Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Личный кабинет плательщика для терминалов

(Нет голосов)

14.11.2008 Количество просмотров 952 просмотра

Дмитрий Голован, генеральный директор компании «Интернет Бизнес Проект», разработчика программного обеспечения для платежных систем eKassir

Платежные терминалы самообслуживания вошли в повседневную жизнь российского населения совсем недавно, но тем не менее сейчас уже сложно представить те проблемы, которые испытывали потребители в прошлом при желании пополнить баланс сотового телефона или оплатить доступ в Интернет. Теперь, когда платежные терминалы установлены на каждом шагу, как правило, предоставляя свои услуги в режиме 24Ч7, задача оплаты различных сервисов значительно упростилась.

Вместе с динамичным ростом количества установленных платежных терминалов на их базе активно внедряются и различные инновационные сервисы, а также появляются новые потребительские возможности, аналогов которым на рынке приема платежей раньше просто не существовало. Об одной из таких инноваций – внедрении в платежных терминалах «личного кабинета плательщика» – и пойдет речь в настоящей статье. Эта опция появилась в платежных терминалах менее года назад, и пионером здесь выступил платежный сервис QIWI. В настоящее время аналогичный сервис запускают еще несколько систем приема платежей населения. Так, тестирование личного кабинета плательщика, оснащенного рядом дополнительных возможностей, уже осуществляется в системе eKassir, и в самом ближайшем будущем мы предложим эту опцию нашим клиентам.

Что такое личный кабинет плательщика на платежном терминале?

Внедрение на платежном терминале опции «личный кабинет плательщика» позволяет идентифицировать клиента в системе и кастомизировать интерфейс пользователя платежного терминала под конкретного потребителя, что делает процесс оплаты различных сервисов значительно более удобным и быстрым. Механизм реализации данной опции достаточно прост и выглядит следующим образом.

Регистрация плательщика. На любом терминале сети приема платежей, располагающей опцией «личного кабинета плательщика», клиент может пройти индивидуальную регистрацию. Например, в сети QIWI с этой целью клиент вводит на терминале номер своего мобильного телефона, после чего система отправляет на этот номер SMS-сообщение с личным паролем. В дальнейшем номер телефона и пароль служат клиенту для входа в свой «личный кабинет плательщика».

В свою очередь, реализуя аналогичный проект в системе eKassir, мы изначально предусматриваем более широкий набор механизмов регистрации и аутентификации. Так, идентификация в личном кабинете плательщика, разработанном специалистами компании «Интернет Бизнес Проект», может быть реализована как уже рассмотренным способом с использованием номера мобильного телефона пользователя, так и по специальной карте (магнитной или со штрих-кодом), а также просто по логину и паролю и даже, при желании, с помощью биометрии (например, по отпечатку пальца).

В свою очередь, регистрация в личном кабинете плательщика в рамках системы eKassir может быть выполнена как с помощью отправки SMS-сообщения на введенный плательщиком номер сотового телефона, так и в офисе сотрудником платежной системы (банка) после проверки необходимых документов плательщика.

Алексей Жученко, коммерческий директор ЗАО «Уникум»:

Как известно, практически любое расширение функционала платежного терминала влечет за собой необходимость его оснащения дополнительными комплектующими. Например, в случае идентификации плательщика с помощью карты (в том числе банковской) терминал, соответственно, должен быть оснащен картридером.

Внешняя простота этой задачи обманчива, поскольку ее реализация может повлечь за собой длинную цепочку необходимых шагов, от доработки корпуса терминала до замены других комплектующих, поскольку все они должны согласовываться друг с другом. Нельзя также забывать, что существует достаточно большое количество различных моделей и модификаций каждого из видов дополнительного оборудования от тех или иных производителей, все они имеют свои специфические особенности и отличаются друг от друга по спектру решаемых задач, сферам применения и, конечно же, ценовым характеристикам. На этом фоне особенно важным представляется то обстоятельство, что компания «Уникум» с самого начала развития отечественного терминального рынка специализировалась на разработке не максимально упрощенных унифицированных массовых моделях, но на сложном высокотехнологичном оборудовании, позволяющем на его базе предоставлять готовые решения, в полной мере отвечающие конкретным потребностям каждого заказчика. Именно поэтому конструкторы и технический персонал компании накопили уникальный практический опыт по внедрению действительно широкого спектра комплектующих и дополнительного оборудования в свои терминалы. И этот опыт позволяет сегодня компании предлагать оптимальное решение по «железу» для каждого конкретного случая без опасений, что в ходе эксплуатации выяснится его недостаточное соответствие задачам заказчика.

Использование личного кабинета позволяет потребителям получать дополнительные удобства при оплате услуг и (что еще более важно) воспользоваться дополнительными возможностями.

Дополнительные удобства при оплате через терминал. В первую очередь речь идет о кастомизации пользовательского меню терминала под конкретного плательщика. Как показывает практика, набор услуг, которые постоянно оплачиваются тем или иным конкретным физическим лицом, как правило, достаточно ограничен. Все постоянно оплачиваемые сервисы (например, услуги оператора сотовой связи, Интернет-провайдера, ЖКХ) благодаря внедрению «личного кабинета плательщика» пользователь может занести в список «Избранных» и оплачивать их без повторного ввода данных, просто выбрав нужный сервис (например, «Мой мобильный»).

Выбрав свой регион, можно избавиться в меню платежей от существенной части ненужных сервисов. Ситуация, когда житель Москвы платит за сервис во Владивостоке, достаточно редкая, а большой спектр сервисов в меню терминала порой путает пользователя и мешает ему быстро найти нужного провайдера.

При желании можно настроить периодическое автоматическое пополнение нужного сервиса из списка сервисов, внесенных в «Избранные». При этом средства списываются со счета «мобильного кошелька» плательщика.

Теперь рассмотрим те новые возможности, которые обеспечивает использование «личного кабинета плательщика». Именно они являются наиболее важным аспектом данной опции.

В первую очередь это расширенный набор платежных сервисов. Вход в «личный кабинет» при оплате на терминале является аналогом идентификации плательщика системой приема платежей или банком. Соответственно, с помощью опции «личный кабинет» можно предоставлять плательщику возможность оплаты дополнительных сервисов, требующих идентификации пользователя в обязательном порядке. Такими сервисами являются погашение кредитов, проведение денежных переводов, оплата учебы, штрафов и т.д. Причем предоставлять такие услуги можно не только через платежные терминалы, принадлежащие банку, но и через дилеров системы приема платежей или банка – юридических лиц. Несмотря на то что наличие четко прописанной законодательной платформы (115 ФЗ) для такого механизма может представляться спорным, практика показывает, что услуга погашения кредитов, например, в некоторых системах приема платежей, принадлежащих небанковским структурам, уже реализована и успешно функционирует.

«Мобильный кошелек». Это очень важная опция. Для каждого пользователя «личного кабинета плательщика» платежного терминала открывается индивидуальный «мобильный кошелек». По сути, это личный счет в системе, который можно пополнять с помощью платежного терминала и с которого можно оплачивать различные сервисы. Помимо всего прочего, наличие «мобильного кошелька» позволяет решить проблему сдачи, которую стандартный платежный терминал не выдает. Решение проблемы сдачи позволяет оплачивать сервисы, где требуется точная сумма платежа (например, некоторые коммунальные платежи), или проводить платежи, в рамках которых нет смысла переплачивать (например, оплата штрафа). История платежей. Эта опция позволяет пользователю контролировать все «движения по счету», пополнения «мобильного кошелька» и оплату сервисов, а также статус платежа в системе. При желании данная информация может быть выведена в виде распечатки на принтере формата А4, который встраивается в банковский терминал БТ-1 производства компании «Уникум».

Оплата через Интернет. Все сервисы, которые доступны в «личном кабинете плательщика» на терминале (кроме услуги пополнения мобильного кошелька), могут быть также доступны на web-сайте системы приема платежей (банка). Так, пополнив свой лицевой счет на терминале, пользователь впоследствии может оплачивать нужные сервисы через Интернет. При этом интерфейсы пользователя «личного кабинета» на платежном терминале и на web-сайте могут быть практически идентичны для удобства клиента.

Дополнительные возможности. В качестве примеров дополнительных возможностей, открывающихся при внедрении «личного кабинета», можно привести оплату контента для мобильных телефонов, услуг IP-телефонии, а также SMSоповещение и некоторые другие сервисы. Все эти услуги в данном случае следует рассматривать как дополнения к основным платежным сервисам.

Если перечислить все опции, доступные через «личный кабинет плательщика» для пользователя банковского платежного терминала, то в совокупности их можно рассматривать в качестве полнофункционального Интернет-банкинга. В данной опции присутствует идентификация плательщика (например, по логину и паролю), лицевой счет плательщика (мобильный кошелек), платежи по предустановленным реквизитам (оплата сервисов), просмотр выписки со статусом платежей (пополнения и списания), SMS-информирование о проведенных транзакциях и т.д. Иными словами, «личный кабинет плательщика» включает в себя практически все ключевые функции Web-банкинга. При этом в данном случае имеется также сеть терминалов системы приема платежей (банка) и ее дилеров, через которых легко и удобно пополнять счет в системе. Это очень важный момент, поскольку, какой бы удобной ни была система Интернетбанкинга для физических лиц в банке, все ее преимущества теряются при отсутствии удобных для клиента способов пополнить свой счет. Сочетание удобства пополнения счета и его использования может дать мощный импульс для продвижения услуги Web-банкинга, привлечь в нее многих существующих и новых клиентов банка.

Опция «личный кабинет плательщика» появилась в сетях платежных терминалов совсем недавно и еще очень молода, как, впрочем, и само это направление бизнеса в целом. На сегодняшний день пока что не очень много плательщиков используют данную возможность, но развитие этой опции обеспечивает очень большой потенциал для владельцев систем приема платежей (банков). Ниже перечислены только самые очевидные из них: • Данная технология может стать новым инструментом продвижения розничных продуктов банка и привлечения клиентов – физических лиц. По сути, что мешает клиенту, зарегистрированному в системе, разместить через платежный терминал депозит, оставить заявку на кредит или другую банковскую услугу? Таким образом, количество точек продаж услуг (привлечения клиентов) банка может многократно возрасти. • Технология, используемая в «личном кабинете плательщика», легко может быть адаптирована как для работы операционистов банка с физическими лицами, так и для банкоматной сети, что позволит банку качественнее и быстрее обслуживать клиентов, а также получить определенные конкурентные преимущества перед другими банками. • «Личный кабинет плательщика» может выступать мощным маркетинговым инструментом, позволяющим делать конкретным группам пользователей различные специальные предложения при продвижении услуг банка. Возможен вариант использования для продвижения своих спецпредложений физическим лицам не только банками, но и предприятиями розничной торговли (услуг) или другими компаниями, работающими с частными лицами. • На базе данной технологии легко могут быть реализованы различные программы лояльности, начисление бонусов и т.д., что позволяет привязать клиента к своей сети. • «Личный кабинет плательщика» может дать мощный толчок к использованию технологии Web-банкинга среди клиентов банка.

На наш взгляд, технология «личного кабинета плательщика» является очень перспективной и предоставляет много различных возможностей. Для каждого клиента они могут быть свои, в зависимости от специфики проекта. Главное – суметь их правильно использовать. Наша компания, используя накопленный опыт в области реализации проектов для платежных систем и банков, готова предложить различные варианты решений, учитывающих специфику и цель реализуемого проекта. Помимо этого, мы будем рады поделиться своим опытом, оказать консалтинговую помощь и при необходимости провести обучение специалистов заказчика.

Компания «Интернет Бизнес Проект» занимает лидирующее место на рынке разработки программного обеспечения для систем приема платежей и терминалов, работая на нем с 2003 г. Основной продукт компании – процессинг приема платежей eKassir – полноценная система приема платежей, которая может быть использована как кредитной организацией, так и отдельной сетью.

Использование новых технологий, акцент на самообслуживание и автоматизацию процессов становятся все более актуальными в сложившейся экономической ситуации. Кризис финансовой системы, повлекший за собой сокращение филиальной сети некоторых банков, тем не менее, не отменяет необходимости качественного и доступного обслуживания существующих клиентов. Задача оптимизации расходов на обслуживание розничных продуктов, расширения ареала присутствия без затрат на создание филиалов, допофисов и новых рабочих мест операционистов эффективно решается с помощью банковских терминалов производства «Уникум».

Текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 9 (139) ’2008 сс. 37-41

 


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Китае в XXV веке до н.э., наряду с бартером, начинают развиваться денежные отношения? Роль "посредничающего" товара, который можно свободно обменять на любой другой, играют в основном ракушки каури, добываемые на близлежащих островах в Тихом океане. Со временем каури становятся основным платежным средством во всем Китае.