, затрат, связанных с его обслуживанием, без ущерба для скорости обслуживания клиентов. Число торгово-сервисных предприятий, принимающих PayPass к оплате, увеличилось по сравнению с показателями 2005г. на 230%.

Сеть торгово-сервисных предприятий, использующих технологию PayPass, включает в себя широкий диапазон универмагов, ресторанов быстрого обслуживания, стадионов, аптек, автостоянок, театров и кинотеатров. В их числе такие известные во всем мире торговые бренды, как McDonald’s, международная сеть кофеен Starbucks и ряд других, клиенты которых уже успели по достоинству оценить преимущества PayPass.

ПЛАС: Каковы, по вашему мнению, перспективы развития беспроводных платежных технологий в различных регионах мира? Насколько велика сегодня реальная заинтересованность местных банков в реализации проектов бесконтактных платежей, и чем она обусловлена в каждом из регионов?

Б.Моррис: Интересно отметить, что первенство в продвижении инновационных платежных технологий, например, микропроцессорных карт, включая миграцию на стандарт EMV, до последнего времени традиционно принадлежало Европе. Однако в сфере развития бесконтактных платежей ведущую роль продемонстрировали именно США. В том числе это было обусловлено тем фактором, что технически PayPass в состоянии считывать информацию с магнитной полосы традиционной карты, что позволяет продвигать эту технологию в США, где стандарт EMV не получил пока столь широкого распространения, как в Европе.

США были выбраны местом для проведения первого пилотного проекта с использованием технологии PayPass далеко не случайно. В первую очередь мы исходили из того, что это очень насыщенный карточный рынок. В этих условиях программы, в рамках которых один банк-эмитент предлагает имеющимся клиентам свои новые карты с более выгодными условиями обслуживания, в большинстве случаев сводятся к простому замещению одних карт другими в пределах одного и того же объема рынка, меняя лишь бизнес-условия для пользователей карт. Мы же, напротив, видим свою задачу в том, чтобы добиться замещения наличных расчетов платежами с использованием новых карт, в которых применяется инновационное технологическое решение, нацеленное на увеличение суммарного объема рынка. Иными словами, расширить сам рынок и, соответственно, его отдельные сегменты, в чем заинтересованы местные банки. Таким образом, главную роль здесь играл именно рыночный фактор.

В свою очередь, для рынков стран, активно мигрирующих на EMV, мы разрабатывали эту технологию уже с учетом соответствующих микропроцессорных приложений, понимая, что использование PayPass обеспечивает более высокую скорость передачи данных.

Таким образом, участники европейского рынка получили возможность извлечь уроки из опыта внедрения новой технологии на рынке США и учесть их при внедрении PayPass в своем регионе.

К настоящему времени основной объем эмиссии карт, поддерживающих технологию PayPass, приходится на рынок США, где выпущено порядка 8 млн. данных карт. Еще около 2 млн. карт PayPass эмитированы за пределами Северной Америки, главным образом на рынках стран АзиатскоТихоокеанского региона – в Малайзии, Корее, Тайване и Японии, а также в Европе. К настоящему времени сеть приема карт PayPass во всем мире насчитывает порядка 32 тыс. торгово-сервисных предприятий. Американские банки-члены MasterCard сообщают о росте количества операций с использованием карт PayPass при одновременном увеличении объема оборотов по картам в торгово-сервисной сети.

Большинство транзакций по картам PayPass, эмитированным на территории США, проводятся на сумму в диапазоне от 10 до 20 долл. США.

Как известно, немаловажным преимуществом бесконтактных платежей в целом и технологии PayPass в частности является высокая скорость проведения транзакции, выгодно выделяющая бесконтактные карты на фоне других платежных средств. Так, согласно данным отчета издания The Financial Times, при использовании карт, поддерживающих технологию PayPass, в сети американских ресторанов быстрого обслуживания время проведения транзакции составляет 12,5 сек., что на 3–5 сек. быстрее, чем при оплате покупки традиционной картой с магнитной полосой или чиповой картой с контактным интерфейсом (26,7 сек.), и на 7–9 сек. быстрее, чем при расчете наличными (занимающем в среднем 33 сек.).

При этом держатели карт PayPass готовы тратить на покупки на 50% больше, чем прочие покупатели, что для мерчанта является весьма критичным показателем. Более того, возросшая с внедрением бесконтактной платежной технологии скорость проведения карточных транзакций повлекла за собой более высокий рост расходов по картам, чем это прогнозировалось нами изначально.

Согласно данным исследования, проведенного MasterCard Worldwide, в ходе которого были проанализированы мировые показатели начала 2005 и 2006гг., с внедрением технологии PayPass возросла лояльность потребителей к мерчантам, реализовавшим прием бесконтактных платежей. Средний размер платежа с использованием как кредитных, так и дебетовых карт, поддерживающих технологию PayPass, составил 20 долл. США, при этом 75% от общего числа транзакций были проведены на сумму меньше 25 долл., и 45% – на сумму меньше 10 долл. Таким образом, можно выделить целевой рыночный сегмент технологии PayPass, которым являются повседневные покупки на небольшие суммы.

ПЛАС: Каковы, на ваш взгляд, наиболее интересные и масштабные проекты по внедрению PayPass, уже запущенные на сегодняшний день на мировом рынке (как пилотные, так и коммерческие)? В частности, не могли бы вы подробнее рассказать о продвижении данной бесконтактной платежной технологии в Европе?

 Б. Моррис: Внедрение технологии PayPass на территории Европейского региона началось летом нынешнего года с реализации пилотных проектов банками Royal Bank of Scotland (RBS) и Garanti Bank (Турция). Первым банком в Европе, летом текущего года приступившим к начальной фазе внедрения новой технологии, стал Royal Bank of Scotland. В настоящее время пилотное тестирование технологии PayPass проводит головной офис Royal Bank of Scotland в сотрудничестве с восемью торгово-сервисными предприятиями Эдинбурга – кофейнями Starbucks и кинотеатрами, где средняя сумма покупки составляет порядка 2 фунтов стерлингов (около 4 долл. США). При этом технология PayPass была совмещена с собственной лоялти-программой банка. Тестирование нового продукта в RBS станет началом широкомасштабного внедрения карт MasterCard PayPass в Великобритании, которое намечено на конец 2006 г.

В свою очередь, Garanti Bank реализует проект по эмиссии кредитных карт PayPass в сотрудничестве с такими торговосервисными предприятиями, как McDonald’s, Burger King и Starbucks. При этом в рамках проекта банк также провел интеграцию бесконтактной технологии с уже имеющейся программой лояльности. Так, 20 июля 2006г. банк объявил о перевыпуске 25 тыс. эмитированных им карт для держателей, участвующих в программе Bonus на платформе MasterCard PayPass. К настоящему времени на территории Турции оборудованием для приема карт MasterCard PayPass оснащены сеть кафе Starbucks, рестораны быстрого обслуживания Burger King и крупнейшая сеть кинотеатров CineBonus.

Следует отметить, что со стороны банков-эмитентов интерес к PayPass отмечен как в сегменте дебетовых карточных продуктов, так и в сегменте кредитных карт. При этом уже реализованные к настоящему времени пилотные проекты можно рассматривать в качестве образцов для более широкого внедрения новой технологии в Европе.

Так, программа внедрения PayPass в Великобритании проводится сегодня на государственном уровне. Для того чтобы объединить усилия участников кредитно-финансового рынка страны для проведения тестовых испытаний данной технологии, в стране был проведен национальный банковский форум. Банки выбрали один из городов, на территории которого намерены отработать внедрение и запуск PayPass в коммерческую эксплуатацию, эмитировать 500 тыс. карт и установить необходимое количество POS-терминалов, поддерживающих технологию бесконтактных платежей. Таким образом, все банки Великобритании, участвующие в тестировании, смогут оценить реальные преимущества PayPass на примере проекта, реализованного на территории отдельного города. Следует отметить, что подобная модель продвижения PayPass уже использовалась MasterCard Worldwide, в том числе в ходе внедрения стандарта EMV.

ПЛАС: Ваш взгляд на перспективы и возможные направления дальнейшего развития технологии PayPass? В частности, многие эксперты высказывают мнение о том, что в ближайшие несколько лет мобильные телефоны станут одним из основных средств проведения бесконтактных платежей. Насколько реалистичными представляются эти прогнозы?

Б. Моррис: Широкие возможности PayPass в сочетании с удобством и простотой бесконтактных платежей обусловливают широкие перспективы применения данной технологии в целом ряде сфер, включая транспортные проекты. Так, например, тестирование технологии PayPass на предмет оценки удобства ее использования в транспортной сфере проводится в настоящее время в Нью-Йорке. В начале июля 2006г. MasterCard Worldwide, Нью-Йоркское отделение Управления по перевозкам на метрополитене (MTA New York City Transit) и Citigroup приступили к 6-месячному эксперименту по введению системы оплаты MasterCard PayPass на нескольких станциях метро с использованием кредитных карт Citi, дебетовых карт MasterCard Citibank, а также брелоков, оснащенных бесконтактным чипом, поддерживающим технологию PayPass. Для оплаты поездки пассажиры смогут выбрать одну из предлагаемых опций – “предоплата” (prepay) или “оплата при входе” (pay as you go). Использование опции “предоплата” предоставляет держателям возможность предварительной оплаты поездок, для чего им необходимо зарегистрировать в рамках данного сервиса свои карты или жетоны, встроенные в брелоки, через Интернет или по телефону. Транспортный счет клиента для оплаты поездок в метро будет пополняться автоматически, при снижении баланса ниже определенной суммы. Опция “оплата при входе” (Pay-as-you-go) предоставляет держателям возможность оплаты проезда при входе без регистрации своих карт или жетонов (брелоков). По мнению международных экспертов, технология PayPass идеальна для проведения быстрых платежей, и любой, кто когда-либо ездил в метрополитене НьюЙорка, понимает важность скорости прохождения в метро и экономии даже нескольких секунд.

Интересно отметить, что технология PayPass уже широко применяется в семи городах Тайваня для оплаты проезда в автобусах и на линиях местного железнодорожного сообщения, оплаты покупок и пополнения электронных кошельков Mondex. На начальном этапе реализации проекта участники банковского рынка эмитировали 2 тыс. карт MasterCard OneSmart PayPass Combi, ранее известных под названием TaiwanMoney Cards. К настоящему времени объем эмиссии данных карточных продуктов возрос до 20 тыс. Кроме того, в настоящее время MasterCard Worldwide проводит тестирование бесконтактных платежей, совершенных с использованием мобильных телефонов, на SIM-карты которых загружается специальное платежное приложение. В этом случае очень важно соблюдение всех аспектов безопасности – платежное приложение нуждается в высокой степени защиты, поэтому между ним и другими приложениями, загруженными на SIM-карту, должны быть расположены соответствующие брандмауэры.

К тестированию совместимости своих мобильных телефонов с бесконтактным приложением PayPass, оснащенных технологией Near Field Communications (NFC), которая позволяет использовать различные приложения и совершать платежи, приступили компании Motorola и Nokia. В ходе пилотного проекта владельцам телефонов с приложением PayPass предложено использовать для оплаты покупок по бесконтактной технологии средства, хранящиеся на картсчетах стандартных карт MasterCard.

Телефоны держателей оборудованы беспроводным радиоинтерфейсом NFC, который в дальнейшем может быть использован в реализации других проектов с использованием бесконтактных технологий (например, в программах лояльности и ID-системах). В обозримом будущем, на мой взгляд, представляется вполне реальной интеграция технологии PayPass в различные ID-программы на базе смарт-карт, учитывая, что архитектура чипа позволяет осуществлять хранение любого вида данных, в том числе информацию о льготах, пенсиях и других государственных дотациях.

ПЛАС: Каковы, по вашему мнению, перспективы развития беспроводных платежных технологий в различных регионах мира? Насколько велика сегодня реальная заинтересованность местных банков в реализации проектов на базе PayPass, и чем она обусловлена в каждом из регионов?

Б. Моррис: Вначале хотелось бы отметить, что появляющиеся новые возможности в области технологий безналичных платежей MasterCard стремится использовать для улучшения операционных показателей своих банков-участников. Речь идет об улучшении характеристик продуктов и сервисов, которые мы им предлагаем, призванном повысить активность держателей карт и уровень взаимодействия с ними банков. Таким образом, новые технологии применяются для улучшения параметров наших продуктов, и PayPass – это еще один пример такой работы: применение технологий радиосвязи для создания продуктов с улучшенными потребительскими характеристиками.

Сложившаяся к настоящему времени на рынке Европы ситуация предоставляет возможность эмитировать как чиповые карты PayPass, так и карты с магнитной полосой, использующие эту технологию передачи данных. Например, в США, как уже отмечалось, широкое распространение получили карты PayPass с магнитной полосой, дающие возможность проведения онлайновых транзакций. На рынке Европы мы активно продвигаем идею использования чиповой карты PayPass, позволяющей осуществлять бесконтактные платежи, в том числе в офлайновом режиме.

Реализация пилотного проекта по внедрению платежного решения, основанного на использовании поддерживающего технологию PayPass мобильного телефона, предполагается на рынках Центральной и Южной Европы, однако назвать конкретные страны, которые будут в нем участвовать, я пока не могу. Данный проект представляет широкий интерес прежде всего для местных банков, поскольку его реализация даст им возможность широко охватить рынок услуг, ориентированных на молодежь, являющуюся одной из наиболее массовых и поэтому особенно привлекательных целевых аудиторий в данном регионе, а также организовать более активное сотрудничество с операторами сотовой связи. Таким образом, в данном случае выбором банков руководит как маркетинговая стратегия MasterCard Worldwide, так и их собственная стратегия развития.

ПЛАС: Как вы оцениваете перспективы интеграции бесконтактной технологии PayPass с еще одной инновационной разработкой MasterCard – технологией предавторизованного дебета MPAD (MasterCard PreAuthorized Debit)?

Б.Моррис: Объединение сильных сторон технологий PayPass и MPAD представляется сегодня весьма интересной перспективой. Так, технология предавторизованного дебета имеет все шансы стать основой для расширения спектра и повышения качества банковских розничных услуг, а также решить как минимум часть задач дальнейшего развития инфраструктуры розничного обслуживания, необходимой для ведения масштабного эквайринга, поскольку использование MPAD позволяет обслуживать транзакции по EMV-картам как в онлайновом, так и в офлайновом режимах. В сочетании с возможностями PayPass данная технология позволит значительно повысить скорость и удобство проведения карточных платежей, что станет еще одним шагом на пути к вытеснению наличных. В этом, на мой взгляд, заключаются сегодня широкие потенциальные возможности интеграции технологий MPAD и PayPass.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?