Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Эквайринг на АЗС от «АВТОТАНК»: секрет успеха – правило «одного окна»

(Нет голосов)

30.04.2008 Количество просмотров 1284 просмотра
Сегодня экспансия на вертикальные рынки становится все более актуальным направлением как для банков-эквайеров, заинтересованных в расширении масштабов своего бизнеса за счет охвата новых клиентских сегментов, так и для поставщиков эквайринговых решений. Особое место здесь отводится проектам организации системы приема безналичных платежей в сетях АЗС – чрезвычайно технологичному и в то же время весьма перспективному с точки зрения реализации новых инновационных решений и бизнес-моделей направлению. В последние годы данная тенденция находит все более широкое отражение и на рынке России, при этом, по оценкам экспертов, одним из основных движителей эквайринга в данной отрасли будут выступать автоматические автозаправочные станции (ААЗС). В качестве примера здесь можно привести проект ОАО «ЛУКОЙЛ», предусматривающий обеспечение приема международных платежных карт в рамках единой эквайринговой сети на АЗС «ЛУКОЙЛ» по всей территории России. Недавно его участники, в числе которых банк «Петрокоммерц», компании «АВТОТАНК» и СИТИНЕТ, заявили о начале новой стадии реализации проекта. Так, с 31 марта 2008 г. на ААЗС № 37 «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» реализован прием к оплате карт MasterCard Worldwide и Visa Int. на базе автоматических платежных терминалов (АПТ) LK-94 производства компании «АВТОТАНК». Наряду с карточными продуктами международных платежных систем на ААЗС также осуществляется прием смарт-карт системы ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» и наличных денежных средств. Планируется, что в течение второго квартала 2008 г. к проекту присоединятся все 16 ААЗС «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в СанктПетербурге, оборудованные АПТ LK-94. О том, насколько перспективным представляется в России такое направление, как внедрение ААЗС, оснащенных АПТ с возможностью приема широкого спектра банковских и топливных карт, а также о тех аппаратных и программных решениях, которые предлагаются сегодня ООО «АВТОТАНК» для этого сегмента рынка, в своем интервью журналу «ПЛАС» рассказывает генеральный директор компании Евгений Кынин.

ПЛАС: Вначале не могли бы вы рассказать о ключевых этапах развития такого инновационного направления, как автоматические АЗС, на мировом рынке, и той роли, которая сыграла в этом процессе материнская структура ООО «АВТОТАНК» – скандинавская компания Autotank?

Е. Кынин: Прежде чем перейти к рассказу о сегодняшнем дне ООО «АВТОТАНК», хотелось бы в двух словах коснуться более чем 40-летней истории деятельности нашей материнской структуры – шведскофинской компании Autotank, во многом совпадающей с историей европейского рынка автоматизированных АЗС. Компания Autotank была основана в 1964г. в Стокгольме (Швеция). Ее появление на рынке было ознаменовано представлением сенсационного для того времени решения – первого в мире платежного терминала, принимающего денежные банкноты. Впервые данное устройство было установлено на автозаправочной станции Shell в Стокгольме. С этого момента начался отсчет истории современной концепции автоматических автозаправочных станций (ААЗС) в Европе, включая использование так называемых отдельно стоящих платежных терминалов (Stand-Alone OPT, outdoor payment terminal) как на полностью безоператорных («холодных») АЗС, так и на АЗС смешанного типа, где ОРТ (или, используя русскую аббревиатуру, АПТ) применяются наравне с кассирами. В целом история Autotank богата инновационными решениями. Так, еще в первой половине 1970-х годов компания разработала первую в мире электронную систему самообслуживания на АЗС АТ500. а также систему приема к оплате «магнитных» fleet-карт той или иной топливной компании. А уже в 1979г. Autotank представила первую в мире полностью интегрированную автоматизированную систему для автозаправочных станций DAC-10, которая сочетала в себе систему управления топливораздаточными колонками (ТРК) и систему приема банкнот и карт. Эта революционная по тем временам разработка была впервые внедрена на автозаправочной станции ESSO в Швеции. Таким образом, развитие специалистами Autotank систем автоматизированного самообслуживания на АЗС (ААЗС) традиционно сопровождалось инновационными разработками в области автоматизированных платежных терминалов. К настоящему времени под брендом Autotank объединены 3 ранее самостоятельные компании-производителя оборудования для АЗС: Autotank AB (Швеция), ASPO Systems Oy (Финляндия) и Instrumentointi Oy (Финляндия). Дочерние компании и дилеры Oy Autotank Ab действуют на территории целого ряда скандинавских стран – Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии и Дании, стран Центральной и Восточной Европы, включая Польшу, Грецию и Венгрию, а также на многих рынках постсоветского пространства, начиная со стран Балтии (Латвии, Литвы и Эстонии) и заканчивая Казахстаном и, конечно же, Россией. Так, в октябре 2005г. компания Autotank учредила в Санкт-Петербурге свое дочернее предприятие – ООО «АВТОТАНК», генеральным директором которого я являюсь. Тот факт, что выбор был сделан именно в пользу Санкт-Петербурга, далеко не случаен – руководство Autotank изначально полагало, что научный и технологический потенциал этого города в полной мере соответствует задачам организации весьма наукоемкого производства, каким является выпуск автоматических топливораздаточных терминалов (АТТ) и автоматических платежных терминалов (АПТ). И, как показало время, это было абсолютно правильное решение.

ПЛАС: В каких странах мира концепция создания автоматических АЗС получила на сегодняшний день наиболее широкое развитие?

Е. Кынин: Как я уже отмечал, именно благодаря компании Autotank сама концепция автоматических АЗС претворилась в жизнь. То обстоятельство, что она нашла свое широкое применение в Европе именно в начале 1990-х годов, имеет вполне определенные предпосылки. Если посмотреть на экономическую ситуацию в целом, то, сравнивая специфику современного рынка, например, стран Скандинавии, со спецификой российского рынка, можно выделить целый ряд принципиальных различий. В первую очередь это значительно более высокая по сравнению с Россией стоимость человеческого труда в Западной Европе. Кроме того, если говорить конкретно о сегменте АЗС, то нельзя не отметить тот факт, что маржа, которую зарабатывают владельцы сетей АЗС на Западе (в среднем порядка 5%), значительно ниже аналогичного показателя их российских коллег (до 30% и выше). На этом фоне под влиянием двух упомянутых факторов сети АЗС на Западе неуклонно автоматизируются еще с 90-х годов прошлого века. Очевидно, что при этом среди участников рынка все более широкое применение находит соответствующее оборудование, производимое и поставляемое компанией Autotank, – автоматические топливораздаточные терминалы и платежные терминалы. Ключевым для компании регионом, где решения Autotank получили наибольшее распространение, является Скандинавия. Так, доля оборудования Autotank на рынках таких стран, как Норвегия, Финляндия, Швеция, Исландия и Дания, составляет сегодня порядка 80–85%. То есть совокупная инсталляционная база unattendedтерминалов самообслуживания производства Autotank, установленных в сетях АЗС на территории данных стран, достигает сегодня порядка 10 тыс. устройств. Большинство ААЗС в данном регионе являются либо полностью безоператорными, где весь функционал возлагается на автоматические платежные терминалы, либо относятся к ААЗС так называемого смешанного типа. В последних присутствует традиционный персонал, они могут быть совмещены с магазином или кафе, при этом АПТ устанавливаются на таких ААЗС либо для ускорения обслуживания клиентов в часы пик, либо для работы станции в режиме полного самообслуживания в ночном режиме. Эта концепция наряду с «холодными» ААЗС сегодня начинает получать распространение в России, точнее, пока еще только в Санкт-Петербурге. Хотя здесь в большей степени представлены полностью автоматизированные станции с нашим оборудованием, однако присутствуют и смешанные варианты, где АПТ применяются параллельно с работой традиционных кассиров.

ПЛАС: Основные направления деятельности и регионы ответственности ООО «АВТОТАНК»? Какие решения продвигаются сегодня вашей компанией на российский рынок?

Е. Кынин: Основными стратегическими задачами ООО «АВТОТАНК» изначально являлись производство и продвижение АПТ-устройств для ААЗС непосредственно в России, а также разработка для них локализованного ПО. Помимо российского рынка, в зону нашей ответственности входят страны постсоветского пространства за исключением стран Балтии, где оперируют местные локальные структуры Autotank, а также юг Восточной Европы, начиная от Болгарии и заканчивая Венгрией и Польшей. Как я уже отмечал, компания ООО «АВТОТАНК» была создана в 2005г., однако первые терминалы Autotank были установлены на территории РФ еще в 2000г., когда компания НЕСТЕ открыла в СанктПетербурге первую в стране автоматическую АЗС, где были установлены два АПТ, обеспечивавших прием платежей как наличными, так и по топливным картам с магнитной полосой «НЕСТЕ». Сегодня компания развивает обе основные концепции использования unattended/ Stand-Alone АПТ на рынке. Так, «ЛУКОЙЛ» и НЕСТЕ предпочитают создавать «холодные» (безоператорные) ААЗС. В свою очередь, компания ФАЭТОН практикует развитие сети АЗС смешанного типа. Сегодня спектр производимой нами продукции включает в себя АПТ двух категорий. Первая из них – это уже получившие широкую известность на отечественном рынке unattended/Stand-Alone терминалы, функционал которых включает в себя прием платежей как наличными, так и по магнитным и чиповым топливным картам, а с недавнего времени – и по банковским карточным продуктам международных платежных систем. К их числу относятся АПТ LK-94. Терминал LK-94 апробирован уже более чем семилетней эксплуатацией на территории России в сети ААЗС «НЕСТЕ» и «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в Санкт-Петербурге. Это наиболее распространенная модель в Европе, количество инсталляций которой на данный момент превысило 7000 устройств. АПТ LK-94 позволяет оплачивать заправку топливом как наличными, так и по «магнитным» и чиповым банковским картам, а также по смарт-картам топливных компаний. Аппарат оснащен устройством чтения/записи чиповых и магнитных карт; банкнотоприемником, предназначенным для приема платежей наличными. Вторая, еще более инновационная категория устройств, разработанная компанией Oy Autotank A, входящей в состав Autotank, выпускается нами под брендом CRIP (CardReader In Pump, т.е. «Кард-ридер на ТРК»). Исходя из названия, устройства CRIP предназначены для установки непосредственно на ТРК, обеспечивая прием платежей за топливо по банковским и fleet-картам топливных компаний. Подобные устройства широко применяются в странах Западной Европы и США, где для их обозначения используют обобщенный термин «PayAt-Pump» (Плати-на-ТРК). Терминал CRIP представляет собой устройство, выполняемое в виде блока, который монтируется непосредственно на ТРК. Его основными узлами являются дисплей покупателя, кнопки выбора, ПИН-клавиатура, картридер и принтер печати чеков. Одним из наиболее важных преимуществ CRIP, помимо предоставления клиентам возможности оплатить топливо, не отходя от ТПК, является мультивендорность данных устройств. Так, решения CRIP могут устанавливаться на широкий спектр ТРК различных производителей. В то же время следует отметить, что в силу особенностей своей идеологии устройства CRIP не содержат банкнотоприемника и, следовательно, могут обслуживать только платежи по картам. В Европе данные устройства уже традиционно работают как с картами топливных компаний, так и с банковскими картами. Все производимые компанией «АВТОТАНК» терминалы используют сертифицированные ОЕМ-комплектующие ведущих мировых производителей. Так, в качестве PED-устройства выступает ПИНклавиатура HYPERCOM K1200, сертифицированная на соответствие PCI PED. Для работы с картами используется SANKYO ICT 3Q8 – моторизованное устройство чтения/записи магнитных карт с тремя треками (ISO/IEC 7811) и чиповых карт (ISO/IEC 7811). Данный картридер сертифицирован по стандарту EMV level 1.

ПЛАС: В чем, на ваш взгляд, заключаются ключевые отличия между рынками стран Европейского региона и России с точки зрения продвижения концепции ААЗС, оснащенных АПТ?

Е. Кынин: В отличие от стран Скандинавии и Балтии, где, как я уже отмечал, данное направление получило широкое развитие еще с 1990-х годов и где «холодные» ААЗС распространены повсеместно, в России существует целый ряд как субъективных, так и объективных факторов, сдерживающих распространение подобных технологий. Сравнительно невысокий уровень оплаты человеческого труда, а также высокая маржа пока еще обусловливают прохладное отношение ряда топливных компаний к внедрению ААЗС. Топ-менеджеры данных структур традиционно отдают предпочтение построению масштабных АЗС, занимающих порой гектары площади, и часто просто не задумываются о возможности минимизировать свои расходы благодаря внедрению ААЗС за счет минимизации штата персонала, экономии на аренде и т.д. В то же время крупнейшие российские топливные компании в последние годы уже начинают четко осознавать, что, как и на Западе, в России дальнейшее развитие экономики неумолимо ведет к необходимости четко разделять направления бизнеса, сосредотачиваясь на профильных для конкретной структуры задачах. Так, например, в Европе уже существует ряд компаний, которые осуществляют розничную продажу топлива исключительно через «холодные» станции, существенно экономя на накладных расходах. В свою очередь, многие их коллеги, использующие большие АЗС, в то же время имеют на каждой такой станции как минимум хотя бы один ТРК с АПТ. Мы уверены, что в России развитие рынка будет происходить по аналогичному сценарию, и практика, включая текущие проекты, реализуемые компанией «АВТОТАНК», к рассмотрению которых я вернусь чуть позже, показывает, что у нас есть для этого все основания. Кроме того, нельзя не отметить, что для активного развития в России концепции ААЗС существует ряд препятствий сугубо технологического характера, обусловленных исторически сложившейся спецификой отечественного карточного рынка. И одним из таких факторов, до недавнего времени служивших серьезной помехой нашему бизнесу в России, являлась сложность решения вопросов организации приема банковских карт на оборудовании «АВТОТАНК». Основной причиной здесь можно назвать в первую очередь радикальное отличие структуры западного рынка процессинга банковских карт от российского. Если на рынках большинства европейских стран процессинговые услуги, как правило, централизованы, т.е. в каждой стране фактически оперирует единственный процессор, то в России, как известно, свой собственный ПЦ имеет почти каждый крупный карточный банк. Таким образом, ситуация, с которой мы столкнулись на российском рынке, коренным образом отличалась от условий, в которых привыкли работать наши шведско-финские коллеги. Дело в том, что, расширяя географию своего присутствия, компания Autotank двигалась «с севера на юг», т.е. из Скандинавии – в страны Балтии, затем в Польшу, а потом – и в Россию. И на рынке каждой страны, куда приходили специалисты Autotank, их первоочередной задачей было налаживание сотрудничества с местным процессором. В Финляндии таким централизованным процессором выступает компания Luottokunta, в Польше – PolCard (к настоящему времени там появился еще один ПЦ), в Латвии и Литве – FirstData, в Эстонии – PKK. Таким образом, в каждой стране работа Autotank по организации приема банковских карт на своем оборудовании сводилась к следующему: представители компании заключали соответствующие соглашения с местным процессором, получали от него описание используемых им хостовых протоколов, реализовывали собственный программный интерфейс для этого протокола и обговаривали структуру загрузки мастер-ключей. После этого проводились необходимые тестовые испытания и начиналась работа оборудования Autotank «в поле». В России, где количество хостовых решений прямо пропорционально количеству банков, поскольку большинство из них имеет собственный in-house процессинг, ситуация оказалась гораздо сложнее. Изначально попытки «АВТОТАНК» использовать схему достижения договоренностей с ключевыми карточными банками, аналогичную европейской, выявили отсутствие у последних реального интереса к работе с unattended АПТ, в первую очередь из-за отсутствия в их практике подобного опыта. И тогда, имея в числе своих заказчиков такую масштабную структуру, как ОАО «ЛУКОЙЛ», мы пошли несколько иным путем, правильность которого подтверждает недавняя успешная реализация проекта приема к оплате банковских международных карт на первой из 16 ААЗС «ЛУКОЙЛСеверо-Западнефтепродукт» на базе автоматических платежных терминалов LK-94 производства «АВТОТАНК».

ПЛАС: Не могли бы вы подробнее рассказать об особенностях реализации данного проекта?

Е. Кынин: Запуск этого во всех отношениях знакового для нас проекта состоялся 31 марта нынешнего года. В сотрудничестве с компанией СИТИНЕТ и банком «Петрокоммерц» мы реализовали на ААЗС № 37 ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», одной из 16 ААЗС «ЛУКОЙЛ», оснащенных оборудованием «АВТОТАНК», прием к оплате банковских карт международных платежных систем MasterCard Worldwide и Visa Int. в автоматических платежных терминалах LK-94 производства нашей компании. В рамках данного проекта было реализовано взаимодействие АПТ LK-94 с процессинговым центром банка «Петрокоммерц» с помощью платежного маршрутизатора CityNet MicroSV.3 компании СИТИНЕТ. В результате пользователи данной ААЗС получили возможность в режиме самообслуживания оплачивать по картам данных международных платежных систем заправку своих автомобилей как на фиксированную сумму (режим «ввод суммы или литража»), так и «до полного бака». На ААЗС также осуществляется прием смарт-карт системы ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» и наличных денежных средств. Планируется, что в течение второго квартала 2008г. к проекту присоединятся все 16 ААЗС «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в Санкт-Петербурге, оборудованные АПТ LK-94. В перспективе аналогичный проект, возможно, будет реализован на 14 ААЗС компании НЕСТЕ, 3ААЗС ПТК и ААЗС компании ФАЭТОН, использующих оборудование производства «АВТОТАНК» и принимающих собственные fleet-карты. Учитывая, что помимо 16 станций «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» к настоящему моменту «ЛУКОЙЛ» располагает также одной ААЗС на базе нашего оборудования в Калининграде и одной – в Пензе, а кроме того, в ближайшее время заработает аналогичная ААЗС в Москве, этот проект по целому ряд причин можно без преувеличения назвать знаковым как для компании «АВТОТАНК», так и для дальнейшего развития на рынке России продвигаемой нами концепции ААЗС в целом. Благодаря участию в проекте, с одной стороны, структуры «ЛУКОЙЛ», имеющей разветвленную сеть АЗС по всей территории России, а с другой – компании СИТИНЕТ, играющей одну из ключевых ролей в реализации инфраструктуры сети приема карт международных платежных систем на АЗС «ЛУКОЙЛ», мы получили стратегических партнеров, сотрудничество с которыми открывает огромные перспективы для дальнейшего продвижения ААЗС в России. Так, СИТИНЕТ предоставляет нам свой универсальный интерфейс к банковским процессинговым хостам, с помощью которого мы можем организовать подключение не только к процессинговому центру банка «Петрокоммерц», но и как минимум к четырем другим, в числе которых ПЦ Банка «УРАЛСИБ», Газпромбанка, Райффайзенбанка и Альфа-Банка. Ряд из этих кредитных учреждений обладает весьма разветвленной эквайринговой сетью на территории России. Благодаря этому в перспективе компания «АВТОТАНК» сможет предложить клиенту в той же Пензе или Красноярске, желающему создать ААСЗ на базе нашего оборудования и организовать на ней прием банковских карт, схему подключения к процессингу того или иного банка из числа перечисленных, полностью аналогичную той, что мы реализовали с ПЦ «Петрокоммерца».

ПЛАС: Каковы дальнейшие планы компании «АВТОТАНК» по дальнейшему развитию своей деятельности на российском рынке?

Е. Кынин: Наряду с расширением своего географического присутствия в России и других странах постсоветского пространства одной из важнейших для нас стратегических задач сегодня является наращивание спектра карточных продуктов, обслуживаемых оборудованием «АВТОТАНК». В развитии данного направления мы руководствуемся девизом «Много карт – один терминал». Что стоит за этой лаконичной формулой? Реализовав прием банковских международных карт, а также карт системы «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард», к настоящему моменту мы имеем в своем портфеле предложений универсальное устройство – АПТ, принимающий платежи наличными, смарткарты «ЛИКАРД», магнитные топливные карты, а также карты MasterCard Worldwide и Visa Int. Устройство оборудовано встроенным фискальным регистратором и соответствует всем требованиям российского законодательства в этой области. Таким образом, на сегодняшний день у нас уже есть минимальный необходимый функционал, для того чтобы оборудование «АВТОТАНК» могло претендовать на широкий спрос со стороны топливных компаний. В то же время мы прекрасно отдаем себе отчет, что потенциал для развития этого направления еще далеко не исчерпан. Как известно, fleet-карты «ЛИКАРД», принимающиеся во всей сети АЗС «ЛУКОЙЛ», являются широко распространенным, но далеко не единственным топливным карточным продуктом на российском рынке, порядка 70% которого составляют карточные продукты компании НКТ, продвигающей свои собственные чиповые решения под брендом «Petrol Plus». Позиции НКТ сильны не только в России, но и на Украине, в Казахстане, а также на рынках ряда других стран, входящих в зону ответственности компании «АВТОТАНК». Не случайно в течение нескольких последних лет мы активно прорабатывали вопрос обеспечения приема карт «Petrol Plus» на нашем оборудовании. Несмотря на то что эта задача оказалась чрезвычайно сложной из-за целого ряда сугубо технологических аспектов, обусловленных сложностью реализации поддержки используемых в картах «Petrol Plus» чиповых технологий и применяемых в нашем оборудовании OEM-устройств (картридеров, криптографических модулей и т.д.), сегодня мы уже близки к запуску данного проекта. Следует отметить, что широкое распространение чиповых fleet-карт, использующих различные технологии, также является отличительной особенностью российского рынка – на Западе подавляюТерминал CRIP может быть совмещен с широким спектром ТРК различных производителей. щее большинство топливных карточных продуктов являются магнитными. Очевидно, что данное обстоятельство отнюдь не упрощает нашей задачи по реализации концепции «Много карт – один терминал», однако, как показывает практика, компании «АВТОТАНК» удается успешно ее решать. По нашему глубокому убеждению, такого рода правило «одного окна» в отношении приема карточных продуктов на ААЗС является единственно правильным для рынка, на котором обращается большое количество технологически несовместимых карточных продуктов различных топливных компаний, а также повсеместно распространены банковские международные карты. Очевидно, что традиционная схема, по которой работают сегодня практически все отечественные АЗС и которая предусматривает оснащение рабочего места оператора 4–5 POS-терминалами, не только неэффективна, но и создает почву для различного рода возможных злоупотреблений и мошенничества, поскольку терминалы в большинстве случаев не подключены к кассе и все манипуляции с картой выполняются оператором в ручном режиме. Уверен, что уже в обозримом будущем это убеждение разделят с нами большинство участников рынка. И те из них, кто первыми будут готовы к внедрению продвигаемых компанией «АВТОТАНК» инновационных технологий, получат ощутимые конкурентные преимущества.

Текст статьи читайте в журнале  "ПЛАС" 4 (134) ’2008 с. 18

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?