Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Владимир Комлев: Российский торговый эквайринг в эпоху кризиса, или Как без потерь дождаться перемен к лучшему

(Нет голосов)

14.05.2009 Количество просмотров 1557 просмотров

торговый эквайрингМожно ли утверждать, что торговый эквайринг в России сегодня, в разгар глобального экономического кризиса, не сдает своих позиций? С какими сложностями уже пришлось столкнуться участникам рынка в кризисной ситуации? Своими взглядами на пути развития эквайрингового бизнеса в России журнал «ПЛАС» попросил поделиться Владимира Комлева, генерального директора компании UCS – крупнейшего отечественного эквайрера.

ПЛАС: Можно ли утверждать, что торговый эквайринг в России сегодня не сдает своих позиций? Насколько, на ваш взгляд, интересен в этом плане опыт ряда стран постсоветского пространства, на рынках которых государство стимулирует развитие эквайринга, принуждая торговые предприятия определенных категорий принимать платежные карты в приказном порядке?

В. Комлев: Сам по себе тот факт, что сегодня торговая сеть не принимает карты повсеместно, как того хотелось бы платежным системам и банкам-эмитентам, не является проблемой карточного бизнеса как такового. Российский эквайринговый бизнес развивается своим естественным путем, его можно какими-то методами стимулировать, но без того, чтобы пройти шаг за шагом некие цивилизованные этапы становления розничного бизнеса, как в банковской сфере, так и в розничной торговле, обойтись нельзя. Нельзя во всех торговых точках, в булочных, в такси, расставить POS-терминалы и скомандовать: работайте! С таким подходом мы потерпели бы полное фиаско: с одной стороны, не все ТСП хотят работать с картами, в силу самых разных причин, а с другой стороны, не все они интересны с экономической точки зрения, самому эквайреру, поскольку объем транзакций в подавляющем количестве торговых точек окажется недостаточным для того, чтобы покрыть минимальные операционные расходы на их эквайринговое обслуживание (процессинг, установка POS-терминала, обеспечение канала связи и т. д.).

Живой тому пример – недавняя инициатива Visa, предписывающая обеспечение минимального уровня скорости авторизации в 20 секунд. К счастью, в конечном итоге это требование не было принято в качестве обязательного для выполнения эквайрерами. Если бы это внедрили, то мы бы отрезали тот самый «низовой» сегмент клиентов, которые только начали подниматься. Авторизация за 20 секунд – это непросто: партия приказала, и авторизация стала 20 секунд. Невозможно просто по желанию сделать скорость авторизации в 15–25 секунд. Линия dual-up обеспечит в лучшем случае 35–40 секунд. Все, что быстрее – это тоновый набор, специальные выделенные каналы связи и т.д. И такой канал обходится от 50 долл. США в месяц. Арифметика дальше простая. Даже самый «жирный» эквайрер на эквайринге зарабатывает сильно в пределах 1%. Если этим процентом просто закрыть стоимость такой линии, то лишь для того, чтобы компенсировать затраты на эту линию связи, месячный оборот в торговой точке должен составлять не менее 5 тыс. долл.

Смею вас уверить, что тот сегмент клиентов, за который нас агитируют платежные системы, не в полной мере отвечает этому показателю даже в Москве. А есть еще POS-терминал – 20 долл. в месяц арендная плата, есть еще стоимость процессинга, авансирование платежей и т.д. Это все стоит денег, и приходится аккуратно считать все затраты. Чтобы такой клиент нормально, прибыльно для эквайрера работал, у него должен быть оборот тысяч 15–20 тыс. долл. ежемесячно на каждый POS-терминал, использующий такую линию. Предлагаю дальше провести эксперимент: давайте найдем несколько ТСП на выбор, у которых карточный оборот от 15 тыс. долл. на POS-терминал в месяц и выше. Уверен, мы обнаружим, что у них авторизация давно уже происходит за 10–12 секунд и быстрее. А нам предлагали, чтобы мы на этот уровень вывели всех тех, кто к этому еще не то что экономически не готов, но подчас не отвечает определенным требованиям по безопасности и контролю рисков. Давайте не будем требовать от эквайрера, который и так не жирует в сегодняшней ситуации, невозможного, ненужного и откровенно вредного!

Теперь вернемся к вопросу государственных инициатив в области стимулирования эквайринга. Нельзя забывать, что рынок розничной торговли и услуг развивается весьма планомерно и постепенно. И оснащения каждой точки POS-терминалом естественным образом не произойдет до тех пор, пока сами руководители торговых предприятий в полной мере не осознают необходимости данного шага и не будут готовы вкладываться в такие системы. А это, в свою очередь, произойдет только тогда, когда торговые предприятия действительно убедятся в том, что, продолжая отказываться от карточных платежей, они теряют львиную долю оборота и наиболее перспективные категории клиентов, которые идут со своими картами к их более осмотрительным конкурентам. Пока же такого не наблюдается.

В то же время, даже учитывая все перечисленные соображения, сказать, что на российском рынке эквайринга сегодня плохая ситуация с точки зрения покрытия рынка этой услугой, нельзя. И это справедливо не только в отношении Москвы и Санкт-Петербурга, но и других городов, где численность населения превысила или приближается к 1 млн человек. Если рассмотреть ситуацию на рынке эквайринга в городе, где количество торговых предприятий и численность населения в 50 раз меньше, чем в Москве, то конкуренция за ТСП на таком относительно небольшом рынке окажется гораздо выше. Дело в том, что, помимо местных банков, оказывающих эквайринговые услуги по агентским программам, в провинциальном городе есть филиалы практически всех крупных московских банковэквайреров. Это означает, что у региональной торговой точки с оборотом, подчас в 10 раз более низким, чем у московской, спектр предложений от банков будет таким же, как и у московской точки. И поэтому уровень ставок на региональных рынках нередко существенно привлекательнее для мерчантов, чем уровень ставок в Москве.

Итак, повторюсь: эквайринг в России развивается по своим законам, вполне логичным для конкретного российского рынка, при этом конкуренция банков и эквайринговых компаний здесь очень жесткая, чем, кстати, пользуются очень многие торговые сети. Однако, если говорить об опыте наших соседей по СНГ, то прямое навязывание мерчантам приема платежных карт административными методами – далеко не выход из положения. Государство может лишь создавать некие мотивации для проникновения эквайринга в те сектора рынка, которые им пока не охвачены, но это должна быть политика «пряника без особого кнута».

В то же время нельзя забывать, что сегодня в результате жесткой конкуренции эквайринговый бизнес в России находится на грани доходности. На этом фоне, я уверен, в очень недалекой перспективе ведущие и ответственные отечественные эквайреры будут вынуждены пересмотреть тарификацию для своих клиентов, прежде всего для крупных торгово-розничных сетей, доходность работы с которыми находится сейчас на уровне, близком к размеру interchange.

Полный текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 4 (144) ’2009 сc. 3 - 8


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?