Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

МПК: универсальная площадка процессинговых услуг

(Нет голосов)

13.03.2008 Количество просмотров 1558 просмотров

Многопрофильная процессинговая компания (МПК) является пока еще сравнительно молодым, но весьма перспективным участником российского рынка процессинговых услуг. Сегодня компания оказывает процессинговые сервисы не только одному из своих основных акционеров – группе банков «Связь-Банк», но и крупнейшему сетевому розничному оператору страны – ФГУП «Почта России». О современных рыночных позициях компании, ключевых результатах ее работы в 2007г. и перспективных направлениях рассказывает Александр Цуркин, и. о. генерального директора МПК.

ПЛАС: Вначале – не могли бы вы сказать несколько слов об истории деятельности компании?

А. Цуркин: Компания МПК была создана в октябре 2005 г. с участием ОАО АКБ «Связь-Банк» и лизинговой компании «РТК-Лизинг» – структурами, которые работают с компаниями, специализирующимися на информатизации и развитии телекоммуникационного рынка в России, – и были заинтересованы в такого рода услугах, как процессинг финансовых операций.

Первыми клиентами МПК стали ОАО АКБ «Связь-Банк» и ФГУП «Почта России». Из основных этапов начала деятельности МПК можно выделить следующие: • В конце 2005г. компания начала предоставлять услуги процессинга в рамках приема платежей в пользу одного из крупнейших операторов фиксированной связи в России – компании ОАО «Южная телекоммуникационная компания»; платежи принимаются в сети отделений почтовой связи ряда областей Южного федерального округа РФ.

• Начиная сфевраля 2006г. компания принимает участие в совместном проекте Связь-банка и одного из крупнейших операторов мобильной связи РФ – ОАО «Мегафон» – по созданию сети приема платежей за мобильную связь и прочие услуги с использованием платежно-информационных киосков. Роль МПК в данном проекте – предоставление услуг процессинга в рамках приема платежей наличными и с использованием банковских карт, а также управление сетью cash-in терминалов.

• В июле 2006 г. на базе собственного процессингового центра МПК осуществила первые операции по процессингу транзакций по платежным картам Связь-Банка, который к тому моменту имел статус ассоциированного члена Visa Int. и аффилированного члена MasterCard Worldwide.

• В сентябре того же 2006 года МПК приступила к процессированию почтово-денежных переводов – одного из продуктов линейки почтовых услуг, предоставляемых населению ФГУП «Почта России». Таким образом, изначально компания МПК осуществляла процессинговое обслуживание двух основных видов операций – почтовых денежных переводов между физическими лицами, осуществляемых ФГУП «Почта России», и операций с банковскими картами, проводимыми Связь-Банком. В июле 2007г. Связь-Банк при участии МПК завершил сертификацию в качестве принципиального члена в Visa Int., а в ноябре 2007г. – в качестве принципиального члена MasterCard Worldwide. Кроме того, сама компания МПК прошла сертификацию в MasterCard Worldwide в качестве MSP и в начале текущего 2008г. получила подтверждение о соответствии стандартам безопасности платежной системы. Мы успешно прошли аудит на соответствие стандарту PCI DSS и до конца Iквартала 2008г. должны получить соответствующий сертификат.

ПЛАС: С какими показателями МПК закончила 2007г. и каких намерена достичь в наступившем 2008 г.? Наиболее интересные новые проекты, крупные клиенты и т.д. – в рамках каких направлений деятельности они были сосредоточены?

А. Цуркин: К концу 2007г. совокупный доход МПК увеличился по сравнению с 2006г. в 6 раз (на 500%). На сегодняшний день в структуре оборотов компании МПК преобладают обороты по процессинговым операциям, проведенным для двух основных клиентов – банковской группы Связь-Банк, в которую сейчас входят 4 банка (услуги процессинга по банковским картам), и ФГУП «Почта России» (процессинг почтово-денежных переводов и выдача наличных по картам международных платежных систем в сети почтовых отделений). По итогам 2007г. общий оборот по почтовым денежным переводам, процессируемым компанией, составил порядка 8 млрд. рублей. В свою очередь, объем эмиссии карт Visa Int. и MasterCard Worldwide Связь-Банка, операции по которым мы процессируем, достиг 300 тыс. карт. Общее количество процессируемых МПК карточных операций за 2007 г. составило около 700 тыс. на сумму более 2,3 млрд. рублей.

Интенсивность процессинговых операций для «Почты России» пока еще незначительна и составляет порядка 100 тыс. операций в месяц, проведенных с использованием банковских карт, и около 200 тыс. операций в месяц по почтовым переводам; их совокупный объем составляет порядка 1,5 млрд. руб. в месяц. В числе новых направлений деятельности МПК следует отметить прежде всего процессинг операций с использованием платежно-информационных киосков, постепенное развитие которого компания начала в 2006 г. К настоящему времени к процессинговому центру МПК подключены и обслуживаются около 400 платежно-информационных киосков, принадлежащих ОАО АКБ «Связь-Банк» и установленных в общедоступных коммерчески эффективных с точки зрения предоставления такого рода услуг местах, а также в офисах основных партнеров МПК – межрегиональных операторов связи, ОАО «Мегафон», отделениях и филиалах Связь-банка. Общее число эквайринговых устройств – ATM, POS-терминалов, платежно-информационных киосков, подключенных к процессингу компании, – составляет порядка 16 тыс. единиц, включая терминалы, устанавливаемые в течение последних двух лет в сети отделений почтовой связи «Почты Росси», насчитывающей порядка 42 тыс. отделений. Разнообразие перечисленных мною направлений деятельности МПК свидетельствует, в том числе, о нашей универсальности – т.е. готовности предоставить своим существующим и потенциальным клиентам самый широкий спектр услуг, в том числе по работе с банковскими картами, с переводами, с платежами наличными и т.д. Созданная МПК универсальная площадка процессинговых услуг базируется на уникальном опыте сотрудников компании и аппаратно-программном комплексе, включающем как собственные разработки компании и оборудование, соответствующее по своей производительности и надежности требованиям стоящих перед нами задач, так и стандартные продукты и решения, поставляемые на российский рынок. В 2007 г. активно развивалось и такое новое для МПК направление деятельности, как процессинг операций по приему платежей в адрес телекоммуникационных компаний. Так, начиная с 2006г. идет успешная реализация проекта с Южной Телекоммуникационной Компанией (ЮТК) – одним из ведущих российских операторов фиксированной связи, работающим в Южном федеральном округе РФ. В рамках данного проекта МПК обеспечивает процессинг платежей населения за фиксированную связь в адрес данного оператора. Общее количество обработанных платежей за 2007г. составило около 8 млн. операций. Совместно с компанией ОАО «СевероЗападный Телеком», предоставляющей услуги фиксированной связи в Северо-Западном федеральном округе, нами успешно завершен пилотный проект в Архангельской области и Ямало-Ненецком автономном округе. В ходе данного пилота полный бизнес-процесс обеспечивала «Почта России», а МПК привлекалась в качестве соисполнителя по оказанию процессинговых услуг. В течение 2007 года в пользу ОАО «Северо-Западный Телеком» нами было обработано около 1,5 млн. платежей. По результатам пилота в 2008 году мы предполагаем реализовать масштабный проект процессирования операций по приему платежей в адрес ОАО «Северо-Западный Телеком» по всему Северо-Западному федеральному округу. В 2006г. мы также заключили договор с ОАО «Ростелеком» по приему платежей за его услуги на всей территории РФ. При этом 2007г. продемонстрировал серьезный рост показателей в рамках этого проекта. Так, в течение 2007 года было обработано около 400 тыс. операций, и сегодня этот показатель продолжает расти.

ПЛАС: Специфика и перспективность такого направления, как процессинг денежных переводов? Его роль в общем бизнесе МПК?

А. Цуркин: Процессинг денежных переводов – достаточно интересное и перспективное направление деятельности МПК. Необходимость его реализации диктуется и нашим партнером – ФГУП «Почта России». Обладая сетью филиалов федерального масштаба, «Почта России» осуществляет свыше 20 млн. денежных переводов в месяц, что дает ей возможность занимать позиции лидера рынка денежных переводов в России. Исторически сложилась такая ситуация, что 15–20 лет назад денежные переводы по территории России проводило только это предприятие, поскольку такого инструмента, как банковский перевод, в то время просто не существовало. Одной из предпосылок заключения договора между МПК и ФГУП «Почта России» стало появление и достаточно активное развитие на рынке России большого количества коммерческих систем денежных переводов. На тот момент стало очевидным, что услуги денежных переводов «Почты России» нуждаются в современной информационной поддержке, и МПК разработала и предоставила данный процессинговый продукт. Его внедрение дало «Почте России» возможность предоставить своим клиентам современный информационный сервис – почтовый перевод идет сегодня не более 2–3 сек., после чего денежные средства доступны для выплаты получателю. Стоит отметить, что для этого нам пришлось решить весьма сложную задачу по разработке такого продукта, который был бы приспособлен к почтовым технологиям и соответствовал бы всем отраслевым требованиям (по формам документов, по протоколам прохождения операции и т. д.), а также стандартам и нормативам почтовой отрасли, определяемым Мининформсвязи РФ и Федеральным агентством связи РФ, на которых базируется работа ФГУП «Почта России». Сегодня мы можем констатировать тот факт, что компания МПК с этой задачей успешно справилась! Используемые МПК решения соответствуют всем стандартам, которые применяются в почтовой отрасли РФ, обеспечивая расчетной информацией подразделения ФГУП «Почта России», а также их контрагентов. При этом на деятельность других систем денежных переводов, работающих на отечественном рынке, подобные внутренние требования и стандарты по понятным причинам не распространяются. В настоящее время разрабатывается перспективный план развития взаимодействия и сотрудничества между МПК и ФГУП «Почта России», который, в частности, предусматривает развитие процессинговых услуг МПК для «Почты России» и на их базе дальнейшее развитие финансовых услуг, предоставляемых населению страны в сети отделений почтовой связи. В перечень этих услуг входят такие актуальные направления, как международные денежные переводы, банковские операции и т. п.

ПЛАС: Ваша оценка общего современного состояния эквайрингового рынка в России?

А. Цуркин: Объем эмиссии платежных карт на территории России постоянно и достаточно динамично растет. Соответственно, у рынка эквайринга нет иного пути, как увеличиваться в объемах приблизительно такими же темпами. При этом, как показывает рыночная практика, такое направление, как эквайринг, сегодня активно развивается не столько в регионах Москвы, Санкт-Петербурга и Европейской части России, но и в восточных областях страны, демонстрирующих активный рост эквайринговой инфраструктуры.

ПЛАС: Достижения МПК в направлении построения и поддержки лоялти-систем, в том числе, в рамках EMV-проектов, в 2007 г.?

А. Цуркин: В настоящее время одним из основных партнеров и поставщиков решений для процессинговых информационных систем, используемых МПК, является компания OpenWay, программное решение которой позволяет нам проводить процессинг транзакций в рамках loyaltyпрограмм наших клиентов. К сожалению, пока в этой области мы не добились сколько-нибудь значимых достижений, так как до настоящего времени еще не получали заказы от наших клиентов на построение и поддержку loyalty-систем. Следует принимать во внимание, что любая loyalty-программа – это не только технологическая составляющая. При ее создании гораздо важнее отследить проявления лояльности клиентов, а также способы стимулирования последних к приобретению товаров (услуг). Однако это, в свою очередь, является непосредственной задачей наших клиентов и партнеров, которым мы, разумеется, готовы оказать необходимую помощь и консультационную поддержку. Хотелось бы также отметить, что к настоящему времени сложно назвать успешными подавляющее большинство так называемых мультибрендовых лоялти-проектов, реализованных на российском рынке. Исключение, пожалуй, составляет лишь проект банка Финсервис и сети «Седьмой Континент», в рамках которого банком эмитировано уже порядка 400 тыс. карт. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена тем, что при построении лоялти-систем с участием нескольких партнеров всегда очень сложно выстроить не столько саму технологическую платформу, сколько правильные взаимоотношения между партнерами программы, определить, каким образом участие в программе повлияло на объемы продаж, на формирование и привлечение новых категорий клиентов для каждого из них, создать оптимальные условия для всех участников программы, и т.д. Несмотря на это, я считаю, что определенные перспективы у российского рынка программ лояльности имеются. При этом применение чиповых технологий и, в частности, технологий стандарта EMV, представляется весьма эффективным для решения технологических задач в рамках проектов лояльности, поскольку они позволяют значительно облегчить обработку транзакционной информации и использование лоялти-продуктов самим потребителем.

ПЛАС: Каким образом, с вашей точки зрения, процесс EMV-миграции может способствовать развитию отечественного рынка эквайринга (реализация дополнительных приложений, прежде всего лоялти-апплетов, и т. д.)?

А. Цуркин: Очевидно, что любая EMV-операция гораздо безопаснее, чем традиционная операция, проводимая по карте с магнитной полосой. Таким образом, использование EMV-технологии делает и эмиссионный, и эквайринговый бизнес намного более безопасными. Ни для кого не секрет, что необходимость миграции на чиповые технологии, в частности, на EMVпродукты, была вызвана в Европе высоким уровнем мошенничества. Уровень мошеннических операций в России сегодня также увеличивается, но пока еще не принял европейских масштабов. Поэтому миграция российских банков на EMV-продукты будет не только способствовать снижению объема мошеннических операций, но и, что гораздо важнее, позволит предотвратить скачкообразный рост фрода, неизбежный в противном случае. Вкупе с современными системами фрод-мониторинга и риск-менеджмента банки и процессинговые компании получают вполне эффективный метод борьбы с мошенничеством, который, как показывает опыт той же Великобритании, полностью себя оправдывает при нынешнем уровне развития рынка прямых продаж карточных продуктов. Однако способствует ли сегодня EMVмиграция развитию карточного бизнеса в стране – сказать пока сложно.

ПЛАС: Каковы сегодняшние планы МПК в направлении EMV-миграции? Наиболее интересные проекты по эмиссии EMVпродуктов, которые компания реализует сегодня с банками?

А. Цуркин: К настоящему моменту компания МПК начала процесс сертификации банков группы «Связь-Банк» на EMV-эквайринг и EMV-эмиссию в Visa Int. и MasterCard Worldwide. Кроме того, на основании собственных исследований и разработок по усовершенствованию процессинговых систем МПК делает своим клиентам актуальные предложения по использованию более безопасных платежных технологий.

ПЛАС: Какие еще перспективные проекты компания намерена реализовать в ближайшем будущем?

А. Цуркин: Основным направлением дальнейшего развития МПК остается процессинг самого широкого спектра электронных финансовых операций для наших партнеров, в частности, информационное обеспечение карточного бизнеса группы банков Связь-Банк, а также информационное обеспечение работы ФГУП «Почта России» на рынке денежных переводов. Как показывает наш опыт сотрудничества с «Почтой России» и Связь-банком, существует целый ряд предпосылок для качественно нового витка развития финансовых услуг, предоставляемых «Почтой России». Это, в свою очередь, становится основанием для начала этапа более тесного и эффективного партнерства Связь-Банка и «Почты России», включая появление в портфеле последней целого ряда новых продуктов и услуг. Надеюсь, что при этом партнерами будут все более востребованы высокотехнологичные услуги нашей компании. Кроме этого, с нашим участием ФГУП «Почта России» и Связь-Банк намерены довести количество платежно-информационных киосков, подключенных к процессингу МПК, до 10 тыс. устройств. Не менее перспективным направлением мы считаем дальнейшее развитие процессинговых продуктов для телекоммуникационных компаний, а также создание и продвижение новых процессинговых услуг для операторов сотовой связи и платежных систем. В частности, в ближайшей перспективе с нашим участием планируется запустить пилотный проект с одним из ведущих операторов сотовой связи России по созданию системы мобильных платежей, где в качестве платежного инструмента используется мобильный телефон и средства клиента на банковских и «мобильных» счетах. Такие проекты уже представлены на рынке, однако разрабатываемый с нашим участием продукт обещает быть максимально безопасным, широким по спектру предоставляемых сервисов и удобным для рядового пользователя. Более подробно об этом проекте говорить пока рано, но надеюсь, что в III–IV кварталах 2008 г. мы уже сможем поделиться соответствующим опытом. Помимо этого, в планах МПК на ближайшее будущее – начать предлагать свои услуги по процессингу транзакций сторонним банкам в качестве аутсорсинговой компании. При этом нашим потенциальным клиентам мы готовы продемонстрировать не только показатели своей работы, но и свою способность предоставить качественное и безопасное процессирование достаточно больших объемов транзакций (в том числе, денежных переводов), широкой сети банкоматов и инфокиосков. О высоком потенциале компании свидетельствуют текущие объемы обрабатываемой нами информации, а также результаты аудиторских проверок. Мы готовы предложить разработку и реализацию проектов «под заказ» с выполнением работ под конкретные требования заказчика. Отмечу, что из работающих сегодня на российском рынке процессинговых компаний фактически мало кого можно назвать реально независимыми. На этом фоне крупные банки, заинтересованные в развитии собственного бизнеса, создают inhouse процессинговые центры. И пока эта тенденция остается неизменной. Так, сегодня ни один из крупных игроков карточного рынка не собирается выпускать из-под собственного контроля как эмиссионную, так и эквайринговую деятельность, поскольку опасается, в том числе, и рисков по утечке информации к конкурентам. Другое дело, что со временем такой ресурс, как in-house процессинговый центр, становится достаточно обременительным с финансовой точки зрения, поскольку для банка это не только непрофильный, но и довольно ресурсоемкий бизнес. Есть шанс, что с более широким приходом на российский банковский рынок зарубежных кредитно-финансовых институтов, например, после вступления России в ВТО, российские банки возьмут на вооружение западную практику передачи процессинговых услуг на аутсорсинг. Думаю также, что сложившаяся ситуация может поменяться и с приходом в Россию зарубежных операторов. Однако убедить российские карточные банки избавиться от in-house процессинга и привлечь их на обслуживание к процессорам третьей стороны будет достаточно сложно.

ПЛАС: Какова современная региональная политика МПК? Какие регионы видятся вам наиболее перспективными?

А. Цуркин: Региональная политика МПК диктуется прежде всего заказами клиентов. В настоящее время собственных филиалов в регионах у МПК пока нет, однако мы активно развиваем свой бизнес и на Юге России (в Краснодаре), и на Севере (в Архангельске). Достаточно перспективными с точки зрения востребованности наших услуг регионами являются Урал, Красноярск, Новосибирск, Южная Сибирь, Дальний Восток, которые характеризуются увеличением финансового благосостояния местного населения и, как следствие, ростом востребованности банковских услуг. Недавно мы начали переговоры с такой перспективной сегодня платежной системой, как China UnionPay (CUP). К сегодняшнему дню CUP, демонстрирующая высокий рост оборотов, полностью охватила своими услугами рынки стран ЮгоВосточной Азии – Японию, Вьетнам, Таиланд и т. д. Платежная система начала развивать свою деятельность в Казахстане и имеет также определенные планы по экспансии на российский рынок, пока очень осторожные. По моему мнению, сегодня наибольшие перспективы у CUP имеются на Востоке России. Ввиду того что основной вендор МПК – компания OpenWay – располагает решением, сертифицированным в CUP как по эмиссии, так и по эквайрингу, МПК планирует в скором времени предложить своим партнерам и клиентам услуги по эквайрингу карт данной платежной системы. Если говорить о существующем региональном бизнесе основных клиентов компании, стоит отметить охват филиалами и отделениями ФГУП «Почта России» всей территории страны, а также сеть из 52 филиалов Связь-Банка.

Текст статьи читайте в журнале  "ПЛАС" 2 (132) ’2008 с. 43



Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… папуасы Новой Гвинеи изобрели собственную ракушечную «валюту» тамбу, которой пользуются до сих пор? Эти деньги изготавливают из раковин моллюска аркуллярия каллоза. Красивые ракушки очищают, отбеливают, просверливают и нанизывают на шнуры. В таком виде они и являются «тамбу», что на языке папуасов означает «деньги», «богатство».