Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

АПТ в Европе: хроника, тенденции, перспективы

(Нет голосов)

13.08.2008 Количество просмотров 1644 просмотра
Предпосылки к внедрению и распространению концепции автоматических автозаправочных станций (ААЗС) и, параллельно с ней, организации приема безналичных платежей в сетях АЗС возникли на рынках топливного ритейла большинства стран Западной Европы еще в начале 90-х годов прошлого века. Стоит отметить, что сама концепция автоматических АЗС претворилась в жизнь благодаря компании Autotank, основанной в 1964г. в Стокгольме (Швеция). Ее появление на рынке было ознаменовано представлением сенсационного для того времени решения – первого в мире платежного терминала, принимающего денежные банкноты. Впервые данное устройство было установлено на автозаправочной станции Shell в Стокгольме. С этого момента начался отсчет истории современной концепции автоматических автозаправочных станций (ААЗС) в Европе, включая использование так называемых отдельно стоящих автоматизированных платежных терминалов (Stand-Alone outdoor payment terminal – OPT, или, используя русскую аббревиатуру, АПТ), установленных как на полностью безоператорных («холодных») АЗС, так и на АЗС смешанного типа, где АПТ применяются наравне с кассирами. В последние годы данная тенденция находит все более широкое отражение и на рынке России, при этом, по оценкам экспертов, именно ААЗС станут здесь одним из основных движителей эквайринга в данной отрасли.

То обстоятельство, что концепция ААЗС нашла широкое применение в Европе именно в начале 1990-х годов, имеет вполне определенные предпосылки. Объективные причины возникновения и развития данной идеологии непосредственно связаны с целым рядом факторов самого различного рода. Прежде всего здесь следует учесть сложившуюся к тому времени на рынках Западной Европы экономическую ситуацию, характеризующуюся, в том числе, достаточно высокой стоимостью человеческого труда. Нельзя не отметить и того факта, что маржа, которую зарабатывают владельцы сетей АЗС на Западе (в среднем порядка 5%), находится практически на пределе экономической рентабельности. Для сравнения, аналогичный показатель их российских коллег зачастую достигает 30% и выше.

К этим факторам необходимо также добавить и динамичный рост продаж дизельного топлива, связанный с топливным кризисом 1973 г. Именно тогда владельцев автотранспортных средств, в основном большегрузных, стали стимулировать к переходу на использование дизтоплива. А поскольку не все АЗС конструктивно обеспечивают возможность заезда и разворота большегрузных фур, то разумным выходом из ситуации стало создание контейнерных ААЗС с высокоскоростными топливораздаточными колонками только для продажи дизельного топлива по картам («дизель-точек»), которые располагаются непосредственно на трассах. Сегодня данный процесс миграции продолжается, и акцент в общих продажах ГСМ для большегрузных машин постепенно смещается с традиционного дизельного топлива в сторону специального дизтоплива с добавлением присадки AdBlue.

Помимо этих факторов, продвижению ААЗС на западном рынке продаж ГСМ способствовали высокая насыщенность рынка АЗС (из расчета количества АЗС на 1 000 автомашин), а также растущая (и сегодня уже хорошо ощущаемая) конкуренция со стороны сетей гипермаркетов, которые ставят АЗС на своей территории и, для того чтобы привлечь новых и повысить лояльность уже существующих клиентов, торгуют ГСМ без начисления процентной маржи.

Интересно отметить, что быстрому развитию автоматизации АЗС на западноевропейских рынках, особенно в странах Северной Европы (Балтийского региона, Скандинавии, Финляндии), способствовал и некий психологический фактор. Так, известно, что северяне по большей части – люди интровертного склада характера. В силу этой причины модель общения не с обслуживающим персоналом АЗС, а с неким автоматическим устройством самообслуживания при заправке автомобиля и оплате топлива большинству местного населения представляется вполне комфортной.

Под влиянием перечисленных обстоятельств сети АЗС в этих странах неуклонно автоматизируются. Очевидно, что при этом среди участников рынка все более широкое применение находит соответствующее оборудование – автоматические топливораздаточные терминалы и платежные терминалы. Так, к настоящему времени практически полностью автоматизирована розничная продажа ГСМ в Скандинавии. Из стран Центральной Европы АЗС с АПТ представлены более или менее широко в Польше и в Италии. При этом, например, на территории такой развитой страны, как Германия, ААЗС практически отсутствуют, однако тому есть ряд специфических для данного рынка причин.

На этом фоне развитие автоматизации АЗС напрямую связано с организацией приема карт, как банковских (с магнитной полосой и чиповых), так и «магнитных» fleet-карт топливных компаний. Более того, наблюдаемая сегодня на данном рынке тенденция со временем подразумевает полный отказ от приема наличных на АЗС. Миграция на оплату по картам является ключевым трендом во всей Европе, причем наиболее ярко он выражен в Скандинавском регионе. В частности, ярким примером здесь служит Норвегия, на рынок которой в течение последних нескольких лет компания Autotank осуществляет поставки АПТ, обслуживающих исключительно банковские и топливные карты (т. е. без функции приема наличных).

В сложившихся условиях топливные компании Скандинавии имеют возможность использовать автоматизированные платежные терминалы производства Autotank на своих АЗС в трех разных вариантах: 1) Организовать продажи топлива только с помощью «холодных» (полностью безоператорных) АЗС и «дизель-точек», где весь функционал возлагается на автоматические платежные терминалы (АПТ). Этот путь выбрали топливные компании ST1, Jet, Preem, SEO и Pump. 2) Использовать АЗС «смешанного» типа (mixed mode, day-night). Этот вариант предусматривает использование на АЗС, иногда совмещенных с рестораном быстрого обслуживания или магазином, услуг традиционного персонала, дополнительно установив АПТ либо для ускорения обслуживания клиентов в часы пик, либо для работы станции в режиме полного самообслуживания в ночном режиме. Такой вариант использования терминалов продвигают Sell, ESSO и ABC!. 3) Комбинировать в той или иной пропорции оба вышеуказанных варианта. Такой подход практикуют компании Neste Oil Oyj, Tebol, Statoil и Olis. Большинство ААЗС на территории Скандинавии являются либо полностью безоператорными, либо относятся к ААЗС «смешанного» типа.

В целом Скандинавия является ключевым регионом, где решения Autotank получили наибольшее распространение. Так, доля оборудования Autotank на рынках таких стран, как Норвегия, Финляндия, Швеция, Исландия и Дания, составляет сегодня порядка 80–85%. В абсолютных показателях совокупная инсталляционная база unattended-терминалов самообслуживания производства Autotank, установленных в сетях АЗС на территории данных стран, достигает сегодня порядка 10 тыс. устройств.

Итак, рассмотрим подробнее ситуацию, сложившуюся на рынках автоматизации АЗС различных стран Европы.

Первое место по количеству АЗС на рынке Финляндии занимает компания NESTE, установившая 370 АЗС «смешанного» типа, и 190 ААЗС (включая дизель-точки), оборудованные терминалами Autotank.

На втором месте – компания ОАО «ЛУКОЙЛ», которая в 2005 г. приобрела топливную компанию TEBOIL, а в 2007 г. – финские активы компании ConocoPhillips, заняв, таким образом, 29% розничного топливного рынка Финляндии. На сегодняшний день ЛУКОЙЛ, в общей сложности, владеет 176 АЗС «смешанного» типа, и 161 ААЗС (включая дизель-точки), оборудованными терминалами Autotank. Таким образом, в Финляндии компании NESTE и ЛУКОЙЛ используют третий из вышеприведенных вариантов автоматизации, в то время как типичным представителем первого варианта является сеть ST1 (250 ААЗС), а второго варианта – сеть ABC! (262 АЗС «смешанного» типа).

АПТ Autotank, установленные на территории страны, принимают все типы банковских карт, а также платежные карты топливных компаний. Как и на большинстве рынков Европы, где в каждой стране оперирует фактически единственный процессор (авторизационный центр), в Финляндии процессинговые услуги централизованы. Авторизационным центром здесь выступает Luottokunta Finland.

Специфической особенностью рынка Финляндии является поддержка установленными в местных сетях АЗС автоматизированными платежными терминалами Autotank проведения транзакций с подтверждением с помощью ПИН-кода в режиме off-line.

На рынках Эстонии, Латвии и Литвы на сегодняшний день сложилась достаточно похожая ситуация с точки зрения использования АПТ Autotank на АЗС. Во всех этих странах первые три лидирующие позиции занимают топливные операторы NESTE (114 ААЗС), StatoilHydro (15 ААЗС) и ALEXELA (локальная компания, которая приобрела 65 ААЗС HydroTexaco, ранее предоставлявшие свои услуги под брендом UnoX). Все эти участники используют исключительно первый вариант автоматизации АЗС, хотя в течение 2008 года StatoilHydro сделала ряд попыток продвигать на рынке АЗС, работающие по варианту № 2 («смешанные» АЗС).

На рынке Эстонии компании ОАО «ЛУКОЙЛ» принадлежат 5 ААЗС. Более 260 ААЗС, работающих в странах Балтии, оснащены АПТ производства Autotank, на которых организован прием всех типов банковских карт, а также платежные карты топливных компаний. Как и в Финляндии, установленные в местных сетях АЗС автоматизированные платежные терминалы Autotank поддерживают проведение транзакций с подтверждением с помощью ПИН-кода в режиме off-line при работе с банковскими картами, а также в режиме on-line при работе с fleet-картами топливных компаний. Авторизационным центром на рынке Эстонии выступает компания Pankade Kaardikeskus. Авторизационный центр Латвии – FirstData (бывший BSC Banku servisa centrs). Авторизационный центр Литвы – FirstData (бывший MKS Mokejimo Korteliu Sistemos), используемый протокол безопасности – ISO8583.

Польша. На рынке Польши присутствует исключительно компания NESTE, установившая на сегодняшний день 74 ААЗС. Авторизационным центром здесь выступает POLCARD. Установленные в польских сетях АЗС АПТ Autotank поддерживают проведение транзакций с подтверждением с помощью ПИН-кода в режиме off-line при работе с банковскими картами, а также в режиме on-line при работе с fleet-картами топливных компаний.

Норвегия. Единственным оператором на рынке продаж ГМС Норвегии выступает компания StatoilHydro, продвигающая третий вариант развития автоматизации – около 500 «смешанных» АЗС, а также 140 ААЗС и дизель-точек. Главной особенностью использования терминалов на АЗС в Норвегии является тот факт, что участники данного рынка постепенно уходят от использования наличных при расчетах за топливо. Таким образом, количество устанавливаемых здесь АПТ, принимающих исключительно платежные карты различных типов (без функции приема наличных), неуклонно растет.

Исландия. Рынок Исландии – яркий пример продвижения третьего варианта автоматизации (комбинирования «холодных» и «смешанных» АЗС). Так, исландская национальная компания OLIS эксплуатирует под брендом OLIS 50 АЗС «смешанного» типа, и 20 «холодных» станций под брендом OB. Аналогичный подход практикует и другой местный оператор – компания ESSO, установившая 200 «смешанных» АЗС под брендом N1, а также 50 ААЗС под брендом EGO. Авторизационный центр Исландии – LB Bank. Ситуация с приемом банковских карт и fleet-карт топливных компаний установленными на территории страны АПТ производства Autotank в целом аналогична польской. Отличительной особенностью рынка Исландии является динамично растущее количество бесконтактных чиповых карт. Как следствие, все АПТ Autotank на местных АЗС оборудованы бесконтактными ридерами.

Швеция. Наибольшее количество автоматических и смешанных АЗС, установленных на территории этой страны, принадлежит компаниям StatoilHydro (около 1 000 АЗС) и OKQ8 (порядка 800 АЗС). По приблизительным подсчетам, более 2500 эксплуатируемых на шведских АЗС АПТ поставлено компанией Autotank.

Дания. В Дании лидирующие позиции по числу АПТ на своих АСЗ занимают компании StatoilHydro (240 АЗС смешанного типа и 73 ААЗС под брендом «1-2-3»), и YX Energie (HydroTexaco), эксплуатирующая 200 «холодных» АЗС под брендами UnoX и YX Energie, оснащенных терминалами Autotank.

Россия. На территории России первые терминалы Autotank были установлены еще в 2000г., когда компания НЕСТЕ СанктПетербург (бренд NESTE) открыла в Санкт-Петербурге первую в стране ААЗС, где были установлены два АПТ, обеспечивавших прием платежей как наличными, так и по топливным картам NESTE с магнитной полосой. Затем, в 2005 г., в России была создана компания ООО «АВТОТАНК», дочернее предприятие шведско-финской компании Autotank.

Однако, в отличие от стран Скандинавии и Балтии, где, как я уже отмечал, данное направление получило широкое развитие еще с 1990-х годов и где «холодные» ААЗС распространены повсеместно, в России существует целый ряд как субъективных, так и объективных факторов, сдерживающих распространение подобных технологий. В отличие от рынка Западной Европы, в России процентная «маржа», которую получают владельцы АЗС при продаже топлива, может составлять от 25% до 40%.

На российском рынке число АЗС (включая газовые станции) составляет 23 тыс. Таким образом, в расчете на 1000 автомашин этот показатель в 4 раза меньше, чем в Западной Европе и США. Необходимо отметить также и сравнительно дешевую, по сравнению с Западом, стоимость человеческого труда, особенно низкоквалифицированного, в России.

И, наконец, для активного развития в России концепции ААЗС существует ряд препятствий сугубо технологического характера, обусловленных исторически сложившейся спецификой отечественного карточного рынка. Одним из таких факторов, до недавнего времени служивших серьезной помехой бизнесу компании Autotank в России, являлась сложность решения вопросов организации приема банковских карт на оборудовании Autotank. Основной причиной здесь можно назвать в первую очередь радикальное отличие структуры западного рынка процессинга банковских карт от российского рынка. Если на рынках большинства европейских стран процессинговые услуги, как правило, централизованы, то в России, как известно, свой собственный ПЦ имеет почти каждый крупный карточный банк. Таким образом, ситуация, с которой мы столкнулись на российском рынке, коренным образом отличалась от условий, в которых привыкли работать наши шведско-финские коллеги.

Все эти факторы обусловили прохладное отношение ряда действующих на территории России топливных компаний к внедрению ААЗС. Топ-менеджеры данных структур традиционно отдают предпочтение построению масштабных АЗС, занимающих порой гектары площади, и часто просто не задумываются о возможности минимизировать свои расходы благодаря внедрению ААЗС за счет минимизации штата персонала, экономии на аренде и т. д.

Как результат, сегодня уже стали «нормой» очереди на АЗС в Москве, СанктПетербурге и других крупных городах, что является одной из объективных предпосылок к динамичному распространению автоматизации на АЗС.

В свою очередь, крупнейшие российские топливные компании в последние годы уже начинают четко осознавать, что, как и на Западе, в России дальнейшее развитие экономики неуклонно ведет к необходимости четко разделять направления бизнеса, сосредотачиваясь на профильных для конкретной структуры задачах. На этом фоне есть все основания утверждать, что в России развитие рынка автоматизации продаж топлива будет происходить по сценарию, аналогичному европейскому.

Так, процентная «маржа», которую зарабатывают на продаже топлива владельцы АЗС, будет неизбежно снижаться, в том числе и в результате государственного регулирования. В свою очередь, стоимость человеческого труда в течение ближайших нескольких лет будет, напротив, неуклонно возрастать. Кроме того, нельзя не отметить, что стимулом к развитию автоматизации, обеспечивающей снижение накладных расходов, будет служить уже сегодня наблюдающееся в России обострение конкуренции АЗС с сетями гипермаркетов, торгующих ГСМ на своих АСЗ без начисления процентной «маржи» для привлечения покупателей. Пример – сеть гипермаркетов эконом-класса «Лента» (Санкт-Петербург).

Таким образом, концепция автоматизации АЗС наряду с развитием систем безналичной оплаты в сфере розничной продажи ГСМ сегодня начинает получать распространение и в России. И для этого на сегодняшний день на отечественном рынке уже есть целый ряд объективных предпосылок.

Текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 6 (136) ’2008 сс. 70-74



Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Океании раковины каури (моллюсков) сохранились как платежное средство ограниченного оборота до наших дней? В настоящее время среди всех архипелагов Океании раковины моллюсков действительно распространены в качестве не декоративной, а реальной расчетной единицы на Соломоновых островах.