Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Card Suite EBPP: универсальное решение для автоматизации обслуживания платежей населения

(Нет голосов)

14.10.2008 Количество просмотров 1165 просмотров

Иварс Бейтанс, менеджер продукта, Отдел развития линейки решений для платежных карт, TietoEnator Banking & Insurance

Иварс Бейтанс, card suite
Иварс Бейтанс, менеджер
продукта, Отдел развития линейки
решений для платежных карт,
TietoEnator Banking & Insurance

Прием и обслуживание повседневных платежей населения в адрес поставщиков массовых услуг, включая службы ЖКХ, операторов мобильной связи, Интернет-провайдеров и т. д., а также платежей в счет погашения кредитов, является весьма значительной частью нагрузки персонала банковских отделений. При увеличении клиентской базы для поддержания высокого уровня качества обслуживания банкам приходится постоянно расширять сеть своих отделений, что, безусловно, влечет за собой значительные затраты. Аренда помещений, создание и обслуживание инфраструктуры, содержание штата сотрудников – все это является значительными расходами для банка. В связи с этим встает вопрос о целесообразности инвестиций в программное обеспечение, позволяющее автоматизировать и перевести в режим самообслуживания услуги по приему повседневных платежей населения. Такой подход является для банка перспективной альтернативой обслуживанию повседневных платежей силами кассовых операционистов, позволяя существенно сократить операционные расходы и, как следствие, повысить эффективность и конкурентоспособность своего розничного бизнеса в целом.

На этом фоне обращает на себя внимание софтверный продукт Card Suite Electronic Bill Presentment and Payments (Card Suite EBPP) компании TietoEnator. Данное комплексное гибко конфигурируемое решение предназначено для приема и обслуживания широкого спектра платежей населения и позволяет полностью автоматизировать и перевести на самообслуживание для клиентов банка такие виды операций, как, например:

  • оплата счетов поставщиков массовых услуг;
  • денежные переводы;
  • покупка предоплаченных продуктов и услуг.

Решение Card Suite EBPP позволяет банку значительно расширить портфель предлагаемых розничных продуктов и услуг при значительном сокращении операционных расходов.

Благодаря внедрению Card Suite EBPP банк сможет предоставить розничным клиентам широкий спектр востребованных услуг, доступных не только в банковском отделении, но и в режиме самообслуживания, с использованием следующих каналов: • Любой автоматизированный терминал самообслуживания (банкомат, инфокиоск, cash-in устройство и т. п.); • POS-терминал; • Мобильный банк; • Телефонный банк; • Интернет-банк. Все платежи, принимаемые и обслуживаемые на платформе решения Card Suite EBPP, осуществляются по определенному циклу, состоящему из целого ряда шагов. При этом банк имеет возможность создавать свой, индивидуальный цикл осуществления платежа, выбирая те шаги, которые сочтет необходимыми для конкретного вида платежа.

В рамках решения Card Suite EBPP платеж может быть произведен в качестве оплаты приобретаемого товара или услуги. Система позволяет клиенту выбрать конкретный вид платежа из предлагаемого перечня, отображенного в пользовательском меню на мониторе терминального устройства. При этом выводимая на экран информация определяется и конфигурируется непосредственно банком. Перечень предлагаемых видов платежей может быть следующим: • внутренним – услуги оплаты товаров или услуг, предлагаемые непосредственно самим банком; • внешним – услуги оплаты товаров или услуг, предоставляемые третьей стороной: например, в случае, если банк использует онлайновый интерфейс с определенным сервис-провайдером. Также возможна реализация решения, при которой налажен онлайновый интерфейс между системой Card Suite EBPP и третьим процессором, обслуживающим так называемые терминалы «моментальной оплаты», в которых принимаются платежи в адрес конкретных поставщиков массовых услуг.

При выборе клиентом вида платежа может быть использована функция Access Control, которая позволяет динамично изменять отображаемый в пользовательском меню перечень доступных для осуществления платежей в зависимости от возможностей конкретного конечного устройства и состояния его компонентов. Иными словами, от тех функций и соответствующих модулей, которые поддерживает тот или иной канал самообслуживания в рамках осуществления платежа (наличие cash-in и cash-out устройств, устройства считывания штрих-кодов, принтера для распечатки квитанций и т.п.). Например, в случае, если у банкомата в данный момента неисправен принтер, в его пользовательском меню не будут отображаться те виды платежей, для осуществления которых обязательным условием является распечатка квитанции. Функция Access Control также учитывает индивидуальные атрибуты/данные клиента, что позволяет создавать разные перечни доступных видов платежей для разных групп клиентов.

В случае, если платеж за ту или иную услугу может быть осуществлен с помощью нескольких различных платежных инструментов, например, по банковской карте, наличными (cash-in либо конвертный депозит), то клиенту предоставляется возможность выбора. Список платежных инструментов, которые могут быть использованы для каждого платежа, определяется при конфигурации системы Card Suite EBPP.

На данном этапе происходит проверка наличия в системе всей необходимой информации для осуществления платежа. В случае, если выявлен недостаток необходимой информации, то при условии наличия соответствующих возможностей у конечного устройства на экран терминала выводится сообщение, предлагающее клиенту дополнить данные о платеже необходимой информацией. Также при необходимости на данном этапе происходит конверсия валюты платежа в валюту биллера (поставщика, выставившего счет), если такая операция предусмотрена при конфигурации системы.

В большей части случаев при проведении оплаты покупки существует необходимость краткосрочной резервации или «бронирования» товара/услуги для клиента. При этом система EBPP связывается с базой данных (внутренней или внешней), где содержится информация о доступных на момент проведения платежа предложениях, и резервирует выбранный товар или услугу для клиента, осуществляющего платеж. Данная функциональность гарантирует наличие приобретаемого товара/услуги непосредственно на момент проведения платежа. На данном этапе получатель платежа может запросить у держателя карты дополнительную информацию (реквизиты платежа), как, например, сумму оплаты, номер клиента, и т. п., а также сам предоставить ему какую-либо запрошенную дополнительную информацию. Например, при оплате услуг мобильной связи номер счета, выставленного мобильным оператором, выводится на экран только после того, как клиент ввел номер телефона, за пользование которым он планирует провести оплату.

В процессе покупки товара или оплаты определенной услуги системой EBPP проверяется и рассчитывается онлайновая комиссия эквайера (т.е. комиссия, взимаемая за обслуживание платежа), предусмотренная для выбранного платежного инструмента, после чего клиент получает запрос окончательно подтвердить платеж. Окончательное подтверждение платежа не обязательно, и данный этап может быть пропущен для платежей, при которых не требуется соответствующее подтверждение плательщика, например, таких, как P2P-платежи с использованием мобильного телефона.

На данном этапе для каждого платежного инструмента проводится определенное действие (дебетование или кредитование счета). В некоторых случаях резервирование товара/услуги системой происходит только после того, как клиент произвел платеж. В этом случае появляется необходимость в дополнительном этапе осуществления платежа – проводится вторичное, или окончательное резервирование и исключение товара/услуги из базы данных – списка доступных предложений.

После того как оплата была произведена и товар/услуга приобретены (в случае денежных переводов P2P, сумма платежа перечислена), платеж считается завершенным. Если это предусмотрено сценарием платежа, то при помощи отсылки соответствующего сообщения поставщик услуг информируется о том, что оплата произведена, и, следовательно, оплаченный счет или приобретенный товар/услугу следует исключить из базы данных. Далее проводится списывание суммы/товара/услуги. Если платеж осуществляется через банкомат, перед завершением на экран устройства должна быть выведена соответствующая подтверждающая информация и/или распечатан чек, подтверждающие факт платежа. В случае, если банком используется онлайновый интерфейс с биллинговой системой поставщика товаров/услуг, может потребоваться отправка соответствующего сообщения в биллинговую систему получателя платежа.

Платеж считается отмененным в случае сбоя на любом из этапов проведения платежной транзакции либо если клиент выбрал функцию отмены платежа. При отмене платежа в системе происходит следующий цикл операций: отмена дебетования/кредитования платежного инструмента, например, карточного счета, или возврат наличных (в случае cash-in оплаты) и отмена всех предшествующих действий клиента по данному платежу. Таким образом, описанный способ дает возможность остановить процесс проведения еще незавершенного платежа. Как уже описывалось выше, в решении Card Suite EBPP понятие «платеж» имеет более широкое значение, нежели просто перевод денежных средств со счета на счет. Чтобы нагляднее продемонстрировать возможности применения данного решения, предлагаем рассмотреть несколько примеров проектов на базе решения Card Suite EBPP.

 Оплата таких счетов может проводиться как в рамках счетов поставщиков услуг в самом банке, так и используя интерфейс (онлайновый или офлайновый) с биллинговой системой поставщика услуг, а также интерфейс с процессором третьей стороны, обслуживающим сеть терминалов самообслуживания и принимающим платежи в адрес конкретных поставщиков массовых услуг. Платежи могут проводиться также по предварительно созданным индивидуальным профилям клиентов, что позволяет сделать процесс оплаты более удобным и быстрым для клиента.

Посредством системы Интернет-банка, банкомата или POS-терминала клиентом может быть осуществлена оплата предоплаченных продуктов или услуг, таких, например, как билеты на мероприятия, ваучер мобильного оператора и т.п.

 Решение Card Suite EBPP позволяет банку предоставить держателям своих карт доступ практически ко всему спектру предлагаемых розничных продуктов через сеть банкоматов, используя онлайновый интерфейс АБС банка. Кроме того, используя данный канал, клиент может осуществлять в режиме самообслуживания широкий ряд операций, например, пополнять свои депозитные и карточные счета, осуществлять перевод средств с одного своего счета на другой, погашать кредитные задолженности операции т. д.

 Решение Card Suite EBPP позволяет избежать необходимости осуществления нескольких отдельных банковских переводов за разные услуги на различные счета государственных бюджетных учреждений. Вместо этого клиент может произвести лишь один платеж на общую сумму при помощи своей платежной карты, при этом система в соответствии с ранее внесенными в нее индивидуальными параметрами этого клиента сама распознает и распределит, на счета каких госструктур какая сумма должна быть переведена.

 Функционал системы позволяет предоставлять клиентам возможность при покупке через терминал самообслуживания полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) у определенной страховой компании – партнера банка получить скидку на приобретение полиса КАСКО данной страховой компании в течение всего срока действия полиса ОСАГО. При этом решение Card Suite EBPP проверяет в соответствии с заданными параметрами, является ли данный клиент подходящим под критерии предоставления скидки, устанавливаемые банком и страховой компанией, и посылает подтверждение/отказ на платежный терминал. В случае положительного ответа сумма платежа уменьшается на сумму предоставляемой скидки.

Данная функциональность Card Suite EBPP позволяет проводить онлайновую проверку лимитов медицинского страхового полиса покупателя. После получения сообщения от POS-терминала, через который осуществляется платеж по карте страхового полиса, Card Suite EBPP связывается с базой данных страховой компании, после чего происходит автоматическая проверка лимитов полиса, на основании которой определяется, какие услуги или лекарственные препараты будут оплачены страховой компанией, а какие не покрываются страховым полисом, поэтому клиент должен будет оплатить их за свой счет (полностью или частично, в соответствии с условиями страхового полиса и доступными лимитами).

Фактически Card Suite EBPP обладает неограниченными возможностями с точки зрения автоматизации розничного бизнеса банка. Функционал системы может быть адаптирован с учетом самого широкого спектра конкретных задач, стоящих перед каждой кредитной организацией. При этом основной отличительной чертой любого проекта с использованием решения Card Suite EBPP является предоставление новых возможностей для развития бизнеса, а также обеспечение целого ряда преимуществ как для самого банка, так и для его клиентов.

Текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 8 (138) ’2008 сс. 26-30

 


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первая в мире массовая коммерческая эмиссия чиповых карт состоялась в США в 1986 г. (банками-эмитентами выступали Bank of Virginia и Maryland National Bank с чипами Bull CP8, а также First National Palm Beach Bank и Mall Bank – с чипами Casio)?