Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Электронные платежи

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

28.05.2010 Количество просмотров 2068 просмотров

(Международный Форум «Мобильная / электронная коммерция и банкинг. Россия и СНГ 2010» новые контакты в бесконтактном мире)

Международный форум - события 2011 года

2-й Международный Форум «Дистанционные сервисы и платежи. Россия и СНГ 2011» >


Итоги Форума можно выразить одной фразой: "Это пирог. Важно не упустить кусок, который может принадлежать вам по праву"


Мероприятие, прошедшее 16 апреля 2010 г. в московском Международном информационно-выставочном центре «ИнфоПространство», без преувеличения превзошло все ожидания его организаторов. Форум собрал более 315 делегатов, представляющих различные регионы России, страны СНГ, зарубежные государства. Среди них – представители Центрального банка России, Национального банка Белоруссии, Нацбанка Украины и Национального банка Казахстана, отечественных и зарубежных кредитно-финансовых организаций, правительственных структур, руководители подразделений крупнейших международных платежных систем, операторов связи, торговых сетей, компаний-вендоров и интеграторов. На Форуме было представлено 19 презентаций по всему спектру проблем, вынесенных на обсуждение в рамках рабочей программы. В выставочной части мероприятия свои технологические решения для практического использования в электронной и мобильной коммерции представили 14 компаний.
Организатором Форума выступил журнал «ПЛАС». Главными спонсорами мероприятия стали оператор мобильной связи «МегаФон», платежная система Visa Inc., компания МобиПлаС, HandyBank и группа компаний ЦФТ. Официальными спонсорами мероприятия выступили Check In-phone и компания ARCOM group. В число партнеров Форума вошли такие компании, как PayOnline System, «Терминальные Технологии», Ingenico, группа компаний «БПЦ», Misys, SMS Traffic и Best Quality Design. Специальным спонсором стала компания BSC Msc (торговая марка GEMINI).

Форум открылся выступлением издателя журнала «ПЛАС» Александра Гризова, подчеркнувшего в своем приветственном слове актуальность проблематики данного мероприятия.

Первым докладчиком Форума стал Нэв Бэйнс (Nav Bains) – директор по проектам в сфере NFC и PAY-BUY MOBILE (технология мобильных платежей) Всемирной ассоциация GSM (GSMA). В своем выступлении он обрисовал общую картину развития мобильных и электронных услуг в прошлом и настоящем, а также показал их всевозрастающую роль на современном этапе развития экономики и общества в целом и в коммерции и банкинге в частности. Особый акцент был сделан на те изменения, которые произошли за последнее время в сфере торговли, денежного обращения и банковской деятельности, направленные на поддержание новых «форм-факторов», таких как пластиковые карты.

По словам докладчика, следующей ступенью эволюции в коммерции является мобильный телефон. Н. Бэйнс подчеркнул относительно низкий уровень проникновения банковской инфраструктуры и сервисов во многих странах мира по сравнению с уровнем проникновения мобильных телефонов. «Сегодня буквально у каждого есть мобильный телефон. Представьте, насколько проще и удобнее станет работа банков и жизнь конечных потребителей, если предложить им услуги мобильного банкинга и мобильных платежей».

Он продемонстрировал, насколько велик потенциал рынка мобильной связи и насколько значительны преимущества, гарантированные всем участникам экосистемы мобильных финансовых услуг. «Процесс развития коммерции идет непрерывно, и текущей стадией ее развития является электронная и мобильная коммерция». Докладчик наглядно продемонстрировал преимущества мобильной/электронной коммерции, ее доступность, удобство, выгодность для всех участников рынка. «Это огромный пирог. Важно не упустить кусок, который может принадлежать вам по праву», – в заключение призвал Н. Бейнс участников Форума.

С кратким обзором развития электронной коммерции на территории России и СНГ выступил Ричард Харрис, региональный глава департамента электронной коммерции в странах CEMEA компании Visa Inс. Основываясь на опыте своей компании, он рассмотрел реальные перспективы развития этого сегмента рынка на территории постсоветского пространства, рассказал о новых продуктах и перспективах Visa Int. в России. Visa – крупнейшая розничная сеть электронных платежей. Только за прошлый год в ее рамках было осуществлено транзакций на сумму 4,4 трлн рублей. В планах компании – увеличение количества участников, освоение новых сегментов, перспективных розничных торгово-сервисных сетей, включая сети автоматических ресторанов быстрого обслуживания. И на этом фоне мобильные платежи, по утверждению Р. Харриса, являются сегодня самым перспективным направлением деятельности компании. Особое внимание в своем докладе Р. Харрис уделил проблеме безопасности и мошенничества в области электронной и мобильной торговли.

Вице-президент ВТБ Карл Сумманен на примере своего банка рассказал об эволюции дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и преимуществах развития ее в будущем. Он отметил, что пока далеко не все потребители верят в мобильный банкинг.

На самом деле, по мнению Карла Сумманена, используя ДБО, банки не только повышают свою конкурентоспособность, доходность и операционную эффективность, но и снижают возможные риски. ДБО необходимо и их клиентам, которые ценят простоту, удобство и безопасность мобильных и электронных платежей. На этом фоне К.Сумманен высказал свое мнение о развитии дистанционных банковских услуг в будущем. Тот путь, по которому шло развитие до последнего времени, исчерпал свои возможности. Иными словами, работа в рамках отдельного банка будет претерпевать незначительные изменения. Кардинальные сдвиги могут возникнуть лишь тогда, когда изменится среда, в которой работают банки. А среда может измениться, если в стране появится Национальная платежная система (НПС). С появлением НПС сложится несколько иная архитектура дистанционного обслуживания клиентов банка через различные каналы. Чтобы провести в жизнь эту стратегическую идею, необходима концепция, разработанная группой грамотных экспертов под руководством регулирующих органов, и прежде всего – Банка России. При этом должны учитываться не интересы отдельных компаний и банков, а национальные интересы в целом и каждого игрока в частности.

Особый интерес участников Форума вызвал доклад Игоря Голдовского, генерального директора компании «Платежные Технологии» и члена Операционного комитета MasterCard Europe (European Operations Advisory Committee) от России. Свое выступление он посвятил глубокому и профессиональному анализу функционирования и дальнейшего совершенствования инструментов и технологий мобильных платежей. Докладчик отметил, что мобильный телефон является самым массовым электронно-вычислительным устройством с коммуникационными возможностями, находящимся на руках у населения нашей планеты. Сегодня в мире зарегистрировано более 4,5 млрд владельцев сотовых телефонов, до конца 2010 г. их количество превысит 5 млрд. Это примерно в 3 раза больше, чем количество пользователей Интернета. Телефон может использоваться как электронный бумажник для хранения приложений различной функциональности от различных эмитентов и платежных систем. Кроме того, мобильный телефон является единственным на сегодняшний день устройством, реализующим доверительную среду обработки транзакции.

При использовании телефона между картой и ее держателем отсутствует посредник в виде POS-терминала, что позволяет избежать таких видов атак, как модификация суммы операции и кража ПИН-кода терминалом, а также обезопасить держателя карт от виртуального клонирования карты. Телефон – это та среда, которая постоянно находится под контролем его владельца. В своей презентации И. Голдовский остановился на рассмотрении двух принципиально различных типов мобильных платежей: бесконтактные платежи (в частности, технология NFC) и удаленные платежи. Игорь Голдовский обратил внимание собравшихся на возрастающий интерес к бесконтактным платежам со стороны международных платежных систем.

В 2009 г. через бесконтактные платежи в мире было израсходовано более 10 млрд долл. К 2012г. этот объем вырастет до 52 млрд долл. Безусловным лидером внедрения бесконтактных платежей является Япония: 17 млн телефонов и 68 млн бесконтактных карт используется для этих целей в данной стране.

Отдельная часть выступления И. Голдовского была посвящена вопросу технологий и внедрения NFC-платежей. По его мнению, первая общепризнанная архитектура таких платежей, в центре которой лежит SIM/UICC-карта, была разработана ассоциацией GSMA и была анонсирована ею в рамках инициативы PAY-BYE MOBILE. В докладе был дан обзор используемых в рамках инициативы PAY-BYE MOBILE протоколов HCI и SWP, утвержденных в качестве соответствующих стандартов ETSI, а также протоколов NDEF, RTD, LLCP идр., разработанных и утвержденных ассоциацией NFC Forum.

И. Голдовский рассказал об альтернативном подходе, предложенном компанией Nokia и проработанном ассоциацией NFC Forum. В соответствии с этим подходом разработаны альтернативные средства взаимодействия NFC-контроллера телефона с элементами безопасности (Secure Element, SE) телефона на основе стандартов физического/канального уровней I2C, USB, ISO7816-3 и прикладного уровня NCI (NFC Controller Interface). В ходе своего доклада И. Голдовский также выделил основные проблемы внедрения NFC-платежей. Помимо отсутствия консенсуса в определении стэка протоколов, отсутствия единого стандарта на бесконтактное платежное приложение, главная из них – «проблема курицы и яйца»: кто должен платить за внедрение бесконтактных платежей. Поставщики приложений не хотят инвестировать в эти проекты, пока не появится достаточно развитая инфраструктура для обслуживания их приложений. С другой стороны, никто не будет развивать инфраструктуру, пока нет большого количества приложений. Особую роль в развитии бесконтактных платежей, по мнению И.Голдовского, играет общественный транспорт. Им пользуется значительная часть населения, при этом затраты на оснащение общественного транспорта устройствами, читающими бесконтактные карты/NFC-телефоны, относительно скромны.

В докладе было также рассказано о внедрении бесконтактных платежей с использованием NFC-устройств, одновременно реализующих функции NFC-контроллера и банковского чипа. Примерами таких устройств являются NFC-стикеры, microSDкарты, встроенные SE телефона и т. п. NFC-устройства позволяют реализовать архитектуру NFC-платежей, коренным образом отличающуюся от архитектуры GSMA. В этой альтернативной архитектуре SIM-карта больше не играет центральной роли, а возможности GlobalPlatform 2.2 позволяют управлять контентом этих элементов безопасности телефона так же успешно, как и в случае SIM-карты.

Далее докладчик перешел к проблеме мобильные платежи, удалённое их использование. Со стороны банковского сообщества и сотовых операторов к этому виду платежей проявляется больший интерес. В 2009г. мобильные платежи были сделаны на сумму 20 млрд долл. (на долю Японии из них пришлось 10 млрд.). В 2015г. мобильные платежи составили 119 млрд долл. (8% всех операций электронной коммерции).
Заглядывая в недалекое будущее, И. Голдовский отметил, что за счет создания новых приложений к мобильным телефонам и внедрения других технологических новинок, в частности, уже упоминавшихся элементов безопасности телефона, буквально через несколько лет круг пользователей и участников рынка значительно расширится, кратно увеличится объем предоставляемых услуг и оборота финансовых средств. Также выступающим был предложен интересный и свежий сценарий реализации проекта «чипизации» платежной индустрии США. В частности, среди экспертов рынка все чаще раздаются голоса о том, что действительно верным шагом дальнейшего развития технологий будет не масштабная реализация проектов контактных микропроцессорных карт стандарта EMV, а вывод на рынок бесконтактных карт и поддерживающей их инфраструктуры приема. В результате в относительно короткое время (после развития инфраструктуры приема бесконтактных платежей) можно будет перейти от пластиковых карт к мобильным телефонам как средству безналичных расчетов. Следует заметить, что на ноябрь 2009 г. в США было эмитировано более 100 млн бесконтактных карт (каждая десятая карта рынка США), к приему платежей по которым были готовы 140 тыс. магазинов, оснащенных более чем полумиллионом ридеров.

Руководитель Сектора управления специальных и корпоративных систем «МегаФон» Сергей Амбросимов, кратко коснувшись вопроса эволюции услуг мобильной коммерции, предоставляемых компанией начиная с 2003г., рассказал о перспективах дальнейшей работы в данном направлении. Так, в прошлом году «МегаФон» запустил новую услугу «Мобильные платежи», которая позволяет использовать денежные средства абонента, находящиеся на его лицевом счете. Общая концепция по развитию услуг мобильной коммерции сводится к тому, чтобы получить единое универсальное решение с единой точкой входа для абонента и поддержкой всего спектра предлагаемых услуг. Это должно обеспечить удобство и простоту для клиента и одновременно повысить безопасность операций. Докладчик отметил противоречия, возникающие при реализации этой задачи: если сделать услугу абсолютно безопасной, то она становится неудобной для абонентов, а если услуга будет очень простой, то уровень обеспечиваемой безопасности снижается до неприемлемых показателей. В связи с этим руководство компании приняло решение реализовать комплекс мер, направленных на повышение обеспечения безопасности до необходимого уровня: ввести дополнительные защитные коды, обязательную верификацию/аутентификацию банковских карт, ограничение суммы платежа и, наконец, разделение абонентской базы на сегменты в целях предоставления каждой группе индивидуальных условий по подключению услуг мобильной коммерции.

В ближайшей перспективе «МегаФон» будет развивать услугу «Мобильные платежи» с оплатой товаров и услуг с лицевого счета абонента. Также планируется задействовать агрегатора, который будет осуществлять поиск магазинов и подключение их через себя. Параллельно с развитием услуги «Мобильные платежи» «МегаФон» планирует в самое ближайшее время на федеральном уровне запустить в коммерческую эксплуатацию услугу «Пополнение счета банковской картой» с возможностью акцептного и безакцептного пополнения лицевого счета абонента и приема любых платежных карт, а также реализовать удаленные интерфейсы для регистрации карт. В ближайшем будущем компания также планирует реализовать ряд других интересных проектов.

От Банка России слово взял начальник управления развития розничных платежей департамента регулирования расчетов Вадим Кузнецов. Основную часть своего выступления он посвятил законодательной базе в сфере розничных платежных услуг, совершенствованию юридической и экономической составляющих национальной платежной системы, а также созданию национальной системы платежных карт (НСПК). При этом В. Кузнецов подчеркнул, что отношения всех заинтересованных сторон должны строиться на основе законов рынка, при обязательном соблюдении принципов открытости и добровольности участия. Одной из приоритетных задач банковского содружества он назвал противодействие мошенничеству, охарактеризовав ситуацию в этой сфере как драматическую. Особое внимание докладчик обратил внимание на вопиющую финансовую безграмотность населения.

Интересным опытом создания единого информационного пространства, методологической и нормативно-правовой базы электронной и мобильной коммерции поделился с участниками Форума начальник главного управления информационных технологий Национального Банка Республики Беларусь Олег Веремейчик. Созданное в республике единое расчетное информационное пространство, представляющее собой совокупность единых правил и процедур, охватывает в настоящее время 22 расчетных агента, более 3 тыс. точек приема во всех регионах, около 500 производителей услуг и более 1100 их видов.

Начальник управления по предоставлению информационных услуг Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Голобоков признался, что не планировал своего выступления, но ход дискуссии заставил его взять слово. Он отметил, что все выступающие согласны, что рынок мобильных и электронных платежей уже формируется. Но при этом почти полностью отсутствует его регулирование. И все участники рынка ждут от государства решения этой проблемы. По мнению В. Голобокова, все заинтересованные стороны должны сами участвовать в формировании государственного управления и регулирования – за них никто этого делать не будет. На рынке мобильных платежей оперируют три основных игрока. Это банковская система, платежная система и операторы связи. Если они не будут совместно формировать рынок мобильных услуг, произойдет то, что уже произошло с другими рынками на территории РФ. Иными словами, этот рынок будет потерян. Он сформируется, но без учета интересов его основных игроков. В связи с этим В. Голобоков высказал предложение: сформировать рабочую группу из представителей всех заинтересованных сторон для создания организации, целью которой станет разработка предложений в правительство РФ по законодательному регулированию рынка мобильных платежей. По его мнению, к этому процессу должны быть привлечены, в том числе, депутаты Госдумы, представители Минкомсвязи и Минфина России. В. Голобоков выразил убеждение, что «формировать рынок надо, прежде всего, его заинтересованным участникам, а не «безынициативным чиновникам», которые в действительности не являются и не могут быть экспертами данного рынка». Делегаты Форума горячо поддержали это предложение.

Особое внимание на Форуме было уделено проблеме безопасности мобильных и электронных платежей. Практически в каждом выступлении докладчики отмечали, что эта проблема выходит на первый план, и без ее решения невозможно продвигаться вперед. О том, как борются с мошенничеством в сфере авиаперевозок, рассказал присутствующим начальник управления взаимодействия с платежными системами Альфа-Банка Алексей Голенищев. На конкретных примерах он проиллюстрировал способы выявления фальшивых документов, разоблачения мошеннических схем и мерах, предпринимаемых банком для противодействия этой преступной деятельности.

После окончания второй сессии Конференции был проведен круглый стол «Рынок электронной и мобильной коммерции и его участники. Настоящее и будущее». Участниками Экспертного совета круглого стола выступили Игорь Голдовский, Тимур Аитов, вице-президент Ассоциации региональных банков России, Марк-Андре Фенглер (Marc-Andre Fengler), старший продакт-менеджер, отвечающий за системы и решения для микро- и макроплатежей и NFC-технологии в компании Vodafone Germany, Андрей Горнаев, директор департамента консалтинга компании Intervale, Владимир Жуков, директор компании «Мобильные платежи» (Беларусь), и Александр Гризов. Также активное участие в круглом столе принимали представители НБУ, а также ряда российских банков. В ходе круглого стола выступил ряд участников Форума, которые уделили основное внимание перспективным направлениям в отрасли, в частности, NFC-платежам, электронной и мобильной коммерции, а также безопасности проведения мобильных и интернет-транзакций. В ходе круглого стола Марк-Андре Фенглер рассказал о состоянии германского рынка мобильных платежей с точки зрения Vodafone.

В частности, большое внимание он уделил этапам внедрения компанией Vodafone системы мобильных платежей в Германии: «В 2002 году мы вывели на рынок первую реально работающую систему мобильных платежей, пришедшую на смену системе Premium SMS, которая на тот момент являлась единственным способом оплаты конечными потребителями мобильного цифрового контента и услуг (логотипы, рингтоны и т.п.). Это решение, получившее название M3P или Vodafone Mobiles Bezahlen, до сих пор является наиболее современной системой биллинга, идеально удовлетворяющей потребности множества операторов сотовой связи и поставщиков платежных сервисов целого ряда европейских стран, которые до сих пор вынуждены довольствоваться менее сложными продуктами».

Несмотря на то что M3P и сегодня приносит Vodafone более чем солидный доход, в конце 2006 года в штаб-квартире компании в Дюссельдорфе прошло совещание, на котором обсуждались перспективные сценарии, разработанные на основе опыта коммерческой эксплуатации M3P. С учетом стремительного развития электронной коммерции как в Германии и в других европейских странах, так и во всем мире, значительного объема мобильных платежей, который, как ожидается, будет продолжать активно расти в ближайшие годы, была запланирована разработка нового решения для этого рынка. Так появилось решение для мобильных платежей mpass от Vodafone. Поскольку использование существующей платежной платформы являлось невозможным, в частности, в силу законодательных проблем (для обработки платежной транзакции за товары и услуги, не имеющие отношения к мобильной связи, необходима банковская лицензия), была разработана новая платформа для решения mpass. Компанией Vodafone было выбрано экономичное решение, созданное сторонней компанией, позволяющее не только избежать каких-либо негативных аспектов, но и обеспечить возможность использования новой платформы другими операторами мобильной связи. Этим шансом воспользовалась компания О2 в 2007 году.
«До начала лета ожидается присоединение и других операторов мобильной связи, – отметил Марк-Андрэ Фенглер. – Я уверен, что в 2010 году мы увидим первое решение для операторов сотовой связи, предназначенное для совершения макроплатежей за физические товары и нецифровые услуги, работающее в масштабах страны».

Vodafone, безусловно, не собирается почивать на лаврах. Будущее создается уже сегодня, поскольку компания Vodafone планирует следующий шаг: реализацию мобильных платежей в торгово-сервисных предприятиях (ТСП). «Данный подход является логическим продолжением цепочки ценностей мобильных платежей, – добавил М.-А.Фенглер в своем выступлении. – Мы в сотрудничестве с двумя другими крупными операторами сотовой связи работаем над достижением одной цели: внедрение сервисов безналичных платежей в ТСП с 2011 года». Технически данное решение будет основано на технологии NFC. Решено начать с использования NFC-стикеров, что позволит решить проблему отсутствия достаточного количества сотовых телефонов, оснащенных NFC-модулем, и избежать лишних расходов. Тем не менее среднесрочная стратегия безусловно рассчитана на использование SIM-карт с встроенным NFC-модулем. Обработка платежей будет производиться процессинговыми компаниями (поскольку наличие банковской лицензии является обязательным). При этом сами платежные транзакции будут обеспечиваться платежными сервисами, которые позволят пользователям карт всегда иметь достаточно средств для совершения покупок в ТСП. Более того, новая платформа для осуществления мобильных платежей в торговой сети позволит ТСП предлагать клиентам мобильные купоны и программы поощрения лояльных покупателей. Как заявил М.А.Фенглер, «в 2011 году мы сделаем решительный шаг в направлении будущего платежных решений!»

Андрей Горнаев рассмотрел в своем выступлении современное состояние систем электронной и мобильной коммерции. Последние несколько лет среди различных небанковских организаций, имеющих большое количество розничных клиентов (телекоммуникационные компании, розничные торговые сети и т. п.), появилась тенденция к внедрению сервисов денежных переводов, оплаты товаров и услуг с помощью электронных дистанционных безналичных каналов, таких как Интернет и мобильный телефон.

В настоящее время можно выделить три стадии развития такого вида услуг в зависимости от зрелости банковской системы страны:

1. Бурное развитие электронных платежей характерно в основном для стран так называемого третьего мира (отдельные страны Африки, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона). Им присущи слабое развитие IT-инфраструктуры, низкое влияние банковских регуляторов на монетарную политику, низкое распространение платежных карт, высокая доля теневой экономики.

2. Низкое проникновение электронных платежей характерно в основном для развитых стран Европы и Северной Америки, где инфраструктура для обработки платежных карт развита значительно сильнее, и банковские регуляторы имеют значительное влияние на денежное обращение внутри страны.

3. Страны со смешанным типом экономики, например страны СНГ и Восточной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, пока еще не сформировали свое отношение к электронным деньгам. В этой связи значительную роль в развитии систем электронной и мобильной коммерции начинают играть регулирующие органы, поскольку де-факто электронные деньги получили широкое распространение, а международные платежные системы пока не сформировали свое отношение к таким системам и, вероятнее всего, не внесут определенности в свою позицию в ближайшее время. Кроме того, отсутствует и нормативно-правовая база для такого рода услуг.

Наиболее целесообразным в сложившейся ситуации директор департамента консалтинга компании Intervale назвал объединение участников рынка для совместной работы над такого рода документами.

Неподдельный интерес участники Форума проявили к текущему состоянию, проблемам и перспективам электронных денег в России – темам, которым посвятили свои выступления Виктор Достов, председатель совета Ассоциации «Электронные деньги», и Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ).

Как отметил В.Достов, в России на сегодняшний день происходит 20 млн пополнений электронных кошельков в год на сумму 40 млрд рублей. За год доля оплаты электронными деньгами в интернет-магазинах выросла до 40%, отыграв в данном секторе у наличного оборота порядка 30%. И если за прошлый год объемы интернет-платежей выросли на 40%, мобильных платежей – на 100%, то терминальные платежи продемонстрировали рост на 180%. И такая тенденция сохраняется. Для этого есть достаточно много объективных причин. «Наша жизнь становится более дистанционной», – отметил В.Достов. Все чаще люди общаются с окружающими через некоего посредника. А электронные деньги обладают простотой подключения и использования. У них достаточно низкие риски по сравнению даже с кредитными картами. Кроме того, их инновационные схемы удачно сочетаются с новыми моделями удаленных продаж: микроплатежи, коммунальные платежи, покупка книг, музыкальных дисков и пр., а также легко ложатся на старые задачи типа возврата кредитов. Электронные деньги удобны всем: продавцам, покупателям, банкам. Примером удачной кооперации системы электронных денег и банков В.Достов назвал проект «От А до Я», реализованный Альфа-Банком и Яндекс.Деньгами. И, что немаловажно, электронные деньги удобны для государства. Их легко контролировать, в них легко инвестировать. Это – единая точка контроля. Это – решение проблемы общедоступности финансовых услуг. Потому что телефон и Интернет есть практически везде. И, наконец, это – перевод оборота наличных денег в более контролируемую форму.

В заключение В.Достов, наряду с другими докладчиками, уделил внимание законодательному регулированию сферы электронных денег, теме национальной платежной системы. По его мнению, необходимо принять отдельный закон об электронных деньгах. Пока же электронные платежи планируется регулировать статьей 5 Закона «О национальной платежной системе». В настоящее время имеются два проекта. Один – Минфина, другой – ЦБ. Они в чем-то пересекаются, где-то расходятся. В.Достов выразил надежду, что в итоге будет принято взвешенное решение, отвечающее интересам как государства, так и участников рынка. Борис Ким в своем докладе продолжил тему электронных денег. Он отметил, что в России до сих пор нет определения этому виду платежа. Тем не менее такой рынок существует. Электронные платежи в настоящее время в основном сконцентрированы в сегментах P2P-платежей и интернет-коммерции. На самом деле рынок для них гораздо шире. Сама структура деятельности операторов электронных денег не оставляет никакой другой возможности, кроме как заключать договоры с организациями, имеющими выход на массового клиента и способными предложить ему платежную услугу. Очевидными потенциальными партнерами систем электронных денег являются социальные сети и интернетпорталы. Б. Ким так же, как и В. Достов, отметил, что специального регулирования работы с электронными деньгами до сих пор не существует. По его мнению, такое регулирование должно отвечать нескольким принципам. Это – системность, функциональность и пропорциональность регулирования с учетом разумного протекционизма.

В развитие темы, затронутой В. Достовым и Б. Кимом, завязалась острая дискуссия вокруг таких актуальных вопросов, как регулирование рынка электронных денег, статус эмитентов электронной наличности и т.д., включая проблему размывания электронными деньгами самой банковской системы страны.

Как уже отмечалось, всего в рамках рабочей программы Форума было представлено 19 презентаций, каждая из которых вызвала заметный интерес аудитории. К сожалению, в рамках одной редакционной статьи невозможно подробно представить все доклады участников Форума, большинство из которых отличались глубиной анализа проблемы, смелостью решений, новизной подхода и широтой фактических материалов. В этой связи редакция планирует опубликовать в ближайших номерах журнала наиболее интересные с нашей точки зрения выступления, состоявшиеся в рамках этого мероприятия.

В ходе Форума участники посетили выставку, где ведущие мировые и российские компании Visa Inc., HandySolutions, «МегаФон», группа компаний ЦФТ, МобиПлаС, «Платежные Технологии», АРКОМ, PayOnline System, «Терминальные Технологии», Ingenico, БПЦ, Misys Solutions for Banking, SMS Traffic, BSC Msc (торговая марка GEMINI) и Best Quality Design представили свои технологические и бизнес-решения для практического использования в электронной и мобильной коммерции и ДБО.

В заключение Форума среди участников мероприятия были разыграны коммуникаторы Apple iPhone 3GS, годовые подписки на журнал «ПЛАС» и пакеты на 15 000, 25000, 50000 SMS-сообщений.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?