Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Прогнозирование остатков наличных денежных средств в ATM

(Нет голосов)

14.11.2008 Количество просмотров 1405 просмотров

Алексей Кистанов, начальник центра электронного бизнеса ОАО КБ «Солидарность» (Самара)

Мировой финансовый кризис заставляет многие российские банки, занимающиеся карточным бизнесом, пересмотреть свою позицию по отношению к объему денежных средств, загружаемых в банкоматы. Практика загрузки наличных в период стабильной ситуации в экономике отличается от практики кризисного периода, когда обычные модели перестают эффективно действовать.

В стабильный период работы банковской системы экономический эффект в рассматриваемой нами области достигается за счет оптимального выбора сумм загрузки и периодов инкассации с учетом стоимости как загружаемых денежных средств, так и себестоимости инкассации.

Однако в кризисный период во главу угла ставится прежде всего снижение финансовых издержек и максимальное сокращение отвлекаемых сумм. При этом возникает необходимость в особенно качественных прогнозах остатков наличных в банкоматах, поскольку отсутствие денежных средств в банкоматах может привести к ажиотажному спросу на них со стороны держателей карт, что сведет на нет усилия банка по оптимизации своих ресурсов.

При прогнозировании остатков наличных в банкоматах следует учитывать следующие факторы:

• неравномерность снятия денежных средств через банкомат по дням недели;

• неравномерность снятия денежных средств через банкомат по времени суток. Как минимум это связано с типом банкомата (уличный или офисный);

  • место расположения банкомата – общедоступный или установленный на предприятии под зарплатный проект;
  • дальность поездки до банкомата денежного хранилища банка;
  • требуемые купюрные наборы в кассетах и режим работы сотрудников денежного хранилища банка;
  • режим работы собственного денежного хранилища и службы инкассации банка;
  • технические простои в работе банкоматов;
  • фактор сезонности и праздничные дни.

На указанные выше особенности влияет неопределенность, а порой и непредсказуемость поведения различных клиентских групп из числа как физических, так и юридических лиц.

Чтобы максимально учесть все вышесказанное и не допустить ажиотажного спроса на снятие наличных в банкоматах со стороны клиентов, можно пойти двумя различными путями. В первом случае – просто рассчитать усредненные характеристики профиля работы всех банкоматов банка в целом (как пресловутую «среднюю температуру пациентов в больнице»), что достаточно просто, но не дает необходимой точности. Во втором случае – подсчитать характеристики профиля работы каждого банкомата, т.е. составить его «персональный» профиль работы, что намного повышает качество прогноза.

Такими характеристиками являются: • статистика ежедневного снятия наличных с почасовой раскладкой для каждого банкомата; • статистика еженедельного снятия наличных с ежедневной раскладкой для каждого банкомата. Как правило, обе эти характеристики достаточно стабильны. Результаты анализа, проведенного автором настоящей статьи, демонстрируют, что расхождения среднестатистических и наблюдаемых значений для одного банкомата колеблются в пределах 5%.


Визитная карточка

ОАО КБ «Солидарность» (Самара)

КБ «Солидарность» (Самара) образован 23 октября 1990г.

Является ассоциированным членом Visa Inc. и аффилированным членом MasterCard Worldwide.

17 ноября 2007г. банк запустил в эксплуатацию собственный in-house процессинговый центр. На сегодняшний день банк эмитировал в общей сложности порядка 250 тыс. карт. Банкоматная сеть насчитывает 100 ATM. В сети банкоматов и инфокиосков банка держателям карт предоставляются услуги проведения безналичных платежей, мобильного и WEB-банкинга, осуществления переводов средств с карты на карту и внесение наличных на счет с использованием cash-in устройств.

 

Текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 9 (139) ’2008 сс. 46-51

 


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первые успешные проекты мобильных кошельков развились не на развитых рынках, и задолго до их появления в Европе или США – это были M-PESA в Кении а также Globe GCASH и SMART Money – на Филиппинах.