Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Андрей Королев: «Вновь на распутье…»

(Нет голосов)

22.10.2009 Количество просмотров 943 просмотра

Справедливы ли опасения, что влияние глобального кризиса в конечном итоге может привести к замедлению интеграции российского карточного рынка в мировой рынок или даже более того, привести к его полному обособлению? Государство в роли регулятора эквайрингового рынка – насколько жизнеспособна такая концепция? Акцент на VIP-клиентов – способ выживания или устойчивая тенденция, начало которой было положено задолго до наступления кризиса? Эти и другие вопросы, которые, без сомнения, волнуют сегодня всех участников отечественной индустрии безналичных платежей, обсуждают Андрей Королев, президент Ассоциации Российских Членов Европей (АРЧЕ), издатель журнала «ПЛАС» Александр Гризов и главный редактор Михаил Свищёв.

Андрей Королев, президент Ассоциации Российских Членов Европей (АРЧЕ)ПЛАС: Итак, с начала глобального ухудшения финансовой ситуации прошел год. Какие, на ваш взгляд, ключевые выводы относительно влияния кризиса на ситуацию в российском карточном бизнесе и банковском секторе в целом можно сделать уже сегодня, на начало IV квартала 2009 года?

А. Королев: Сегодня тема кризиса и его отражения на российском рынке уже, как говорится, «навязла в зубах». Более того, кто бы сегодня ни старался проанализировать сложившуюся здесь ситуацию, никто не может претендовать на доскональное знание предмета. Можно с уверенностью утверждать лишь одно: глобальный кризис показал, что российская банковская система вовсе не является «кровеносной системой» отечественной экономики. И это доказывает хотя бы тот факт, что массированные финансовые вливания в эту систему до экономики фактически не дошли. Поэтому первый и, пожалуй, единственный неоспоримый вывод, который можно сделать на фоне сложившейся ситуации, – сегодня банковскую систему РФ необходимо срочно «приводить в чувство», чтобы она могла действительно соответствовать своим основополагающим целям и задачам в экономике страны.

ПЛАС: Сразу после начала финансового кризиса в России международные платежные системы и, соответственно, российские банки обратились лицом в сторону VIP-клиентов – держателей премиальных карт. Что это было – попытка удержаться на плаву? Понимание того, что именно эти клиенты подтверждают справедливость модели 20/80? Или же речь идет о достижении рынком своей зрелости, т. е. кризис и активизация работы в премиальном сегменте – не более чем совпадение по времени?

А. Королев: В чем-то, конечно, это можно назвать совпадением. Совпадением в том смысле, что российский карточный рынок все последние годы находился в ожидании того, что экстенсивная фаза его роста рано или поздно прекратится, и новые рыночные сегменты, освоение которых обеспечивало стремительное увеличение оборотов и количества эмитированных карт, со временем себя исчерпают. Поэтому наиболее ответственные участники рынка, как и платежные системы, всегда смотрят на полтора шага вперед.

Именно это позволило им своевременно понять, когда волна экстенсивного роста рынка начала спадать, выявить категории наиболее доходных клиентов и оперативно принять меры к тому, чтобы они не ушли к конкурентам. По этой же причине карточные продукты для «премиум-сегмента» всегда присутствовали в портфеле универсальных карточных банков, придерживающихся эффективной среднесрочной стратегии развития. Другое дело, что до недавнего времени работа с премиальным сегментом зачастую велась по остаточному принципу, поскольку для того, чтобы не потерять свою долю на динамично растущем карточном рынке, банкам необходимо было постоянно инвестировать в инфраструктуру обслуживания карт и т. д.

Однако наиболее дальновидные банки понимали, что рано или поздно им необходимо будет сконцентрироваться на премиальном сегменте. Поэтому еще в докризисные времена они стали разрабатывать стратегии, ориентированные на данные категории клиентов, строить VIP-отделения и менять наполнение своих продуктовых линеек. На этом фоне можно утверждать, что активизация работы этих банков в премиальном сегменте совпала с кризисом лишь по времени. Со своей стороны, наступивший кризис, вызвавший резкую остановку экстенсивного развития розничного банковского, в том числе и карточного, бизнеса, всего лишь отчетливо показал, кто именно из карточных банков уже был готов на тот момент к запуску полноценных VIP программ, которые сразу же начали активно реализовываться.

Поэтому я не склонен считать, что акцентирование стратегии развития карточного бизнеса на VIP-клиентах было некой вынужденной попыткой банков удержаться на плаву в трудное время. Необходимость искать новые клиентские сегменты на фоне стагнации, когда другие сегменты перестали приносить прибыль, была слишком очевидна еще и до кризиса. Тенденция, в рамках которой кредитные организации акцентируются на VIP-клиентах, заметна не только в карточном сегменте, но и на рынке банковской розницы в целом. Так, сегодня многие ведущие розничные банки проводят оптимизацию сети розничного банковского обслуживания путем сокращения ряда обычных отделений для обслуживания массовых клиентов и внедрения VIP-отделений.

ПЛАС: Справедливы ли опасения, что влияние кризиса и те тенденции, которые оно обусловило (экономические, технологические, идеологические, политические), в конечном итоге могут привести к замедлению интеграции российского карточного рынка в мировой рынок или даже более того, привести к его полному обособлению?

А. Королев: Следует признать, что в сегодняшней непростой ситуации мы отмечаем растущее число мнений участников рынка в пользу некого обособления отечественного сегмента платежных карт от глобального рынка. Как показывает практика, такие тенденции, традиционно имеющие место на любом рынке, обостряются именно в кризисные времена. И сегодня они начинают приобретать характер ключевой тенденции. Однако я бы не связывал напрямую наступление кризисных времен с появлением тенденций к обособлению на отечественном рынке.

Полный текст статьи читайте в журнале "ПЛАС"9 (149) ’2009 сс. 3 - 6


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?