Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Инновационные решения – технология радиочастотной активации RFA

(Нет голосов)

13.08.2008 Количество просмотров 976 просмотров
В последние десятилетия наше общество все более и более становится обществом потребления (consumer society). В рамках настоящей статьи мы позволим себе оставить в стороне моральную сторону этого вопроса и обсудить, за что же именно платят те самые добросовестные потребители, которые его составляют. Все мы считаем нормальным платить за те товары, которые нам необходимы и которые мы сознательно выбираем. Но, если говорить о товарах, то что заложено в эту цену, помимо их отпускной стоимости, назначаемой производителем и/или поставщиком, налогов и прибыли торговой организации? Существенная часть этой цены – компенсация расходов торгового предприятия. А часто ли мы задумываемся о том, какая доля розничной цены приходится на расходы, связанные с обеспечением защиты товара от банальной магазинной кражи? Сложно назвать точное значение, но для некоторых сегментов рынка эта ценовая составляющая весьма значительна. Получается, что фактически продавец требует от добросовестных потребителей оплатить из своего кармана расходы на собственную защиту… от самих потребителей!

Безусловно, нереалистично и зачастую невозможно требовать от продавца принципиально изменить эту во многом парадоксальную ситуацию. Но возможно ли хотя бы найти некий компромисс, который позволит продавцу лучше защититься от недобросовестных потребителей, а добросовестному потребителю, в свою очередь, получить преимущества в виде более привлекательной цены и улучшенного сервиса? Если проанализировать ключевые особенности поведения и мотивации так называемых магазинных воришек, то при желании можно найти достаточно простое решение этой задачи.

Как ни банально это звучит, но даже отпетые преступники, за исключением, разумеется, клинических клептоманов), не воруют те вещи, которые им не нужны, т.е. товары, которыми они не могут воспользоваться для личных нужд или их последующей продажи с целью обогащения. В то же время торговать изначально никому не нужными товарами нет никакого смысла. Каким же образом продавать товары, с одной стороны, привлекательные для добросовестных покупателей, а с другой – бесполезные для магазинных воров? Ответ прост – нужно активировать товары только после их оплаты. При этом неоплаченный товар просто не должен функционировать – таким образом можно устранить сам стимул для его кражи. Именно в этом и состоит суть технологии радиочастотной активации, или RFA™ (Radio Frequency Activation), основной принцип которой подразумевает деактивацию изделия после его производства и активацию его при розничной продаже, в момент оплаты покупки. Для простоты реализации этого сценария компании-разработчики данной технологии NXP Semiconductors и Kestrel Wireless предложили встраивать RFA-чипы непосредственно в защищаемые товары. По понятным причинам такой подход неприменим к продаже продуктов питания и т.п., однако он вполне реалистичен в отношении электронных изделий и оптических дисков (CD/DVD/BluRay), которые, как показывает практика, занимают лидирующие позиции в списке товаров, наиболее часто подверженных хищению в магазинах.

Итак, что мы можем получить в результате? Применение RFA-технологии способно помочь значительно сократить расходы торгового предприятия на защиту товаров от кражи в магазине и одновременно упростить практикуемые подходы к упаковке многих товаров (между прочим, коробки для DVD-дисков делаются больше по своим габаритам, нежели для CD, только затем, чтобы их было сложнее тайком проносить через кассу!). Кроме того, работа мерчандайзеров с определенными видами товаров может проводиться совершенно по-иному, без существующих сейчас ограничений по физическому доступу покупателей к выставляемому в торговых точках товару.

Каким образом такой подход реализуется на практике? RFA-чип встраивается в изделие на этапе производства. Такой чип имеет два интерфейса: через один из них к чипу подключается обычная RFID-антенна, а через другой осуществляется управление неким «переключателем», встроенным в изделие непосредственно на этапе его производства. Этот «переключатель» может либо размыкать какую-либо цепь в электронном изделии (например, цепь питания), либо являться частью ПО, управляющего этим изделием. Изделие деактивируется производителем на окончательном этапе производства при помощи секретного ключа и находится в таком состоянии вплоть до процесса его оплаты покупателем в торговой точке. При этом от поставщиков, дистрибьюторов и самих розничных продавцов не требуется проведения каких-либо дополнительных либо принципиально новых операций с изделием. В момент оплаты покупки торговая организация считывает данные RFA-чипа при помощи RFID-считывателя и запрашивает код активации из центра хранения ключей. При условии совпадения поступающего ключа и ключа, записанного производителем, происходит активация изделия, которое далее ничем не отличается от аналогичного изделия без RFA.

Технология RFA™ была разработана с применением уже существующих и освоенных стандартов в области RFID, NFC и EPC. Таким образом, она может внедряться на базе существующей в торговом предприятии RFID-инфраструктуры – в этом случае необходимость в серьезном апгрейде соответствующего оборудования в торговой точке отсутствует. При разработке всех аспектов RFA-систем особое место компанией Kestrel Wireless традиционно отводится вопросам обеспечения безопасности. Серьезные меры по обеспечению высокого уровня защищенности функционирования RFA-систем были предприняты при выборе криптографических методов на основе PKI, разработке архитектуры сети и самих RFA-чипов. Важно и то, что безопасной является и сама используемая бизнес-модель, не предусматривающая каких-либо специфических требований к участникам рознично-логистической сети. По оценкам независимых экспертов, на текущий момент взлом такого рода RFA-системы является экономически нецелесообразным.

На сегодняшний день детали применения технологии RFA™ максимально отработаны для двух видов приложений: защиты оптических дисков и защиты изделий бытовой и компьютерной электроники. Рассмотрим оба варианта подробнее. Как известно, CD и DVD-диски не содержат в себе какой-либо электронной схемы, т. е., на первый взгляд, встраивать RFA-чип в них просто некуда. Однако в данном случае можно использовать неэлектронный «переключатель». Дело в том, что при считывании информации с любого диска проигрыватель вначале читает данные о его файловой структуре, которая физически всегда расположена в одном месте – на первой дорожке, в непосредственной близости от центра диска. Если защитить от считывания данные файловой структуры, то проигрыватель не сможет считать и содержимое диска. Заблокировать же чтение файловой структуры можно при помощи электрооптической пленки, меняющей свою прозрачность при подаче сигнала с RFA-чипа (изначально непрозрачная пленка после активации диска при его оплате в торговой точке становится прозрачной и тем самым открывает доступ к его файловой структуре). Как показывают данные американского рынка, традиционная бизнес-модель распространения кинокомпаниями CD и DVDдисков через сети розничной торговли достаточно затратна: • Средний уровень краж DVD-дисков в магазинах – 7–10%; • Период активных продаж фильма на DVD – 3–4 недели; • Средний уровень нереализованной продукции – 30%; • Стоимость возврата одного нереализованного диска киностудии – 1 долл. США. Изначально кинокомпании необходимо заранее распространить свои диски по всей розничной сети. При этом возникают высокий объем нереализованной продукции, а также риск утечки контента до момента официального выпуска фильма на DVD в массовую продажу. При этом сами диски все равно воруют в торговых точках, а непроданные (и не украденные) диски впоследствии возвращаются кинокомпании за ее собственный счет. Все эти процедуры значительно снижают прибыльность работы как кинокомпании, так и розничной сети в целом, а также повышают цену на DVD-диски в розничной сети для конечного потребителя.

Посмотрим, что же может измениться в сложившейся ситуации при использовании технологии RFA™. Во-первых, при заблаговременном распространении дисков значительно снижается риск незаконного копирования контента – активацию уже выпущенных дисков до момента старта официальных продаж можно просто запретить. Во-вторых, стоимость упаковки можно значительно снизить, т. к. теперь есть возможность отказаться от громоздких пластиковых коробок, создающих неудобства для хищения DVD-диска (причем, как показывает практика, весьма эфемерные). В-третьих, можно ожидать существенного снижения уровня краж дисков в торговых точках. И, наконец, нераспроданные остатки теперь можно не возвращать кинокомпании, а контролируемым образом заблокировать (уже необратимо) и просто предоставить кинокомпании соответствующий отчет. Такие отчеты о продажах и блокировании могут быть составлены для производителей и продавцов в режиме реального времени, давая им возможность дальнейшей оптимизации своих бизнес-процессов. Таким образом, ситуация оптимизируется и для потребителей (которые теперь смогут приобретать диски по более привлекательной цене, поскольку последняя уже не будет включать в себя расходы торгового предприятия на защиту от магазинного воровства), и для кинокомпаний, и для розничной сети.

Поскольку в изделиях бытовой и компьютерной электроники «переключатель» можно связать непосредственно с управляющей схемотехникой изделия, то применение RFA™ в этом сегменте может предоставить более широкие перспективы, нежели просто возможность выложить предлагаемый товар из витрины поближе к покупателю. Например, некоторые функции товара можно использовать опционально, т.е. активировать только те из них, за которые заплатил потребитель. При таком сценарии можно выпускать физически один вариант устройства (например, PDA или mp3-плеер), но предлагать потребителю несколько наборов опций (размеров памяти, поддерживаемых стандартов и т. п.). Более того, внедрение RFA™ в будущем позволит обеспечить потребителю возможность активировать по мере необходимости или своего ознакомления с приобретенным устройством те опции, которые могут ему понадобиться, поэтапно производя оплату в адрес торгового предприятия. Дополнительный набор возможностей появляется, если использовать изделия, поддерживающие RFA™ за пределами магазина, а именно при применении NFCтелефонов для активации товаров с RFA™. Рассмотрим такую возможность подробнее.

Благодаря тому, что при разработке технологии RFA™ изначально была учтена возможность ее совместимости с NFC и EPC-инфраструктурой торгового и/или производственного предприятия, то для активации изделий, поддерживающих RFATM, можно применять NFC-телефоны. В этом случае телефон работает аналогично POS-терминалу – считывает данные с RFA-чипа, инициирует транзакции по оплате товара, обращается в центр хранения ключей и затем передает ключ в изделие, активируя его. Образно говоря, магазин перемещается на дом к потребителю.

Данное обстоятельство способно в обозримом будущем существенно изменить каналы продаж некоторых групп товаров. В первую очередь это относится к тем изделиям, в которых стоимость физического носителя незначительна на фоне окончательной розничной цены – например, оптические диски и картриджи для принтеров. Экономически целесообразно распространение таких товаров в розничной торговле в деактивированном виде бесплатно либо за символическую цену – потребитель может активировать их по мере необходимости самостоятельно. При этом у покупателя гораздо больше возможностей для спонтанной покупки, т. к. при наличии у него и NFCтелефона, и изделия с RFA-чипом он фактически постоянно находится в своего рода виртуальном магазине. Для более сложной потребительской электроники на базе микроконтроллеров либо микропроцессоров RFA-интерфейс можно использовать для обновления программного обеспечения с помощью того же NFC-телефона.

Основное преимущество технологии RFA™ состоит в том, что ее применение позволяет исключить основной стимул для кражи электронных товаров в розничной сети. Не менее важным достоинством является и то, что применение RFA™ совместно с NFC и RFID-технологиями дает возможность принципиально изменить методы и каналы продаж таких товаров, создавая инновационные бизнес-модели и повышая уровень сервиса для потребителей.

Анонсирование технологии RFA™ компаниями NXP Semiconductors и Kestrel Wireless, состоявшееся в мае 2007 года, вызвало значительный интерес со стороны целевых потребителей, в первую очередь кинокомпаний и розничных предприятий, торгующих CD/DVD-дисками. Ожидается, что первые тестирования практического применения технологии RFA™ в розничной торговле с участием ведущих кинокомпаний будут проведены в США уже во второй половине 2008г. По их результатам можно будет судить о потенциальной востребованности данной технологии в массовом применении.

Текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 6 (136) ’2008 сс. 31-34


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?