Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

История первого зарплатного проекта в России

(Нет голосов)

30.04.2008 Количество просмотров 1334 просмотра
В этом году при информационной поддержке журнала «ПЛАС» увидит свет двухтомник «История банковских карт в России», выпускаемый в рамках литературной серии «Экономическая летопись России». Согласно замыслу автора-составителя книги Олега Никульшина, в интервью героев сохранен их личный взгляд на многие события, что позволяет читателям ознакомиться с самыми разными, иногда противоречивыми, точками зрения на основные вехи истории развития российского рынка банковских карт. Продолжая серию публикаций избранных интервью книги, сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей рассказ Игоря Геннадьевича Зиновьева, стоявшего у истоков первого в России зарплатного проекта на базе локальных платежных карт с магнитной полосой, реализованного в апреле 1992 года Сберегательным банком России и Волжским автомобильным заводом.


Игорь Геннадьевич Зиновьев


1985–1990: инженер-программист. Управление организации производства АвтоВАЗа

1990–1992: ведущий инженерпрограммист того же управления

1992–1993: заместитель начальника отдела проектирования того же управления

1993 – наст. время: заместитель управляющего Автозаводским отделением № 8213 Сбербанка России.




Мой рассказ посвящен одной из малоизвестных страниц истории отечественного рынка банковских карт и автоматизации банковской деятельности. Сегодня, когда так называемые зарплатные проекты – услуги по обслуживанию сотрудников различных предприятий в области перечисления заработной платы на платежные карты – уже успели зарекомендовать себя в качестве одного из ключевых элементов развития этого рынка, мало кто из специалистов знает, что прообразом такого обслуживания стал проект, принятый в промышленную эксплуатацию еще в апреле 1992 года Сберегательным банком России и Волжским автомобильным заводом.

В масштабах такого колоссального предприятия как ВАЗ, выплата зарплаты представляла собой технически непростой процесс. Поэтому еще в 1987 году завод обратился с предложением в Сбербанк России с просьбой наладить кассовое обслуживание многочисленных сотрудников завода, прежде всего при выплате заработной платы.

Таким образом, получилось, что инициатором процесса, который через несколько лет привел к появлению в Тольятти одних из первых пластиковых карточек в нашей стране, оказался именно ВАЗ. Позже было приобретено и первое необходимое оборудование для реализации проекта для Автозаводского отделения Сбербанка в городе Тольятти на деньги ВАЗа с последующим возмещением средств автозаводу. Такая схема была реализована по причине того, что отделение Сбербанка в то время не имело собственного опыта ведения валютных контрактов.

Совместными усилиями автозавода и Сбербанка было составлено техническое задание на разработку автоматизированной системы обработки информации «Зарплата-АвтоВАЗ», которое со временем вылилось в программу автоматизации деятельности всего Автозаводского отделения банка. Позже было подписано соглашение между заводом, Сбербанком и третьей стороной – организатором финансового и организационного сопровождения этого проекта – объединением «Внештехника». Со стороны автозавода соглашение подписал директор и основатель Волжского автомобильного завода Виктор Николаевич Поляков, со стороны Сбербанка – Председатель Правления банка Павел Иванович Жихарев.

После целого ряда согласований техническое задание поступило на детальную проработку в Управление организации производства АвтоВАЗа, где я в то время работал в должности инженера-программиста. Работа над проектом велась достаточно долго. В 1989 году, когда в общих чертах проект был проработан и были сделаны первые наметки по тому, как его реализовывать, «Внештехника» посоветовала участникам проекта в качестве партнера для проработки технической стороны и выбора технологического обеспечения совместное советско-финское предприятие «Элоргдата».

В 1990 году несколько сотрудников завода отправили в Финляндию – определиться с парком техники, которую предстояло устанавливать в Сбербанке. Уже в это время предполагалось для выдачи наличных денег «приспособить» банкомат. С компьютерами определились быстро: выбор пал на платформу IBM PC. Однако в то время существовали ограничения на поставку современных компьютеров в СССР. Поэтому и предполагалось осуществлять поставки не напрямую из США, а через Финляндию. С банкоматами дело обстояло несколько сложнее, но в итоге был найден вариант, подходящий для всех сторон: финское представительство фирмы OLIVETTY проявило живой интерес к проекту, а заводы в Италии согласились отгрузить часть своей продукции в Советский Союз.

Тогда же, в 1990 году, из числа специалистов автозавода и Сбербанка была собрана проектная группа. Изначально в нее вошли 5 человек. Руководителем проекта со стороны ВАЗа был назначен Владимир Иосифович Колесников – заместитель директора Управления организации производства АвтоВАЗа. Со стороны Сбербанка руководителем была назначена Таисия Александровна Загулина – управляющий Автозаводским отделением Сбербанка России. Непосредственно разработку системы автоматизации вел Петр Викторович Козлов, который возглавлял отдел проектирования систем непромышленной деятельности на АвтоВАЗе. Моей функцией в этом проекте была привязка процедур обмена данными к нормативным документам Сбербанка, которые должны были определять весь порядок работы системы, а также и доработка программного обеспечения банковских автоматов, наладка их взаимодействия с системой обслуживания населения по вкладам. В связи с появлением новых видов техники и оборудования, для последующей организации обслуживания и ремонта пятым членом группы был назначен Михаил Сергеевич Бубель, заместитель начальника вычислительного центра вспомогательного производства ВАЗа. Следует также отметить, что для решения узкоспециальных задач и освоения некоторых видов ремонта привлекались дополнительно молодые специалисты АвтоВАЗа.

Перспективой реализации данного проекта был выход за рамки Автозаводского отделения Сбербанка России, филиалы которого обслуживали преимущественно сотрудников ВАЗа и членов их семей, и распространение системы по сети банка, что и было частично реализовано начиная с 1993 года. Было принято решение о закупке комплектов техники для организации рабочих мест в офисах банка. В состав этих комплектов входили серверы на базе 386 компьютеров, 286-е рабочие станции, банкоматы марки Olivetti – модель ATS 6400 и системы управления очередями клиентов фирмы Q-matiq. Программно система была реализована на СУБД FoxPro. Все ПО писалось изначально под первую версию СУБД FoxPro, а потом еще несколько раз переписывалось под версию 2 и 2.6. Дополнительно был закуплен аппарат для персонализации пластиковых карт.

Торговые предприятия к работе в составе этой системы было решено не подключать. Закрытые протоколы передачи данных, которые использовались тогда для подобных целей на Западе, в Советском Союзе были недоступны, а открытые, по мнению специалистов Сбербанка, были недостаточно надежными. Кроме того, нормальных каналов связи тогда также не было, и в каждую торговую точку для установки терминала пришлось бы тянуть выделенную линию.

Нельзя также забывать, что в большинстве торговых точек СССР продажа тогда была преимущественно «ларечная». Ставить в каждый такой «ларек» свой терминал было накладно, а создание каких-либо единых кассовых центров, обслуживающих, скажем, несколько небольших магазинчиков или отделов в рамках одного торгового центра, представлялось просто нереальным. С учетом всех этих обстоятельств для организации работы с карточками было принято решение ограничиться только банкоматами.

В 1991 году в филиале Автозаводского отделения Сбербанка 8213/060 в только что открытом торговом центре «Русь» был установлен и запущен в режиме опытной эксплуатации программно-аппаратный комплекс, получивший название «АСУ Сбербанк версия 1», в рамках которого была предусмотрена опция для работы с самыми массовыми вкладами – вкладами «до востребования». Эта небольшая опция позволяла снимать средства с вклада при помощи банковских карт в режиме самообслуживания – через банкомат.

В полной мере проект был развернут в 1992 году. К 1993 году эта система работала уже в 21 из 24 филиалов Автозаводского отделения, были введены данные по лицевым счетам. Характерно, что в трех других филиалах Автозаводского отделения Сбербанка, расположенных в громадных ВАЗовских общежитиях, рассчитанных на 10–12 тысяч человек, устанавливать банкоматы не стали. Побоялись, что в общежитиях их могут повредить, да и объем операций, который проходил через эти филиалы, был небольшим.

Для работы с карточками мы не стали создавать единый процессинговый центр. Для этого нужно было бы организовать связь между филиалами, да и парк техники требовался несколько более сложный. Поэтому каждый филиал вел свои собственные базы данных. Новая форма работы позволила резко увеличить производительность операционных работников. При совершении простой операции время на работу с одним клиентом сократилось до 10 секунд.

Свою пластиковую карту с магнитной полосой мы разрабатывали по стандартам карт Visa. Дизайн карточки был выполнен без особых изысков в голубой гамме – цвет сверху вниз менялся от темно-голубого к светло-голубому. На светлой части размещался эмбоссированный текст. Вверху на лицевой стороне карточки была надпись «Сберегательный банк РФ», а на ее оборотной стороне стоял логотип АвтоВАза и объединения «Внештехника». Всего тогда закупили 300000 заготовок карт и ПИНконвертов. Этот объем брался с запасом на перспективу. В реальности сотрудникам АвтоВАЗа и жителям Автозаводского района было выдано около 80 тыс. карточек в качестве приложения к сберкнижке по вкладу «до востребования».

Стоимость карточки в тех ценах составляла 17 копеек, но Сбербанком было принято решение о том, что для снижения нагрузки на персонал и увеличения пропускной способности филиала вкладчикам раздаваться они будут бесплатно. Мы даже провели рекламную кампанию, пожалуй, одну из первых рекламных кампаний карточек в нашей стране. Конечно, никаких теле- и радиороликов задействовано не было. Мы просто выбрали красивую девушку, работавшую в нашем отделении, и поставили ее в самом первом автоматизированном филиале. Всем заинтересовавшимся посетителям она демонстрировала пользование автоматизированной системой очередей и на примере своей карточки показывала, как удобно и быстро можно снять деньги в банкомате.

Учить пришлось не только клиентов, но и самих сотрудников. Обучение персонала шло постепенно. Происходила замена персонала из филиала в филиал, и те, кто уже знал, как обращаться с банкоматами и вообще вести такого рода работу, обучали остальных. Данные о счетах и их состоянии до начала реализации программы во всех филиалах отделения хранились в бумажном виде. Поэтому кроме технической работы по установке оборудования и программного обеспечения пришлось перевести колоссальный объем информации в электронный вид. Базы данных набивались круглосуточно с архивных картотек, затем происходила их сверка.

Всю работу по подготовке карточек – эмбоссирование, электронную персонализацию, а также изготовление ПИН-конвертов – мы выполняли самостоятельно. Изначально в проекте уже была заложена достаточно жесткая процедура предотвращения попыток мошенничества по карточкам, которая за все время его работы не давала сбоев. Главный ключ, при помощи которого происходила персонализация карточек, был зашифрован внутри программы эмбоссирования, а его печатная копия была опечатана несколькими печатями и хранилась в сейфе управляющего отделением. Таким образом, сама возможность недобросовестных действий со стороны сотрудников банка была сведена к нулю. Базы данных были локальными, соответственно, риска, связанного с использованием карт где-то в других регионах, у нас просто не было.

Именно в процессе подготовки проекта автоматизации в Автозаводском отделении впервые на серьезном уровне был поставлен вопрос об информационной и физической безопасности, и в 1993 году, параллельно с запуском нашей системы и появлением в отделении отдела автоматизации, был создан отдел кассового хозяйства, инкассации и безопасности. Определенные трудности возникли с нормативными документами. Их попросту не было, и нам пришлось фактически с нуля писать все инструкции по работе в условиях автоматизации филиала и отделения. Для проработки процедур и создания нормативной базы на «Элоргдате» к нашей группе прикрепили трех финских специалистов. Однако они в основном занимались организацией контактов с поставщиками программ и оборудования: Olivetti, Microsoft, Q-matiq и т. д., и особой помощи в разработке инструкций и внутренних документов нам оказать не могли, поэтому приходилось полагаться только на собственные силы. На этом этапе очень пригодился многолетний практический опыт управляющего Автозаводским отделением банка Таисии Александровны Загулиной.

Первым представителем из Москвы, назначенным для курирования этого проекта, стал Станислав Сергеевич Ельцин, позже возглавивший Управление банковских карт Сберегательного банка РФ. Он живо интересовался ходом проекта, всегда привозил в Москву весь инструктивный материал, который мы разрабатывали для внедрения карточек. К нам неоднократно приезжал и Председатель Правления Сбербанка России Олег Борисович Яшин, сменивший на этом посту Павла Ивановича Жихарева и проявлявший живой интерес к нашей деятельности.

Разработанная нами тогда нормативная база, определяющая порядок внутренней работы, с некоторыми изменениями существует и по сей день, а вот техническое решение до нашего дня по понятным причинам не дожило. В 1993 году мне предложили перейти на должность заместителя управляющего Автозаводским отделением Самарского банка Сбербанка РФ, и я, став банкиром, уже в новом статусе продолжал заниматься развитием этого проекта. Со временем изменилась архитектура системы, поменялась платформа – мы перешли с FoxPro на SQL-серверное программное обеспечение. 286-е компьютеры, которые тогда нам поставили финны, через совсем короткое время уже перестала выдерживать те нагрузки, которые требовало развитие проекта. А вот некоторые банкоматы Olivetti отработали у нас почти по 15 лет. С последними банкоматами из той партии мы окончательно расстались только в 2005 году. Еще в 1991 году несколько специалистов с АвтоВАЗа прошли обучение, организованное компанией Olivetti, и получили сертификаты на выполнение ремонтных и сервисных работ.

Позже эти специалисты перешли работать в Сбербанк и еще долгое время поддерживали банкоматы в рабочем состоянии. Компания Olivetti нам тогда передала альбом схем банкоматов, так что мы могли своими силами разобраться с неисправностями. Со временем некоторые детали пришлось менять. Запчасти мы заказывали в цехе роботостроения завода им. Масленникова в Самаре. Целый ряд пластиковых деталей заменили алюминиевыми, сделали замену некоторых пружин и т.д. Со временем в Сбербанке появился полноценный процессинговый центр, который смог вести обработку карт международных платежных систем. По мере развития карточного бизнеса в масштабах всей сети Сберегательного банка России было принято решение об отказе от использования локальных проектов. После принятия такого решения мы направили всем держателям наших собственных карт извещение с предложением о замене имеющихся у них карт на международные. Окончательно процедура замены локальных карт завершилась в 2002 году.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Океании раковины каури (моллюсков) сохранились как платежное средство ограниченного оборота до наших дней? В настоящее время среди всех архипелагов Океании раковины моллюсков действительно распространены в качестве не декоративной, а реальной расчетной единицы на Соломоновых островах.