Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

MasterCard Europe: задача – повторить латиноамериканский прорыв

(Нет голосов)

11.04.2006 Количество просмотров 728 просмотров
Интервью с Хавьером Пересом, Президентом MasterCardEurope

В марте 2006 г. MasterCard International объявила о назначении Президентом MasterCard Europe Хавьера Переса (Javier Perez), ранее занимавшего должность Президента MasterCard по странам Латинской Америки и Карибского бассейна. На своем новом посту он отвечает за деятельность платежной системы на рынках 53 стран, входящих в Европейский регион MasterCard. С точки зрения экспертов, такое кадровое решение выглядит далеко не случайным – в 2005г. регион Латинской Америки и Карибского бассейна вошел в число наиболее быстро развивающихся регионов MasterCard с валовым приростом 32,5% в долларовом выражении. В своем интервью журналу “ПЛАС” Хавьер Перес делится своим видением перемен, которые произошли в Европейском регионе за те полтора года, в течение которых он руководил деятельностью MasterCard в Латинской Америке, а также рассказывает о предпосылках, созданных платежной системой для дальнейшего развития карточных рынков этих двух регионов.

ПЛАС: Каковы основные достижения MasterCard в странах Латинской Америки? В чем причины наблюдаемого сегодня резкого прогресса в достижениях банковчленов MasterCard в Латинской Америке, какие предпосылки были созданы для движения вперед в дальнейшем? Чего можно ожидать от этого региона и от банков-участников платежной системы MasterCard как в среднесрочном, так и в долгосрочном будущем?

Х.Перес: Полагаю, нынешние успехи MasterCard, не только в Латинской Америке, но и во всем мире, обусловлены прежде всего самой идеологией нашей компании, подразумевающей неуклонное следование интересам клиента. Чтобы не быть голословным, я предлагаю рассмотреть, как это выглядит на практике в отношении Латинской Америки. Латиноамериканский регион развивается стремительно, только в прошлом 2005 году прирост объемов бизнеса MasterCard в долларовом выражении составил здесь почти 33%. Причиной столь динамичного развития рынка во многом является тот факт, что в странах Латинской Америки высок процент людей молодого возраста и, следовательно, численность населения быстро увеличивается. В целом картина в некотором отношении сходна с Россией, однако разница в том, что количество российских жителей увеличивается не за счет роста населения, а за счет иммигрантов из других стран, прежде всего – из ближнего зарубежья. На этом фоне серьезной задачей для латиноамериканских банков стало массовое внедрение платежных карт – как дебетовых, так и кредитных – среди молодежи, представляющей для банков широкую и весьма привлекательную клиентскую аудиторию. Решением данного вопроса стала масштабная эмиссия линейки карточных продуктов MasterCard. Приведу несколько примеров. Первым из данных продуктов является широко известная карта Maestro, одно из преимуществ которой заключается в ее безопасности благодаря использованию ПИН-кода и 100%-ной онлайновой авторизации, вследствие чего карта Maestro хорошо защищена от мошенничества и очень привлекательна для молодежи и тех держателей, которые делают свои первые шаги в мир платежных карт, – т. е. Maestro играет в Латинской Америке ту же роль, что и так называемые зарплатные карты в России.

Следующим нашим продуктом, массово эмитируемым в регионе, стала дебетовая карта MasterCard, использующая схожую концепцию, и, наконец, самым последним на сегодняшний день нашим предложением латиноамериканскому рынку выступили предавторизованные карточные продукты MasterCard, сходные по принципу работы с электронным кошельком. Механизм использования данных карт основан не на предварительной загрузке средств, а на офлайновой предавторизации, другими словами, с ее использованием у держателя карточки пропадает острая необходимость в наличных денежных средствах, поскольку у него всегда имеется небольшой расходный лимит порядка 50–100 евро.

Итак, широкое внедрение этих карточных продуктов банками Латинской Америки стало путем к успеху MasterCard в данном регионе. На мой взгляд, здесь также есть сходство с российским рынком, к которому я вернусь чуть позже. Надеюсь, что вскоре мы сможем предложить новые продукты MasterCard, выпущенные на основе предавторизованной технологии, которые называем “предложением для платежей на небольшие суммы” – в ближайшем будущем у них появится специальное название. Соответственно, в ближайшие месяцы мы официально предоставим всю информацию об этих новых карточных продуктах участникам рынка, а на данный момент просто хотелось бы упомянуть о тех разработках компании, которые еще не анонсированы. Возвращаясь к сходству российского рынка с латиноамериканским, замечу, что Россия – огромная страна с многочисленным населением, стремящимся сегодня обладать платежными картами, в отличие, например, от многих жителей стран Азии. Особенности менталитета местного населения обусловливают традиционное предпочтение гражданами этих стран наличных денег, которые играют в их глазах роль некого символа высокого социального статуса. Любопытно, что по тем же самым соображениям престижа в Латинской Америке население предпочитает платежные карты: они считаются современным, модным, а также безопасным средством платежа, что является очень важным психологическим фактором для банковских клиентов – использование наличных средств представляется им уже нецелесообразным и архаичным. Полагаю, российских потребителей аналогично мотивируют наши новые предложения, являющиеся современными, функциональными и устремленными в будущее. Россиянам “нравятся” банковские карты, и если мы сделаем их легко доступными, клиенты банков станут активно пользоваться этими платежными инструментами. Таким образом, опыт работы MasterCard в Латинской Америке сейчас применяется нами и в России, что будет способствовать быстрому росту бизнеса MasterCard на данном рынке, который, согласно нашим расчетам, продолжится и в ближайшем будущем.

ПЛАС: Каковы ваши первые впечатления от того, что происходит сейчас в Европе на карточном рынке по сравнению с тем, что было полтора года назад, когда вы уехали из Европы работать в Латинскую Америку?

Х. Перес: Говоря о нынешних изменениях в Европейском регионе, позвольте условно разделить его на две части: входящую в пространство SEPA и не входящую. Наиболее важное изменение, которое было мной замечено в зоне SEPA, – это реальное стремление организовать Единое европейское платежное пространство, что весьма позитивно для стран-участниц SEPA. Полагаю, MasterCard сыграет в реализации данного проекта большую роль, помогая своим банкам-участникам способствовать данному переходу.

На мой взгляд, перспектива создания ранства позитивна для Европы в целом – как для банков, так и для конечных потребителей, в то же время она определенно перспективна и для MasterCard.

Рассматривая страны, не входящие в зону SEPA, сконцентрируемся на двух крупных государствах: России и Турции, причем преимущественно именно на России, так как при схожей экономической ситуации развитие рынка здесь происходит быстрее. За последние два года на российском рынке наблюдается заметный рост потребительской активности держателей карт, расширилась POS-терминальная сеть, возросли банковские инвестиции в развитие розничной инфраструктуры, а также заметно увеличилась заинтересованность банков в продвижении платежных карт среди своих клиентов. Полагаю, положительным фактом является и то, что наличие у держателя даже дебетовой карты начального уровня позволяет банку формировать взаимоотношения с данным держателем карточки и даже, в определенном смысле, создавать его кредитную историю. Таким образом, в будущем, когда держателю карты потребуется ссуда на покупку автомобиля или телевизора, или ипотека, или полноценная кредитная карта, банк, уже обладающий кредитной историей данного клиента, будет иметь возможность предоставить ему более продвинутый сервис. Это привлекательно для потребителя и важно для развития экономики страны в целом. Сравнивая нынешние тенденции на российском рынке с ситуацией двухлетней давности, отмечу, что на данный момент ситуация в России вызывает гораздо больший оптимизм. ПЛАС: Что бы вы ответили, если бы вас попросили сравнить процессы централизации, происходящие сегодня в MasterCard, и процессы децентрализации, которые в последнее время происходят в Visa? Х. Перес: Полагаю, это очень интересный вопрос. Не стану углубляться в обсуждение стратегии конкурентов MasterCard, поэтому подробнее остановлюсь на идеологии нашей компании. Как уже говорилось в начале интервью, банки и их клиенты являются ключевыми в бизнесстратегии MasterCard независимо от конкретной страны – будь то Россия, Германия, Великобритания или Испания. Каждый представитель банковской среды в Европе на сегодняшний день интересуется лучшей мировой практикой, деятельностью других банков по всему миру с целью улучшить собственный бизнес в своей стране; все большее количество банков становятся мультинациональными, имея свои представительства одновременно на нескольких рынках. Следовательно, нашим банкам-членам требуется глобализация, их больше не устраивает сугубо доместическая или даже сугубо европейская организация, им необходима глобальная структура, позволяющая беспрепятственно работать в Китае, Аргентине, США, Канаде или Австралии. Это отнюдь не сугубо внутренняя стратегия MasterCard – мы развиваемся по этому сценарию именно потому, что такова стратегия наших клиентов. И когда говорят, что MasterCard стремится быть глобальной системой, или американской, или какой бы то ни было, речь идет не о собственном желании компании, но о желании наших клиентов, которым необходимы наиболее эффективные достижения в мировой практике платежной индустрии. Российским банкирам не нужна просто платежная система локального уровня, даже основанная на самых современных технологиях, им необходимо быть лучшими не только в России, но и во всем мире, знать, что происходит в Германии, в США, в Австралии и т.д. Нельзя работать с MasterCard в отдельно взятой стране и забыть об остальном мире. Исходя из этого, MasterCard создает глобальную организацию, способную донести до своих участников лучшие достижения в рамках всего мирового рынка, – такова наша философия, максимально отвечающая требованиям банков-членов.

ПЛАС: Какова ваша оценка потенциала российского карточного рынка, в первую очередь с точки зрения дальнейшего развития деятельности MasterCard?

Х. Перес: Позвольте мне, делясь своими предположениями на этот счет, обратиться к опыту рынков других стран и на их фоне сделать соответствующие выводы. Например, в Германии у каждого жителя страны есть карта Maestro. Полагаю, в ближайшем будущем подобная ситуация сложится и в России. Каждый россиянин станет обладателем карты Maestro, после чего, по моей оценке, порядка 30% держателей карт Maestro обзаведутся кредитными картами MasterCard. Таким образом, потенциал российского рынка на следующие десять лет достаточно велик.

ПЛАС: Как MasterCard планирует продолжать бороться за предпочтение со стороны держателей карт в рамках своих дебетовых и кредитных программ?

Х. Перес: Если говорить о дебетовых продуктах, то, на мой взгляд, карта Maestro является на сегодняшний день наилучшей среди других дебетовых карт, и ее преимущества очевидны. Более того, мы продолжаем совершенствовать карточные продукты Maestro и расширять их функциональность, появилась новая бесконтактная технология PayPass, которая, будучи примененной в рамках Maestro, существенно облегчит использование данного продукта как для держателя карты, Единого европейского платежного просттак и для торгово-сервисного предприятия. Кроме того, планируется, что уже упоминавшиеся мною предавторизованные карточные продукты для обслуживания платежей на небольшие суммы также будут базироваться, в том числе, и на дебетовой платформе Maestro.

Что касается кредитных карт, то MasterCard делает их все более привлекательными для потребителей и помогает банкам расширять спектр возможностей и услуг, предоставляемых в рамках наших кредитных продуктов. Уже в ближайшем будущем результаты этой работы можно будет увидеть на практике.

ПЛАС: Каковы успехи у MasterCard в Испании, прослеживается ли связь последних успехов испанских футбольных клубов со спонсорской поддержкой MasterCard?

Х. Перес: Для того чтобы объективно ответить на этот вопрос, вначале рассмотрим развитие деятельности MasterCard в Европе и Испании. Десять лет назад доля рынка, занимаемая MasterCard в Испании, составляла 2%, что объяснялось отсутствием какого-либо заметного внимания компании к данному региону. В настоящий момент наша доля на рынке этой страны достигла 43%, и это иллюстрирует стремительный рост присутствия MasterCard в Испании, который, по нашим расчетам, будет успешно продолжаться. Большую роль здесь играет наша спонсорская поддержка футбольных мероприятий, которая нашла положительный отклик у населения. Существуют два момента, весьма значительных в продвижении нашего бренда: наша единая тарифная политика, которую мы успешно используем в Испании, и, конечно же, футбол, чрезвычайно популярный в этой стране. Обе эти особенности сыграли большую роль в развитии платежной системы MasterCard в Испании, однако серьезное влияние на продвижение компании в этом регионе оказали также такие факторы, как близость к клиентам и работа над созданием новых карточных продуктов. Такова нынешняя ситуация на испанском рынке, и MasterCard весьма ею удовлетворена.

ПЛАС: Europay International традиционно был одним из сильнейших регионов MasterCard и компанией, где очень большое внимание уделялось развитию микропроцессорных технологий. Какой сейчас видится вам ситуация с EMV-миграцией в Европе, а также перспективы внедрения других инновационных разработок, реализация иных интересных проектов в области микропроцессорных карт?

Х. Перес: Рассматривая причины объединения Europay International и MasterCard, мы возвращаемся к уже затронутому мною вопросу о потребностях и запросах клиентов. Легко рассуждать о философии и глобальной политике, но когда приходит время принятия решения, банки подходят к данному вопросу очень рационально, с четким пониманием того, что они хотят. Являясь исключительно европейской организацией, Europay исчерпала свои возможности удовлетворения потребностей клиентов, появилась необходимость ее превращения в глобальную платежную систему, что и привело к объединению Europay International с MasterCard International. Всем нам важно понимать, что данное решение явилось не сугубо внутренним решением Europay, но стало результатом тех требований, которые возникли к тому времени с точки зрения обеспечения наилучшего обслуживания европейских клиентов.

Относительно второго вопроса: микропроцессорная технология действительно стартовала в Европе, поскольку именно здесь была изобретена микропроцессорная карточка. Впервые она была выпущена во Франции 15 лет назад, следовательно, вполне логично, что, находясь в Брюсселе, в полутора часах езды от Франции, мы имели широкие возможности детально ознакомиться с французским опытом в этой сфере. Таким образом, Европа возглавила “чиповую революцию”. Отмечу также, что французы приняли решение перейти на микропроцессорные карты не под влиянием Europay: это было простое техническое решение, микропроцессорные технологии стали хорошим дополнением к платежным технологиям, и французское правительство взяло на себя финансирование данного проекта. Хотелось бы подчеркнуть, что Europay в свое время первой реализовала ряд пилотных микропроцессорных проектов, однако пальму первенства приходится уступить французам, хотя и в области локального решения. В то же время преимущество MasterCard в этой области по-прежнему остается в рамках той концепции, которая уже озвучивалась: мы изучили запросы наших клиентов, поняли, что программа чиповых карт работает, уровень мошенничества снижается, и, проанализировав результаты нескольких лет использования доместических микропроцессорных карт во Франции, убедились, что данная технология действительно оптимальна для европейских банков. Был созван Европейский совет (European board), принято соответствующее решение и запущена программа EMV-миграции. На данный момент мы продолжаем работать с нашими банками-членами над дальнейшим развитием технологической платформы и продвижением нашей платежной системы, фокусируясь как на борьбе с карточным мошенничеством, так и на повышении удобства использования наших продуктов для потребителя. Вскоре на российском рынке будет представлен новый предавторизованный карточный продукт MasterCard, ориентированный на обслуживание повседневных платежей на небольшие суммы, о котором я уже упоминал. Таково наше видение современной рыночной ситуации, и, полагаю, мы будем продолжать лидировать в Европе, продвигая свои платежные технологии.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?