Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Sagem Orga: что стоит за “эрой альянсов”?

(Нет голосов)

11.02.2006 Количество просмотров 889 просмотров

Еще несколько лет назад журнал “ПЛАС” вместе с экспертами смарт-карточной индустрии прогнозировал наступление на мировом рынке микропроцессорных карт так называемой эры альянсов (в частности, см. статью “От ледникового периода – к эре альянсов”, “ПЛАС” № 3/2002). Цепь последних событий, начало которой положил недавно официально состоявшийся альянс Sagem Defense Securite и ORGA Kartensysteme GmbH и продолжило слияние Gemplus и Axalto, показывает, насколько масштабными оказались реальные предпосылки для передела этого рынка. По прогнозам экспертов, совокупные продажи совместной структуры – Sagem Orga, – созданной в результате дружественного поглощения ORGA Kartensysteme GmbH одним из крупнейших подразделений корпорации SAFRAN Group, уже к 2006 г. достигли 300 млн. евро (порядка 362 млн. долл. США). Каковы основные задачи данного альянса и реальные цели, которые преследуют оба его участника? Как повлияет данное событие на ситуацию на мировом рынке в целом? Эти и ряд других вопросов корреспондент журнала “ПЛАС” задал Филиппу д'Андреа (Philippe d’Andrea), исполнительному директору Sagem Orga, курирующему оперативную деятельность новой компании на международном рынке.

ПЛАС: Итак, “смарт-карточная сделка века” по приобретению Sagem Defense Securite активов ORGA Kartensysteme GmbH официально признана состоявшейся. Каковы были, на ваш взгляд, основные стратегические предпосылки данного альянса, какие реальные цели изначально ставил перед собой каждый из его участников? В частности, можно ли рассматривать слияние с Sagem как логическое продолжение планов нынешнего руководства ORGA, согласно которым к 2007г. компания должна получить возможность выйти на 3-е место по совокупным объемам поставок смарт-карт на мировой рынок?

Ф. д’Андреа: Для того чтобы дать объективный ответ на эти вопросы, вначале следует кратко рассказать о сегодняшних рыночных позициях и бизнес-стратегии каждой из компаний, объединивших свои потенциалы в Sagem Orga. Поскольку, судя по целому ряду публикаций журнала “ПЛАС”, деятельность ORGA Kartensysteme GmbH известна вашему изданию несколько шире, чем достижения компании Sagem и SAFRAN Group в целом, я хотел бы начать именно с этого участника альянса. Корпорация SAFRAN Group была создана в мае 2005г. в результате слияния компаний Sagem и Snecma. До этого момента французская компания Snecma традиционно специализировалась в области самолетостроения и ракетостроения, прежде всего на производстве двигателей и систем шасси. Слияние компании с Sagem, основными бизнес-направлениями которой являлись электроника и телекоммуникационное оборудование, привело к возникновению новой группы компаний – SAFRAN. Не тратя времени на детальное описание различных направлений деятельности SAFRAN Group и ее достижений в каждом из этих сегментов, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день существуют четыре основные отрасли, в которых работает SAFRAN Group. В частности, одной из них является производство таких современных систем, как ракеты Европейского космического агентства семейства ARIAN, ракеты более легких классов, спутниковая навигация и позиционирование, а также системы наблюдения. Кроме того, в структуре SAFRAN Group функционирует департамент систем безопасности, который контролирует развитие всех разработок и производство высокотехнологичных продуктов, так или иначе связанных с системами обеспечения безопасности.

Речь идет, в том числе, о системах биометрического распознавания, смарт-картах, POS-терминалах, терминальных устройствах для проведения лотерей, системах управления водным транспортом, системах контроля за пассажирами и персоналом в аэропортах, а также о различного рода ID-системах. Департамент систем безопасности SAFRAN Group (Sagem Defense Securite) начал свою деятельность в 1998 г., и по мере участия нашей компании в перечисленных проектах мы пришли к пониманию того, что одним из ключевых элементов любых современных систем безопасности является именно смарт-карта. Причем вне зависимости от того, какого рода транзакции совершаются в процессе работы данной системы – бесконтактные, платежные или ID-транзакции.

В результате мы сделали вывод о необходимости осуществления серьезных инвестиций в смарт-карточное направление бизнеса, для того чтобы наши технологии смогли войти в число наиболее передовых, а компания – занять прочные позиции среди основных участников данного сегмента мирового рынка. С 1999 г.

Sagem Defense Securite начала фокусировать свои ресурсы на системах идентификации и банковских решениях. Начиная с этого момента мы сохраняем неизменной свою стратегию, занимаясь развитием данного стратегического бизнес-направления и сохраняя установку на то, что безопасность – это наш профильный бизнес. При этом ключевым элементом данного бизнеса является интеллектуальная карта вне зависимости от того, необходимо ли вам оперативно идентифицировать человека в реальной либо виртуальной среде, совершающего транзакцию в физической либо виртуальной торгово-сервисной точке. На этом фоне мы тщательно анализировали текущую ситуацию на рынке на предмет выявления тех тенденций, которые позволили бы нам выступить в качестве одного из ведущих участников рынка, совершив резкий бросок вперед. Мы отслеживали наступление некой переломной ситуации, которая позволила бы нам мгновенно перейти из “первой лиги” в “высшую лигу” производителей интеллектуальных карт.

В связи с этим я хотел бы подчеркнуть, что приобретение компании ORGA Kartensysteme GmbH отнюдь не было для нашей структуры каким-либо импульсивным или спекулятивным шагом. Мы достаточно серьезно подошли к анализу бизнес-потенциала и результатов деятельности ORGA на мировом рынке. Наша компания исключительно хорошо представляла себе сильные стороны ORGA и ее перспективы как вовне, так и внутри SAFRAN Group. В то же время не стану скрывать, что ее приобретение, которое, как вы знаете, состоялось в 2005 г., увенчалось успехом лишь с третьей попытки.

Основными причинами, которыми мы руководствовались, принимая это решение, были следующие: ORGA занимает очень сильные позиции как в телекоммуникационном сегменте, так и на рынках таких стран и регионов, как Германия, Россия, Индия и Латинская Америка. В свою очередь, бизнес-активность самой Sagem в области смарт-карт была сконцентрирована главным образом во Франции и Китае. При этом наша деятельность традиционно фокусировалась на продвижении продуктов преимущественно в таких сегментах, как банковский бизнес, идентификационные проекты, смарт-карточные системы в здравоохранении, нежели в сфере телекоммуникаций.

Итак, объединив производственные и бизнеспотенциалы и инфраструктуры двух таких компаний, как Sagem и ORGA, мы практически сразу, причем без какого-либо заметного “перекрытия” рынков, получили одного из крупнейших участников мирового рынка с исключительно сильными позициями во Франции и Германии, которые распространяются и на всю Европу в целом, а также на всех четырех основных наиболее перспективных развивающихся рынках, которыми являются Россия, Индия, Латинская Америка и, разумеется, Китай. Здесь следует отметить и единый потенциал наших дочерних структур в той же России, Индии и Бразилии, которые, помимо решения маркетинговых задач, в основном сконцентрированы на производстве микропроцессорных карт. Кроме того, в результате слияния двух наших компаний в распоряжении Sagem Orga появилась исключительно мощная инфраструктура представительств, которая плотно покрывает практически весь мировой рынок. На мой взгляд, именно так и должно выглядеть создание “участника рынка мирового уровня” и “вхождение в высшую лигу”. Так, например, в настоящее время существует лишь 5 основных компаний-производителей смарт-карт, которые могут позволить себе содержать международную сеть представительств и повсеместно присутствовать на мировом рынке, – это Gemplus, Axalto, Oberthur, G&D, а теперь и Sagem Orga.

И здесь следует подчеркнуть, что ORGA уже стала тем самым участником мирового рынка, которым мы хотели ее видеть. У нее есть бизнес-цели, к которым она уверенно продвигается, в частности, занять третье место в сегменте производства SIMкарт. Однако успехи компании ORGA в секторе банковских карточных продуктов до настоящего времени были менее значительны, особенно в Европе. В свою очередь, присутствие Sagem на рынке Китая, к сожалению, до сих пор было также недостаточно широко. Тем не менее, создав объединенную инфраструктуру обеих наших компаний, Sagem Orga превратилась в исключительно серьезного участника мирового рынка. При этом, хотя мы по-прежнему являемся “игроком №5”, нашей стратегической задачей на следующий 2007 год является выход компании на третье место среди мировых вендоров. Это как раз те самые цели, которые мы продекларировали, объявляя о приобретении ORGA (которую все еще опережают Oberthur и G&D).

Собственно, это и был наш первый шаг на данном пути. Однако существует еще один момент, который необходимо отдельно оговорить, упоминая о том, что мы замыкаем пятерку крупнейших производителей карт. Среди лидеров рынка Sagem Orga является единственной компанией, которую нельзя назвать производителем карт в чистом виде. Мы обладаем некой уникальной критической массой для того, чтобы быть действительно конкурентоспособными. В прошлом году ORGA и Sagem общими усилиями произвели и поставили своей клиентуре более 200 млн. SIM-карт, что, безусловно, меньше показателей остальных лидеров нашей “высшей лиги”, однако одно только это достижение переместило нас на четвертую позицию в сегменте телекоммуникационных карт, оставив позади Oberthur. Этот факт уже сам по себе свидетельствует о нашей исключительной конкурентоспособности. Сегодня наши цены одни из наиболее привлекательных на рынке. Кроме того, покупательная способность Sagem Orga, т.е. количество микропроцессорных модулей, приобретаемых ежегодно объединенной компанией для производства смарт-карт (нельзя забывать, что мы выступаем не только как Sagem Orga, но в первую очередь как подразделение концерна SAFRAN Group), намного выше, чем у любого из наших конкурентов из числа упомянутой “пятерки лидеров”. Так, когда мы ведем переговоры с Samsung или STM Electrinics, мы, конечно же, используем весомую поддержку со стороны SAFRAN Group, особенно с точки зрения общего объема закупок, а также финансовых ресурсов компании. Если вы проанализируете финансовое состояние концерна, то, безусловно, убедитесь, что SAFRAN Group является исключительно успешной компанией с финансовой точки зрения.

Мы активно инвестируем в производство микропроцессорных карт, потому что, как я уже отмечал, с нашей точки зрения, безопасность является перспективным бизнесом. По этой причине разработка и производство решений в этой области является одним из основных бизнес-направлений SAFRAN Group. По нашим оценкам, данный сегмент будет устойчиво расти в течение ближайших лет.

Sagem Defense Securite является компанией №1 на мировом рынке в области систем идентификации по отпечаткам пальцев, систем индивидуальной идентификации. Именно эти направления со временем будут становиться все более и более актуальными. Каждый из нас осознает, какие тревожные события происходят в мире в последние годы и насколько востребованными на этом фоне становятся системы безопасности, идентификации и т.д. Мы по-настоящему верим в этот рынок и как группа компаний продолжаем инвестировать свой капитал в данный бизнес. Подчеркну, что это не только мое личное мнение, это стратегия SAFRAN Group, которую полностью разделяет Sagem Orga. И сегодня наша стратегическая бизнес-задача состоит в том, чтобы оставаться одним из ведущих участников данного рыночного сегмента.

Теперь, после того как Gemplus и Axalto также приняли решение объединиться в единую компанию, становится очевидным, что занять позицию производителя смарт-карт “№1” для компании Sagem Orga будет “несколько проблематичным”, по крайней мере в ближайшей перспективе. Однако я по-прежнему твердо уверен, что на рынке все еще существуют реальные возможности такого рода для наиболее перспективных его участников, и мы станем одним из них.

Кроме того, я полагаю, что мы все ощущаем тенденции, связанные с так называемым ценовым прессингом, и это наши реалии, поэтому я уверен, что консолидация рынка еще окончательно не закончена. Более того, события на рынке производства микропроцессорных карт будут развиваться все стремительнее. В результате на нем останется лишь несколько крупных участников, и одним из них, без сомнения, будет Sagem Orga. Причем этот прогноз обусловлен общей индустриальной стратегией SAFRAN Group.

ПЛАС: Каковы, на ваш взгляд, факторы, которыми руководствовались Axalto и Gemplus, принимая решение о слиянии? Насколько они схожи с предпосылками к созданию Sagem ORGA?

Ф. д’Андреа: Говоря о причинах объединения двух крупнейших на сегодняшний день производителей микропроцессорных карт, следует отметить, что у Axalto и Gemplus для такого шага есть ряд причин различного характера.

На мой взгляд, основным движителем процесса слияния Axalto и Gemplus являются прежде всего финансовые интересы их основных акционеров. Так, основной акционер Gemplus – TPG инвестировал в развитие компании значительные средства и теперь стремится получить соответствующую отдачу от сделанных инвестиций. Поэтому с финансовой точки зрения и с точки зрения интересов акционеров есть очевидный смысл объединить Gemplus и Axalto. Благодаря этому шагу они увеличат уровень капитализации объединенной компании Gemalto NV для акционеров Gemplus и Axalto.

Что же касается причин, обусловленных развитием собственно производства смарт-карт, то, во-первых, руководство Gemplus и Axalto уже начало мысленно объединять свои компании, а во-вторых, каждый из этих производителей обладает собственной широкой линейкой продуктов, которые распределены по всему мировому рынку, собственными производственными комплексами практически в каждой из стран, в которой он присутствует, причем в большинстве случаев – в одной и той же стране, при этом уровень конкуренции между этими производителями всегда был традиционно высок. Думаю, что будет сложно назвать страну, где обе эти компании так или иначе уже не присутствуют, и именно на это обстоятельство, как ни парадоксально, они ссылаются, когда заявляют, что им будет легко провести процесс слияния с минимальными затратами. Уверен, что любой специалист, который знаком со спецификой карточного рынка, этим декларациям не поверит. Обеим компаниям придется пройти период перестройки, а он всегда является непростым. Кроме того, Gemplus и Axalto являются французскими компаниями, так же как и Sagem Orga, а мы хорошо знакомы с их деятельностью и поэтому заранее представляем вопросы, которые при этом возникнут.

В то же время за данным процессом очень интересно наблюдать со стороны, поскольку он идет в то же самое время, когда происходит практическое объединение компаний Sagem и ORGA. До своего слияния Sagem и ORGA не перекрывались как с точки зрения географии, так и с точки зрения продуктовой линейки. Все, что осталось нам сделать сейчас, это собрать команду. Конечно же, это непростая задача, слияние двух компаний всегда является весьма сложным делом, но именно этим мы сейчас и занимаемся. С другой стороны, Gemplus и Axalto придется пройти через некий непростой период после того как французское правительство даст официальное одобрение на их слияние, которого, кстати, они еще не получили (на время проведения интервью. – Ред.). Дело в том, что в антимонопольном комитете приняли во внимание возражения Oberthur, руководство которой заявляет о своем намерении противодействовать созданию компании Gemalto. Тем не менее я абсолютно уверен, что Gemplus и Axalto в конечном итоге получат разрешение на сделку, которая позволит Gemalto NV, решив ряд весьма непростых задач, через год или два стать крупнейшим участником мирового рынка.

Между тем, если посмотреть на данную ситуацию с другой стороны, мы обнаружим, что судьба предоставляет нам отличную возможность для конкуренции. Как показывает опыт такого рода слияний, существует высокая вероятность того, что часть ключевых сотрудников Gemplus и Axalto уйдет из объединенной компании Gemalto, причем среди них должны оказаться и лучшие специалисты, которые занимаются банковскими технологиями или разработкой карт и смарт-карточных приложений, и этот момент может стать прекрасным шансом для развития интеллектуального потенциала Sagem и ORGA.Такова жизнь, и поэтому я не считаю нужным стесняться говорить об этом откровенно, – если эти люди решат, что они хотят прийти в нашу компанию Sagem Orga, то мы встретим их с распростертыми объятиями и будем только рады, если они внесут свой вклад в наши успехи и процветание.

При этом я хочу особо подчеркнуть, что в отличие от Gemplus и Axalto компании Sagem и ORGA на сегодняшний день практически завершили свое слияние, и нынешняя структура Sagem Orga является результатом долгосрочной стратегии SAFRAN Group, штат сотрудников которой насчитывает в общей сложности 56 тыс. человек (11 тыс. – в Европе и остальные 45 тыс. – по всему миру).

У нас есть все основания рассчитывать на то, что наша компания станет ключевым участником на этом едином рынке. Если вы ознакомитесь с бизнес-результатами SAFRAN Group за последний финансовый год, то убедитесь, что у нас идет дополнительный рост бизнеса не только в сфере смарт-карт, но и в других направлениях, поэтому мы отдаем себе отчет, что SAFRAN Group просто обязана развиваться столь же успешно в сегменте систем обеспечения безопасности.

Таким образом, я еще раз хотел бы подчеркнуть, что создание Sagem Orga является логическим продолжением долгосрочной стратегии SAFRAN Group. Сегодня мы фактически создаем историю объединенной компании Sagem Orga. Еще не полностью завершена смена названий, логотипов и т. д., и наша Группа по связям с общественностью работает с большой перегрузкой, решая эти задачи. Но команды Sagem и ORGA уже в полной мере заняты реализацией существующих у компании планов. Само объединение произошло совсем недавно – так, например, новое руководство возглавило Sagem Orga с 1 декабря 2005г. До этого момента мы должны были дождаться утверждения налогов, которое мы получили в конце ноября прошлого года. Итак, с 1 декабря 2005г. мы являемся акционерами Sagem Orga и приступили к своей деятельности. Мы пришли сюда не для того, чтобы провернуть некую спекулятивную сделку, но потому, что это наша корпоративная стратегия. Наши акционеры не относятся к тем, кого интересуют быстрые деньги. Конечно же, Sagem Orga – хозяйствующий субъект, и мы должны получать прибыль, так же как и любая компания, но мы действуем на рынке прежде всего в соответствии со своей долгосрочной стратегией. Компания Sagem стартовала в смарт-карточном бизнесе в 1998 г., с двумя специалистами, которые на тот момент практически ничего не знали о микропроцессорных картах. Нам пришлось постигать этот бизнес с азов, создавать его с нуля. Эта задача была нами успешно решена, и теперь Sagem Orga по праву занимает 5-е место в мире на рынке производства смарт-карт, располагая большой талантливой командой. По нашему мнению, нам удалось совершить еще один важный шаг вперед в этой долгосрочной стратегии, и я надеюсь, что вскоре у нас появится еще много хороших новостей в связи с дальнейшим развитием нашего бизнеса, в том числе и связанных с рынком России.

ПЛАС: По вашему мнению, сколько времени потребуется Gemalto, для того чтобы полностью завершить слияние Gemplus и Axalto? Насколько развитие событий будет напоминать аналогичный процесс Sagem и ORGA?

Ф. д’Андреа: Если оценивать эту проблему с юридической точки зрения, официальное слияние Gemplus и Axalto могло бы состояться уже в нынешнем году, поскольку участники сделки должны получить одобрение со стороны регулирующих органов. Отмечу, что в отношении Sagem Orga была несколько иная ситуация, и мы могли решать эти вопросы самостоятельно. В принципе, это вполне закономерная ситуация, когда происходит такого рода слияние крупнейших в отрасли компаний, которые контролируют порядка 50% рынка. И, конечно же, организаторы такого рода слияний должны обращаться за его утверждением к регулирующим органам.

Я полагаю, что для скорейшего рассмотрения этой сделки материалы о ней были направлены непосредственно в Европейскую комиссию. Хотя я, возможно, не совсем то официальное лицо, мнение которого есть смысл цитировать в данном случае, но, по имеющейся информации, организаторы объединения Gemplus и Axalto рассчитывают на то, что процесс может быть полностью завершен еще до июня нынешнего года. И эти сроки, по всей видимости, оцениваются ими в качестве вполне реалистичных.

Как уже отмечалось, образование Gemalto очень беспокоит руководство Oberthur. Что же касается Sagem Orga, то она еще не определилась со своей официальной позицией по данному вопросу, но мы работаем над этим на уровне SAFRAN Group. Не скрою, существует некоторая вероятность того, что, объединившись, Gemplus и Axalto могут препятствовать конкуренции в некоторых областях карточного бизнеса. В частности, если оценивать настоящую ситуацию с точки зрения лицензий, которыми владеют обе эти компании, то, я полагаю, в своей совокупности они составляют порядка 80% лицензий, выданных в рамках нашей отрасли во всем мире. В данной ситуации Gemalto может просто использовать указанное преимущество для того, чтобы тем или иным способом сковывать естественную конкуренцию на рынке. Помимо этого, существуют и другие проблемы, например, на рынке идет ценовая война, начатая Gemplus и Axalto еще до того, как эти компании объявили о своем слиянии. В этих условиях мы хотим удостовериться, что в их нынешние планы не входят намерения полностью уничтожить конкуренцию на рынке или как-то иначе негативным образом использовать появляющиеся у Gemalto возможности. Таковы, на мой взгляд, основные причины оппозиционных взглядов на данный вопрос со стороны Oberthur. Мы же не торопимся окончательно определяться со своей собственной позицией, поскольку прежде хотим удостовериться, насколько происходящая сделка может иметь реальные негативные последствия для развития рынка. В любом случае мы будем присутствовать на рынке, независимо от того, что привнесет с собой в текущую ситуацию слияние Gemplus и Axalto. Очевидно, что активность на рынке такого крупного участника, как Sagem Orga, заблокировать не удастся ни при каких обстоятельствах, но мы будем очень внимательны в отношении возможных сценариев дальнейшего развития событий.

Как я уже отмечал, существует очень высокая вероятность того, что данная сделка будет одобрена контролирующими органами, и, скорее всего, это произойдет в июне 2006 г. После чего вновь образованная компания должна быть в течение года (максимум – 18 месяцев) полностью реорганизована. Если мы оцениваем рынок на перспективу, то Gemalto станет исключительно мощным и очень жестким его участником, в чем у меня нет никаких сомнений. Кроме того, этой компании, скорее всего, удастся создать некий коммулятивный потенциал, который будет реализован в направлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Gemalto будет обладать огромным бизнес-потенциалом, присутствуя во всех рыночных нишах, таким образом, мы обязательно будем с ней пересекаться. В то же время я абсолютно уверен, что существуют определенные сегменты рынка, наиболее благоприятные именно для крупных его участников, таких как Sagem Orga, поскольку мы не только производители смарт-карт, но и успешные участники рынка систем безопасности, который намного шире, чем рынок микропроцессорных карт. Поэтому, когда мы осуществляли свою аналогичную сделку, у нас не было необходимости получать одобрение от государственных регулирующих органов. Далее, когда слияние состоялось, Sagem Orga превратилась в подразделение SAFRAN Group, которая, в свою очередь, сконцентрирована на системах безопасности. Бизнес компании Sagem Orga в этой области не столь велик, как аналогичный бизнес Gemplus и Axalto, однако его объем значителен. При этом он гораздо шире, чем просто разработка и производство смарт-карт, в частности, мы являемся лидерами во всех направлениях, связанных с биометрией. И на этом фоне я предполагаю, что уже в ближайшее время на мировом рынке систем безопасности появится как минимум два крупных конкурента в лице Sagem Orga и Gemalto. Так, у Gemalto есть высокий потенциал в сфере микропроцессорных карт, однако им будут необходимы партнеры в области биометрии, поскольку в продуктовом портфеле Sagem Orga уже есть системы с биометрической технологией, а у них – нет. И даже когда Gemplus и Axalto объединят свои структуры и потенциалы, у них такой технологии не появится. Таким образом, я полагаю, что конкуренция будет весьма интересной. Gemalto будет жестким игроком, с которым очень трудно конкурировать, однако у нас достаточно опыта и возможностей для того, чтобы сохранить свои позиции одного из лидеров рынка.

ПЛАС: Этот случай характерен для ситуации с Sagem Orga, но если продолжить вашу логику в отношении остальных компаний-производителей смарт-карт, которые не удержатся в лидирующей группе, то их будущее может выглядеть достаточно неоднозначно. В частности, ряд экспертов в нынешней ситуации склонны видеть в качестве одной из возможных перспектив для более мелких участников рынка производства смарт-карт уход в пограничные области, в которых они были традиционно сильны. Насколько они могут оказаться правы?

Ф. д’Андреа: Что касается других производителей, то для них перспектива может оказаться совсем иной. Теперь, на фоне нынешних событий, им необходимо будет переосмыслить стратегию своего присутствия на рынке смарт-карт. Развитие их деятельности, я полагаю, заметно ограничится возможностями этих компаний в области разработки новых технологий, которые будут востребованы рынком будущего. Нельзя забывать, что современная смарт-карта – это миниатюрный компьютер. Еще 10 лет назад команда, состоявшая из 10 человек, разрабатывала программное обеспечение и сама загружала его на смарт-карты, и этих ресурсов было достаточно. Однако сегодня существует гораздо больше требований к безопасности, различных платежных приложений, беспроводных технологий, требований по идентификации пользователей. Для этого необходим большой объем инженерных работ. Все это заставляет предположить, что уже в ближайшем будущем небольшим игрокам будет исключительно сложно присутствовать на мировом рынке. Уверен, что им лучше всего будет сфокусироваться на закреплении своих позиций на уровне местного, локального рынка, они могут стать сильными его участниками, при этом наиболее правильным в данном случае представляется приобретение технологии у крупных мировых вендоров. Я уверен, что эта модель эффективнее всего сработает в банковском сегменте.

Банкам традиционно требуется присутствие местных компаний-поставщиков для реализации своих карточных программ, например, им нужны сами карты, и я не думаю, что местные производители исчезнут с собственного рынка, но предвижу, что они будут использовать технологию крупных компаний. И часть нашей стратегии на сегодняшний день состоит как раз в том, чтобы убедить крупных игроков продавать свои технологии локальным партнерам. Мы сами уже практикуем подобный подход и будем продолжать это делать, особенно в банковском секторе. То же касается ID-карт, потому что ID-карты являются предметом спроса на страновых рынках, однако вместе с тем это и государственный инструмент, и я не думаю, что правительство той или иной страны, например, южноамериканской, станет пользоваться ID-системами, которые сделаны в Европе. Они лучше закупят те решения, которые были произведены в их собственной стране, и закупят их по местным ценам у местных производителей. Последние смогут выполнить эту работу, но из-за технологических требований им, в свою очередь, придется покупать технологию у своих партнеров на международном рынке, и мы планируем выступать одними из таких партнеров. Так как этот подход изначально был заложен в нашу стратегию, мы сконцентрировали свой опыт и довели свою технологию, в том числе технологию обеспечения безопасности, до максимально высокого уровня, что стало одной из главных отличительных особенностей нашей компании, и мы будем продолжать в том же духе.

Разумеется, я не могу детально предсказывать будущую судьбу более мелких участников рынка производства смарткарт, однако нельзя забывать о том, что многие из этих компаний являются очень сильными игроками. Как я уже отмечал, требования к технологии с каждым годом становятся все жестче и сложнее. Причем это касается не только технологии собственно смарт-карт, но и ID-систем и карточных решений, используемых в здравоохранении. Мы обладаем в этом плане огромным потенциалом, и менее крупным игрокам, желающим развивать свой бизнес на локальных страновых рынках, нужно лишь стать нашими партнерами, чтобы наши технологии оказались в их распоряжении. Поэтому они должны рассматривать свои стратегические планы в долгосрочной перспективе. Уверен, что, выработав правильную долговременную стратегию, эти компании вполне способны справиться со стоящими перед ними задачами.

Кроме того, нельзя забывать, что для развития любого бизнеса необходима конкуренция. Невозможно представить себе полноценный рынок, на котором работают одна или две крупные компании-монополисты, полностью его контролирующие.

ПЛАС: Планирует ли Sagem Orga вносить принципиальные изменения в свою стратегию присутствия на рынке России? Если да, то могли бы вы рассказать подробнее о будущих проектах, на которых Sagem Orga сконцентрируется в РФ?

Ф. д’Андреа: На сегодняшний день среди основных сегментов, в которых Sagem Orga присутствует в России, доминирует сегмент телекоммуникационных карт. При этом мы верим в высокий потенциал российского рынка банковских карточных продуктов, расширение наших позиций на котором будет оставаться одной из стратегических задач компании вне зависимости от того, какое развитие получит наблюдаемая сегодня тенденция к укрупнению его участников путем различного рода слияний и дружественных поглощений. На рынках стран постсоветского пространства, и в первую очередь России, нашим главным “рабочим инструментом” является Sagem Orga, представленная дочерней структурой – компанией “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”. У нас еще нет окончательной определенности по поводу того, будем ли мы продвигаться на этом рынке самостоятельно или с привлечением местных партнеров. В настоящий момент мы обсуждаем эти вопросы, и я думаю, что нам необходимо оперативно принимать соответствующие решения и делать необходимые шаги.

Как вам известно, “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” сертифицирована обеими ведущими международными платежными системами на производство и персонализацию всех типов их карт, у компании есть современные технологии, необходимые продукты и ресурсы для работы с российскими банками, которые реализуют свои карточные проекты в рамках Visa International, MasterCard International и других платежных систем. Кроме того, у Sagem Orga есть необходимые связи, и, возможно, нам будет нужно налаживать деловые отношения с новыми местными партнерами. На данный момент я не смогу назвать какие-либо конкретные имена, но мы уже обсуждаем ряд возможных вариантов. В любом случае продвижение в банковский сектор является сегодня одной из наших приоритетных задач в России.

Очевидно, что если российские банки будут все активнее развивать свои карточные проекты, востребованность смарткарт продолжит расти. То же справедливо и в отношении POS-терминалов, поскольку развитие карточного бизнеса подразумевает расширение терминальной сети. А, как вам хорошо известно, наше подразделение Sagem Monetel производит и поставляет широкий спектр терминального оборудования. Сегодня мы намерены еще активнее продавать эти устройства в России, и, возможно, в будущем нами будут найдены те или иные соответствующие варианты для расширения бизнеса компании “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”. Мы приложим все усилия для того, чтобы найти эффективные пути для расширения своего терминального бизнеса в РФ. Сейчас SAFRAN Group как раз находится на этапе анализа своих дальнейших шагов на российском рынке, принимая во внимание, что его потенциал огромен. Конечно же, найти правильную стратегию на рынке, который еще продолжает динамично развиваться, является непростой задачей, однако если рассмотреть с этой точки зрения аналогичные амбиции наших конкурентов, то, на мой взгляд, мы находимся в более благоприятной ситуации, чем они.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первым в мире банкоматом с использованием технологии cash-ресайклинга был выпущенный на японский рынок в 1982 г. аппарат OKI AT 100?