Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Аутсорсинг как ключ к эффективности карточного бизнеса

(Нет голосов)

30.04.2008 Количество просмотров 1054 просмотра

Антон Романчук, Председатель Правления Украинского процессингового центра
Как известно, эмиссия или эквайринг платежных карт требуют от банков чрезвычайно высоких инвестиций в оборудование, программное обеспечение и обучение персонала. Одним из путей решения данной проблемы, который уже давно получил широкое распространение за рубежом, является аутсорсинг: передача непрофильной для банков деятельности специализированным компаниям, которые могут взять на себя технологические аспекты развития и поддержки банкоматных и POS-терминальных сетей, фрод-мониторинг и процессинг транзакций, а также решение всего спектра сопутствующих задач. О перспективах развития аутсорсинга в банковском секторе Украины рассказывает Антон Романчук, Председатель Правления «Украинского процессингового центра» (УПЦ).

Антон Романчук – Председатель Правления Украинского процессингового центра.

В 1998г. окончил Киевский национальный экономический университет по специальности «банковское дело», выпускник Международного института менеджмента, МВА (2002г.).

С 1997г. работал в банке «Аваль» (Киев, Украина), в период 2007–2008гг. занимал должность исполнительного директора по продажам «Райффайзен Банк Аваль».

ПЛАС: Несколько слов об аутсорсинге в карточном бизнесе как таковом: чем обусловлена растущая в последние годы популярность схемы аутсорсинга среди банков, и каковы ее основные преимущества?

А. Романчук: На 1 января 2008г. эмиссию и/или эквайринг платежных карт осуществляли 127 украинских кредитно-финансовых учреждений, выпустивших на этот период в общей сложности свыше 41 млн. карт (рост по сравнению с 2007г.). Очевидно, что карточный бизнес становится в последние годы все более популярным направлением банковской розницы, учитывая как доходность программ платежных карт, включая комиссии по каждой транзакции, ресурсы дебетовых карт и высокую маржу от кредитных карт, так и возможность эффективного привлечения широких групп новых клиентов – держателей карт. Кроме того, это уникальная возможность предложить существующим и потенциальным клиентам универсальный инструмент для доступа к самому широкому спектру банковских услуг, каковым являются современные карточные продукты. Таким образом, любой кредитный институт, всерьез претендующий на существенную долю рынка банковского ритейла, сегодня рассматривает карточные программы как неотъемлемую и весьма значимую составляющую своего розничного бизнеса. В то же время представляется очевидным: реализация карточных проектов неразрывно связана с решением целого ряда сугубо технологических задач, таких как эмиссия и эквайринг, а также развитие инфраструктуры обслуживания. Особое место здесь занимает создание и поддержка сети автоматизированных устройств банковского самообслуживания, включая закупку и установку банкоматов, их подключение, а также поддержка, обслуживание и управление сетью ATM. Следует отметить, что техническое обслуживание банкоматных сетей требует времени и немалых инвестиций. Разумеется, это отвлекает финансовые, временные,интеллектуальные и кадровые ресурсы банков от единственной по-настоящему профильной для них деятельности – обслуживания клиентов, развития продуктивного ряда, увеличения продаж, конечно же, получения прибыли. Именно поэтому в последние годы на рынках стран постсоветского пространства появляются принципиально новые участники – специализированные аутсорсинговые компании, готовые взять на себя техническую сторону карточного бизнеса банков, предлагая кредитно-финансовым учреждениям высокую эффективность работы банкоматных сетей при значительно более низких необходимых инвестициях в их развитие и поддержку. И карточный рынок Украины не является в данном случае исключением. Примером здесь может выступать Украинский процессинговый центр, предоставляющий своим многочисленным клиентам из числа кредитно-финансовых организаций в рамках аутсорсинга широкий спектр сервисов, связанных с организацией и развитием карточного бизнеса: процессинг транзакций, аутсорсинг банкоматов, а также поддержка и управление банкоматной сетью.

ПЛАС: Как вы оцениваете современные рыночные позиции УПЦ на карточном рынке Украины? Какое место в бизнесе компании отводится аутсорсингу?

А. Романчук: На рынке процессинговых услуг мы работаем с 1997г. При этом следует отметить, что все это время УПЦ не только развивал свой бизнес параллельно с развитием рынка платежных карт Украины, но и во многом способствовал его формированию. Уже 11 лет подряд УПЦ занимает лидирующие позиции на этом рынке как с технологической, так и с профессиональной точки зрения. Сегодня УПЦ обслуживает 50 украинских банков, а также 2 крупных банка в Восточной и Центральной Европе. Мы уже готовы к тому, чтобы конкурировать с зарубежными игроками в области высоких технологий, тем более что некоторые наши решения опережают предложения конкурентов на несколько лет. Постоянно предлагая нашим клиентам новые решения и технологии для развития розничного бизнеса, в этом году мы выходим на рынок с принципиально новым предложением для банков – речь идет о полном аутсорсинге банкоматной сети.

ПЛАС: Что конкретно подразумевается в данном случае под полным аутсорсингом?

А. Романчук: Сегодня мы предлагаем банкам две основные схемы полного аутсорсинга банкоматной сети. В рамках первой из них по соглашению с банком УПЦ осуществляет полное аутсорсинговое обслуживание принадлежащей ему сети банкоматов. Таким образом, мы освобождаем своих клиентов от необходимости самостоятельно контролировать работоспособность АТМ: наши специалисты решают все технические и организационные вопросы относительно поддержки и обслуживания банкоматной сети. Мы обеспечиваем бесперебойную работу устройств и высокий уровень доступности банкоматов, минимизируя время простоя устройств, а также берем на себя все заботы о техническом обслуживании сети. Это позволяет банку сконцентрироваться на профильной для себя деятельности. Избавившись от необходимости решения сугубо технических задач, помимо экономии интеллектуальных, временных и финансовых ресурсов, банк получает возможность значительно повысить качество обслуживания существующих клиентов и эффективность привлечения новых, а также сосредоточиться на разработке и продвижении на рынок новых востребованных продуктов и услуг. Таким образом, благодаря предлагаемому УПЦ полному аутсорсингу банкоматной сети кредитное учреждение получает существенные конкурентные преимущества. О востребованности данной услуги на карточном рынке Украины свидетельствует тот факт, что до конца нынешнего года мы планируем взять на обслуживание от 550 до 1400 банкоматов как минимум трех банков. Другой вариант полного аутсорсинга банкоматной сети предлагает банкам, не имеющим пока собственной сети автоматизированных устройств самообслуживания, возможность подключиться к уже готовой банкоматной сети, принадлежащей непосредственно компании УПЦ. В рамках этой схемы мы, упрощенно говоря, сдаем банкоматы в аренду под ключ. Разумеется, при этом УПЦ не только устанавливает банкоматы и обеспечивает их брендирование в пользу банкаклиента, но и подключает устройства к своему процессинговому центру, обеспечивающему авторизацию и процессинг транзакций, а также оказывает весь уже перечисленный перечень услуг по поддержке, контролю работоспособности и управлению банкоматной сетью. Следует отметить, что эта схема аутсорсингового бизнеса представляется нам одним из наиболее перспективных направлений, и у нас далеко идущие планы относительно его дальнейшего развития, поскольку мы видим высокий уровень интереса к этой услуге со стороны украинских банков. К концу 2008 г. принадлежащая УПЦ сеть ATM будет насчитывать, в том числе, 100–150 банкоматов, снабженных функцией автоматизированного депозитария (cash-in/cash-out). 50 таких устройств мы уже закупили для «Дельта Банка». До этого у «Дельта Банка» не было собственной сети АТМ. Использование готовой банкоматной сети УПЦ позволило банку сэкономить значительные средства и время, необходимые для построения собственной сети автоматизированных устройств самообслуживания (так, например, в среднем внедрение одного банкомата с функцией cash-in сегодня обходится банкам в сумму свыше 30 тыс. евро). Предлагаемый нами вид аутсорсинга дает возможность банку практически сразу получить готовую сеть банкоматов без инвестиций в оборудование и ПО. При этом cash-in банкоматы позволят перевести часть распространенных розничных банковских операций (погашение кредитов, пополнение депозитов и картсчетов наличными) в режим самообслуживания, а также сократить необходимые инвестиции на содержание традиционных банковских отделений и их персонала.

ПЛАС: Расскажите об основных преимуществах аутсорсинга для банков.

А. Романчук: Использование услуг полного аутсорсинга позволяет банкам повысить эффективность работы банкоматной сети, в том числе благодаря услуге cashменеджмента высвободить часть наличных средств, загружаемых в банкоматы, а также снизить общее время простоя устройств за счет мониторинга работоспособности устройств. Следует отметить, что на сегодняшний день на рынке Украины функционирует более 20 тыс. банкоматов, однако, на мой взгляд, больше 50% из них могли бы использоваться намного эффективнее, и прежде всего за счет более грамотного выбора места установки ATM, обеспечивающего реальный поток потребителей. Кроме того, эффективный cash-менеджмент позволяет высвободить значительную часть наличных денежных средств, занятых в банкоматах (до 30–40%). Для этого с помощью специального программного обеспечения специалисты УПЦ могут произвести точный расчет оптимальных сумм, загружаемых в каждый конкретный ATM, а также организовать правильный и своевременный маршрут инкассаций. Очевидно, что такой подход к банкоматной сети банка в целом обеспечивает кредитному учреждению экономию миллионов гривен и дает возможность использовать эти средства, например, для розничного кредитования. В свою очередь, программное обеспечение УПЦ, обеспечивающее мониторинг работоспособности банкоматной сети, позволяет минимизировать время простоя банкоматов. В среднем установленный на территории Украины АТМ доступен для пользователей, как правило, 90–95% рабочего времени, остальные 5–10% времени приходятся на простой. Централизованный подход к управлению банкоматной сетью позволит повысить уровень доступности устройства до 98%. Это весьма высокий показатель, учитывая, что 1% рабочего времени ATM, приходящийся на простой, – это сотни, а то и тысячи недовольных клиентов, жалоб и, разумеется, недополученная банком прибыль. Поэтому централизованный подход к управлению сетями ATM, предлагаемый УПЦ в рамках аутсорсинга, не только сокращает затраты банков, но и способствует повышению уровня качества обслуживания и тем самым росту лояльности существующих клиентов и привлечению новых клиентских групп. Получение банком всей необходимой актуальной информации о банкоматной сети в режиме реального времени, а также быстрое реагирование его служб и специалистов на возникновение различных ситуаций, требующих безотлагательного вмешательства, обеспечивает созданная в УПЦ круглосуточная служба поддержки. Также нами разработана информационная система удаленного доступа «UPCOnLine», позволяющая сотрудникам банка в любой момент получать необходимую информацию о состоянии карточных счетов клиентов, пользующихся услугами ATM, состоянии самих банкоматов, а также другие данные, находящиеся в зоне ответственности процессингового центра УПЦ. Зачастую при построении банкоматной сети очень трудно изначально правильно запланировать и рассчитать необходимый бюджет, так как у каждого подрядчика свои тарифы. Наша ценовая политика исключительно прозрачна. Банк с самого начала четко уведомляется обо всех установленных тарифах и тех услугах УПЦ, за которые они взимаются.

ПЛАС: Насколько востребованными, на ваш взгляд, окажутся услуги аутсорсинга среди украинских банков?

А. Романчук: Как я уже отмечал, в идеале все банки стремятся сосредоточить свои усилия именно на профильных для них направлениях: кредитование, депозиты, платежные карты и т. д., то есть продавать банковские услуги и получать за счет этого прибыль. Именно за это и отвечают руководители банков перед их собственниками. С другой стороны, стоимость содержания персонала, особенно высококвалифицированного, растет из года в год, и разросшийся штат сотрудников технических служб становится еще одним фактором давления владельцев на банковский менеджмент (особенно с приходом иностранных инвесторов). Важную роль начинает играть сегодня и такой критерий, как себестоимость ATM-транзакции. Когда банки начнут всерьез рассчитывать этот показатель, все преимущества аутсорсинга станут для них очевидны. На этом фоне мы предлагаем забрать у банков непрофильные для них функции, тем самым позволив им сократить штат сотрудников, чья работа не связана с непосредственным обслуживанием основных банковских операций. Таким образом, от этого выигрываем и мы, и банки, что уже само по себе гарантирует успех аутсорсинга.


Текст статьи читайте в журнале  "ПЛАС" 4 (134) ’2008 с. 14


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?