Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Карточный рынок Украины: на пути от количества к качеству

(Нет голосов)

11.03.2006 Количество просмотров 1785 просмотров

Антонин Ермоленко

Столь динамичный рост дебетовых программ Visa International обеспечило, помимо продолжавшегося внедрения украинскими банками классических зарплатных схем, массовое продвижение на рынке страны предоплаченного карточного продукта Visa Electron Instant такими крупными банками, как ПриватБанк, “Аваль” и Укрсоцбанк.

Однако наиболее важным событием в прошлом году и одновременно знаковой тенденцией с точки зрения развития украинского рынка следует назвать запуск сразу несколькими банками массовых программ карточного кредитования. Если ранее банки придерживались достаточно консервативной политики, проявляя предельную осторожность при эмиссии кредитных карт, то сейчас они, торопясь в конкурентной борьбе занять новые перспективные рыночные ниши, стремятся быстрее разработать и запустить разнообразные программы кредитования своих клиентов – держателей карт. При этом среди реализованных в течение 2005г. кредитных программ были программы дополнительного кредитования в размере 3–6 месячных окладов клиентов, обслуживаемые в рамках зарплатных проектов ПриватБанка, банка “Надра” и банка “Аваль”, программы потребительского кредитования “Товары в рассрочку” ПриватБанка и “КредиТочка” банка “Надра”, а также программы револьверного кредитования, самая массовая из которых – “Универсальная Карта” – предлагается ПриватБанком. Банки стремятся максимально диверсифицировать каналы продвижения своих кредитных продуктов. Так, банк “Надра” сотрудничает с компанией “Догмат”, имеющей офисы под торговой маркой “Еврокредит” в крупнейших сетях магазинов и супермаркетов по всей Украине, УкрСиббанк проводит прямые рассылки кредитных карт, ПриватБанк проводит кросспродажи кредитных продуктов среди своих клиентов и собирает заявки на выпуск кредитных карт через Интернет и с помощью мгновенных мультимедиа-сообщений мобильной связи.

Многие банки охотно реализуют кобрендинговые проекты на основе кредитных карт, благодаря которым их клиенты не только получают кредитные линии, но и пользуются различными бонусами и скидками, предоставляемыми компаниями-партнерами банков. Среди наиболее популярных ко-брендинговых программ на рынке следует выделить реализованные на карточных продуктах Visa проекты “DЦ Клуб” банка “Надра”, “МОБИкарта” УкрСиббанка, “UMC-Visa”, “Козырная Карта” и “MersedesCard” банка “Аваль”. Уникальную инициативу в этом направлении реализовал ПриватБанк, организовав “Дисконтный клуб “ПриватБанк VIP”, в рамках которого все его держатели карт категории Premium (Gold и выше) платежных систем MasterCard International и Visa International получили право пользования привилегированными тарифами и соответствующим элитному статусу карты уровнем обслуживания в ресторанах, отелях, бутиках, спортивно-оздоровительных комплексах и других предприятиях сферы обслуживания, с которыми банк заключил соответствующие договоры.

По состоянию на начало января 2006г. более 1100 торгово-сервисных предприятий во всех крупнейших городах Украины предоставляли членам “Дисконтного клуба” скидки при оплате картами в среднем от 5 до 15%, а в ряде случаев и до 30%. В 2005 г. значительно расширилось предложение банками карточных продуктов премиальных категорий, таких как MasterCard Platinum и Visa Platinum, обеспечивающих широкий комплекс дополнительных услуг и ориентированных на наиболее состоятельных держателей, которые традиционно являются для банков самой привлекательной клиентской группой. “Платиновые” карты предлагали ПриватБанк, Укргазбанк, Проминвестбанк, Государственный ощадный банк Украины (Ощадбанк), Укрэксимбанк, банки “Надра”, “Правэкс-банк”, “Аваль”, “ВАБанк” и “Родовид”. Более того, ПриватБанк и УкрСиббанк приступили к эмиссии самого эксклюзивного карточного продукта Visa International – Visa Infinite, который до последнего времени предлагался в регионе CEMEA всего двумя банками. При этом в планах ПриватБанка на начало 2006г. значился выпуск аналогичного по своей иерархии карточного продукта MasterCard International – MasterCard World Signia. Как следствие усилий банков по развитию программ эмиссии кредитных карт впервые на рынке Украины темпы прироста кредитных продуктов превысили соответствующие показатели по дебетовым продуктам. Так, MasterCard International удвоила количество своих кредитных карт только за первые 9 месяцев 2005г., после того как ее банки-участники дополнительно эмитировали 350 тыс. карт MasterCard. При этом большая часть новых карт была выпущена под логотипом MasterCard Electronic. Банки резонно полагают, что благодаря 100%-ной онлайновой авторизации этот продукт позволяет эмитенту достаточно гибко управлять рисками и поэтому представляется наиболее удобным и безопасным для массовых программ кредитования. Можно вспомнить, что первая на рынке Украины карта MasterCard Electronic была выпущена банком “Надра” в конце 2003 г. Первые пилотные программы ее эмиссии проходили апробацию в течение следующего года, и благодаря их положительным результатам данный карточный продукт в 2005 г. был выбран многими банками для решения задачи организации массовой эмиссии кредитных продуктов. За короткий срок банками “Надра”, Укрпромбанк и Проминвестбанк было выдано своим клиентам в общей сложности 250 тыс. карт MasterCard Electronic. Судя по заявлениям банков, можно ожидать, что в ближайшие 2–3 года на рынке страны будет дополнительно эмитировано более 2 млн. таких кредитных карт.

Ряд банков, имеющих длительный опыт работы на украинском рынке с традиционными картами MasterCard, реализовывал свои кредитные программы на их основе. Лидерами по показателям эмиссии карт с логотипом MasterCard являлись Проминвестбанк и ПриватБанк. Всего же из 700 тыс. эмитированных на 1 октября 2005г. карт MasterCard 400 тыс. приходилось на карты MasterCard Standard, 40 тыс. – на карты премиальных категорий (Gold и Platinum) и 10 тыс. – на карты MasterCard Business. Еще более впечатляющими были показатели эмиссии кредитных карт Visa International.

По состоянию на 1 октября 2005 г. количество кредитных карт платежной системы на рынке Украины выросло на 65% по сравнению с аналогичным показателем 2004г., а обороты по ним – на 99%. Только за первые 9 месяцев прошлого года банками было эмитировано почти 700 тыс. кредитных карт, а их общее количество превысило 2 млн., включая 1,8 млн. карт Visa Classic, 50 тыс. карт премиальных категорий (Gold, Platinum и Infinite) и 150 тыс. корпоративных карт Visa Business. Украинские банки сочли карты Visa более предпочтительными для осуществления своих пилотных проектов револьверного кредитования и в особенности для ко-брендинговых программ. Наиболее успешными эмитентами кредитных продуктов Visa на протяжении года по-прежнему являлись ПриватБанк, а также банки “Надра” и “Аваль”.

Большую роль в продвижении кредитных программ Visa International оказали регулярно проводимые платежной системой обучающие семинары для сотрудников банков, а также активная разъяснительная работа среди потенциальных клиентов и масштабные рекламные кампании и акции в прессе, на телевидении и радио. Таким образом, сделан серьезный задел, чтобы в сознании населения страны кредитный карточный продукт ассоциировался с логотипом Visa. Однако, по мнению экспертов, останавливаться на достигнутом Visa International нельзя, так как украинский рынок находится только в самом начале становления кредитных программ, и удачные действия одной или другой платежной системы могут быстро изменить статус-кво в кредитном секторе рынка.

Анализируя промежуточные итоги “соцсоревнования” двух крупнейших международных платежных систем на украинском рынке, необходимо также обратить внимание на показатели оборотов по их картам. Если на протяжении 2003–2004гг. MasterCard International лидировала по количеству активных карт, то Visa International все эти годы сохраняла первенство по годовым оборотам по картам. В начале 2000-х годов рыночная доля Visa International по оборотам превышала 50% и вдвое превосходила долю MasterCard International. Однако, сделав серьезный рывок, MasterCard International по итогам 2004 г. практически догнала лидера. В 2005г. обороты по картам MasterCard и Maestro возросли еще на 50%, но этого все же оказалось недостаточно, чтобы вырваться вперед, так как Visa International, увеличив обороты на 81,4%, продемонстрировала лучшую динамику развития и нарастила свое преимущество на украинском рынке. Примечательно, что этот результат был достигнут Visa International не только благодаря количественным успехам в эмиссии новых карт, но и за счет больших годовых оборотов в расчете на одну карту – 4905 гривен (980 долл. США) против 4390 гривен (878 долл. США) у MasterCard International.

Характерно, что одновременно с высокими темпами роста эмиссии международных карт в 2005 г. на украинском рынке продолжало увеличиваться и количество локальных карточных продуктов национальных и одноэмитентных платежных систем. За год банками страны было дополнительно эмитировано 442 тыс. локальных карт, при этом общий объем эмиссии данных продуктов превысил 3,3 млн. Однако рыночная доля локальных продуктов продолжала постепенно сокращаться. С 2002 по 2005г. она сократилась по количеству эмитированных карт с 25 до 13,5%, а по оборотам – с 22,1 до 16,7%. Тем не менее локальные продукты попрежнему имеют свою собственную нишу на карточном рынке Украины, предоставляя банкам необходимую гибкость в выборе решений, исходя из масштаба, функциональности и стоимости реализуемых карточных программ. Это подтвердили и два юбилейных события, о которых не так давно объявили национальные платежные системы.

Так, в первой половине прошлого года была выпущена миллионная карта в рамках проекта Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП), а в начале 2006г., по информации Украинского союза участников НСМЭП, общий объем эмиссии чиповых карт системы составлял почти 1,2 млн. Уже традиционно основную долю эмиссии карт НСМЭП обеспечивают Экспресс-Банк (Киев) и Имэксбанк (Одесса). В течение 2005г. состав банков-участников НСМЭП продолжал увеличиваться за счет небольших региональных банков. В то же время НБУ, курирующий развитие НСМЭП, прогнозирует значительное расширение деятельности платежной системы, вступление в нее банков из числа крупнейших на рынке, реализацию проектов эмиссии карт с дополнительными неплатежными приложениями и значительный рост эквайринговой сети по приему карт НСМЭП. На рубеже нынешнего года было объявлено об эмиссии миллионной карты и в рамках проекта УкрКарт. При этом большинство карт выпускалось не только в соответствии с международными технологическими стандартами, но и совместно с брендами международных платежных систем – как, например, карты УкрКарт-Maestro. И только небольшая часть эмиссии приходилась на собственно локальные карты УкрКарт. Поэтому основные показатели деятельности УкрКарт не учитываются отдельно, а включаются в совокупную статистику MasterCard International. В текущих планах УкрКарт значится переход на выпуск для своих банков-участников чиповых карт стандарта EMV, для чего процессинговый центр УкрКарт завершил сертификацию чиповых карт с платежным приложением Visa International и тестирует свои EMV-продукты в MasterCard International. Несколько ранее УкрКарт были получены разрешения на эквайринг EMV-карт от обеих международных платежных систем.

В свою очередь, НСМЭП планирует организовать эмиссию контактных карт и карт с дуальным интерфейсом на основе чипов модельного ряда 66P компании Infineon Technologies. По заявлениям специалистов НСМЭП, выпуск карт на основе более совершенного чипа позволит усилить уровень защиты платежного приложения, а также расширит сферы использования карт, добавив возможность применения транспортных и других социальных приложений, систем скидок и учета лояльности, электронной цифровой подписи, идентификации и разграничения доступа. В то же время массовая миграция украинских банков на EMV-стандарты в рамках международных платежных систем и объявленное MasterCard International и Visa International внедрение стандарта единого платежного приложения (CPA) все в большей мере обостряют вопрос необходимости решения задачи стандартизации и унификации продуктов НСМЭП на основе EMV-технологии, без чего дальнейшие темпы роста платежной системы могут замедлиться.

Небезоблачной представляется и дальнейшая судьба локальных одноэмитентных платежных систем на рынке Украины, суммарная эмиссия в рамках которых в конце 2005 г. превышала 2,26 млн. карт, включая 1,25 млн. локальных карт Проминвестбанка. Все чаще банки заявляют о своих намерениях перевести держателей локальных карт на стандартные решения международных платежных систем, в том числе на чиповые. Однако в силу того что одноэмитентные решения зачастую используются для выдачи зарплаты многочисленному персоналу территориально обособленных крупных производственных комплексов, процесс миграции может занять достаточно продолжительное время.

Наряду с динамичным ростом эмиссии украинскими банками продолжалось не менее активное расширение эквайринговой инфраструктуры. Так, суммарное количество ATM, установленных на территории Украины, к концу 2005г. превысило отметку в 11,3 тыс. устройств, увеличившись за год на 40%. Наибольшее количество банкоматов было установлено ПриватБанком. В начале 2006 г. банк эксплуатировал более 3 тыс. устройств. Крупными сетями из более чем 1 тыс. банкоматов также управляли банк “Аваль” и Укрэксимбанк. Значительные по величине сети банкоматов также обслуживались Проминвестбанком, Первым Украинским Международным Банком (ПУМБ), Укргазбанком, Ощадбанком и банком “Надра”. В свою очередь, за прошлый год банками страны были установлены в общей сложности почти 9 тыс. новых платежных терминалов, и к концу года сеть EFTPOSтерминалов на территории Украины насчитывала 42,3 тыс. устройств, из которых 14 тыс. терминалов были установлены в пунктах выдачи наличных (ПВН). Безусловными лидерами в развитии сети POSтерминалов явились ПриватБанк и банк “Аваль”, обслуживавшие в общей сложности более 80% парка платежных терминалов, установленных в торгово-сервисных предприятиях страны. Третьей по величине сетью торговых терминалов в количестве 2,4 тыс. владел банк “Надра”, подписавший за 2005г. 800 новых договоров с торговосервисными предприятиями. Динамично развивал свою сеть и Укрэксимбанк, сделавший акцент на установку POS-терминалов в таких крупных торговых центрах и региональных сетях супермаркетов, как, например, “Мегамаркет”, “Терминал”, “Эпицентр”, “Вест Лайн” в Киеве, “Кит” в Запорожье, “Арсен” во Львове, “Орнава” в Тернополе, “Таргет” в Харькове.

Однако в целом развитие платежной инфраструктуры в торгово-сервисных предприятиях страны остается неудовлетворительным. И это лучше всего иллюстрируется тем фактом, что украинские держатели карт совершают в сфере торговли только 2,5% операций. Целью всех остальных операций по картам по-прежнему является получение наличных средств в банкоматах или в отделениях банков.

Среди наиболее явных причин, обусловивших данную ситуацию, не рассматривая социально-экономические факторы, необходимо назвать недостаточное количество установленных терминалов. Если в среднем по Европе на один установленный банкомат приходится 20 торговых терминалов, то для Украины этот показатель составляет только 3 терминала на 1 банкомат. По официальным данным Министерства экономики Украины, в настоящее время на территории страны зарегистрировано 115 тыс. юридических лиц, занимающихся розничной торговой деятельностью и владеющих сетями магазинов и ресторанов. И это без учета сервисных предприятий! Поэтому, даже по самой грубой оценке, потребность рынка в POS-терминалах для обеспечения держателям карт возможности совершать безналичные покупки повсеместно составляет от 400 тыс. до 500 тыс. устройств.

К тому же необходимо добавить, что зачастую и существующий парк терминалов используется неэффективно. Нередки случаи, когда в одном и том же магазине или ресторане установлено 2, 3, а то и 4 терминала разных банков, конкурирующих на рынке между собой.

Как следствие, неразвитость платежной инфраструктуры наряду с существующими юридическими и экономическими условиями функционирования украинского бизнеса является одной из главных причин невысокого показателя использования карт для оплаты товаров и услуг по сравнению с операциями получения наличных средств.

Лидеры Украинского рынка: TOP-12 и TOP-8

Характерной особенностью украинского рынка является возможность легко выделить на нем явных лидеров из 101 занимавшегося эмиссией карт банка. По результатам 2005г. с большим преимуществом по индивидуальным показателям лидировали ПриватБанк, банк “Надра”, Проминвестбанк и банк “Аваль”, которые смогли далеко оторваться по числу эмитированных карт от других банков, имея каждый в своем портфеле свыше 2,5 млн. карт. В свою очередь, 12 крупнейших эмитентов, по данным НБУ, имеющих в своем портфеле не менее 300 тыс. карт, совместно контролировали 88,8% рынка. Если же сделать перегруппировку данных, объединив показатели банков, являющихся принципиальными членами платежных систем, с поддерживаемыми ими сетями банков-аффилиатов, то в этом случае 8 ведущих украинских банков – ПриватБанк, банки “Аваль” и “Надра”, Проминвестбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк, ПУМБ и Ощадбанк – вместе со своими сетями аффилиатов контролировали в общей сложности более чем 97% рынков эмиссии, а также эмитентских и эквайринговых оборотов. На их долю приходится 94% установленных в стране банкоматов и почти 99% POS-терминалов, обслуживающих карты в торгово-сервисной сети. Как и в предыдущие годы, наиболее динамично развивал свои карточные программы ПриватБанк, традиционно специализирующийся на выпуске карт международных платежных систем. В начале 2005 г. банк эмитировал 3-миллионную карту Maestro, а в конце года выпустил 5-миллионную карту Visa. Благодаря достигнутым результатам ПриватБанк стал фактическим лидером по числу эмитированных карт Visa не только на постсоветском пространстве, но и во всем регионе Центральной и Восточной Европы. В течение года банк успешно реализовал проект эмиссии кредитных карты с возобновляемым кредитным лимитом и льготным периодом кредитования, предлагал карты для потребительского кредитования, эмитировал специализированные карточные продукты для различных групп населения, а также распространял предоплаченные карты. Большой процент в карточном портфеле банка занимают карты социального назначения, с помощью которых более 720 тыс. пенсионеров получают пенсии, и еще 900 тыс. жителей Украины используют карты ПриватБанка для получения различных социальных выплат. Более 400 тыс. карт выпущено банком для студентов высших учебных заведений. Всего за прошлый год банк увеличил свой карточный портфель на 3,3 млн. карт (прирост – 55%), доведя их суммарное количество до 9,3 млн., что составило 37,7% от общего количества карт, эмитированных украинскими банками. Банк также поддерживает крупнейшую в стране эквайринговую сеть, состоящую из 3 тыс. банкоматов и 16,6 тыс. POS-терминалов. В планах банка на 2006 г. – установить еще 1 тыс. банкоматов и оснастить сети банкоматов и POS-терминалов программным обеспечением, позволяющим принимать чиповые карты обеих международных платежных систем.

Более 1,2 млн. новых карт эмитировал банк “Надра”, что позволило ему в 2005 г. выйти на второе место среди крупнейших украинских эмитентов. Всего в портфеле банка – 3,3 млн. карт, что соответствовало 13,3% общего числа карт на рынке. К концу прошлого года банк выпустил свои юбилейные карты в обеих платежных системах – 2-миллионную в Visa International и миллионную в MasterCard International. В настоящее время банк “Надра” предлагает на выбор клиентам широкий спектр своих карточных продуктов. Среди них – кредитные карты “Настоящая кредитная карта” и “КредиТочка”, карты для VIP-клиентов, ориентированная на женщин карта “Lady’s”, разнообразные предоплаченные продукты.

Проминвестбанк и банк “Аваль” выдали своим клиентам более чем по 500 тыс. новых карт каждый. В течение 2005г. банк Проминвестбанк эмитировал свою миллионную карту платежной системы MasterCard International, а банк “Аваль” – миллионную карту Visa. В минувшем году оба банка объявили о начале эмиссии кредитного продукта начального уровня – карты MasterCard Electronic, предложив кредитные линии своим клиентам, обслуживаемым в рамках зарплатных проектов. Большое внимание банки уделяли формированию пакета дополнительных предложений держателям карт. С этой целью банк “Аваль” целенаправленно работал со своими партнерами, чтобы предложить сразу несколько ко-брендинговых карт, держатели которых могли получить скидки в торговых сетях партнеров, а Проминвестбанк активно распространял карту Visa Virtuon, позволяющую безопасно совершать покупки в среде Интернет. Оба банка продолжали расширять свои сети банкоматов, а банк “Аваль” переоснащал свой парк POS-терминалов с целью приема чиповых карт международных платежных систем. Одновременно банк “Аваль” успешно осуществлял спонсорскую программу поддержки вступления и работы в международных платежных системах банков-аффилиатов.

Более 700 тыс. новых карт было эмитировано Укрэксимбанком, Укргазбанком и ПУМБ совместно с их аффилиатами в рамках спонсорских программ Visa International и MasterCard International.

При этом лидером по числу спонсорских договоров являлся ПУМБ, на базе собственного процессингового центра оказывавший поддержку эмиссии международных платежных карт 28 банкам. В свою очередь, Укрэксимбанк и Укргазбанк, уделяя большое внимание сотрудничеству с региональными банками, успешно внедряли и собственные инновационные продукты и технологии. Оба банка предложили своим клиентам новые продукты – премиальные карты Platinum, а также предоплаченные и виртуальные карты. Оба банка успешно завершили процесс сертификации эмиссии чиповых карт Visa International. При этом Укргазбанк впервые на украинском рынке разработал и предложил платежную чиповую карту с дополнительным нефинансовым приложением. Используя карту Visa “Petrol Plus”, клиенты Укргазбанка получают возможность приобретать горюче-смазочные материалы в сетях АЗС Киева со скидкой. Сумма платежей в этом случае накапливается в течение календарного месяца и списывается со счета только по его завершении. В случае необходимости держателям карт Visa “Petrol Plus” автоматически предоставляется кредит для оплаты горючего. Продолжал увеличивать количество эмитированных карт и параллельно расширять сеть банкоматов Ощадбанк. Банк предложил клиентам новые карты MasterCard Electronic и MasterCard Platinum, реализовал ряд новых зарплатных проектов. В то же время существующий огромный потенциал по работе с индивидуальными клиентами в течение 2005 г. попрежнему вынужденно сдерживался изза незавершенности технологического перевооружения банка.

Ряд украинских банков в течение прошлого года готовил плацдарм для серьезного рывка на рынке в 2006 г. Можно с уверенностью предположить, что по итогам нынешнего года хорошие шансы несколько потеснить сегодняшних лидеров имеют Укрсоцбанк и УкрСиббанк, которые успешно завершили в декабре 2005г. сертификацию в качестве принципиальных членов в MasterCard International, к тому времени уже самостоятельно работая в Visa International. Принципиальным членом Visa International стал и Укрпромбанк, который сегодня ставит перед собой задачу получить аналогичный статус в MasterCard International. О своих амбициозных планах на рынке заявляет “Правэкс-банк”, собравший в своем портфеле, пожалуй, наиболее разнообразные карточные продукты обеих международных систем. Новые интересные продукты анонсированы для выпуска в 2006г. Кредитпромбанком, Индустриалбанком, ТАС-Коммерцбанком и банком “ВАБанк”.

Однако наиболее острую “интригу” в рыночную ситуацию нынешнего года привносит приход на украинский рынок крупных международных банковских групп, заявляющих о своих серьезных намерениях занять лидирующие позиции в розничных направлениях банковского бизнеса. Именно с этой целью на рубеже 2005–2006гг. ими были совершены сделки по приобретению трех украинских банков, входящих по классификации НБУ в группу крупнейших. Банк “Аваль”, являющийся вторым банком страны по величине активов, вошел в состав австрийской банковской группы Raiffeisen, УкрСиббанк был приобретен известной французской банковской группой BNP Paribas, а владельцем Укрсоцбанка стал итальянский Banca Intesa, считающийся, по мнению международных финансовых экспертов, одной из наиболее динамично развивающихся европейских финансовых структур. Все приобретенные банки имеют разветвленную филиальную сеть по всей Украине и обслуживают многочисленных корпоративных и индивидуальных клиентов, что является одним из важнейших факторов, способствующих качественному прорыву на рынке платежных карт. Не вызывает сомнения, что финансовая поддержка и многолетний опыт материнских банковских групп позволят этим банкам после завершения своей реорганизации предложить на рынке целый ряд новых карточных продуктов, среди которых в первую очередь следует ожидать кредитные карты различного назначения. О планах усилить свои позиции на розничном рынке Украины и активизировать карточные программы заявило еще несколько украинских банков, владельцами которых выступают крупные иностранные финансовые структуры. Планируют расширить свою деятельность уже известные украинскому потребителю Кредобанк и ПроКредит Банк, являющиеся дочерними структурами восточноевропейских банков. Известная итальянская банковская группа UniCredit, контролирующая “Банк Пекао (Украина)” и “ХФБ Банк Украина”, после поглощения немецкой банковской группы HVB сделала заявление об изменении приоритетов в сторону увеличения своей активности в розничном сегменте украинского рынка. Крупнейший французский банк Credit Agricole, уже присутствующий на украинском рынке через “Калион Банк Украина”, заключил соглашение о покупке 98% акций Индэкс-банка, имеющего филиалы и отделения во всех областях Украины. Скандинавская банковская группа SEB, владеющая банком “Ажио”, не исключает возможности покупки еще одного украинского банка. Заявил о решении начать свою деятельность в сфере розничного бизнеса “Банк Ренессанс Капитал”, входящий в одноименную международную инвестиционную группу. По мнению экспертов, внимательно следит за изменениями на рынке розничных банковских услуг “Ситибанк (Украина)”, до последнего времени предпочитавший специализироваться на обслуживании корпоративных клиентов. Присматриваются к украинскому рынку розничных банковских услуг принадлежащие российским собственникам банки “Мрия”, “Альфа-банк”, “Внешторгбанк (Украина)”, “Банк Петрокоммерц-Украина”. Ожидается, что в текущем году будет объявлено о приходе на украинский банковский рынок ряда новых мощных зарубежных инвесторов. Всего же по состоянию на начало 2006г. в стране было зарегистрировано 23 банка с иностранными инвестициями, причем 9 из них – со 100%-ным иностранным капиталом.

Важной характерной особенностью 2005г. стало то обстоятельство, что большинство осуществляемых проектов технологического развития карточной инфраструктуры банков имело своей целью способствовать качественному совершенствованию предлагаемых карточных продуктов и сервисов. Если в предыдущие годы, как правило, наиболее актуальными для рынка были проекты построения новых процессинговых центров для поддержки собственных программ эмиссии, то в 2005г. банки массово проводили работы по EMV-миграции.

Из мировой практики общеизвестно, что основными стимулами перехода на чиповую технологию для банков являются факторы повышения безопасности проводимых операций и сокращения потерь от мошенничества, улучшения контроля и гибкого управления клиентскими рисками, сокращения текущих эксплуатационных издержек и создания условий для интеграции на карте дополнительных сервисов с целью диверсификации доходов.

В свою очередь, задержки с осуществлением миграции могут принести банкам непредвиденные потери от опротестования совершенных операций, так как по решению MasterCard International с 1 января 2005г. вступило в силу правило переноса ответственности для всех спорных операций с картами, осуществленных в Европе, а значит, и в Украине. Аналогичное правило Visa International стало действовать в регионе CEMEA с начала нынешнего года. Если условно разделить все факторы, побуждающие банки к чиповой миграции, на “кнут” и “пряник” и проанализировать их влияние на участников украинского рынка, то следует признать, что опасение задействования механизма “кнута” явно преобладало. Практически для всех банков основным движущим мотивом начать работы по EMV-миграции явилось желание обезопасить себя от возможного мошенничества по картам и подстраховаться от последствий изменения операционных правил международными платежными системами. В то же время возможностью создать продукты с расширенной функциональностью с целью выхода в новые сегменты карточного рынка к настоящему времени воспользовались только единичные банки. Несущественным для банков пока оказался и фактор сокращения текущих издержек при использовании чиповых технологий, так как сегодня еще не приходится говорить о получаемом банками эффекте от миграции ввиду небольших масштабов реализованных программ. Тем не менее следует отметить, что вне зависимости от побудительных мотивов банков украинский карточный рынок прошел в прошлом году определенную поворотную точку в своем развитии, и EMV-миграция приняла массовый характер. С завидной регулярностью банки объявляли об окончании сертификационных работ и начале эмиссии и эквайринга чиповых карт. При этом следует заметить, что вследствие ужесточения требований обеих международных платежных систем к реализуемым чиповым проектам некоторым банкам пришлось провести дополнительные тесты, чтобы обновить свои карты с Partial Grade до Full Grade в соответствии с требованиями последних версий стандартов EMV. Быстрыми темпами модернизировались сети банкоматов и POS-терминалов. По итогам года около 75% банкоматов и 67% POS-терминалов имели чип-ридеры. Однако процесс обновления программного обеспечения на них проходил более медленными темпами. Большое количество банков инициировало проекты, которые в соответствии с графиком должны быть завершены уже в нынешнем году. Поэтому количество полностью реализованных к началу 2006г. проектов миграции следует рассматривать только как промежуточный итог. В целом следует признать, что на данный момент более заметных успехов в EMV-миграции банки добились, сотрудничая с Visa International. 17 украинских банков начали эмиссию и эквайринг чиповых карт, получив подтверждение этой платежной системы об успешном окончании сертификации. В течение прошлого года ими было эмитировано более миллиона чиповых карт Visa. Параллельно с этим банками было загружено программное обеспечение в более 20 тыс. POS-терминалов и 700 банкоматов, установленных заново или модернизированных для приема международных чиповых карт.

На этом фоне пока несколько скромнее выглядят показатели EMV-миграции украинских банков в рамках MasterCard International. Только один банк в 2005 г. и еще один – в самом начале 2006г. (что, впрочем, явилось результатом работы, интенсивно проведенной в прошлом году) получили разрешение данной платежной системы на эмиссию ее чиповых продуктов. Как следствие, на сегодняшний день банками эмитировано всего несколько тысяч EMV-карт MasterCard International. В то же время все 22 украинских банка, занимающихся торговым эквайрингом в рамках MasterCard International, активно включились в процесс EMV-сертификации своей эквайринговой деятельности, и 6 из них объявили об успешном завершении проектов до конца прошлого года.

Согласно комментариям специалистов банков, более высокие промежуточные результаты EMV-миграции в рамках Visa International объясняются меньшей в отличие от MasterCard International усложненностью и затянутостью процедур сертификации. Говоря об особенностях процесса EMVмиграции на украинском рынке, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что к настоящему моменту банки более активно занимаются EMV-миграцией своего эквайрингового бизнеса. Это объясняется их стремлением в первую очередь получить возможность безопасного обслуживания чиповых карт, эмитированных на рынках стран, где они уже выпущены многомиллионными тиражами. Тем более что уже успел проявиться специфический вид мошенничества с картами, использующий особенности действующих операционных правил по переносу ответственности. Следует также заметить, что большинство банков, осуществивших EMV-миграцию эквайринговой деятельности, пока ограничилось испытаниями только своего парка EFTPOS-терминалов, отложив сертификацию сети банкоматов на более поздний срок ввиду неготовности соответствующего программного обеспечения. К сожалению, насколько можно судить по отзывам банков, практически ни одна из компаний, занимающихся производством и поставкой банкоматов, не способствовала ускорению решения этой проблемы, и банки были вынуждены рассчитывать на собственные силы или искать обновленное программное обеспечение для банкоматов “на стороне”. Обращает на себя внимание и тот факт, что большинство банков, решивших начать эмиссию чиповых карт, как правило, ограничивались сертификацией своих проектов только в одной из международных платежных систем.

На сегодняшний день только два украинских банка провели все необходимые работы по сертификации и начали эмитировать чиповые карты обеих международных платежных систем. Остальные банки либо решили разнести во времени сертификацию в разных платежных системах ввиду ее трудоемкости, либо дождаться, пока поставщики чиповых карт не предложат решения на основе единого платежного приложения, что должно в значительной мере упростить сертификационные работы. Наиболее успешно в 2005 г. развивал свои чиповые проекты банк “Аваль”. Он первым на рынке Украины завершил EMV-сертификацию эмиссии карт, а также своих сетей EFTPOS-терминалов и банкоматов сразу в обеих платежных системах. Банк построил собственный персонализационный центр, в котором эмитируются все виды дебетовых и кредитных EMV-карт Visa International и MasterCard International. Одновременно банк “Аваль” сотрудничает с процессинговой компанией UPC, которая обслуживает его терминальную сеть и осуществляет авторизацию и клиринг всех операций с чиповыми картами банка. До конца 2005 г. “Аваль” увеличил количество POS-терминалов, принимающих чиповые карты, до 2,5 тыс. устройств, а банкоматов – до 1,5 тыс. Банк также объявил, что планирует в 2006г. полностью отказаться от выпуска карточных продуктов с магнитной полосой в пользу EMV-карт.

Укрэксимбанк, завершив в начале 2006г. сертификацию эмиссии EMV-карт MasterCard, стал вторым в стране банком, обладающим разрешениями обеих международных платежных систем на все виды работы с чиповыми картами. При этом персонализацию карт, обслуживание терминальной сети, авторизацию и клиринг выполняет собственный процессинговый центр банка, который также планирует оказывать услуги по EMV-миграции банкам-аффилиатам международных платежных систем, работающим при поддержке Укрэксимбанка. Банк готовится в ближайшее время предложить на рынке качественно новый чиповый продукт – дебетовую карту, использующую технологию предавторизованного дебета (PreAuthorized Debit). Для подобных карт, совмещающих традиционную кредитно-дебетовую функциональность с режимом фактической эмуляции электронного кошелька, станет возможным более частое использование авторизации в режиме off-line, что повысит скорость обслуживания клиентов в торговых точках и сократит затраты на коммуникации при сохранении высокого уровня безопасности совершаемых операций.

Первый на рынке Украины проект эмиссии платежной EMV-карты с нефинансовым приложением реализовал Укргазбанк, успешно прошедший сертификацию на эмиссию чиповых карт Visa, а также имеющий разрешение обеих международных систем на торговый и банкоматный эквайринг операций с чиповыми картами. В качестве дополнительного приложения на картах Укргазбанка “Petrol Plus” используется разработанное компанией НКТ специальное топливное приложение, позволяющее накапливать информацию о покупках горючего на АЗС с целью предоставления клиентам скидок. Укргазбанк также построил собственный персонализационный центр для эмиссии чиповых карт. Услуги по авторизации, клирингу и обслуживанию сетей POS-терминалов и банкоматов Укргазбанка осуществляет его давний партнер – процессинговый центр УкрКарт. Банк планирует в ближайшем будущем дополнительно пройти сертификацию эмиссии чиповых карт Maestro и MasterCard. Очень важным моментом для дальнейшего хода EMV-миграции банков представляется тот факт, что свои услуги для этого уже имеют возможность оказывать успешно прошедшие сертификацию 3 крупнейших процессинговых центра страны, считая два самостоятельных процессора – UPC и УкрКард, а также процессинговый центр Укрэксимбанка, которые обслуживают программы эмиссии и эквайринга в общей сложности почти 75% банков-участников международных платежных систем. Это позволяет рассчитывать на быструю EMV-миграцию банковклиентов вышеназванных процессинговых центров после принятия соответствующих решений руководством этих банков.

Активно начавшийся в 2005г. и расширяющий свои масштабы в нынешнем году процесс EMV-миграции фактически приобретает на рынке Украины массовый характер и в силу этого ставит вопрос о путях дальнейшего развития крупнейших национальных платежных систем. По мнению экспертов, сегодня существует определенная ясность, как дальше будет развиваться УкрКарт. В основном ориентированная на локальный рынок средних и малых банков, эта платежная система изначально строилась в полном соответствии с общепризнанными международными стандартами, что и было подтверждено MasterCard International и Visa International, сертифицировавшими несколько лет назад процессинговый центр УкрКарт для оказания услуг банкам-участникам международных платежных систем. Сегодня УкрКарт может предложить банкам полноценную реализацию EMV-продуктов, обеспечив в полном масштабе их эмиссию и эквайринг. С высокой вероятностью можно ожидать, что уже в ближайшее время локальные карты УкрКарт с магнитной полосой начнут перевыпускаться на основе полноценных чиповых продуктов. И если при этом УкрКарт удастся сформировать привлекательный для клиентов пакет дополнительных приложений для загрузки на чиповые карты, сохранив традиционную демократичность цен на свои продукты, то будущее системы представляется в достаточно оптимистичных тонах.

В течение 2005г. на различных встречах и форумах банковскими специалистами неоднократно обсуждалась принципиальная возможность миграции НСМЭП на EMV-стандарты. Руководство НБУ и Украинского союза участников НСМЭП не отвергало подобной возможности, обращая внимание на то, что приступить к миграции можно будет после полной проработки вопроса сохранения и переноса существующих удачных наработок системы, и что сама миграция в этом случае должна носить постепенный характер. Специалистами высказывалось мнение, что работы по миграции можно начать с адаптации в настоящее время не пересекающихся сетей приема карт НСМЭП и международных платежных систем. Предлагалось обеспечить маршрутизацию в Главный процессинговый центр НСМЭП операций по картам национальной системы процессинговыми центрами, обслуживающими сети POS-терминалов и банкоматов банков-участников международных платежных систем. В свою очередь, банки-участники НСМЭП должны были получить возможность одновременно обслуживать в своих терминалах и банкоматах карты национальных и международных систем. Следующим шагом после фактического объединения эквайринговых сетей, обеспечивающего параллельное хождение карт национальной и международной систем, мог стать выпуск EMVсовместимой карты НСМЭП, что унифицировало бы процедуры персонализации карт разных платежных систем. В результате подобной трансформации НСМЭП банки получали бы возможность гибкого выбора продуктов национальных или международных платежных систем для решения тех или иных конкретных бизнес-задач, основываясь на единой технологической платформе. И хотя в настоящее время существует понимание специалистами технологических аспектов подобного проекта, его старт пока не состоялся из-за большого количества нерешенных проблем организационного и, возможно, юридического характера.

Вероятно, тот факт, что крупнейшие эмитенты карт НСМЭП – Экспресс-банк, Имэксбанк, Мега-банк – вступили в международные платежные системы при поддержке Укрэксимбанка и обслуживаются в его процессинговом центре, будет способствовать активизации работ по объединению эквайринговых сетей банков. К тому же и готовящаяся Укрэксимбанком к выпуску чиповая карта с технологией предавторизованного дебета может представлять собой хорошую альтернативу нынешним продуктам НСМЭП.

Уделяя в прошлом году основное внимание EMV-миграции, украинские банки успешно реализовали и ряд иных технологических проектов, позволивших предложить клиентам новые продукты и сервисы. Наиболее интересным из них представляется реализация банком “Аваль” и ПриватБанком протоколов установления подлинности держателей карт при совершении ими операций в среде Интернет на основе технологий международных платежных систем Verified by Visa и MasterCard SecureCode. Использование современных надежных методов аутентификации держателей карт позволило банкам значительно снизить риски своих клиентов при совершении ими покупок в Интернете, а также начать широкое обслуживание украинских коммерсантов, осуществляющих торговую деятельность в среде Интернет.

Большой интерес у банков вызвала еще одна разработка Visa International, предназначенная для реализации программ универсальной коммерции (U-commerce) и успешно проходящая апробацию крупнейшими банками России и Казахстана, – “Мобильный банк – Verified by Visa”. Предлагаемая Visa International технология органично соединяет в себе элементы электронной и мобильной коммерции, предоставляя держателям карт возможность с помощью мобильного телефона оперативно управлять своим банковским счетом и совершать безналичные платежи, обеспечивая при этом надежный механизм аутентификации. Специалисты полагают, что украинский рынок уже созрел для реализации подобного масштабного проекта. Ранее украинскими банками уже реализовывались пилотные проекты мобильного банкинга, позволявшие держателям карт оперативно получать SMS-сообщения об операциях по карте или балансе счета, а также блокировать карту в случае необходимости. Хороший отклик на рынке получила первая в стране пилотная программа мобильной коммерции, совместно реализованная ПриватБанком и виртуальным оператором мобильной связи “privat:mobile”.

В 2005г. банки продолжали внедрять новые автоматизированные устройства самообслуживания для держателей карт – банкоматы с возможностью приема депозитов и специализированные киоски. Широкое распространение получили дополнительные сервисы на банкоматах и киосках, с помощью которых держатели карт могут получить справку о балансе счета и выписку об операциях, сделать денежный перевод со счета на счет, приобрести разнообразные ваучеры и оплатить коммунальные услуги. Однако, несмотря на то что подобные услуги предоставлялись большинством банков, воспользоваться ими держатели карт имели возможность только в банкоматах своего банка-эмитента.

Продемонстрировав за последние годы высокую динамику своего развития, украинский рынок платежных карт стал наряду с российским одним из крупнейших в Центральной и Восточной Европе. При этом, сравнивая тенденции развития карточных рынков Украины и России, следует отметить, что украинские банки, не имея столь емких и относительно стабильных источников доходов от корпоративного бизнеса, как у российских коллег, раньше их ощутили необходимость в активном развитии розничных направлений бизнеса. Несмотря на то что российские банки начали внедрять карточные продукты на 5–6 лет раньше, на сегодняшний день банки Украины проявляют большую гибкость в развитии и продвижении как всего розничного банковского бизнеса в целом, так и его карточного направления. Как следствие, сегодня на рынке Украины значительно более высокая по сравнению с российским доля населения охвачена банковскими услугами. Начав свое активное развитие на 5–6 лет позже российского, украинский рынок превзошел его в три раза по такому значимому показателю, как количество эмитированных карт на душу населения, а в последние годы на протяжении длительных периодов времени неоднократно показывал и лучшие абсолютные результаты по сравнению с во много раз потенциально более емким российским рынком. Так, согласно официальной статистике MasterCard International, украинские банки с осени 2004г. имели преимущество по количеству дебетовых карт Maestro, и только во втором полугодии 2005г. Россия сумела вернуть себе лидерство по этому показателю. В то же время, по данным Visa International, в третьем квартале 2005г. Украина обогнала Россию по количеству эмитированных кредитных карт Visa. Более высокие темпы развития украинского карточного рынка по сравнению с российским объясняются рядом отличий в экономических и правовых условиях развития банковских секторов двух стран. В первую очередь необходимо отметить исторически сложившийся более высокий уровень конкуренции на банковском рынке Украины. Украинское законодательство в отличие от российского не предоставляет специальных преференций в деятельности государственным банкам.

В стране нет банковских гигантов, подобных Сбербанку России, фактически являющемуся монополистом на рынке корпоративных и розничных банковских услуг и контролирующему более 50% всего российского рынка. Благодаря регулярно проводимым Министерством финансов Украины конкурсам большее количество украинских банков получает возможность заниматься обслуживанием бюджетных организаций, в том числе организуя выдачу заработной платы через карточные счета. Примечательно также и то, что в силу отличий самого характера украинской экономики от более мощной российской экономики с ее превалирующей экспортно-сырьевой ориентацией банки Украины не имеют возможности получать “эксклюзивные” доходы, специализируясь на преимущественном обслуживании крупных корпоративных клиентов, как это делают многие крупные российские банки, стабильно имеющие подавляющую долю доходов от обслуживания “естественных монополий” – крупных предприятий газовой и нефтяной отрасли, энергетики, цветной металлургии.

Как следствие всех этих факторов, украинские банки стремятся максимально диверсифицировать свои доходы, ускоренно развивая различные направления розничного обслуживания клиентов, включая и карточный бизнес. Желая как можно увереннее закрепиться на рынке розничных услуг, банки сознательно идут на значительные финансовые инвестиции и внедряют новые автоматизированные банковские системы, технически переоборудуют свои филиалы, открывают новые отделения. С целью предоставления клиентам более широкого спектра продуктов и услуг многие банки построили собственные процессинговые центры. Быстрыми темпами расширяются сети банкоматов и POS-терминалов. Активно соперничая между собой на карточном рынке, банки стремятся как можно быстрее реализовать самые последние инновации. Так, большинство украинских банков уже на рубеже 2001–2002гг. информировало держателей карт о совершенных операциях с помощью SMS-сообщений, а в 2003–2005гг. предоставило им возможность приобретать ваучеры или переводить средства со счета на счет в своих сетях банкоматов. В настоящее время банками широко внедряется услуга по отслеживанию состояния и управлению карточным счетом через Интернет, на подходе мобильный банкинг. Инновационный подход демонстрируют банки и в предложении новых карточных продуктов, благодаря чему одной из важнейших отличительных черт современного банковского рынка Украины является активно начавшееся внедрение и продвижение многими банками массовых розничных кредитных программ, в том числе и потребительского кредитования.

Необходимо отметить, что важным положительным фактором, способствовавшим быстрому инновационному развитию украинского карточного бизнеса, стало то обстоятельство, что за последние годы в банках выросло большое количество разносторонних и высококвалифицированных специалистов. Именно благодаря их усилиям и творческому подходу банкам удается в максимально короткие сроки разрабатывать и внедрять в повседневную практику самые современные продукты и технические решения.

Наконец, следует сказать и о том, что в Украине сложились в целом благоприятные законодательные условия для развития карточного бизнеса. На государственном уровне неоднократно рассматривался вопрос о поддержке и стимулировании более широкого использования безналичных платежей. Отслеживая проявляющиеся тенденции развития рынка платежных карт, НБУ ежегодно вносит изменения в “Положение о порядке эмиссии платежных карт и осуществления операций с их использованием” с целью адаптации его к новым условиям и потребностям рынка. Активное участие в подготовке и обсуждении проектов законов и иных государственных регулятивных актов в сфере банковского бизнеса, в том числе и карточного, принимала Украинская межбанковская Ассоциация членов платежных систем ЕМА. Тем не менее пока еще по-прежнему остается актуальным для законодательного закрепления или совершенствования ряд вопросов по регулированию национального рынка платежных карт.

В октябре 2004г. Верховной Радой Украины были одобрены дополнения в Закон Украины “О платежных системах и переводе денег в Украине”, в соответствии с которыми торговые предприятия обязывались устанавливать POS-терминалы для безналичной оплаты товаров и услуг с использованием платежных карт. Во исполнение ст. 14 указанного закона в марте 2006г. Кабинет Министров Украины утвердил условия и график перевода предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере торговли, общественного питания и оказания услуг, на обязательный прием платежных средств. В список коммерческих организаций, обязанных предоставлять возможность безналичной оплаты держателям карт как минимум трех национальных и международных платежных систем, включены все крупные торговые и сервисные предприятия с годовым торговым оборотом не менее 5 млн. гривен (1 млн. долл. США). В их число вошли любые торговые учреждения с площадью торговых залов свыше 400 кв. м, специализированные магазины по продаже транспортных средств и запчастей, сложнотехнических товаров, бытовой и офисной техники, мебели, изделий из натурального меха и кожи, ювелирных изделий, парфюмерно-косметических товаров, аптеки, заведения общественного питания с количеством мест свыше 40, предприятия гостиничного и туристического сервиса, железнодорожные и авиакассы, предприятия по ремонту, техническому обслуживанию и прокату транспортной техники, заведения игрового бизнеса, страховые учреждения. Вне зависимости от величины своего торгового оборота обязаны обеспечить прием платежных карт все АЗС. Дата 1 июля 2007г. определена правительством как крайний срок для исполнения этого решения для всех столичных и областных центров страны и города Севастополя, 1 января 2008г. – для городов, районных центров и поселков городского типа численностью населения свыше 25 тыс. человек и 1 января 2009 г. – для всех остальных населенных пунктов.

Подчеркивая прогрессивный характер положений закона о внедрении безналичной формы оплаты в торговых предприятиях и понимая необходимость постепенной их реализации, эксперты все же высказывают мнение об излишней мягкости требований Кабинета Министров Украины. При среднем торговом обороте в 600 тыс. гривен (120 тыс. долл. США) на одно предприятие по итогам 2003г. установленный правительством критерий в 5 млн. гривен годового торгового оборота, после достижения которого торговые предприятия обязаны внедрять прием платежных карт, фактически выдает индульгенцию на игнорирование закона большинством коммерсантов.

Складывается парадоксальная ситуация. Не секрет, что многие крупные торговые сети стремятся “минимизировать” свое налогообложение и по этой причине отказываются от приема платежных карт, не желая полностью легализовать объемы своих торговых оборотов. И вот, вместо того чтобы максимально охватить безналичными платежами основную массу торгово-сервисных предприятий страны и тем самым способствовать более полному наполнению бюджета налоговыми поступлениями благодаря более высокому уровню прозрачности торговой деятельности предприятий, Кабинет Министров Украины мягкостью формулировок своего постановления фактически отменил требования закона для значительного количества предприятий, которые привыкли вести свои дела “вчерную” и заведомо не желают показывать, а соответственно, никогда и не покажут в налоговой отчетности свои реальные обороты в размере, превышающем 5 млн. гривен.

После выхода постановления осталось неясным и то, за счет чьих средств будут приобретаться и устанавливаться POSтерминалы в торгово-сервисных предприятиях. Если ранее, как правило, это делали банки-эквайеры, то теперь, возможно, установка терминалов фактически станет еще одним косвенным налогом на деятельность наиболее законопослушных торговых предприятий, так как по букве закона именно они должны обеспечить возможность безналичной оплаты. К сожалению, все предложения участников рынка о введении специальных льгот по налогообложению в виде частичного снижения налоговых ставок для торговых предприятий, широко применяющих безналичные расчеты с использованием платежных карт, были оставлены украинскими законодателями без внимания, несмотря на то что повсеместное внедрение безналичных форм оплаты быстро бы увеличило суммарную налогооблагаемую базу.

Также вне поля зрения государственных регулирующих органов осталась и еще одна возможность вывести из тени не только доходы, но и расходы юридических лиц. Как показывает практика развитых европейских карточных рынков, путем повсеместного внедрения оплаты корпоративными картами таких текущих расходов, как оплата офисных помещений, приобретение канцелярских и расходных материалов для офисной техники, закупка сырья и горюче-смазочных материалов, командировочные расходы сотрудников, можно в значительной мере увеличить “прозрачность” малого и среднего бизнеса. Подобные меры одновременно помогли бы добиться сокращения расходов бюджетных учреждений за счет получаемой экономии на издержках по администрированию их текущей деятельности. Однако действующие в стране нормативные требования для юридических лиц по правилам учетной политики, налогообложения и валютного контроля делают корпоративные карты малоэффективными. В результате из всего количества эмитированных карт только 330 тыс. являются корпоративными, а их нынешняя рыночная доля в 1,3% имеет тенденцию к дальнейшему снижению.

В январе 2006г. вступил в действие Закон Украины “Об организации формирования и обращения кредитных историй”, призванный помочь быстрейшему развитию рынка кредитования. Участники рынка рассчитывают, что благодаря лучшему информационному обеспечению кредиторов удастся значительно снизить риски невозврата кредитов, и это, соответственно, приведет к снижению кредитных ставок, а значит, будет способствовать и дальнейшему расширению рынка массового кредитования. К настоящему времени в стране создано уже 3 независимых кредитных бюро, однако об их полноценном функционировании говорить пока рано. Тем бюро, которые на момент вступления закона в юридическую силу уже предлагали услуги на рынке, теперь необходимо привести свою деятельность в соответствие с законом. Кроме того, всем кредитным бюро предстоит пройти лицензирование в Министерстве юстиции Украины, которому предписано осуществлять регулятивную деятельность в этой области.

Помимо решения лицензионных и финансовых вопросов, кредитным бюро, для того чтобы начать эффективную деятельность, предстоит решить сложную задачу разработки и адаптации программно-технических средств для управления базами данных кредитных историй в соответствии с требованиями закона о наполнении баз данных и обеспечении безопасности информации. Существует опасение, что при применении несовместимого программного обеспечения обмен информацией между кредитными бюро может оказаться затрудненным. С точки зрения удобства для потребителей услуг кредитных бюро более целесообразным выглядит создание общенациональной базы данных кредитных историй. Однако из-за различия взглядов на принципы создания и управления единой базой данных руководителям ныне существующих кредитных бюро договориться об объединении своих баз данных пока не удалось. Отсутствие договоренностей руководителей банков по ряду вопросов совместной деятельности и тарифной политики не позволяет более эффективно использовать и имеющийся потенциал национального рынка платежных карт.

Наиболее явно это проявляется в отношении банков к проблеме неразвитости торгового эквайринга. Среди причин, препятствующих существенному росту количества операций с картами в сфере торговли, называется нежелание руководства розничных предприятий идти на подписание договоров с банками и установку POS-терминалов из-за опасения показать в налоговой отчетности более высокие обороты или же из-за требуемых банками высоких торговых комиссий (Merchant Fee). И если задача вывода оборотов торгово-сервисных предприятий из “тени” может быть решена только на государственном уровне посредством совершенствования действующего законодательства, то решить вопрос о снижении ставок комиссий, которыми эквайеры и эмитенты обмениваются при совместном обслуживании операций (Interchange Fee), вполне под силу самим банкам при условии заключения ими общенационального соглашения. Именно величина ставки Interchange Fee является основным фактором, определяющим размеры Merchant Fee.

Уже длительное время для торговых операций с кредитными картами Visa и MasterCard ставки Interchange Fee на украинском рынке зафиксированы на уровне 1,8–2,3% от суммы операции. Данная величина общенациональных ставок была вполне оправданна в то время, когда для развития рынка требовалось в максимальной мере простимулировать банки на активную эмиссию карт. Сегодня для украинского рынка платежных карт уже не столько актуален количественный рост объема эмиссии, сколько необходимы качественные изменения в эффективности использования уже эмитированных карт, исходя из количества и объемов совершаемых операций. А это ставит вопрос о расширении сфер применения платежных карт и активном привлечении на рынок новых участников. И здесь в первую очередь требуется значительно расширить круг торговых предприятий, принимающих к оплате карты, чему определенно может способствовать снижение ставок Interchange Fee, а соответственно, и Merchant Fee. К тому же снизить размер ставки Merchant Fee представляется возможным и благодаря повышению уровня безопасности операций в результате установки в торговых точках POS-терминалов и использованию чиповых технологий. Однако, декларируя свое понимание необходимости снижения общенациональных ставок Interchange Fee для стимулирования развития торгового эквайринга, банки пока так и не сумели достичь конкретной договоренности между собой. Несмотря на большое количество карт, эмитированных в рамках зарплатных проектов, и существующую высокую потребность в организации оплаты ими коммунальных услуг, сегодня воспользоваться подобным сервисом на рынке Украины имеют возможность держатели карт лишь нескольких банков, причем при условии использования их в собственной приемной сети банков-эмитентов. На национальном уровне данный сервис недоступен, так как банки не договорились о специальной ставке Interchange Fee при оплате коммунальных услуг. Для подобных операций на территории Украины попрежнему применяется стандартная ставка на уровне 1,8–2,3% в отличие от рынков России и Беларуси, где банки коллективно договорились о снижении ставки до 0,5%. Именно такое значение ставки Interchange Fee местные банки посчитали экономически обоснованным для того, чтобы дать возможность оплачивать счета за коммунальные услуги держателям карт любых банков-эмитентов.

Как результат несоответствия действующих высоких ставок банковских комиссий сегодняшним рыночным реалиям стала проявляться тревожная тенденция дискриминации карт по признаку банка-эмитента. Так, ряд банков предлагает торговым предприятиям для подписания соглашения об эквайринговом обслуживании с дополнительным условием, предусматривающим снижение ставки Merchant Fee при обслуживании карт, эмитированных самим банком-эквайером, что на практике привело к участившимся отказам со стороны недобросовестных коммерсантов в обслуживании карт других банковэмитентов. При этом с целью обеспечить более широкий прием своих карт банки порой доходят до абсурда, когда различные эквайеры устанавливают свои терминалы в одной и той же торговой точке. Более того, вопреки правилам платежных систем участились случаи подписания банками соглашений с торгово-сервисными предприятиями о приеме только своих карт. Особенно заметны такие нарушения в регионах Украины, где во многих торговых точках, несмотря на вывешенные логотипы общеизвестных платежных систем, можно расплатиться только картами единственного банка-эмитента.

В ближайшее время особую остроту может приобрести вопрос об off-line лимитах зовании чиповых карт, который еще не обсуждался банками. Нынешняя ситуация, когда банки в попытке перестраховаться от рисков мошенничества запрещают авторизацию чиповых карт в режиме off-line, может свести на нет весь эффект от планируемой массовой эмиссии карт с технологией предавторизованного дебета.

Требует поиска новых согласованных украинскими банками решений и ситуация с использованием банкоматов. Несмотря на быстрый рост в стране количества банкоматов, заметной остается приверженность держателей карт к банкоматам банков-эмитентов. Установленные банками комиссии за снятие наличных в банкоматах сторонних банков по своей сути носят запретительный характер, в результате чего только в двух случаях из ста держатели карт пользуются услугами “чужих” сетей банкоматов. Свои тарифы банки обосновывают высокой ставкой Interchange Fee при операциях по снятию наличных в банкоматах, которую сами же одобрили несколько лет назад. Общенациональная ставка Interchange Fee превышает действующие внутриевропейские ставки, установленные международными платежными системами, в несколько раз. Например, при проведении внутри Украины межбанковской операции по получению в банкомате эквивалента 200 евро украинский банк-эмитент должен заплатить банку-эквайеру сумму Interchange Fee, превышающую комиссию, которую заплатил бы при аналогичной международной операции в банкоматах банков стран Европы, в 3 раза по картам MasterCard International и в 15 раз – по картам Visa International. Принимая в свое время решение о величине общенациональной ставки Interchange Fee, банки оправдывали свое желание получать высокую комиссию имеющимися большими издержками по приобретению, установке и текущему обслуживанию банкоматов. Однако в результате, как продемонстрировала практика, они вовсе не получают данной комиссии при проведении 98% операций в своих банкоматах.

Осознавая неестественность сложившейся ситуации, ряд банков начал переговоры о снижении комиссий на двусторонней основе. В этом смысле показателен пример Укрэксимбанк


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первая в мире массовая коммерческая эмиссия чиповых карт состоялась в США в 1986 г. (банками-эмитентами выступали Bank of Virginia и Maryland National Bank с чипами Bull CP8, а также First National Palm Beach Bank и Mall Bank – с чипами Casio)?