Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Банковская система

(Нет голосов)

13.03.2008 Количество просмотров 1170 просмотров

Денис Рыбалкин, зам. генерального директора Рейтингового Агентства KzRating
Как показывает практика, развитие ряда наиболее крупных после России рынков банковской розницы постсоветского пространства имеет достаточно много сходства с российским сценарием, хотя, разумеется, на каждом из них этот процесс определялся той или иной страновой спецификой, включая масштабы рынка, законодательные инициативы и уровень технологического развития. Ярким примером здесь может послужить банковский сектор Казахстана, обзором которого мы начинаем серию публикаций, посвященных детальному анализу текущего состояния, а также тенденций и перспектив рынков наших соседей по региону. Данные материалы будут представлены вашему вниманию в рамках новой рубрики журнала «ПЛАС» – «Наш регион».

Общее состояние банковской системы


Банковская система – наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. Совокупные активы банковского сектора на начало второго полугодия 2007 г. составляли 11 137,8 млрд. тенге (87,699 млрд. долл. США), увеличившись с начала года на 25,9%.

По такому показателю, как уровень проникновения банковской системы в экономику страны (около 90% ВВП), Казахстан сопоставим со странами Евросоюза. При этом внешнее фондирование является одним из основных факторов роста банковской системы республики. Возникновение глобального кризиса ликвидности стало неожиданностью для казахстанской банковской системы. Последствия ограничения доступа на международные рынки капитала могли быть достаточно серьезными, учитывая большую долю зарубежного фондирования в формировании пассивов. Однако сегодня можно констатировать, что в целом банковская система Казахстана сумела справиться с основными негативными последствиями глобального кризиса. Качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность) в целом по банковской системе, с учетом ситуации на международных рынках капитала, достаточны для осуществления выплат по имеющейся задолженности. Однако имеющихся внутренних ресурсов недостаточно для обеспечения наблюдавшихся в докризисный период темпов роста, то есть возможность получения долгосрочных финансовых ресурсов изза рубежа остается для банковской системы Казахстана основным фактором роста в перспективе.

В настоящее время необходимость поддержания высокого уровня ликвидности для выплат по краткосрочным займам на фоне узкого внутреннего рынка, особенно в условиях международного кризиса ликвидности, приводит к сокращению темпов роста банковской системы. Ряд банков существенно сократили свои кредитные программы с целью консолидации средств по предстоящим выплатам. В данной связи наиболее важным условием дальнейшего развития банковской системы Казахстана, по мнению автора настоящей статьи, является выработка и принятие банками новых стратегических путей развития, учитывающих изменившуюся конъюнктуру рынка. Одним из вариантов новой стратегии, среди прочих, может стать смена экстенсивного пути развития на интенсивный (повышение качества развития), повышение спроса на банковские услуги со стороны малого и среднего бизнеса.

Происходит переориентация банков на краткосрочные кредиты, что связано с необходимостью обеспечения быстрого оборота активов и поддержания ликвидности для выплат по внешним займам. Так, на фоне сокращения кредитования корпоративного сектора в Казахстане продолжается рост объемов розничного кредитования. При этом в структуре розничного портфеля увеличиваются объемы потребительского кредитования при одновременном сокращении ипотечных займов, что уже привело к уменьшению спроса на строительном рынке и резкому снижению цен на недвижимость. Ожидается также снижение темпов трансграничной экспансии казахстанских банков в связи с отсутствием у последних избыточной ликвидности.

Доля просроченной задолженности в ссудном портфеле пока некритична, но может стать одним из факторов нестабильности в среднесрочной перспективе. Стагнация в строительном секторе, связанная со снижением объемов ипотечного кредитования, ухудшает банковские активы в связи с высокой вовлеченностью банков в кредитование строительных компаний. Политические риски в среднесрочной перспективе незначительны в связи с появившейся у действующего президента Казахстана конституционной возможностью быть переизбранным неограниченное количество раз. В то же время в долгосрочной перспективе риски остаются высокими, что связано с отсутствием опыта преемственности власти в стране. Уровень непрозрачности бизнеса в банковском секторе все еще высокий (особенно у крупнейших банков), однако наблюдаются положительные сдвиги в части раскрытия конечных собственников в сегменте крупных и средних банков. Отмена ограничений для нерезидентов по вхождению в капитал казахстанских банков позволяет прогнозировать увеличение доли иностранного капитала в финансовом секторе республики. Эффективность банковской деятельности остается достаточно высокой. При среднем показателе ROA (return on assets) в 2,4% (в годовом выражении) наблюдается обратная зависимость между размером банка и показателями эффективности его деятельности.

Карточный бизнес

Эмиссия. Акцент на динамичное развитие розничного банковского рынка, имевший место в течение нескольких прошлых лет, придал импульс количественному расширению сегмента платежных карт и адекватному развитию эквайринговой инфраструктуры на рынке Казахстана. На начало 2008 г. эмиссию платежных карт осуществляли 19 банков и АО «Казпочта» – небанковская организация, осуществляющая отдельные виды банковских услуг. Необходимо отметить, что первая двадцатка банков республики, в которую входят все вышеупомянутые 19 банков – эмитентов платежных карт, по совокупному объему активов на начало нынешнего года занимала 99,4% рынка. В связи с чем можно с уверенностью констатировать, что основной круг игроков на карточном рынке уже сложился, при этом вероятность появления в обозримом будущем новых невысока ввиду небольших размеров банков, не представленных до сих пор в карточном бизнесе.

Подавляющий объем эмитированных карт (по оценкам агентства KzRating, от 80 до 90%) принадлежит шестерке крупнейших банков: АО «Казкоммерцбанк», АО «БТА», АО «Народный банк», АО «Альянс банк», АО «АТФ банк» и АО «Банк ЦентрКредит». Лидером по количеству выпущенных карточек является «Народный банк» (правопреемник Сберегательного банка Казахской ССР) ввиду традиционно широкого охвата его услугами клиентуры из числа физических лиц. Единственное в республике небанковское финансовое учреждение, занятое в карточном бизнесе, – АО «Казпочта» – реализует проект национальной платежной карточки «KazCard». В рамках проекта предполагается создание инфраструктуры обслуживания карт преимущественно в сельских районах Казахстана, где данный почтовый оператор является сегодня единственным проводником финансовых услуг. Впрочем, в силу объективных причин (отсутствие реального спроса на данные карты со стороны потребителей) особого развития данный проект не имеет. Показательно, что в 2007г. АО «Казпочта» впервые приступило к работе с картами международных платежных систем. По состоянию на начало 2008г., держателем как минимум одной платежной карты являлся каждый третий житель Казахстана. Общее число эмитированных карт составило 5,6 млн. при количестве держателей 5,3 млн. человек. Увеличение данных показателей по сравнению с аналогичной датой 2007 г. составило 36,9% и 35,7%, соответственно.

Широкий охват населения карточными программами связан в первую очередь с успешным внедрением зарплатных проектов, предлагающих экономичный как для работодателя, так и для сотрудников предприятий механизм перечисления заработной платы. Определенные успехи были достигнуты в части перевода на расчеты по картам пенсионных платежей и стипендиальных выплат. Основной объем выпущенных в обращение карт составляют карты международных платежных систем (96,4% совокупного объема), главным образом Visa Int. (74,3%). Несмотря на то что ряд банков реализует свои локальные карточные программы (AltynCard – АО «Народный Банк Казахстана» и АО «АТФБанк»; SmartAlemCard – АО «Банк ТуранАлем»; Каспийский – АО «Банк «Каспийский»; локальная карточка Ситибанка Казахстан – АО «Ситибанк Казахстан»; локальная карточка Цесна Банка – АО «Цесна Банк»; TemirCard – АО «Темiрбанк» и KazCard – АО «Казпочта»), особого распространения данные проекты не получили ввиду ограниченной функциональности карточных продуктов.

Эквайринг. В целом необходимо отметить, что наиболее популярной среди держателей карт в Казахстане операцией попрежнему остается снятие заработной платы с картсчета в виде наличных. Исходя из статистических данных Национального Банка Казахстана, в декабре 2007г. объем безналичных платежей по картам составил только 9,4% совокупного оборота. Прошедший год не стал переломным в этом отношении. Темпы роста объемов операций по выдаче наличных по-прежнему превышают темпы роста объемов безналичных платежей: 54,3% против 28,0%, соответственно. Совокупный размер среднемесячных остатков на картсчетах в 2007г. составил в республике 81,1 млрд. тенге (676 млн. долл. США), увеличившись по сравнению с аналогичным показателем 2006г. на 35,4%.

Инфраструктура обслуживания. В региональном разрезе по уровню насыщения услугами, предоставляемыми в рамках карточных программ, лидируют крупные города республики, абсолютным лидером среди которых является г.Алматы – финансовая столица Казахстана. На долю Алматы приходится 22,5% эмитированных карт, 29,6% установленных POSтерминалов и 22,8% от общей инсталляционной базы банкоматов. Такая высокая концентрация объясняется как сосредоточением в городе финансовых институтов (из 35 коммерческих банков, действующих в Казахстане, у 34 головные подразделения расположены в Алматы), так и высокой плотностью населения (здесь проживает около 10% населения республики) и сравнительно высоким уровнем жизни по сравнению с общереспубликанскими показателями. С точки зрения развития карточных продуктов определяющей тенденцией выступает смена эмитентами акцентов с политики экстенсивного увеличения числа клиентов на развитие сервисной составляющей своих карточных программ и развитие инфраструктуры обслуживания держателей карт. На сегодняшний день представляется очевидным, что потенциал количественного роста карточного рынка Казахстана без соответствующего развития сервисного наполнения достаточно ограничен.

POS-терминальная сеть. Инфраструктура карточного рынка Казахстана развивается достаточно динамично. Сеть POSтерминалов на территории республики в 2007г. расширилась на 51,5%, составив на начало 2008 г. 16,4 тыс. устройств. При этом опережающими темпами растет количество терминалов, установленных в торговой сети (рост – 52,7%), на конец прошлого года их количество составило 13,1 тыс. ед., или 80,1% от совокупной инсталляционной базы.

Сеть банкоматов. Число установленных на территории республики банкоматов на начало 2008 г. составило 4,4 тыс. устройств, увеличившись за год на 92,5%. Столь высокие темпы роста (по сравнению с увеличением эмиссии) связаны с развитием эквайринговой инфраструктуры банков, до недавнего времени незначительно представленных на карточном рынке. При этом лидером по числу установленных банкоматов, как и по уровню развития эквайринговой сети в целом, остается АО «Народный банк». С точки зрения предоставления дополнительных услуг значительная доля установленных в республике банкоматов обладает достаточно широкой функциональностью. Помимо снятия наличных через такие банкоматы предоставляются услуги проведения платежей в адрес операторов мобильной связи, перевода денежных средств с карты Visa на карту Visa, получения кредитного лимита в рамках зарплатных проектов (АО «Народный банк») и ряд других платежных и информационных сервисов. Растет число банкоматов с функциями «cash in», хотя их доля в общей инсталляционной базе пока невелика. Лидерами развития сети таких устройств являются АО «Казкоммерцбанк» и АО «БТА». Процессинг. Необходимо отметить, что банками Казахстана инвестируются достаточно серьезные средства в развитие процессинговой инфраструктуры. Если на заре становления карточного бизнеса в республике содержание in-house процессингового центра могли позволить себе лишь самые крупные банки, в настоящее время практически каждая кредитная организация, развивающая карточные программы, имеет собственный процессинг. Последним событием в данной области стал недавний отказ АО «Темiрбанк» от услуг «Народного банка» и организация данной структурой собственного процессингового центра.

Кредитные карточные программы. Новый импульс в развитии рынка связан с ростом привлекательности для банков кредитных продуктов. Текущая ситуация на кредитном рынке, связанная с уже упомянутым отсутствием доступа на внешние рынки заимствования, с одной стороны, и необходимостью консолидации финансовых ресурсов для выплат по действующим займам перед нерезидентами – с другой, делает краткосрочное кредитование наиболее эффективным инструментом регулирования денежного потока для обеспечения предстоящих выплат. Кроме того, рост общего уровня рисков при кредитования ипотеки, связанный с имеющейся тенденцией снижения стоимости недвижимости, приводит к повышению роли кредитных карточных продуктов в поддержании портфеля розничных займов. Фактически начиная с середины 2007г. ряд банков начал достаточно активное продвижение кредитных карточных продуктов на рынке республики.

Вместо послесловия

Наблюдаемый сегодня достаточно высокий уровень финансового надзора является следствием продуманных реформ в банковском секторе Казахстана, а также сравнительно небольшого количества работающих в республике финансовых институтов. Вместе с тем преобладание корпоративных интересов в банковском сообществе и низкая эффективность взаимодействия коммерческих банков и регуляторов в лице Агентства по надзору и регулированию финансовых рынков и финансовых организаций и Национального банка Казахстана могут замедлить развитие банковской системы в будущем. Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации, можно говорить, что устойчивость развития банковской системы Казахстана зависит от эффективности мер по обеспечению сопоставимости темпов роста финансового сектора и экономики страны в целом. И от того, насколько действенными окажутся шаги регуляторов по управлению развитием банковского сектора в среднесрочной перспективе, будет зависеть состояние финансовой системы Казахстана как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе.


1В группу крупнейших банков включены финансовые институты с активами, превышающими эквивалент 15 млрд. долл. США, крупных – 7,5 млрд. долл., средних – 1 млрд. долл.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?