Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Консалтинг в банковском секторе: не роскошь, но средство продвижения

(Нет голосов)

13.08.2008 Количество просмотров 838 просмотров
Зачем банку нужны консультанты? В наше время, когда мировой финансовый рынок трясет от очередных кризисов и стоимость привлекаемых ресурсов растет, перед кредитными институтами как никогда остро стоит задача удержания старых и привлечения новых клиентов.

Для ее решения разрабатываются разнообразные системы лояльности, ориентированные на существующих клиентов, а также востребованные программы и продукты для вновь привлекаемых клиентских групп.

На российском рынке в это же время сложилась ситуация, когда большинство игроков предлагают однотипные, стандартные продукты. В последнее время картина начинает меняться. Погоня за эффективностью розничных программ заставляет банки задуматься о продуктовой специализации. В связи с этим подразделения, непосредственно связанные с современными банковскими технологиями, начинают играть все более значимую роль. Для выполнения своих функций сотрудникам этих подразделений необходимо хорошо ориентироваться в технологиях работы банка, современных методах решения сложных задач, таких как структурный анализ, системный и объектно-ориентированный подходы и т.д. Вполне предсказуемо, что число специалистов соответствующей квалификации ограничено, и их постоянно не хватает. Более того, сегодня можно уверенно констатировать, что отсутствие таких специалистов во многих банках привело к тому положению, в котором находится сейчас наша банковская система.

Известно, что банкиры люди консервативные. Они неохотно посвящают посторонних в специфику своего бизнеса и не очень любят прислушиваться к их советам. Все это объясняется как особенностями банковского бизнеса в целом, так и жесткой конкуренцией в этом сегменте.

Несмотря на это, среди банковского руководства консалтинг начинает сегодня пользоваться все большей популярностью. Экспансия на российский рынок банковской розницы иностранного капитала привела к тому, что в отечественных банках все чаще стали применять западные стандарты ведения бизнеса, согласно которым участие профессиональных консультантов считается «хорошим тоном». Российские банкиры уже перестали стесняться советов «со стороны» и, более того, зачастую гордятся успешным сотрудничеством с консалтинговыми компаниями.

Очень часто руководство банка, воспринимая какую-либо проблему как результат неэффективной работы одного из своих подразделений, не понимает, что на самом деле она является следствием проблем более глубинного характера. Это связано с тем, что многим нашим банкам пока еще свойствен некий авторитарный стиль управления, сопровождающийся слабым взаимодействием между подразделениями и внутренним информационным вакуумом.

В результате этого руководство получает предвзятое мнение о причинах текущих проблем, так как не располагает достаточным объемом необходимой информации. В результате топ-менеджеры смотрят на проблему лишь с какой-либо одной, причем не всегда объективной, точки зрения.

Напротив, привлекая консалтинговую компанию для оказания консультационных сервисов, кредитная организация получает уникальную возможность взглянуть на ситуацию в банке одновременно с двух диаметрально противоположных сторон: снаружи и изнутри. Очевидно, что этого практически невозможно добиться, используя лишь внутренние ресурсы. Кроме того, консультанты в отличие от сотрудников банка обладают инновационной методологией управления бизнесом. В силу специфики своей профессии они постоянно в курсе новых тенденций и технологий, обладают широким спектром информации в разных областях, имеют необходимую компетенцию для решения проблем заказчика и самое главное – успешно решают подобные задачи десятки раз в год, накопив весомый практический опыт.

Основная задача консультантов – оказать руководству банка содействие в решении текущих и стратегических задач. Основная цель консультанта – помочь ему увидеть те проблемы, а также объективные причины их возникновения, которые он видит сам.

К сожалению, в России банковский консалтинг сегодня все еще остается маловостребованным. В основном такого рода услуги ограничиваются консультированием в ходе аудиторских проверок, разработкой (а точнее – тиражированием) стандартных продуктов и услуг. Между тем рынок розничных банковских услуг в России становится все более многообразным. Усиливается проникновение иностранного капитала в розничный сегмент, заметно обостряется конкуренция на наиболее привлекательных сегментах рынка. Соответственно усложняются и задачи управления рисками.

Следует подчеркнуть, что практика привлечения консалтинговых компаний и консультантов для оптимизации бизнеса в целом, включая оптимизацию бизнес-процессов и финансовых продуктов, во всех развитых странах мира считается общепринятой нормой, и почти все крупные западные банки пользуются услугами консультантов.

Итак, целесообразность привлечения кредитными организациями консультационных компаний сегодня вполне очевидна. Но кого именно стоит приглашать в качестве консультантов? Это напрямую зависит от конкретных целей и задач, которые банк ставит перед консультантами. В соответствии с ними в настоящее время на рынке консультационных услуг можно выделить четыре основные категории консультационных структур.

Категория №1. Если банку необходим отчет, подписанный авторитетной компанией и лишний раз подтверждающий правильность выбранного им пути (например, для потенциальных покупателей), то в этом случае, как правило, принято приглашать компании, которые мы условно можем отнести к первой категории консультантов. В эту группу входят представительства и филиалы крупных иностранных консалтинговых компаний. Как правило, эти компании обладают колоссальным международным опытом и мощными наработками в области консультационных услуг. Методики, используемые данными структурами, разработаны на основе большого количества консультационных проектов по всему миру. Специалисты этих компаний прекрасно знают содержание западных учебников по консалтингу и отлично умеют их цитировать. Структуры, входящие в эту категорию, обладают очень хорошей репутацией во всем мире, и их консультации очень престижны. В свою очередь, к типичным недостаткам такого рода консультантов можно отнести слабое знание российского рынка и жесткую привязку к практикуемым в компании методикам, которые не всегда применимы в наших условиях отечественного рынка, наряду с высокой стоимостью оказываемых услуг.

Категория №2. Если же кредитной организации требуются консультации по развитию бизнеса в рамках использования конкретных программно-аппаратных средств, которыми располагает банк, то имеет смысл привлекать консалтинговые компании, аффилированные с крупными поставщиками соответствующих ITрешений (программного обеспечения и специализированного оборудования). К плюсам этих компаний можно отнести прекрасное знание ПО и оборудования, «Банковская Экспертная Группа» – компания, активно работающая в области банковских технологий, изначально была создана как консолидирующая структура ведущих экспертов в различных областях банковского дела и имеющих многолетний опыт построения организационных и технологических схем для кредитных организаций. Объединяя успешный опыт своих экспертов, компания готова предложить банкам решения по развитию бизнеса, оптимальные как с точки зрения эффективности функционирования, так и, что немаловажно, по стоимостным критериям. Давнее и плодотворное сотрудничество специалистов компании с представительствами международных платежных систем является надежной гарантией полного соблюдения ее клиентами постоянно обновляемых требований, предъявляемых международными платежными системами к кредитным организациям.

Эксперты, привлекаемые для оказания консалтинговых услуг клиентам компании, обладают богатым многолетним опытом работы в сфере банковского бизнеса. Руководители направлений, как правило, имеют опыт самостоятельного построения с нуля банковских бизнес-процессов (например, карточный бизнес, организация процесса подготовки сотрудников банка и т.д.) либо продолжительное время занимали должности уровня от начальника управления – руководителя департамента до вице-президента в уже сформированных банковских структурах. Серьезным конкурентным преимуществом компании является наличие у ее специалистов практического опыта структурной реорганизации, обусловленной объединением как разнородных, так и сходных по своей структуре кредитных и иных организаций с последующей оптимизацией их функционирования в рамках объединенного бизнеса. поставляемого «родственными» им структурами. Для них не составит труда обеспечить необходимую кастомизацию того или иного решения с учетом потребностей клиента и т.д. К минусам данных структур можно отнести тот факт, что очень часто предлагаемые ими консультации больше похожи на рекомендации самих вендоров, поскольку интересы последних они вынуждены учитывать как минимум не меньше, чем интересы самого банка.

Категория №3. В случае, если кредитной организации требуются узкоспециализированные консультации, то целесообразнее пригласить индивидуальных консультантов. Эти консультанты являются настоящими специалистами в своей конкретной области. Однако их плюсы одновременно являются их минусами – речь идет о действительно узкоспециализированных специалистах со всеми вытекающими последствиями.

Категория №4. Если же банку необходимо комплексное решение стоящих перед ним задач и проблем, то оптимальным решением является приглашение отечественных консультационных компаний, не аффилированных с теми или другими вендорами. Обладая большим практическим опытом, необходимыми компетенциями и методиками, изначально адаптированными к реалиям российского рынка, они сочетают в себе плюсы всех вышеперечисленных категорий консультантов и в отличие от них не имеют явных «минусов». Резюмируя вышесказанное, можно составить следующую рейтинговую таблицу .

Как демонстрирует приводимая нами рейтинговая таблица, именно у частных консалтинговых компаний отмечается наибольший рейтинг, т.е. соотношение имеющихся компетенций, практического опыта работы и эффективности привлечения к стоимости проводимых работ.

Ярким примером представителей последней, четвертой категории консультантов является компания «Банковская Экспертная Группа». ООО «Банковская Экспертная Группа» – достаточно молодой участник рынка. До мая 2007г. мы были известны как Некоммерческое Партнерство «БанкЭксперт», специализирующееся на проведении консультаций в области безопасности карточного бизнеса. Кроме этого, на базе Партнерства проводились ежегодные конференции по безопасности под эгидой международных платежных систем Visa Int., MasterCard Worldwide и American Express. С приходом в компанию в 2007г. ряда высококлассных специалистов из банковского сектора Некоммерческое Партнерство было преобразовано в ООО и значительно расширило спектр предлагаемых услуг.

В своей работе мы придерживаемся принципа, что наш клиент должен получать только качественные и оптимальные для его бизнеса услуги. Иными словами, соотношение стоимости реализации поставленных целей и задач для клиента и получаемой им прибыли от их реализации должно быть оптимально.

В настоящий момент специалисты нашей компании готовы оказать услуги в любой сфере деятельности, связанной с бизнесом платежных карт. Так, например, мы занимаем традиционно сильные позиции в области безопасности карточных транзакций в целом, консультируя по вопросам обеспечения как информационной, так и физической безопасности. При подготовке к сертификации в международных платежных системах своих центров персонализации консультациями специалистов нашей компании воспользовались несколько крупных российских банков и процессинговых компаний, впоследствии успешно прошедших данную процедуру. Если же говорить в целом о том портфеле консультационных сервисов, которые предлагает сегодня «Банковская Экспертная Группа», то они охватывают самый широкий спектр направлений, включая разработку: • концепции развития бизнеса; • технико-экономического обоснования проекта; • требований и технического задания; • нормативных документов. Наша компания оказывает профильные услуги в таких областях, как аудит и консалтинг, включая такие направления, как: • бизнес-процессы; • организация тендера; • повышение уровня безопасности; • электронная и мобильная коммерция; • вступление в международные платежные системы.

Компания также выступает системным интегратором и обеспечивает консультационную поддержку при реализации следующих направлений: • проектирование и ведение проекта; • выбор оконечного оборудования; • создание и поддержка в процессе сертификации персобюро; • EMV-миграция; • лоялти-программы. Итак, сегодня специалисты «Банковской экспертной группы» готовы провести широкий спектр работ, охватывающих практически все аспекты розничного банковского бизнеса. Остановимся подробнее на основных направлениях.

Информационное обследование кредитной организации с целью подготовки рекомендаций по оптимизации ее структуры и технологии работы. Проведение полного обследования банка (или подразделения банка) с целью анализа технологических процессов. Выработка рекомендаций по улучшению ситуации в банке (подразделении), изменению структуры затрат, оптимизации организационной структуры банка, повышению эффективности технологии управления и т. д. Анализ необходимой структурной перестройки банка (подразделения). Позволяет оценить реальные взаимосвязи между сотрудниками подразделений и, при необходимости, профессиональную деятельность каждого сотрудника банка (подразделения). В рамках проведения этих работ формируется внутренняя нормативная документация банка: положения о подразделениях, об их взаимодействии, должностные инструкции и т. д. Как показывает практика, в большинстве банков такие документы отсутствуют, но их наличие регламентируют документы ЦБ РФ и международных платежных систем. Консультационная поддержка в области оптимизации информационных технологий. Анализ и оптимизация действующей информационной системы процессингового центра, оценка необходимости ее модернизации или полной замены. Позволяет оптимально организовать потоки информации и дает возможность быстро отфильтровывать из них данные, нужные именно сегодня, предоставляя руководству банка возможность оперативно принимать правильные решения в сложной, а порой и кризисной обстановке.

Разработка наиболее эффективных схем бухгалтерского учета и расчетов с использованием платежных карт, а также многое другое.

Привлекая наших консультантов, вы получите четкую и прозрачную картину состояния своего бизнеса. Даже если некоторые существующие проблемы уже вами определены, консультант поможет вам взглянуть на них с иной, более объективной точки зрения, выявив и описав связанные с ними другие проблемы, более глубинного характера. Наши специалисты смогут предложить вам альтернативные пути решения ваших задач, эффективность которых будет очевидна. В результате ваш бизнес сможет выйти на принципиально новый уровень, а ваши продукты и услуги приобретут необходимую индивидуальность по сравнению с предложениями конкурентов.

Текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 6 (136) ’2008 сс. 25-28


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первая в мире массовая коммерческая эмиссия чиповых карт состоялась в США в 1986 г. (банками-эмитентами выступали Bank of Virginia и Maryland National Bank с чипами Bull CP8, а также First National Palm Beach Bank и Mall Bank – с чипами Casio)?