Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

BS/2: “ATM-аутсорсинг в России не за горами!”

(Нет голосов)

11.02.2006 Количество просмотров 660 просмотров
Руководство BS/2 о сегодняшних рыночных позициях компании, ее планах и перспективах.

Одной из отличительных особенностей Wincor World 2006 стал заметный рост числа партнеров Wincor Nixdorf, принявших участие в выставке нынешнего года. При этом в перечень экспозиций, привлекших к себе наиболее широкий интерес посетителей мероприятия, традиционно вошел стенд компании BS/2 (Penki Kontinentai Group), продемонстрировавшей свои новые разработки в области банковских систем самообслуживания. Пользуясь случаем, корреспондент журнала “ПЛАС” задал ряд актуальных вопросов Идраку Дадашову, Председателю правления группы Penki Kontinentai, Владасу Лапинскасу, главе Центра компетенции Wincor Nixdorf компании BS/2, Миндаугасу Буткусу, начальнику отдела продаж BS/2, и Каролису Мачонису, менеджеру отдела продаж компании.

ПЛАС: Насколько важным событием является для компании BS/2 такое мероприятие, как Wincor World?

И. Дадашов: Значимость выставки Wincor World как для нашей компании, так и для большинства участников международного рынка банковских решений трудно переоценить. Наряду с другими специализированными мероприятиями такого масштаба Wincor World служит своего рода глобальным компасом, определяющим в долгосрочной перспективе ключевые векторы дальнейшего развития различных сегментов банковского обслуживания. При этом взаимообмен различными инновационными концепциями и идеями, ежегодно проходящий между участниками выставки, позволяет не только повышать эффективность бизнес-процессов в этих сегментах рынка, но и создавать принципиально новые направления бизнеса, которые будут иметь самые широкие перспективы в будущем.

Возможность принять участие в одной из крупнейших международных выставок, посвященной исключительно банковским устройствам самообслуживания и всему, что с ними связано, уже сама по себе выглядит более чем привлекательной для любого участника этого рынка. Что же касается тех из них, для кого этот бизнес был и остается предметной областью на протяжении более десяти последних лет, – это еще и уникальный шанс разобраться в собственных взглядах на пути развития банкоматов, информационных терминалов и других устройства самообслуживания подобного типа. И, конечно же, узнать о новых тенденциях, реализуемых сегодня производителями банкоматов и их партнерами, а также о стратегии развития Wincor Nixdorf в этом направлении. Не меньший интерес для специалистов представляет собой и возможность обменяться имеющимся опытом, взглядами и идеями в области развития и эксплуатации создаваемой или существующей банкоматной сети.

ПЛАС: Ваша оценка основных бизнес-результатов деятельности компании BS/2 в 2005г.?

М.Буткус: Если говорить кратко, то прошедший год стал весьма успешным для нашей компании. Мы добились прекрасных финансовых результатов – увеличились как обороты, так и объем прибыли. Мы открыли совместное предприятие в США – “BS/2 Amеricas”, которое начало свою работу в сфере систем мониторинга и управления гетерогенными сетями (ATM-сетями, имеющими в своем составе банкоматы различных производителей). Заключен ряд долгосрочных масштабных контрактов, благодаря которым значительно повышается как стабильность бизнеса компании в целом, так и точность прогнозирования финансовых потоков и распределения ресурсов. При этом в качестве одного из главных позитивных результатов нашей деятельности в 2005г. я хотел бы назвать дальнейшее упрочение BS/2 своих рыночных позиций путем правильно рассчитанного баланса между инновациями, неизбежными рисками, стабильностью бизнеса и его прибыльностью.

ПЛАС: На каких рыночных сегментах в минувшем году BS/2 удалось добиться наибольших успехов? Какие факторы явились здесь определяющими?

М.Буткус: В числе наиболее значимых достижений мне хотелось бы отметить наши успехи в области внедрения инновационных банковских технологий. Прежде всего речь идет о множестве успешно реализованных проектов по внедрению банкоматов Wincor Nixdorf с функцией автоматизированного приема наличных (cashin). Данные решения прекрасно зарекомендовали себя на рынке и, по мнению наших клиентов, имеют массу функциональных преимуществ.

Благодаря многолетнему опыту компании в области разработки программного обеспечения, результатом которого, в том числе, стало появление продукта BS Payment System (кстати, данное решение создано специалистами нашего дочернего предприятия BS/4, находящегося в Москве), нам удалось достичь превосходных результатов в сегменте продаж информационно-транзакционных/платежно-информационных терминалов на рынках целого ряда стран. Среди по-настоящему уникальных, на мой взгляд, инициатив BS/2 в 2005г. хотелось бы также отметить проекты автоматизации рабочих мест кассиров путем внедрения автоматических сейфов для хранения наличности, реализованные нами в странах Балтии. Нельзя забывать о том, что одной из наиболее критичных проблем для большинства поставщиков терминального оборудования по-прежнему остается обеспечение совместимости своих решений с наиболее распространенными на том или ином рынке процессинговыми системами. На этом фоне следует отметить активное сотрудничество BS/2 с компаниями-разработчиками процессинговых решений. Так, например, в 2005г. продолжалось дальнейшее развитие нашего совместного решения с компанией OpenWay в направлении реализации новой стратегии построения автоматизированных банковских филиальных сетей. В настоящий момент разрабатывается соответствующий пилотный проект в Азербайджане, на этапе реализации находятся еще несколько аналогичных проектов в других странах.

Отдельной строкой выделяются наши недавние достижения в направлении аутсорсингового обслуживания масштабной (несколько сотен ATM) сети банкоматов в странах Балтии – невозможно переоценить опыт, полученный компанией в ходе участия в данном проекте.

ПЛАС: В каких бизнес-сегментах позиции компании BS/2 наиболее сильны в настоящее время? В какой мере ключевые направления ее деятельности обусловлены теми или иными тенденциями, доминирующими на рынке банковских услуг, в том числе на российском?

В. Лапинскас: К настоящему времени у нас есть успешный практический опыт в таких актуальных на сегодняшний день направлениях, как модернизация сети банковских отделений, автоматизация операций в этих банках и в целом реализация инновационных концепций для филиальной банковской сети.

Говоря о конкретных рынках, на которых мы достигли значительных успехов в перечисленных направлениях, следует отметить прежде всего страны Балтии – Литву, Латвию и Эстонию. И это весьма показательно, поскольку в данном случае речь идет о нашей совместной работе с банковским сообществом в странах, отличающихся как достаточно высокой динамикой внедрения инновационных технологий, так и уже достигнутым высоким уровнем стандартов обслуживания банковской клиентуры.

В качестве примера я могу привести банк “Nord/LB”, а также банк “SEB”, инфраструктура обслуживания которого покрывает все упомянутые страны Балтии. Когда мы заявляем о своем опыте автоматизации операций филиальной сети банков, мы имеем в виду реализацию нескольких различных направлений, первое из которых – автоматизация работы с наличными в банковских отделениях с помощью автоматических сейфов-кассиров. Это позволяет банку снизить количество необходимых инкассаций, повысить безопасность работы с наличными и, что немаловажно, обезопасить себя от инсайдеров внутри банка.

В 2005г. нашей компанией был проведен анализ ограблений банков в Литве за последние 10 лет, результаты которого показали, что самые высокие потери приходятся на преступления, совершаемые при инкассации, либо подготовленные с участием самих работников банка. Таким образом, можно констатировать, что сегодня две эти проблемы являются наиболее актуальными с точки зрения обеспечения безопасности.

Характерно, что именно необходимость повышения уровня безопасности во многих случаях является одной из главных причин, заставляющих как литовские банки, так и банки стран Балтии в целом принимать решение о реализации проекта автоматизации сети отделений. Дело в том, что в последние годы эти банки переходят к новой стратегии обслуживания розничной клиентуры, базирующейся на так называемой открытой концепции, ставшей уже традиционной для развития ритейловых кредитных организаций в странах Европейского союза. В таких банках уже трудно встретить “классические” бронированные шкафы и какие-либо перегородки, которые разделяли бы клиента с работником банка, выполненные хотя бы в виде столов или барных стоек. Без сомнения, данная концепция выглядит весьма перспективной, в то же время мы прекрасно понимаем, что подразумевающаяся в ее рамках открытость требует внедрения соответствующих принципиально новых технологических решений в области безопасности. Именно поэтому мы сначала провели тщательный анализ тенденций, наблюдаемых в банковском сообществе, и лишь потом предложили адекватные технологические и технические решения для банков. Еще одной концепцией, которая в последние годы все шире используется современными банками в направлении развития и модернизации сети своих отделений, является так называемый вынос розничной инфрастуктуры обслуживания навстречу клиенту, что предполагает, в частности, создание широкой сети банковских отделений банков в торговых центрах, супермаркетах и т.д.

С точки зрения дизайна такое отделение значительно отличается от традиционного и скорее напоминает некий финансовый супермаркет с различными устройствами самообслуживания, которые позволяют клиенту совершать практически весь спектр банковских операций, предлагаемых в стандартном отделении, в рамках упомянутой открытой концепции. Основная идея данной концепции состоит в том, что не клиенты идут в отделение, но банк приходит туда, где проводят время его существующая и потенциальная клиентура, – т.е. в супермаркеты, крупные торговые центры и сети и другие часто посещаемые публичные места. В частности, подобное отделение банка Nord/LB функционирует в Вильнюсе, в крупнейшем торговом центре города – Hanner Europe, и банк очень доволен результатами его работы. Согласно имеющейся статистике, посещаемость такого рода отделения примерно в четыре раза выше, чем аналогичный средний показатель по традиционным банковским офисам, при этом оно перевыполняет план практически по всем операциям с клиентами: по кредитам, выдаче и обслуживанию карт и т.д.

Еще одним инновационным подходом является оптимизация отделения с точки зрения загруженности работы кассиров, сокращения очередей и оптимизации его работы в целом. Для этого нашими специалистами анализируются текущие потоки клиентов в конкретном отделении банка, транзакции, которые они проводят, загрузка отделения в течение дня, после чего банку даются определенные рекомендации об изменении структуры этого отделения. Речь может идти об оптимизации расписания его работы, внедрении новых автоматизированных устройств самообслуживания, например, cash-in машин, банкоматов, автоматических сейфов. Такого рода подход, в свою очередь, позволяет прогнозировать, например, как изменится ситуация в отделении, если установить в нем депозитарный модуль, насколько при этом сократятся очереди, снизится загрузка сотрудников, т. е. будет ли такого рода модернизация эффективной, и если да, то насколько.

ПЛАС: В одном из прошлогодних номеров “ПЛАС”* мы уже рассказывали о модели расчета средней стоимости ATMтранзакции, разработанной специалистами BS/2. Данная модель представляется в настоящее время особенно актуальной для российского рынка. Какие шаги на сегодняшний день уже сделаны в направлении разработки подобной расчетной модели для банкоматных сетей российских банков? Поступали ли к вам соответствующие предложения банков, заинтересованных в развитии своих ATM-сетей с точки зрения реализации самостоятельного и при этом весьма прибыльного бизнес-направления?

В.Лапинскас: Безусловно, мы очень рады, что данная модель привлекла внимание банковских специалистов, и продолжаем принимать активное участие в ее разработке. Нельзя не отметить, что наша модель расчета средней стоимости ATMтранзакции имеет огромное значение для развития АТМ-сетей банков Европы, включая Россию и другие страны постсоветского пространства. Как я уже отмечал, компания BS/2 уже участвует в крупнейшем аутсорсинговом проекте такого рода в странах Балтии. При этом мы также подробно анализируем с этой точки зрения рынки других стран, ищем новые возможности и варианты сотрудничества, в том числе и среди российского банковского сообщества.

Также хотелось бы отметить консультационную составляющую в деятельности BS/2 – мы оказываем консультационную поддержку странам Балканского региона и Южной Африки. Данное направление бизнеса не утратит своей актуальности и в будущем, поэтому специалисты BS/2 продолжат и впредь заниматься его дальнейшей разработкой и совершенствованием.

ПЛАС: Чем еще помимо консультационной составляющей сотрудничество с BS/2 может быть привлекательно для российских банков?

В.Лапинскас: Еще одной масштабной составляющей деятельности компании BS/2 на российском рынке является участие в проектах построения сетей банковских автоматизированных устройств самообслуживания – банкоматов, различных cash-in устройств, информационных терминалов. В этом направлении мы уже сотрудничаем с рядом крупнейших российских банков, и к настоящему времени в нашем портфолио имеется несколько успешных проектов, реализованных с учетом специфики российского рынка. Основная стратегическая задача, стоящая перед BS/2 в рамках такого рода проектов, заключается в адаптации стандартного банкоматного решения (как с точки зрения непосредственно аппаратного оборудования, так и в плане программного обеспечения) к требованиям российской действительности. Как известно, в России, как и в других странах постсоветского пространства, требования к безопасности, в том числе и к работе с банкоматами, значительно отличаются от аналогичных требований, например, в странах Центральной и Восточной Европы, поэтому наша деятельность на данном рынке направлена прежде всего на анализ этих требований и реализацию проектов, специфичных для банковского сообщества РФ.

Одним из таких направлений является обеспечение безопасности ATM-сети путем внедрения как охранных систем видеонаблюдения, так и систем защиты информации. Второе направление – это реализация проектов предоставления услуг проведения платежей через устройства самообслуживания, снискавших в последние годы широкую популярность среди банков стран СНГ, которые также можно отнести к специфике этого рынка. Со своей стороны, мы разрабатываем и внедряем соответствующие комплексные решения, позволяющие банкам предлагать эти услуги качественно, оперативно и эффективно.

Как я уже отмечал, наиболее сильные позиции наша компания занимает в сегменте высокотехнологичных инновационных решений. В частности, BS/2 является партнером Visa International в регионе CEMEA в рамках реализации EMV-проектов местными банками. Так, в течение последних лет мы приняли участие в целом ряде проектов миграции банкоматных сетей на EMV. Мы выступаем в роли системного интегратора, консультантов, часто выполняя при этом весьма специфичные требования заказчиков, например, одновременную поддержку банкоматом работы как с EMV-картами, так и с доместическими картами локальных систем, столь распространенных на российском рынке. Кроме того, по требованию банка мы можем реализовать специфические программные решения для банкоматов, например, проект выдачи наличных с помощью мобильного телефона. Следует отметить, что разработанное специалистами BS/4 совместно с Compass Plus решение MobiCashATM, позволяющее реализовать данный сервис на базе банкоматов практически любого производителя, уже вызвало широкий интерес со стороны представителей большого количества банков и процессинговых компаний в ходе выставки Wincor World 2006.

Для компаний, которые специализируются на обслуживании сетей банкоматов в рамках аутсорсинга, мы предлагаем комплекс администрирования сетей систем банковского самообслуживания ProView, позволяющий качественно мониторить все процессы, происходящие в терминальной сети самообслуживания в режиме реального времени, и, соответственно, предоставлять оперативный и качественный сервис на базе получаемой информации. В рамках данной системы фиксируются все возникающие сбои в работе банкоматов, она поддерживает автоматизированное назначение нарядов на конкретные сервисные работы, а также фиксирует расходы на обслуживание ATM, на замену запчастей и т.д. Будучи интегрированным с компонентами поддержки удаленной загрузки ключей (ProRKL – Remote Key Loading), сервером видеонаблюдения ATMeye, системой анализа потока наличности ProCash/Analyzer, решение ProView является основой банковского центра мониторинга. Система позволяет оптимизировать расходы при обслуживании банкоматов, тем самым выводя это направление на качественно новый уровень. Так, например, компания BS/2 обеспечивает обслуживание банкоматных сетей большого количества банков стран Балтии, и в наших контрактах с этими банками жестко определен такой параметр, как время реагирования сервисных служб компании BS/2. С учетом этих условий нам приходится применять такие инновационные подходы, как удаленная диагностика банкоматов, позволяющая снизить необходимое время реагирования, а также длительность нахождения сотрудников сервисных служб непосредственно на месте инсталляции банкомата. Поэтому качественный уровень обслуживания банкоматов – это наша прямая специализация.

Для российского рынка также может быть интересен наш опыт реализации проектов с активным использованием аутсорсинга. Следует отметить, что, по нашим оценкам, в настоящее время уровень готовности банковского сообщества России к широкому использованию возможностей и преимуществ аутсорсинга невысок. Если анализировать процессы, происходящие на международном рынке, становится очевидным, что “волна аутсорсинга” пришла из Америки в Европу, а затем “докатилась” и до стран Балтии. Поэтому у компании BS/2 уже есть широкий практический опыт как подготовки к реализации аутсорсинговых проектов, так и непосредственного участия в проектах такого рода. Я думаю, что рано или поздно компании, предоставляющие услуги обслуживания ATM-сетей в рамках аутсорсинга, появятся и в России. И мы, в свою очередь, сможем выступать здесь в роли консультантов как для банков, так и для этих компаний по всем вопросам, связанным с независимой от банка установкой банкоматов, а также с аутсорсинговой поддержкой уже существующих сетей терминалов самообслуживания.

ПЛАС: Насколько востребована сегодня система видеонаблюдения и обеспечения безопасности для сетей банкоматов АТМеуе? Каковы дальнейшие перспективы развития и продвижения этой разработки BS/2?

К.Мачонис: В последнее время наблюдается повышение спроса на видеоохранные системы обеспечения безопасности банкоматных сетей. Это подтверждают недавние крупные контракты, заключенные BS/2 с компаниями Сирии, Ирана, Таиланда и ряда других стран. Сегодня находится на стадии переговоров еще один аналогичный крупный контракт с таиландской компанией. Более того, прогнозируемый нами на 2006г. общий рост объема продаж BS/2 будет обусловлен, в том числе, и высоким спросом на систему обеспечения безопасности банкоматов АТМеуе, при этом общие тенденции развития рынка указывают на то, что данный спрос будет продолжать расти еще некоторое время. Этому способствует и возможность интеграции решения АТМеуе с оборудованием различных производителей. В частности, на нынешней выставке Wincor World посетителям представлена система АТМеуе, интегрированная с новейшим антискимминговым решением Wincor Nixdorf (Antiskimming). Также мы продолжаем вести работы по интеграции системы АТМеуе с банкоматами NCR и Diebold.

Система АТМеуе, впервые предложенная нами еще в 2000г., к настоящему времени прошла большой путь эволюционного развития, была удостоена ряда международных наград, например, “Лучшая технология безопасности банкоматов 2002 года”. При этом АТМеуе постоянно продолжает нами совершенствоваться – улучшается качество передаваемого видеоизображения, система управления становится все более простой и гибкой в использовании. География рынков, на которых используется сегодня это решение, весьма широка и многообразна – от Шри-Ланки и Таиланда до Нигерии, Марокко, Болгарии, Саудовской Аравии и т.д. Показательно, что в 2005г. система безопасности банкоматов ATMeye преодолела рубеж 4 тыс. по количеству проданных лицензий, а также отметку в 40 стран, в которых эта система используется. Я не знаю другой компании на мировом рынке, достигшей лучших результатов в данном сегменте. И это лишь часть наших достижений. На вопрос, как у нас это получается, отвечу кратко, но абсолютно искренне: опыт, компетентность, умение искать “правильного” партнера и в то же время быть таковым самому, а также вовремя и четко определить и обозначить бизнесзадачи компании.

ПЛАС: Компания “Penkiu kontinentu bankines technologijos” является членом правления ATMIA (ATM Industry Association) – единственной некоммерческой промышленной ассоциацией такого рода. Какие преимущества дает BS/2 участие в этой глобальной организации, какие функции возложены на нее в ее рамках и в какой мере сотрудничество с ATMIA определяет современную стратегию и политику компании на международном рынке?

М. Буткус: Наше участие в деятельности ATMIA весьма многогранно. Начиная с того, что год тому назад мы выступили инициаторами проведения конференции ATMIA в Вильнюсе и успешно ее провели; продолжая участием представителей BS/2 в заседаниях Правления ассоциации, где определяются, в том числе, дальнейшие пути развития организации, и заканчивая регистрацией в США совместного предприятия “BS/2 Amеricas”, что было бы невозможно без того опыта и тех партнеров, которых мы встретили благодаря ATMIA.

ПЛАС: Каковы основные планы и перспективы развития бизнеса BS/2 в 2006 г.? Какая роль в них отводится рынкам Восточно-Европейского региона, включая Россию?

М.Буткус: Большую часть наших планов мы связываем с нашим многолетним партнером – компанией Wincor Nixdorf, а также с многочисленными партнерами этого производителя по всему миру. Постсоветское пространство является для компании BS/2 ключевым регионом, и российскому рынку в 2006г. мы отводим весьма важную роль в своей бизнес-стратегии. Наша основная цель в России – усиление позиций и повышение имиджевой составляющей своего дочернего предприятия в Москве – компании BS/4, а также расширение партнерских взаимоотношений с российским банковским бизнесом. И я вижу прекрасные и долговременные перспективы в данном направлении.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Океании раковины каури (моллюсков) сохранились как платежное средство ограниченного оборота до наших дней? В настоящее время среди всех архипелагов Океании раковины моллюсков действительно распространены в качестве не декоративной, а реальной расчетной единицы на Соломоновых островах.