Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Инсталляционный парк ATM в Центральной и Восточной Европе

(Нет голосов)

18.12.2007 Количество просмотров 1004 просмотра


Согласно данным, приведенным в ежегодном отчете британской аналитической компании Retail Banking Research (RBR) по рынку АТМ за 2006 г., в течение прошлого года общее количество инсталлированных банкоматов в Центральной и Восточной Европе увеличилось почти на 25%, при этом динамика продаж в странах этого региона оказалась самой высокой за всю историю местного рынка. Такие результаты во многом были обусловлены динамичными темпами развития сетей устройств банковского самообслуживания, и прежде всего в России и на Украине.



Как все начиналось…

 

Прежде чем перейти к анализу состояния рынка ATM Центральной и Восточной Европы, а также доминирующих на нем тенденций, хотелось бы совершить небольшой исторический экскурс, что позволит отследить основные сценарии развития этого сегмента как во всем мире, так и в отдельных странах и регионах.

Первые в мире банкоматы, реально работающие в рамках бизнес-проектов, были установлены в конце 1960-хгг. Так, в Великобритании первые устройства автоматизированного банковского самообслуживания появились в 1967г., к 1969г. участниками нового рынка стали Германия, Швеция, Швейцария, Канада, США и Япония.

В 1973г. компания Diebold первой среди крупнейших мировых производителей вывела на рынок и приступила к массовому производству полностью автоматизированного устройства TABS 500 (Total Automatic Banking System), который работал в автономном и диалоговом режиме (on line/off line). Это был первый банкомат в современном понимании этого слова. В 1970-х и начале 1980-хгг. объемы продаж банкоматов стабильно росли. Наиболее активно их закупали банки США, Японии и стран Западной Европы. В середине 1980-хгг. страны Азиатско-Тихоокеанского региона ускорили процесс автоматизации банковского обслуживания, в это же время первые банкоматы были установлены в странах Латинской Америки. В то же время банки Центральной и Восточной Европы начали развивать свои сети банкоматов только в начале 1990-хгг.

В 1989г. совокупный инсталляционный парк банкоматов во всем мире достиг отметки в четверть миллиона устройств – к этому моменту со времени появления первых банкоматов прошло всего 22 года. На протяжении 1990-х наблюдался стремительный рост рынка. Следующие 250 тыс. машин были установлены в течение пяти лет, и в 1994г. общемировой парк банкоматов преодолел полумиллионный рубеж. В 2000г. глобальный рынок банкоматов достиг отметки в один миллион устройств, к концу 2006 г. – 1,6 млн. ATM. По прогнозам RBR, к 2011г. во всем мире будет установлено более двух миллионов банкоматов.

Центральная и Восточная Европа в 2006 году

Этот регион одним из последних среди развитых рынков приобщился к технологиям автоматизированного банковского самообслуживания и по объемам установленных банкоматов занимает лишь пятое место после Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Северной Америки, Западной Европы и Латинской Америки, опережая только Ближний Восток и Африку. На Центральную и Восточную Европу в 2006г. приходилось около 5% мирового рынка банкоматов (см. рис. 2); для сравнения, в 2003г. доля этого региона составляла 3,4%. Это вполне объяснимо – банкоматы появились здесь только в конце 1980-х гг., на 20 лет позже, чем в США, Великобритании и Франции. Более того, активное развитие рынка в Центральной и Восточной Европе началось только в конце 1990-х, с постепенным уменьшением роли государства в экономике и ростом инвестиций в R&D. Однако аналитики RBR выражают уверенность, что доля стран Центральной и Восточной Европы на мировом рынке ATM будет увеличиваться по мере того, как насыщенные рынки США, Западной Европы и Японии будут замедлять темпы своего развития.

В 2006 г. общее количество банкоматов в Центральной и Восточной Европе увеличилось на 24,5% и превысило 89 тыс. устройств (см. рис. 1). И хотя абсолютный рост количества установленных банкоматов в некоторых странах региона замедляется, динамика продаж в 2006г. в этом регионе была самой высокой за всю историю местного рынка, что объясняется динамичными темпами развития сетей банкоматов в нескольких входящих в него странах, включая Россию, Украину, Румынию и Польшу. Ощутимое улучшение экономики крупнейших стран региона ведет к развитию динамичного, прибыльного и конкурентного банковского сектора. Это, в свою очередь, по мнению аналитиков RBR, станет залогом стремительного развития рынка банкоматов в прогнозируемом периоде. Сегодня первое место в Центральной и Восточной Европе по такому показателю, как масштабы совокупного инсталляционного парка банкоматов, занимает Россия. Интересно, что на протяжении 1990-х гг. лидерство здесь удерживала Польша. Однако в 2002 г. ее обогнала Россия, а в 2004-м – и Украина. В 2006г. Россия в очередной раз подтвердила свои позиции в качестве крупнейшего рынка АТМ: динамика роста российских сетей банковского самообслуживания по сравнению с 2005г. составила 32%, и к концу 2006г. в стране было установлено свыше 36 тыс. банкоматов. Вторым крупнейшим рынком в этом регионе является Украина – местный парк банкоматов насчитывает порядка 14 тыс. машин против 10 тыс. машин в Польше, которая занимает третье место.

 

С распадом Советского Союза в регионе Центральной и Восточной Европы началась новая эпоха развития банковского бизнеса. На рынке появились новые игроки, в том числе западные банки, влияние государственного сектора на банковский рынок заметно уменьшилось. Банковские кризисы в России 1996 и 1998 гг. в целом не сильно отразились на рынке АТМ региона, хотя оказались серьезным ударом непосредственно по российскому рынку банкоматов.

Несмотря на это, Россия, как уже отмечалось, является сегодня самым крупным рынком банкоматов в Центральной и Восточной Европе, ее доля в этом регионе составляет 37% (31% в 2003 г.). При этом эксперты RBR прогнозируют динамичный рост бизнеса банковского самообслуживания в России и Украине, а также в тех странах СНГ, где банкоматы появились сравнительно недавно. Так, в Казахстане, где к концу 2005г. было установлено менее 2 тыс. банкоматов, в конце 2011 года ожидается рост до 6,5 тыс. устройств. В течение 2006г. количество банкоматов в регионе Центральной и Восточной Европы увеличилось на 24,5%, или более чем на 17 тыс. устройств, из которых 75% было установлено в России, Украине и Румынии. Шестой год подряд Россия демонстрирует чрезвычайно высокий показатель абсолютного прироста инсталляционного парка: только в течение 2006 г. российские банки закупили в общей сложности почти 9 тыс. ATM. Среди других стран региона больше 1 тыс. банкоматов в течение года установили только Украина, Румыния и Польша. Сочетание экономического подъема и роста конкуренции, обусловленных приходом на рынки этих стран иностранного банковского капитала, определило высокие темпы роста сегмента ATM во всех странах Центральной и Восточной Европы. Самым быстрорастущим рынком АТМ в Центральной и Восточной Европе в 2006г. стала Румыния, вторую строчку в этом рейтинге заняла Россия, третью – Украина.

Кому принадлежит рынок?

43% общего парка банкоматов в Центральной и Восточной Европе делят между собой всего 25 крупных бизнес-структур. Россия и на этот раз оказалась среди лидеров – самым крупным игроком в этом регионе является Сбербанк, который продолжает активно развивать свою сеть банкоматов (более 10800 общедоступных банкоматов на 1 октября 2007г.), – в текущем 2007г. компания ЛАНИТ, крупнейший дистрибьютор Diebold, стала одним из поставщиков, выигравших проводимый банком тендер на поставку порядка 4 тыс. устройств в течение ближайших двух лет. По оценке RBR, обладателями крупнейших банкоматных сетей в регионе являются российские, украинские, польские и румынские банки, при этом российские банки занимают более половины верхних строчек рейтинга: помимо Сбербанка России, в TOP-25 попали ВТБ, Банк Москвы, Газпромбанк, Росбанк, МоскомПриватБанк, ТрансКредитБанк, Банк Русский Стандарт, УРАЛСИБ, Альфа-Банк и Банк Балтийский.

Плотность сетей самообслуживания: на один миллион жителей…

Одним из традиционных параметров для определения плотности сетей автоматизированных устройств банковского самообслуживания является соотношение общего количества установленных на рынке страны банкоматов и численности ее населения и измеряется по формуле «N банкоматов на один миллион жителей». Очевидно, что в этом случае определяющую роль играет, как правило, именно численность населения. Так, Россия, в которой установлено более 40% всех банкоматов в регионе Центральной и Восточной Европы, имеет один из самых низких показателей – 256 банкоматов на один миллион человек населения, опережая только Республику Беларусь. Характерно, что в тройке лидеров здесь такие сравнительно небольшие страны, как Словения, Эстония и Хорватия, где на миллион жителей приходится 753, 593 и 590 банкоматов соответственно. В то же время большая плотность банкоматных сетей не обязательно является следствием высокого уровня развития рынка АТМ в отдельно взятой стране. Например, в Болгарии, одном из рынков, находящихся в стадии развития, на миллион жителей приходится 470 банкоматов, что значительно выше среднего показателя по региону – 278. В Польше, которая одной из первых в Восточной Европе установила банкоматы, на миллион жителей приходится лишь 258 машин, т.е. немногим больше, чем в России.

…на 100 банковских отделений.

Еще одним параметром определения плотности банкоматных сетей является соотношение количества инсталлированных банкоматов и банковских отделений. В среднем в Центральной и Восточной Европе на 100 банковских отделений приходится 117 установленных банкоматов. Оценить плотность банкоматных сетей по этому показателю достаточно сложно, поскольку в некоторых странах постсоветского пространства в соответствии с требованиями местных ЦБ банк может иметь только одно отделение в каждом регионе страны. Все остальные отделения банка должны быть зарегистрированы как дополнительные офисы, несмотря на то что в них предоставляется тот же набор услуг. Здесь абсолютным лидером является Литва, где на 100 отделений приходится 1130 банкоматов, хотя, если учитывать допофисы, данный показатель окажется заметно ниже. Эта особенность характерна для большинства стран региона, где допофисы, мини-отделения и операционные залы встречаются намного чаще, чем в Западной Европе. За Литвой с большим отрывом следуют Латвия (445 ATM) и Беларусь (366 ATM). Одной из последних в рейтинге по этому показателю оказалась Россия: на 100 банковских отделений здесь приходится всего 105 банкоматов, ниже среди стран региона этот показатель только на рынке Украины – 72 банкомата на 100 отделений.

В то же время высокая плотность банкоматов по отношению к банковским отделениям зачастую отражает низкий уровень оснащения традиционных банковских отделений. Именно этим и объясняется большое количество банкоматов, установленных за пределами отделений, – практически во всех странах Центральной и Восточной Европы они составляют более 50% совокупного инсталляционного парка.
Где устанавливают банкоматы?
Используя сервисы автоматизированных терминалов банковского самообслуживания, жители стран Центральной и Восточной Европы отдают предпочтение банкоматам, установленным за пределами банковских отделений. Это терминалы, установленные в торговых центрах, магазинах, аэропортах, на вокзалах, в метро и т.д. Средняя доля таких устройств в совокупном инсталляционном парке региона – почти 59%. Особой популярностью такие банкоматы пользуются в Эстонии (75%), Словении (66%) и России (65%). На втором месте – чрезстенные банкоматы (through-the-wall ATM), их доля в совокупном инсталляционном парке стран Центральной и Восточной Европы – 22%. Интересно, что в разных странах региона доля чрезстенных банкоматов варьируется от 5% в России до 44% в Словакии.

На третьем месте – так называемые офисные, «вестибюльные» банкоматы (lobby ATM), устанавливаемые в банковских отделениях и иных помещениях (см. рис. 3). Спрос на такого рода машины также неоднороден, они популярны в Польше (29%), России (30%) и Литве (20%), но при этом в Республике Беларусь и Болгарии на них приходится небольшая часть инсталляционного парка (4% и 1% соответственно). Общая доля банкоматов, установленных в банковских отделениях, составляет в регионе 20%.
Какие услуги они предлагают?
Набор услуг, предоставляемых через банкоматы, сильно отличается не только в разных странах Центральной и Восточной Европы, но и среди разных банков в пределах одной страны. В тех странах, куда технологии автоматизированного банковского самообслуживания пришли совсем недавно, таких, как Румыния, банкоматы отличаются ограниченным выбором функций, поскольку население использует их по большей части для снятия наличных. Как известно, выдача наличных исторически является традиционной функцией банкомата. Другая базовая функция – предоставление информации об остатке на счете – доступна также практически в любом банкомате региона: 70% машин покажет клиенту его баланс на экране, 61% – распечатает мини-выписку. Запрос электронного баланса доступен в абсолютном большинстве банкоматов, установленных в Центральной и Восточной Европе, – от 70% до 100%, исключением являются Россия и Венгрия, где доля банкоматов, поддерживающих данную функциональность, составляет менее 70%. В то же время распечатка мини-выписки не столь широко распространена. Доля устройств, предоставляющих данную услугу, превышает 50% только в Болгарии, Эстонии, Латвии, Литве, России и Украине. Перевести денежные средства с одного счета на другой можно при помощи 40% банкоматов Центральной и Восточной Европы, однако это некий весьма усредненный показатель, за которым скрывается крайне неоднородное распространение данной услуги. Так, перевести деньги на другой счет можно в большинстве банкоматов, установленных на территории Республики Беларусь, Болгарии и Украины, в то время как в Словении такая услуга вообще не предоставляется, а в Хорватии и Польше представлена всего на 2% и 8% банкоматов, соответственно.

Пополнить электронный кошелек можно при помощи 4% банкоматов региона, но эта услуга доступна лишь в 15 странах Центральной и Восточной Европы. Внести наличные на счет через банкомат можно лишь в 3% устройств автоматизированного банковского самообслуживания, установленных в Центральной и Восточной Европе. Любопытно, что согласно отчету RBR на эти 3% приходятся в основном банкоматы с конвертным депозитом, доля аппаратов с автоматизированным зачислением наличных пока значительно ниже. Банкоматы с конвертным депозитом до сих пор активно используются в Словении (30%), Венгрии (20%) и Польше (10%). При этом немногочисленные в Центральной и Восточной Европе банкоматы с функцией автоматизированного депозита с зачислением средств на счет в режиме online (cash-in) становятся все популярнее в Эстонии (8%) и России (6%). По оценкам компании Diebold, которая является одним из лидеров по внедрению технологии cash-in, доля полнофункциональных устройств банковского самообслуживания в регионе будет расти и уже концу 2008г. составит около 20% инсталляционного парка. Пополнение абонентского счета у оператора мобильной связи через банкомат становится все более популярной услугой. В 2006г. она была доступна на 84% банкоматов Центральной и Восточной Европы (в 2005-м – на 79%). Оплатить услуги мобильной связи сегодня можно практически во всех банкоматах, установленных на территории Республики Беларусь, Эстонии, Венгрии, России, Словакии, Словении и Украины. Намного реже этот сервис представлен в банкоматах Латвии, Литвы и Румынии.

В заключение следует отметить, что российский рынок является сегодня, по мнению экспертов, наиболее инновационным в регионе Центральной и Восточной Европы. Именно в России полнофункциональные устройства банковского самообслуживания пользуются наибольшим спросом со стороны банков, которые успешно внедряют с их помощью все новые современные розничные услуги. Тот факт, что с помощью банкомата можно оплатить мобильную связь, Интернет, спутниковое телевидение, коммунальные услуги, вернуть кредит и даже осуществить обмен валюты, сегодня не вызывает удивления у подавляющего большинства россиян. При этом некоторые российские банки пошли еще дальше и на базе полнофункциональных моделей Diebold Opteva в настоящий момент тестируют такие услуги, как пополнение и управление брокерскими счетами и участие в инвестиционных программах (ПИФах и ОФБУ). Очевидно, что банки, заинтересованные в привлечении и удержании розничных клиентов, проявляют сегодня повышенное внимание к расширению спектра и увеличению числа каналов предоставления своих услуг. И банкоматная сеть все чаще начинает рассматриваться ими в качестве одного из наиболее эффективных каналов продаж, основным преимуществом которого является универсальность.





Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?