Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

III ежегодная конференция «Сотрудничество банков и страховых компаний»: равноправное партнерство

(Нет голосов)

30.04.2008 Количество просмотров 859 просмотров
9 апреля 2008 г. в московском отеле «Красные Холмы» состоялась III ежегодная конференция «Сотрудничество банков и страховых компаний», организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА». В мероприятии приняли участие представители свыше 100 крупнейших российских банков и страховых компаний. Информационным партнером конференции выступил журнал «ПЛАС».

Результаты исследования «Банкострахование 2007: игра по-крупному», проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», показали, что в 2007г. объем рынка банкострахования превысил 70 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с показателем 2006г. более чем на 75%. Свыше 77% объема страховых премий по банкострахованию связано сегодня с розничным кредитованием, и лишь 17% приходится на премии по страхованию рисков юридических лиц – заемщиков банков.

Как прокомментировала итоги исследования руководитель направления рейтингов банков и лизинговых компаний «Эксперт РА» Ирина Велиева, банки становятся все более существенным каналом продаж страховщиков. При этом от такого сотрудничества выигрывают прежде всего крупные страховые компании, которые имеют больше шансов заключить партнерский договор с крупным банком, активно развивающим направление розничного кредитования.

Банкострахование и розничное кредитование
Сегодня доля розничного направления в банкостраховании – порядка 77%. Наибольшие объемы страховых премий поступают по страхованию ОСАГО и КАСКО при покупке автомобилей в кредит. Это вполне объяснимо, поскольку на российском рынке в последние годы наблюдается настоящий бум продаж автомобилей, в котором далеко не последнюю роль играют автокредиты. Так, продукт-менеджер по автострахованию СГ «УралСиб» Егор Лысой отметил ведущую роль кредитования на автомобильных рынках – по его словам, более 50% продаж автомобилей в регионах осуществляется в кредит. Страховые компании в этом случае получают возможность производить сразу два продукта: ОСАГО и КАСКО. При этом продажа автомобиля без привлечения кредита не всегда сопровождается заключением договора страхования по программе КАСКО – покупатель в этом случае часто приобретает только полис страхования ОСАГО.

По мнению участников рынка, автокредитование сохранит свой статус «локомотива» розничного кредитования и в 2008г., даже при условии некоторого снижения темпов его роста. Однако, с точки зрения кредитного портфеля, такой вид страхования, как ОСАГО и КАСКО, отличаются высокой убыточностью, поэтому страховщики заинтересованы в развитии других видов кредитования, в рамках которого банки требуют от клиента наличия страховой защиты.

Таким образом, вполне закономерно постепенное смещение акцентов: увеличиваются объемы и доля страхования по ипотеке, а также страхования жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов (в том числе держателей кредитных карт).

Сегодня часто встречается ситуация, когда банк, выдающий ипотечный кредит, заинтересован в страховании жизни заемщика и его залогового имущества. Однако, как отметил зам. председателя правления Русского Ипотечного Банка Алексей Успенский, условия ипотечного страхования продолжают оставаться индивидуальными.

Так, страховые компании при организации бизнес-процессов с определенным банком по данному виду страхования «настраивают» свой страховой продукт, в индивидуальном порядке определяя перечень покрываемых страховой защитой рисков, условия договора страхования и т.д.

Бесспорно, объемы премий по страхованию ипотечных сделок, а также жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов неуклонно растут. В ближайшее время это приведет к существенному изменению структуры банковского ритейла и связанного с ним страхования, но пальма первенства в краткосрочной перспективе останется у автомобильного рынка, несмотря на тенденцию к смещению акцентов.

Розничное направление банкострахования отличается и высоким уровнем такого показателя, как страховые выплаты. По оценкам экспертов «Эксперт РА», уровень выплат в рознице банкострахования в 2007г. находился на уровне 43%, что немного ниже показателя в целом по страховому рынку.

Основные тенденции розничного банкострахования заключаются, с одной стороны, в стабильном увеличении объемов страховых премий и числа заключенных договоров, а с другой – в конкуренции между страховщиками за банковских клиентов.

Чья инициатива?
В большинстве случаев сотрудничество банков и страховых компаний инициируют именно страховые компании. Они заинтересованы в развитии банковского канала продаж страховых услуг, в том числе за счет расширения числа банковпартнеров. При этом процесс выбора банков-партнеров обусловлен стратегией конкретных страховщиков, уже имеющимися у них банками-партнерами, а также ожиданиями от банкострахования: одни страховщики ориентированы на максимальный охват рынка по числу банков, другие – на расширение активных банковских каналов. Как отметил заместитель начальника отдела по работе с финансово-кредитными организациями ОСАО «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Мелик-Пашаев, начиная сотрудничество с банком по страхованию залогового имущества его заемщиков, страховая компания не предъявляет банку никаких требований по надежности и финансовой устойчивости, поскольку банк не несет никакой финансовой ответственности перед страховой компанией. Компания осуществляет только страхование банковских клиентов по стандартным условиям и правилам, предлагая им полный спектр услуг, также как и клиентам, пришедшим в страховую компанию «с улицы».

В свою очередь, руководитель управления развития СК «Стандарт-Резерв» Светлана Лосева отметила, что страховые компании имеют ряд критериев, в соответствии с которыми принимают решение о возможности и направлениях сотрудничества с тем или иным банком. В основном эти критерии касаются политики банка в отношении рисков при осуществлении кредитования населения. При этом сильные региональные банки для страховых компаний не менее интересны, чем банки Москвы и Санкт-Петербурга, так как они часто демонстрируют положительную динамику показателей в рамках региона и более оперативны в принятии решений.

В отдельных случаях инициатива сотрудничества со страховой компанией переходит на сторону банка. В частности, это происходит в том случае, когда перед банком стоит задача выхода на новые региональные рынки, где сильные позиции занимают региональные страховщики.

Текст статьи читайте в журнале  "ПЛАС" 4 (134) ’2008 сс. 59-60



Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?