Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Тенденции на рынке банкоматов Латинской Америки

(Нет голосов)

14.11.2008 Количество просмотров 838 просмотров

В последние годы эксперты отмечают в Латинской Америке динамичный рост банкоматных сетей и их активное использование, при этом в Бразилии особую популярность получила демонстрация рекламы на дисплеях банкоматов.

Количество и качество банкоматов, устанавливаемых в Латинской Америке, продолжают неуклонно расти, что свидетельствует о повышении роли данных устройств в жизни потребителей, а также о появлении новых моделей ведения бизнеса для банков и операторов сетей. Из стандартного банковского терминала для выдачи наличных, позволяющего просто экономить на кассирах и помещениях офисов отделений банков, АТМ превращается в современное интерактивное устройство, способное, кроме всего прочего, обслуживать операции по пополнению счетов операторов мобильной связи и оплате налогов, а также демонстрировать рекламу на своем дисплее.

На крупнейших рынках региона – Бразилии, Мексики, Аргентины и Колумбии – примерно 93% населения, охваченного банковским обслуживанием, знакомы с использованием банкоматов.

 По оценке специалистов исследовательской компании Kroll-InfoAmericas, общая инсталляционная база банкоматов в Латинской Америке составляет порядка 250 тыс. устройств, 60% из которых установлены в Бразилии. Точный показатель не поддается исчислению, поскольку в большинстве стран региона централизованной статистики по банкоматам не ведется. Кроме того, каждая страна обычно имеет, по крайней мере, две сети ATM, а в некоторых случаях число таких сетей доходит до девяти, при этом информация по каждой из них содержится в частных хранилищах. Необходимо отметить, что количество сетей может не зависеть напрямую от масштабов страны. В Бразилии действует четыре крупные сети, а в Сальвадоре еще недавно оперировало шесть сетей, на которые приходилось менее 500 банкоматов. Кроме того, уровень продаж новых АТМ не всегда является индикатором роста, поскольку покупка банковских терминалов самообслуживания часто может свидетельствовать лишь о замене ими ранее установленных устаревших моделей.

Почти 70% банкоматных сетей в регионе, включая 15% АТМ, принадлежащих государственным банкам, находятся в открытом доступе. Таким образом, конечные пользователи могут получить доступ к своим счетам не только в тех банкоматах, которые принадлежат банкам, выдавшим им дебетовую или кредитную карту. В то время как сети ограниченного доступа позволяют проводить транзакции только в тех случаях, когда и банкомат, и карта относятся к одному банку. Однако в Латинской Америке большинство сетей ограниченного доступа все же предоставляют возможность доступа к международным сетям. Крупнейшей сетью такого типа является АТМ-инфраструктура бразильского Banco Itau.

В последнее время наблюдается тенденция, в рамках которой сети закрытого доступа включаются в состав сетей открытого доступа. Это позволяет осуществлять перенос затрат на обслуживание или распределение их среди различных банковских партнеров. В Латинской Америке это имеет существенное значение вследствие высокого уровня преступности и больших географических масштабов региона, которые затрудняют обслуживание и доступ к банкоматам.

При этом стоимость обслуживания одного банкомата может достигать 24 тыс. долл. США в год. Неудивительно, что в 2007г. количество банкоматов в пределах сетей ограниченного доступа сократилось на 7%, главным образом за счет того, что банки включали свои банкоматы в сети открытого доступа.

Напротив, сети открытого доступа ежегодно увеличиваются на 10–15 тыс. устройств. Значительная часть этого роста обеспечивается за счет банкоматов из сетей с ранее ограниченным доступом, однако активно закупаются и новые АТМ. В апреле 2008 г. руководство бразильского банка Caixa Economica заказало 9 600 банкоматов у компании Diebold. Известно также о планах Diebold до конца 2008 г. поставить в Мексику более 5 тыс. банкоматов, которые должны заменить устаревший парк машин, легко поддающихся взлому и имеющих ограниченный набор услуг для клиентов. Необходимо также отметить, что в Мексике банкоматы являются одними из самых старых в Латинской Америке, в среднем они на шесть лет старше среднестатистического АТМ по региону (который, в свою очередь, уже достиг пятилетнего возраста).

Динамичность в развитии набора функциональных услуг, предоставляемых потребителям, – основная черта тех сетей в регионе, в которых появляются новые банкоматы, поставляемые в Латинскую Америку. Они позволяют банкам получать доход от сервисов, основанных на проведении транзакций, в то время, когда большинство участников индустрии в регионе ожидают снижения доходов от комиссий по сберегательным и текущим счетам. Снижение прибыли отчасти является результатом законодательных норм, ограничивающих уровень комиссий, но также и следствием смещения деловой активности в сегменты с более низким доходом, где депозиты меньше по объему и часто нестабильны по характеру, а возможности для более дорогих и перекрестных услуг ограничены.

Данные изменения, происходящие на рынке, вынуждают кредитно-финансовые учреждения изыскивать способы переложить расходы по использованию АТМ на своих финансовых партнеров, а не на конечных пользователей. Таким образом, возникает потребность в расширении спектра предоставляемых сервисов. Один из примеров – сеть банкоматов Redlink в Аргентине, клиенты которой оплачивают коммунальные счета и пополняют свои телефонные карты через АТМ. Испанский банк La Caixa (не путать с бразильским банком, носящим аналогичное название) изучает модели выплаты денежных переводов со своими банками-партнерами в Эквадоре и Колумбии. В обоих случаях платить приходится оператору, который выставляет счет, в то время как конечный пользователь получает исключительно только удобства и преимущества. Доход от использования банкоматов может быть значительным: некоторые колумбийские банки сообщают о прибыли с обслуживания одной карты в виде банкоматных комиссий до 5 долл. США в месяц.

Новые функциональные возможности банкоматов также облегчают решение задач по индивидуальному обслуживанию и маркетингу. Банки могут настроить изображение на дисплеях банкоматов в зависимости от типа счета держателя карты или типа самой карты (например, Gold или Platinum, сберегательный счет или текущий счет, и т. д.), облегчая, таким образом, возможности предложения и варианты выбора услуг для различных клиентов. Если необходимо, клиент может указать, что для него предпочтительнее. Исследование компании Kroll-InfoAmericas, проведенное в конце 2006г., показало, что это особенно привлекательно для представителей малого бизнеса.

Заглядывая в будущее, можно отметить, что демонстрация рекламы на экранах банкоматов будет иметь все более серьезное значение. Поскольку психологическая обстановка во время проведения транзакции вынуждает потребителя полностью концентрироваться на том, что он видит на дисплее банкомата, последний становится весьма успешным инструментом рекламы. В результате анализа, проведенного компанией KrollInfoAmericas с целью сравнения эффективности рекламы прямой почтовой рассылки и на дисплеях банкоматов одного из ведущих бразильских банков, выяснилось, что реклама, продемонстрированная с помощью АТМ, запомнилась более 90% пользователям по сравнению с 15% получателей почтовых рассылок. Первоначально тесты проводились с использованием рекламы банковских услуг и продуктов, затем они были распространены на рекламу товаров широкого потребления, концертные билеты и рестораны, расположенные в радиусе 400 метров от банкомата. Результаты оказались просто грандиозными.

Основное технологическое средство, поддерживающее эти концепции услуг, – продвижение к реализации стандарта Interactive Financial Exchange (IFX) для электронных коммуникаций в банковской инфраструктуре, который предназначен как для банков, так и для поставщиков. По оценке консультационной компании Celent, к 2009 г. в финансовых учреждениях проникновение стандарта IFX достигнет 60%. Еще одна возможность, содействующая развитию в данном направлении, – принятие Windows Microsoft XP в качестве операционной системы для центрально-управляемого программирования и адаптации индивидуальных банкоматов. Пока неясно, воспользуются ли банки для управления банкоматами полностью локальным программным обеспечением или выберут открытый источник, такой как Java, который позволит им перейти с системы Windows на Linux. В любом случае, 83% банков в регионе заинтересованы в дальнейшем развитии сетей своих банкоматов и предоставлении таких инновационных сервисов потребителям.

Очевидно, что при расширении инфраструктуры обслуживания возрастает риск мошенничества и злоупотреблений с банкоматами, особенно в абсолютных величинах. АТМ предыдущего поколения в Латинской Америке недостаточно защищены от скимминга карт, взлома сейфа или иных манипуляций преступников. По оценке Ассоциации Банков Мексики (Mexican Banking Association), в этом отношении уязвим почти каждый третий банкомат на рынке ввиду давности срока его изготовления. Новые банкоматы, которые придут на смену устаревшим моделям, будут оснащены биометрическими системами безопасности. Такие устройства уже установлены в Колумбии и составляют часть машин, поставляемых компанией Diebold банку Caixa Economica в Бразилии. Появление таких моделей АТМ приветствуется потребителями, из которых 53% ссылаются на проблемы с безопасностью как на основную причину, препятствующую более широкой популярности банкоматов и банкоматных сервисов. В некоторых случаях необходима соответствующая техническая адаптация банкоматов для их защиты от совершения более «грубых» преступлений. Например, в 2007г. только в городе Мехико было зарегистрировано 140 похищений банкоматов с места установки. Возможным решением данной проблемы может стать переход банков и вендоров на использование значительно более усиленного стального основания АТМ, которое надежно крепится к полу, выдерживает принципиально более высокие динамические и статические нагрузки и не позволяет «вырвать» крепеж банкомата из пола или специальной площадки, на которую он и устанавливается.

Текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 9 (139) ’2008 сс. 59-61

 


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?