Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Несколько слов о социальной карте

(Нет голосов)

11.07.2006 Количество просмотров 1156 просмотров

Социальная карта, или, если говорить точнее, карточный продукт, обладающий определенным набором социальных функций, не относится к числу новинок российского рынка. Дискуссии о востребованности этого инструмента, возможностях его использования и необходимом функционале регулярно возникают на различных площадках, а также в СМИ. Несмотря на то что открытые источники информации почти ежедневно сообщают о начале реализации или активном продвижении того или иного проекта на базе социальных карт в различных регионах, в масштабах России социальная карта пока еще не достигла того уровня значимости, которого она заслуживает.

Основной причиной сложившейся ситуации можно назвать отсутствие единого, согласованного подхода участников рынка к вопросу организации и реализации проектов на базе социальных карт и четкого понимания того, какой конкретный спектр функций они должны поддерживать.

До сих пор проекты по выпуску социальных карт в подавляющем большинстве случаев реализовываются по инициативе региональных органов власти и организаций, выполняющих социальные функции, и сотрудничающих с ними банков и IT-компаний, и, как правило, предназначены для решения весьма “узких”, локальных задач. В результате к настоящему моменту в России запущен и работает целый ряд локальных проектов социальных карт, каждый из которых имеет собственную технологическую, организационную и продуктовую платформы и весьма ограниченный функционал. Зачастую весь набор социальных функций карты сводится к обеспечению льготного проезда на местном общественном транспорте для граждан этого региона и организации выплат пенсий и пособий с использованием карты.

В такой ситуации крайне проблематичной становится задача идентификации льготника в другом регионе и определения полагающихся ему мер социальной поддержки. В случае, когда функционал карт несколько шире и задействованы не только транспортное и платежное приложения, но еще и страховое или медицинское, то уровень проблем, с которыми придется столкнуться, может серьезно осложнить проект. В этом случае объем затрат денежных, временных, кадровых и прочих ресурсов на его реализацию несопоставим с ожидающимся экономическим эффектом. Это вполне логичный результат в условиях отсутствия единого согласованного подхода к вопросу организации и развития социальных карточных программ.

Тем не менее ситуация меняется. Проводимая государством реформа механизма социальной поддержки граждан и вектор, направленный на постепенный отказ от натуральных льгот и в пользу денежных компенсаций, ставит перед обществом в целом и, в частности, перед российским карточным сообществом новые задачи. Сегодня существует необходимость создания принципиально иной системы предоставления льгот, которая должна обеспечить свободный и быстрый доступ граждан, пользующихся социальной поддержкой государства, к положенным им по законодательству льготам независимо от местонахождения самого льготника, позволять гражданам реализовать свое право на самостоятельный выбор между натуральной формой предоставления услуги и компенсационным пакетом, а также осуществлять эффективный учет и контроль предоставляемых льгот.

Решение этих задач невозможно без обеспечения высокой степени совместимости существующих социальных проектов на технологическом и инфраструктурном уровнях и реализации условий для повсеместного приема унифицированного карточного продукта, совмещающего в себе как минимум идентификационную, социальную и платежную функции. Возможно ли обеспечить реализацию вышеперечисленных и многих других функций с помощью единой карты, без ущерба качеству и надежности работы системы в целом? С учетом его сложности этот вопрос можно поставить иначе: Достижимо ли совершенство? Тема создания “идеального” карточного продукта в последнее время входит в число наиболее активно обсуждаемых. Все чаще в СМИ можно встретить материалы, посвященные исследованию этого вопроса. Основной признак, по которому тот или иной карточный инструмент проходит своего рода проверку на “идеальность”, – его способность решать максимально возможное число различных задач, т. е. многофункциональность, а также наличие широкой сети приема. Принцип “единого окна” очень удобен, и вполне естественно, что его стремятся использовать не только при реформировании государственного бюрократического аппарата.

Как показывает мировой опыт, на сегодняшний день наиболее перспективным (если не единственным) решением для создания универсального инструмента, обеспечивающего работу всей системы, является интеллектуальная карта. Преимущество применения смарт-карт в качестве идентификационных элементов в социальных проектах, в платежных системах, в качестве ключевых носителей информации в различных системах доступа неоспоримо. Данные карты позволяют одновременно реализовывать несколько независимых друг от друга приложений, обладая при этом значительно более длительным жизненным циклом и более высоким уровнем защищенности информации по сравнению с картами, использующими технологию магнитной полосы. Принципиальным моментом является технологическая и организационная возможность интеграции данного карточного продукта в государственные информационные системы и системы социального обеспечения.

Таким образом, социальная карта в наибольшей степени соответствует тому самому “идеальному” продукту. Создание и использование этого универсального инструмента не только теоретически возможно, но и вполне реально, и практическая работа в этом направлении уже ведется.

Проект по разработке и созданию унифицированной социальной карты реализуется в рамках Федеральной целевой программы “Электронная Россия” под эгидой Федерального агентства по информационным технологиям (Росинформтехнологии). Безусловно, работы по проектированию и разработке такой сложной системы являются достаточно затратными с точки зрения временных ресурсов, требуя большого числа согласований на самых различных уровнях. Тем не менее, если в 2006г. по итогам проведенных исследований было принято решение о создании Унифицированной социальной карты (УСК), то уже в 2007г. на рынке возможно появление действующих образцов данного карточного продукта. Эту возможность Александр Грабарев Максим Сычик обеспечит появление новой редакции “Концепции создания интегрированной информационной системы предоставления и учета социальных услуг населению на основе унифицированной социальной карты (ИИС “Социальная карта”)”, которая должна быть разработана к концу 2006г. и в дальнейшем представлена для утверждения в Правительство РФ, а также создание действующего прототипа системы.

Унифицированная социальная карта (УСК) должна содержать как идентификационную информацию, касающуюся непосредственно личности ее держателя, так и целый ряд параметров, которые характеризуют взаимодействие гражданина с органами государственной власти: речь идет об адресных льготах, вопросах предоставления услуг в области государственного здравоохранения, получения жилищных субсидий, пенсионном обеспечении, кроме того, на ней должны быть размещены платежные приложения для использования средств, поступающих в виде денежной компенсации, и, по желанию держателя, его личных денежных средств. Уникальность данного проекта заключается в том, что создание УСК объединяет интересы государства и коммерческих структур, в частности, банковского сообщества, позволяя последним получить доступ к целому пласту новых, практически не охваченных банковскими услугами клиентов.

Последнее обстоятельство особо актуально с учетом того, что реализовать столь масштабный проект только за счет бюджетных средств весьма затруднительно. При этом следует учесть, что значительный объем бюджетных денежных средств, обусловленный процессом монетизации льгот, также требует соответствующего качественного банковского обслуживания.

Очень важной в концепции создания УСК является идентификационная составляющая. Многообразие существующих на сегодняшний день форм и методов учета информации о гражданах в различных службах, таких как социальные, медицинские, налоговые или статистические, значительно усложняет жизнь как простым людям, так и самим ведомствам. Появление единого для всех систем индекса учетной записи информации о гражданине страны, льготнике или пенсионере, позволит осуществить реформу действующих систем идентификации граждан на качественно новом уровне, создав уникальный инструмент для персонального учета граждан и их взаимодействия с различными государственными органами. Кроме того, системы контроля и учета предоставленной государством помощи социально незащищенным слоям граждан также претерпят значительные качественные изменения. Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что проект Унифицированной социальной карты представляет собой первый этап реализации проекта по созданию национального карточного продукта. При этом УСК может объединять в себе: • банковский инструмент для проведения безналичных расчетов на территории России в национальной валюте (стипендии, зарплаты, пенсии и т. д.); • социальные платежные приложения (государственные целевые дотации и компенсации на оплату транспорта, услуг ЖКХ, медицинское обслуживание и т. д.); • идентификационные социальные приложения (учет предоставления натуральных льгот); национальный идентификатор граждан с функцией взаимодействия с государственными информационными ресурсами.

Даже краткое и достаточно поверхностное описание УСК, приведенное в настоящей статье, позволяет сделать ряд важных выводов о методах и этапах создания данного карточного продукта, основных сферах его использования, а также о том, кто и в силу каких причин может претендовать на роль организации, обслуживающей УСК в национальном масштабе.

Так, вовлечение в процесс создания и обслуживания продукта большого количества государственных и коммерческих организаций разного профиля и обеспечение их эффективного взаимодействия требует от обслуживающей структуры присутствия во всех регионах России, необходимого потенциала для создания и развития масштабной инфраструктуры приема карт там, где это необходимо населению, возможности эффективно объединить и направлять усилия целого ряда кредитных и иных коммерческих организаций, а также выступать от их имени во взаимодействии с государственными структурами. Перечисленным требованиям в полной мере соответствует РПС СБЕРКАРТ: успешно функционируя на российском рынке свыше 13 лет и став за эти годы одной из крупнейших платежных систем в России, данная платежная система присутствует и активно развивается во всех регионах страны. Она ориентирована на обслуживание повседневных платежей населения и создание масштабной разветвленной инфраструктуры приема карт, охватывающей практически всю территорию России.

Очевидно также, что обслуживающая УСК платежная система должна иметь широкий опыт работы с многофункциональными микропроцессорными картами. РПС СБЕРКАРТ в течение многих лет использует и совершенствует карточный продукт, функциональность которого полностью соответствует требованиям, предъявляемым к основному инструменту проекта УСК, и по этому параметру также подходит на роль одного из координаторов работ по совершенствованию и внедрению УСК.

Социальная сфера и связанные с ней проекты информационного взаимодействия граждан и государства являются очень значимыми областями общественной жизни. На этом фоне необходимость обеспечения прозрачности и полного контроля процессов, происходящих в этой сфере, представляется более чем очевидной. Такой контроль может быть обеспечен только в том случае, когда система функционирует в существующем национальном правовом поле и на платформе принятых в стране технологических стандартов. Интеграция карточного продукта, выпускаемого и обслуживаемого по правилам и технологиям организаций, действующих вне юрисдикции Российской Федерации, с государственными информационными и социальными системами представляется стратегически неправильным, небезопасным и функционально неудобным шагом.

И, наконец, укрепление доверия населения к государству при успешной реализации социальной карточной программы невозможно без обеспечения стабильности и надежности функционирования системы УСК. Такую стабильность может обеспечить участие в реализации проекта банков, чья высокая репутация и надежность не вызывают сомнений. Опорный и расчетный банк РПС СБЕРКАРТ – Сбербанк России – безусловно, является одним из таких банков.

Очевидно, что для успешной реализации проекта УСК потребуются согласованные усилия многих федеральных и региональных организаций. Согласование, разработка и тестирование различных технических, организационных, нормативно-правовых решений является длительным и непростым процессом, реализация которого потребует немалого времени и общих усилий. Однако мы уверены в правильности выбранного направления, поскольку этот выбор был продиктован объективной оценкой существующих тенденций развития карточного рынка, в том числе пониманием эффективных путей решения государственных задач в области реформы экономики и системы соцобеспечения с помощью современных карточных технологий и при участии российского банковского сообщества. Мы также уверены в том, что эффект от внедрения УСК можно получить только в том случае, если социальная составляющая проекта будет базироваться на уже существующей и постоянно развивающейся инфраструктуре российской платежной системы. Данный шаг позволит значительно сократить расходы бюджетных средств на реализацию программы и привлечь к процессу внедрения и развития системы УСК новые финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы, добившись тем самым так называемого синергетического эффекта.

Сегодня социальная карта – это национальный проект, несмотря на то, что официально он пока не имеет данного статуса. А это значит, что свой посильный вклад в его реализацию должны внести все государственные и коммерческие структуры, которым небезразличны вопросы дальнейшего развития российского общества и отечественного карточного рынка. Сбербанк России сделал этот шаг, когда открыл собственную платежную систему для участия в ней всех заинтересованных банков и организаций. Создание РПС СБЕРКАРТ и начало ее работы в качестве межбанковской российской платежной системы представляет собой огромный шаг вперед в развитии отечественного карточного рынка и, в частности, в процессе разработки и внедрения УСК.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?