Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Будущее сферы розничных банковских технологий – за аутсорсингом

(Нет голосов)

18.09.2008 Количество просмотров 1446 просмотров

В последние годы розничный банковский и финансовый бизнес стремительно развиваются. Кредитные организации предлагают своим клиентам все больше различных услуг, которыми можно воспользоваться не только в отделениях и офисах банков, но и за их пределами. Вследствие этого банкам становится все сложнее управлять всем спектром своих бизнес-процессов, включая системы Интернет-банкинга, поддержку и развитие сети POS-терминалов и банкоматов, процессинг карточных транзакций и т. д. В связи с этим розничные банки и финансовые учреждения все чаще прибегают к помощи специализированных компаний в рамках аутсорсинга. О том, какие направления деятельности сейчас являются наиболее актуальными в этой сфере и куда движутся ключевые игроки этого рынка, рассказал Идрак Дадашов, председатель правления группы Penki kontinentai, в которую входит, в том числе, специализирующаяся в банковской сфере компания BS/2.

Как оптимизировать бизнес-процессы
Сегодня на рынке розничных банковских услуг существуют две ключевые проблемы – это эффективное управление бизнес-процессами и их оптимизация. Участниками рынка используется огромное количество не интегрированных друг с другом решений и продуктов, включая как аппаратное оборудование, так и программное обеспечение. Для согласования этих решений и продуктов между собой банки вынуждены расходовать значительные ресурсы, как на содержание штата высококвалифицированных специалистов, так и на оптимизацию имеющихся решений. Например, в Европе содержание одного банкомата в среднем обходится банку в 1500 евро в месяц. Логично, что сейчас все усилия банковского сообщества направлены на снижение такого рода расходов: в условиях острой конкуренции чем ниже затраты банка на обслуживание клиентов (при одинаковом уровне качества оказываемых сервисов), тем более он конкурентоспособен. Эта тенденция ярко выражена на развитых рынках США и Западной Европы. Однако уже сейчас предпосылки к ее распространению появляются и в странах СНГ, включая, конечно же, и Россию.

Говоря о преимуществах аутсорсинга, можно провести аналогию с услугами такси. Для того чтобы достичь пункта назначения, вам не нужен ни бензин, ни стоянка, ни страховка, ни автосервис, ни водитель, ни, наконец, сама автомашина. Позвонив диспетчеру, вы в течение 15 минут получаете автомобиль, готовый отвезти вас туда, куда вам нужно.


Разумеется, аутсорсинг в карточном бизнесе на уровне эквайринговой инфраструктуры выглядит намного сложнее, поскольку в данному случае необходимо принимать во внимание целый ряд аспектов, связанных прежде всего с вопросами безопасности и эффективного мониторинга. Поэтому профессионально оказывать аутсорсинговые услуги в этой сфере имеет возможность только та компания, которой можно доверять и которая располагает эффективной информационной системой, аудитированной авторитетными международными структурами, а также способна предоставлять своим клиентам отчеты в режиме реального времени. Такая компания должна оказывать услуги в области поддержки и мониторинга эквайринговой инфраструктуры. При этом предлагаемые данной структурой аутсорсинговые услуги должны охватывать все составляющие эквайрингового бизнеса, от банкоматной сети (включая cash-in/cash-out устройства) до сети POS-терминалов, а также сети терминалов самообслуживания и информационных киосков.

 Что же дает аутсорсинг банку? Во-первых, это снижение расходов, во-вторых, концентрация интеллектуальных и финансовых ресурсов на ключевом для себя направлении бизнеса, а также повышение качества оказываемых сервисов, в-третьих, минимизация временных затрат для продвижения на рынок новых продуктов и услуг, включая экспансию на новые перспективные бизнес-сегменты, и, конечно же, привлечение новых клиентских групп и повышение лояльности уже существующих клиентов. Иными словами, благодаря аутсорсингу банки наконец-то получают возможность работать по принципу: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передавая внешнему исполнителю (аутсортеру) то, что он делает лучше других».

Для конечного потребителя – клиента банка – такой подход обеспечивает инновационность предоставляемых сервисов, высокий уровень доступности услуг банка, а также высокий уровень безопасности и, разумеется, качества обслуживания. Эти факторы, безусловно, влияют на лояльность пользователя услуг к банку. Кроме того, если банк снижает свои затраты на операционную деятельность, то одновременно он может сделать более привлекательными по цене и свои услуги для клиентов.

Согласно данным исследований аналитической структуры Everest Research, на долю европейских компаний проходится более трети от всех аутсорсинговых сделок, заключенных в первом квартале 2008г. Со стороны европейских компаний наибольшим спросом пользуются контракты на аутсорсинг в сфере IT, а также аутсорсинг бизнес-процессов. Принципиальное отличие компании BS/2, входящей в группу Penki kontinentai, от подавляющего большинства игроков, действующих на рынке аутсорсинговых услуг в сфере банковских IT-процессов, заключается в том, что у нас есть четкое понимание специфики эквайринговой инфраструктуры банка. Наша компетенция в данной области позволяет нам иметь доскональное представление обо всех процессах работы банка, вплоть до отдельных деталей.

Так, например, на сегодняшний день, предлагая в рамках аутсорсинга услуги процессирования карточных транзакций, компания должна обеспечить банку надежность и безопасность предоставляемых сервисов. Более того, компания должна гарантировать аудит устройства и ознакомить клиента с его результатами, чтобы он не сомневался по поводу качества работ, выполнение которых делегировано им третьей стороне.

Как показывает практика, компании-аутсорсеры, или «подрядчики» (назовем их так), не всегда в состоянии самостоятельно выполнить работу и вынуждены обращаться за помощью к так называемым «субподрядчикам». В отличие от них у BS/2 нет такой необходимости, поскольку наша компетенция, а также интеллектуальный и технологический потенциал позволяют нам самостоятельно удовлетворить любые потребности клиентов. В то же время мы являемся достаточно лояльными и гибкими партнерами, поэтому можем выступать при оказании аутсорсинговых услуг как в качестве «подрядчика», так и в качестве «субподрядчика», а также предоставлять свои аутсорсинговые услуги через третью компанию, которую выбирает клиент. При этом с компаниями, которые оказывают аутсорсинговые услуги и имеют для этого необходимый инструментарий, мы стремимся не конкурировать, но найти схему сотрудничества, при которой мы могли бы достичь компромисса и максимально оптимизировать устройства транзакционного оборудования.

BS/2 предоставляет услуги аутсорсинга в рамках обслуживания и развития всех составляющих эквайринговой инфрастуктуры и всех типов терминального оборудования, а также в сегменте телекоммуникационной инфраструктуры. Каждая из дочерних компаний группы Penki kontinentai – BS/2, Penkiu kontinentu Komunikaciju centras, Ashburn International – предоставляет универсальные услуги аутсорсинга по поддержке и обслуживанию всех типов транзакционного оборудования.

Еще одним значительным преимуществом сотрудничества с нами для наших клиентов является то обстоятельство, что BS/2 располагает значительными объемами собственных финансовых ресурсов, благодаря чему мы можем предоставлять эквайринговое оборудование в аренду на гибких условиях.

Кроме того, мы обеспечиваем комплексное техническое обслуживание транзакционного оборудования, что также обусловлено широкими возможностями компании. Например, для того чтобы оперативно обслуживать огромный рынок, мы просто обязаны всегда иметь в наличии широкий ассортимент запчастей и расходных материалов.

Что касается программного обеспечения, то в компании BS/2 работают профессиональные специалисты-разработчики, которые уже прошли, а также продолжают свое обучение у ведущих производителей эквайрингового оборудования, тщательно отслеживая постоянно происходящее обновление программ и следя за тенденциями рынка.

Если говорить о таком направлении аутсорсинга, как мониторинг сетей ATM, то очевидно, что без подготовки и базовых знаний в этой области чрезвычайно сложно отслеживать работу банкоматов, рассредоточенных по разным городам, а иногда – и странам. Мы можем проводить эффективный мониторинг ATM-сетей, сетей терминалов самообслуживания и POS-терминальных сетей в режиме реального времени.

Одним из направлений работы компании является обеспечение безопасности банкоматов. Наши специалисты динамично развивают данное направление. Группа Penki kontinentai не только участвует в профильных международных выставках и конференциях, но и сама выступает их организатором, что позволяет нам поддерживать тесные контакты и обмениваться мнениями с ведущими экспертами в этой сфере. Так, например, наша дочерняя компания BS/2 разработала мировые стандарты систем видеонаблюдения для обеспечения безопасности банкоматов. На них основано наше решение ATMeye, которое было отмечено ATMIA в 2004 году как «Best ATM Security Solution» и уже используется в более чем 60 странах мира. В России с данным решением сегодня работают 65 банков. В случае, если банк намерен создать свою сеть банкоматов «с нуля», компания BS/2 может помочь ему реализовать этот проект наименее затратно и трудоемко. Если же у банка уже существует сеть ATM, то зачастую он сталкивается с тем, что постоянное поддержание ее работы силами собственных подразделений становится весьма сомнительным с экономической точки зрения направлением, требующим непозволительно высоких временных и финансовых затрат. Вместо того чтобы сосредоточить свои ресурсы на основной деятельности – получении прибыли от банковских операций, привлечении новых клиентов и повышении лояльности существующих, а также разработке и выводе на рынок новых продуктов, банку приходится фокусироваться на решении совершенно иных, сугубо технических задач. Это то же самое, как если ктолибо решил бы запустить рекламную кампанию на радио и для этого открыл собственную радиостанцию. Поэтому в данном случае банку гораздо целесообразнее прибегнуть к аутсорсинговым услугам таких признанных специалистов, как, например, компания BS/2.

На сегодняшний день наша компания является первой в Восточной Европе, осуществляющей комплексный аутсорсинговый проект «под ключ» с одной из крупнейших банковских групп в Балтийском регионе. В рамках данного проекта мы обеспечиваем полное обслуживание сети банкоматов этого клиента. Показательно, что, убедившись в высокой результативности такого подхода, к этому проекту стали подключаться и другие банки региона. Это говорит о том, что проект действительно востребован и привлекателен для участников рынка. Мы уверены, что вскоре услугами полного аутсорсинга сети ATM будут активно пользоваться и российские банки, а также кредитные организации других стран СНГ.

Важно также отметить, что BS/2 позиционирует себя прежде всего как стратегического партнера. Мы отслеживаем все мировые тенденции развития розничного банковского бизнеса и планируем свою стратегию R&D на ближайшие годы с учетом последних мировых инноваций в данной сфере.

Результаты недавних исследований современных трендов банковской индустрии демонстрируют, что в обозримом будущем будет преобладать тенденция, в рамках которой банки станут развивать свой бизнес узкоспециализированно. Так, сегодня кредитные организации зачастую одновременно занимаются и инвестициями, и кредитованием, и лизингом, обслуживанием своей эквайринговой сети и Интернет-банкингом, и т. д. Это обуславливает необходимость содержания банком масштабного IT-подразделения или использование услуг целого ряда различных структур-«подрядчиков», обслуживающих все эти банковские системы. Однако если в будущем банк решит полностью сосредоточиться на своей профильной деятельности, передав решение всех технологических задач единой компетентной компании-аутсорсеру, то содержание такого штата специалистов становится ненужным, равно как и сотрудничество с широким кругом сторонних структур. Именно в этом случае становятся очевидны все преимущества комплексного аутсорсинга.

Благодаря накопленному за многие годы успешной деятельности практическому опыту мы последовательно пришли к предоставлению услуг аутсорсинга. И именно это оказалось актуальной тенденцией не только сегодняшнего дня, но и как минимум нескольких последующих лет. Сейчас на рынке появляется достаточное количество предложений в этой сфере. Однако стоит отметить, что прежде чем принять условия работы той или иной компании-аутсорсера, подписать договор о сотрудничестве, банку необходимо тщательно продумать, как распределить финансовые ресурсы наилучшим образом и сделать правильный выбор партнера в этой области.

Текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 7 (137) ’2008 сс. 21-25

 


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… каури были не только «туземным» средством расчета, но также в ходу в Средней Азии, Европе и даже Руси? На Руси в XII-XIV веках, в так называемый безмонетный период, каури были деньгами под названием ужовок, жерновков или змеиных головок. Их до сих пор находят при раскопках в Новгородских и Псковских землях в виде кладов и в погребениях. Только в XIX веке в Западную Африку ввезли не менее 75 млрд раковин каури общим весом 115 тысяч тонн?