Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Универсальная коммерция глазами GSMA: g-commerce, e-commerce, m-commerce – далее везде

(Нет голосов)

28.06.2010 Количество просмотров 1052 просмотра
В прошлом номере журнала «ПЛАС» мы подробно рассмотрели итоги Форума «Мобильная / электронная коммерция и банкинг. Россия и СНГ 2010», успешно проведенного нашим изданием в московском Международном информационно-выставочном центре «ИнфоПространство». Мероприятие собрало более 315 делегатов, представляющих различные регионы России, страны СНГ, зарубежные государства. Среди них – представители Центрального банка России, Национального банка Белоруссии, Нацбанка Украины и Национального банка Казахстана, отечественных и зарубежных кредитно-финансовых организаций, правительственных структур, руководители подразделений крупнейших международных платежных систем, операторов связи, торговых сетей, компаний-вендоров и интеграторов. Как уже отмечалось, всего в рамках рабочей программы Форума было представлено 19 презентаций, каждая из которых вызвала заметный интерес аудитории. Поскольку в рамках одной редакционной статьи невозможно подробно представить все доклады участников Форума, большинство из которых отличались глубиной анализа проблемы, смелостью решений, новизной подхода и широтой фактических материалов, мы продолжаем публиковать на своих страницах наиболее интересные выступления, состоявшиеся в рамках этого мероприятия. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей основные моменты доклада д-ра Нэва Бэйнса (Nav Bains), директора по проектам в сфере NFC и PAY-BUY MOBILE Всемирной ассоциации GSM (GSMA), вызвавшего заметный резонанс среди аудитории Форума.

В своем выступлении он обрисовал общую картину развития мобильных и электронных услуг в прошлом и настоящем, а также показал их всевозрастающую роль на современном этапе развития экономики и общества в целом и в коммерции и банкинге в частности. Последовательно рассмотрев, как возникала и развивалась «географическая коммерция» (Geographic Commerce), входили в повсеместное обращение новые платежные инструменты – «форм-факторы», такие как чеки, кредитные и дебетовые карты, особый акцент Н.Бэйнс сделал на тех изменениях, которые произошли за последнее время в сфере торговли, денежного обращения и банковской деятельности, направленных на поддержание новых «форм-факторов», таких как пластиковые карты, включая микропроцессорные карты с бесконтактным интерфейсом. По словам докладчика, следующей ступенью эволюции в коммерции является мобильный телефон. Н.Бэйнс подчеркнул относительно низкий уровень проникновения банковской инфраструктуры и сервисов во многих странах мира по сравнению с уровнем проникновения мобильных телефонов. «Сегодня буквально у каждого есть мобильный телефон. Представьте, насколько проще и удобнее станет работа банков и жизнь конечных потребителей, если предложить им услуги мобильного банкинга и мобильных платежей».


Всемирная ассоциация GSM (GSMA) представляет интересы индустрии мобильной телефонии по всему миру. Ассоциация создает новые бизнес-возможности для операторов связи и производителей коммуникационных устройств в сфере предоставления услуг конечному потребителю. GSMA поддерживает развитие и повсеместное распространение GSM-технологий, обеспечивая таким образом участникам индустрии экономию за счет масштаба, а также глобальную совместимость решений и сервисов. При этом главная задача GSMA – скорейшее обеспечение гарантированной совместимости технологий мобильной связи как в национальных, так и в международных масштабах.

Он продемонстрировал, насколько велик потенциал рынка мобильной связи и насколько значительны преимущества, гарантированные всем участникам экосистемы мобильных финансовых услуг.

«Процесс развития коммерции идет непрерывно, и текущей стадией ее развития является электронная и мобильная коммерция». Докладчик наглядно продемонстрировал преимущества мобильной/электронной коммерции, ее доступность, удобство, выгодность для всех участников рынка.

«Сегодня в мире более 4,3 млрд мобильных телефонов работают в стандарте GSM. Банкинг и мобильная телефония стремительно сближаются, результатом чего станут революционные качественные изменения всего сложившегося рынка финансовых транзакций». Как отметил докладчик, само современное понятие «коммерция» уже сильно отличается от традиционного термина «коммерция», предполагавшего привязку к конкретному месту и времени. «Инновационные технологии, такие как бесконтактные карты, NFC и мобильная телефония, станут основой для дальнейшего, качественно иного развития коммерции и платежных систем», – подчеркнул он.

Особое внимание Н.Бэйнс уделил основным этапам развития доступности банковских услуг для розничных клиентов: «банки функционировали везде, где была твердая валюта. Однако доступ к своему банковскому счету фактически всегда означал для клиента физическое посещение здания банка, входящего в его инфраструктуру обслуживания». Он отметил, что доступность банковских услуг для клиентов заметно улучшилась в 1960-е годы, с появлением первых банкоматов (см. материал об изобретателе первых банкоматов на стр. 20 этого номера журнала «ПЛАС»). Н. Бэйнс продемонстрировал данные Всемирного банка, показывающие, насколько варьируется распространение банковской инфраструктуры и банкоматов в различных странах мира. Так, если на каждые 100 тыс. жителей Швейцарии приходится около 38 банковских отделений и 71 ATM, то на 100 тыс. жителей Эфиопии приходится 0,41 отделения банка и ни одного банкомата (см. рис. 1). «Во многих странах доступ к банкингу все еще оставляет желать лучшего. А распространенность мобильных телефонов, напротив, чрезвычайно высока, – отметил он. – Мобильный телефон сделался вездесущ и на данный момент является самым распространенным электронным устройством в мире. Сегодня это непременный атрибут бизнеса и социальной активности. Никто не выходит из дома, не взяв мобильный телефон. Всего за два десятилетия мобильная телефония достигла невероятного уровня развития». По данным GSMA, самый высокий уровень проникновения мобильных устройств – более 130% – наблюдается в Западной Европе, а самый низкий уровень проникновения – в Африке, там мобильные устройства имеют около 40% жителей региона. Причем показатели по всем регионам стремительно растут. Согласно прогнозу Ассоциации GSM, к концу 2012 г. на 100 жителей Западной Европы будет приходиться более 145 мобильных устройств, а на 100 жителей Африканского континента – более 60 телефонов и коммуникаторов (см. рис. 2).

Мобильный телефон эволюционировал на протяжении всего двадцати лет, первые аналоговые устройства были заменены цифровыми моделями, цифровые модели с каждым годом повышали скорость обработки данных и уменьшались в размерах. Сегодня мобильные телефоны похожи на КПК – они имеют видеокамеры, способны воспроизводить аудиозаписи, с их помощью можно играть в компьютерные игры и выходить в Интернет. Мобильные устройства будущего, причем уже самого ближайшего, будут содержать еще и платежные инструменты (включая функции кредитных и дебетовых карт, а также возможность осуществлять денежные переводы) и устройства доступа (в помещения, к управлению автомобилем и т.д.).

Сама коммерция постепенно становится электронной коммерцией, мобильной коммерцией и, в конечном счете, универсальной коммерцией, дающей полную свободу в выборе места и времени проведения операций оплаты.

Н. Бэйнс привел примеры того, как мобильная коммерция развивается сегодня в некоторых странах мира. В частности, он подробно осветил феноменальный успех сервиса M-Pesa в Кении, где до недавнего времени доступность банковских услуг для физических лиц оставляла желать лучшего. Положение резко изменилось уже через два года после появления мобильного банкинга. Сегодня более 50% всех денежных переводов населения в Кении осуществляются с помощью мобильного телефона. Он также рассказал о грядущей новой волне мобильных платежей на базе NFCтехнологии на примере проекта Всемирной ассоциации GSM, получившего название PAY-BUY MOBILE, и тех заметных успехах, которых удалось добиться в рамках реализации услуги мобильных платежей на основе специальных SIM-карт с поддержкой NFC-технологий. «На сегодняшний день в проекте участвуют более 55 операторов мобильной связи, и многие из них в ближайшем будущем намерены начать коммерческое предоставление этого сервиса», – подчеркнул он. «Это огромный пирог. Важно не упустить кусок, который может принадлежать вам по праву», – в заключение своего выступления призвал Н.Бэйнс участников Форума.



Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?