Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

DC: “клубная экспансия” в Россию

(Нет голосов)

02.02.2002 Количество просмотров 1035 просмотров
Став первым в мире эмитентом расчетных карт, компания Diners Club не уступала никому и пальму первенства в экспансии на рынки
стран бывшего соцлагеря. Уже с середины 60-х годов XX века клубными картами компании можно было расплачиваться за товары
и услуги в Чехословакии, Болгарии и Венгрии. В 1969г. очередь доходит и до СССР: карточки DCI не только появляются здесь в качест-
ве чисто имиджевого атрибута в бумажниках обеспеченных иностранных бизнесменов и туристов, но и начинают наконец приниматься
к оплате. А в декабре 2001г. российское отделение компании Diners Club International отметило 6 лет с момента своего создания.

Став первым в мире эмитентом расчетных карт, компания Diners Club не уступала никому и пальму первенства в экспансии на рынки стран бывшего соцлагеря. Уже с середины 60-х годов XX века клубными картами компании можно было расплачиваться за товары и услуги в Чехословакии, Болгарии и Венгрии. В 1969г. очередь доходит и до СССР: карточки DCI не только появляются здесь в качестве чисто имиджевого атрибута в бумажниках обеспеченных иностранных бизнесменов и туристов, но и начинают наконец приниматься к оплате. А в декабре 2001г. российское отделение компании Diners Club International отметило 6 лет с момента своего создания.

Спецкарты для спецмагазинов В 1969г. Diners Club International заключает соглашение с ВАО “Интурист”. По его условиям, расчетные карточки компании могут использоваться для оплаты услуг в некоторых гостиницах, ресторанах и валютных магазинах Москвы и Ленинграда, посещаемых иностранными гражданами. Уже через три года карточки Diners Club International начинают принимать в спецмагазинах, отелях и ресторанах порядка 30 крупных городов Союза, в которых часто бывают иностранные туристы, – Еревана, Киева, Тбилиси, Таллина, Одессы, Ялты, Сочи и других. Однако дальше обслуживания карт иностранных туристов “советский” бизнес Diners Club тогда не продвинулся – эмитировать пластиковые карты в СССР было практически не для кого. Точнее говоря, ряд категорий советских граждан вполне мог бы заинтересовать Diners Club International в качестве потенциальных держателей карточек. Среди них – сотрудники МИД СССР, Министерства внешней торговли и ряда других министерств и ведомств, чьи служебные обязанности предполагали частые выезды за рубеж, всемирно известные артисты, музыканты, исполнители и т.п. Однако, скорее всего, само общество было не готово к такого рода инновациям. Консерватизм же советской банковской системы (как, впрочем, и системы финансовой отчетности того времени) лишь довершал общую картину. Среди частных лиц число богатых людей, которые могли бы официально продекларировать имеющиеся доходы, было ничтожно мало, поэтому рассчитывать на данную категорию не приходилось. Другая прослойка советских граждан, которая обладала реальными доходами, но не в состоянии была их легализовать, будучи явно не в ладах с законом, по понятным причинам также не могла интересовать DCI.

Коренным образом ситуация в России меняется лишь в начале 90-х годов, с образованием свободного рынка. И, соответственно, с появлением потенциальных держателей карт Diners Club International – слоя состоятельных людей, имеющих возможность потратить на отдых и развлечения вполне реальные суммы. Именно в этот период компания Diners Club Adriatic (г. Загреб) проявляет к российскому рынку интерес и начинает предпринимать попытки создания в России своего субфранчайзинга. Хорватский Diners Club жаждал применить на российском рынке свое know-how, поскольку, с точки зрения его руководства, последнее как нельзя лучше подходило для этого в экономическом, политическом и культурном плане. К этому времени Diners Club Adriatic уже имел субфранчайзинг в бывшей Югославии, и его амбиции, помимо России, распространялись также на рынки Украины и Белоруссии. Такая стратегия хорватской компании была поддержана в штаб-квартире Diners Club International, и в 1994г. в России начали свою деятельность представители американской корпорации MFI Inc., которой Diners Club International выдала эксклюзивную лицензию на открытие франчайзинга. По словам экспертов, первоначально MFI планировала организовать прямой франчайзинг Diners Club Eurasia, который затем открывал бы в странах СНГ субфранчайзинговые компании. Одной из главных задач, стоявших перед компанией, были поиски в России банка, заинтересованного в создании “панСНГшного” отделения Diners Club, которое взяло бы на себя финансирование франчайза на начальном этапе, а также стал бы его расчетным банком. Таковым выступил “Империал”, являвшийся, с одной стороны, одним из крупнейших российских банков того времени, а с другой – исключительно имиджевым банком. “Империал”, со своей стороны, создает инициативную группу, которая разрабатывает бизнес-план продвижения компании Diners Club на отечественном рынке, а также выбирает производителя программного продукта.

Однако идее создания компании Diners Club Eurasia, которая оперировала бы на всей территории СНГ, вновь не суждено было воплотиться в жизнь. Страны, образовавшиеся на постсоветском пространстве, представляли слишком пеструю картину в плане уровня своего развития (политического, экономического, финансового, культурного и т.д.). Банк, который был бы заинтересован в реализации столь масштабного регионального (с точки зрения международного бизнеса DCI) проекта, отсутствовал. В результате бизнес-амбиции “Империала” ограничивались границами России, и, несмотря на контакты и переговоры с MFI Inc., им был взят курс на участие в программе создания национального франчайза. Поэтому уже в начале 1995г., после завершения действия протокола о создании Diners Club Eurasia, учредители принимают решение о формировании франчайзингового отделения Diners Club, Russia. Его учредителями становятся “Империал” (49%) и хорватское отделение Diners Сlub Adriatic (51%), по-прежнему не потерявшее интереса к российскому рынку пластиковых карт.

Переговоры с центральной компанией продолжались больше года и увенчались успехом – в декабре 1995г. компания Diners Club, Russia получает свидетельство о регистрации. Три этапа “клубной экспансии” С самого начала ведения бизнеса компания столкнулась с большим количеством проблем. К примеру, классическая прямая схема взаимодействия с держателями карт (в терминологии DCI, Cardmember), когда компания-франчайз сама непосредственно эмитирует карты и ведет все расчеты с клиентурой, была невозможна в связи с особенностями российского банковского законодательства. Следовательно, нужно было искать другие решения. Так, в числе прочих рассматривался даже такой вариант: банк “Империал” становится прямым лицензиатом российского отделения Diners Club, Russia, а другие российские банки, решившие заниматься карточным бизнесом с DCI, выступают уже сублицензиатами. Однако подобная модель резко ограничила бы участие иных заинтересованных банков в компании, и от нее пришлось отказаться. В начале 1996г. между компанией Diners Club International и ее российским отделением были подписаны два соглашения – “О сетевом участии” и “Об использовании торговой марки Diners Club”. В том же году банк “Империал” первым в России выпускает карту Diners Club.

С середины 1994 г. по конец 1996г. российское отделение Diners Club International возглавляет Игорь Липанов, занимавший ранее должность вице-президента “Кредо-банка” (реализовавший первую в России программу пластиковых карт и курировавший этот проект в банке). Задачи, стоявшие перед ним, были выполнены – бизнес Diners Club обрел второй старт в России. Проект никому не нужного здесь Diners Club Eurasia тихо почил в бозе. Франчайз зарегистрирован, необходимые лицензии DCI получены. После чего Игорь Липанов покидает компанию.

Президентом Diners Club, Russia становится Сергей Родионов. Эстафету подхватывает новая команда: Андрей Дамаскин, первый вице-президент; Вадим Жегалов, вице-президент; Сергей Веков, начальник IT-технологий; Наталья Томилина, начальник операционного направления; Елена Сахненко, разработка новых продуктов и маркетинг.

В 1997г. права на эмиссию карт получают Международный промышленный банк, “Российский кредит”, “Менатеп”, “Диамант” и “Славянский Банк”. Два последних приступают к эмиссии в конце 1997 и начале 1998г. соответственно. Именно на конец 1996г. приходится основной объем эмиссии международных карт в России. Однако даже к началу 1997г. оборот по ним не превышает 64 тыс. долл. США. Причина столь скромных результатов вполне объяснима. Cоздавая отделение в России, Diners Club рассчитывала на целевую аудиторию порядка 150-180 тыс. человек (к тому моменту во всем мире насчитывалось около 5,5 млн. держателей карт компании). В целевую группу входили бизнесмены, включая так называемых новых русских. Однако неучтенным остался тот факт, что именно эти “потенциальные клиенты” распоряжались по большей части теневыми доходами, отражать которые на банковских счетах они, мягко говоря, не торопились. Рассчитывать на российских туристов также не приходилось – в то время они практически не пользовались картами, кроме того, основную массу выезжающих из России за рубеж в те годы составляли “челноки”, расплачивающиеся за оптовые партии товара исключительно наличными.

Однако уже в следующем году ситуация стабилизируется – активность российских держателей карт возрастает, и уже к началу 1998г. оборот по карточкам Diners Club увеличивается в 14 раз – до 910 тыс. долл. В том же 1998г. права на эмиссию получают еще несколько крупнейших российских банков – Мост-банк, Инкомбанк, Мосбизнесбанк и другие. В то же время российский франчайз стремился максимально эффективно использовать возможности созданной им структуры. В частности, своевременно организованная работа по заведению в систему информации о транзакциях, проведенных в эквайринговой сети, позволила с 1996г. взять на себя голосовую авторизацию. В 1997г. было доработано программное обеспечение CMS/2, после чего вся электронная авторизация была также переведена на обслуживание собственными ресурсами компании. Кроме традиционного партнера на рынке эквайринга – UCS, – активную работу по привлечению торговых точек к приему карточек DC вели “Мультикарта”, Промстройбанк (СПб), “Альфа-банк” и “Славянский Банк”.

Кроме того, в 1997г. российское отделение получает от Diners Club International эксклюзивное право на эквайринг карт. И вскоре заключает, теперь уже от собственного имени, субэквайринговый агентский договор с компанией UCS.

“Антикризисная карта” Diners Club, Russia

Однако бизнес Diners Club, Russia в России, как и весь российский карточный рынок, впереди ожидали серьезные испытания. Кризис 1998г. практически снес значительную часть системообразующих банков. Среди них были и банки-партнеры компании. Клиентура из рухнувших банков ушла, ее отношение к карточкам стало “весьма осторожным”. Но даже полная стагнация финансовой системы не помешала российской компании не только сохранить, а еще и приумножить свою клиентуру. Во многом этому способствовало то обстоятельство, что в разгар кризиса Diners Club, Russia индивидуально помогла каждому клиенту получить возможность воспользоваться деньгами со своего карточного счета. Так же, как впоследствии оказала помощь всем желающим перевыпустить свои карты (данная услуга предоставлялась бесплатно).

Однако с началом кризиса нелегкие дни наступают и для самой компании. Ее руководство далеко от иллюзий, прекрасно отдавая себе отчет в том, что доверие граждан России к банковской системе страны потеряно на годы. На определенном этапе выходом из сложившейся ситуации видится работа с клиентурой по кредитной схеме, однако несовершенство законодательства и отсутствие работоспособных механизмов массового кредитования держателей карт на тот момент делают данный вариант труднореализуемым. Тем не менее перед Diners Club, Russia в посткризисный период стоит задача не только выживания и сохранения существующей клиентуры, но и приобретения новой. В качестве одного из вариантов принимается решение о выпуске на рынок нового продукта – локальной карточки, предназначенной для использования только на территории России. С весны 1999г. ее стали эмитировать “Славянский Банк” и “ТЭМБР-БАНК”. Локальная карта была намного доступней традиционной по стоимости обслуживания, в то же время перечень клубных услуг, оказываемых ее держателю, был усечен лишь незначительно. Вопреки нареканиям со стороны ряда скептически настроенных аналитиков, видящих в выпуске “упрощенной” карточки отход от традиционной элитарности, присущей продуктам Diners Club, локальная карта тут же вызывает интерес у банков.

В 1999г. держатели карт Diners Club, Russia (как международных, так и локальных) получили возможность снимать в России наличные с карточки через банкоматы “Славянского Банка”. В 2000г. франчайз вступил в международную программу Diners Club International Club Cash и был соответствующим образом сертифицирован, после чего держатели международных карт компании, выпущенных в России, получили доступ к сети банкоматов, принимающих карты DCI по всему миру.

Первая банкоматная транзакция по локальной карте прошла 30 сентября 1999г., к октябрю же 2001г. в России находятся в обороте уже более 7 тыс. подобных карт.

Лето 1998г., помимо августовского финансового кризиса, привнесло в бизнес Diners Club, Russia и другие изменения. Так, банк “Империал” выходит из числа ее учредителей, и расчетным банком компании становится “Славянский Банк”.

В том же 1998г. получает лицензию и становится самостоятельным юридическим лицом туристическое агентство Diners Club Travel, бывшее с момента создания Diners Club, Russia ее структурным подразделением. Статус самостоятельной организации сделал более удобными взаимоотношения турагентства с партнерами – туроператорами. В настоящее время DC Travel Club осуществляет полный комплекс туристических услуг, включая бронирование и продажу авиа- и железнодорожных билетов, бронирование отелей по специальным тарифам, аренду автомобилей любого класса, услуги по оформлению загранпаспортов МИД, визовое обслуживание и поддержку, а также многое другое. Несмотря на то, что агентство специализируется на обслуживании держателей карт Diners Club, оплатить его услуги можно в любой форме, в том числе и кредитными карточками любой международной платежной системы.

Примерно в это же время практически у всех компаний-эмитентов в России существенно уменьшаются обороты в торговой сети. Численность посещающих Россию иностранных туристов и бизнесменов падает до уровня начала 90-х, а цены в торгово-розничной сети (в первую очередь в гостиницах, ресторанах и магазинах) резко снижаются. Кроме того, именно в это время в законодательстве Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии и Армении появляются изменения, не позволяющие UCS заниматься бизнесом на территории этих стран. Однако варианты решения этой проблемы были найдены – эквайринговый бизнес стал развиваться путем подписания агентских соглашений с банками-сублицензиатами.

Diners Club, Russia предпринимает ряд мер по расширению клиентуры. Так, летом 1999 г. она проводит рекламную акцию в сети супермаркетов “Седьмой континент”. Постоянным клиентам супермаркета предлагается возможность оформить карточку Diners Club по льготным тарифам. На стимулирование покупательской активности держателей карт и привлечение потенциальных клиентов была направлена и маркетинговая программа, проведенная в России совместными усилиями DC International и DC Russia. В частности, до февраля 2000 г. “Славянский Банк”, “ТЭМБР-БАНК” и Банк Москвы также предлагали льготные условия на приобретение карт Diners Сlub.

Новый век – новый сервис – новые партнеры

В 2000г. российский карточный рынок заметно оживляется. Заинтересованность в карточных программах появляется как у банков, так и у физических лиц. Российский франчайзинг тут же реагирует на изменение ситуации – смягчает сублицензионные соглашения для банков, разрабатывает новые пакеты тарифов, развивает дополнительные услуги для держателей карт. В тот же период компания начинает вести активные переговоры с Внешторгбанком, Сбербанком России, Газпромбанком и Росбанком. Все они имеют самые широкие сети филиалов и отделений. “Славянский Банк” как сублицензиат компании также активизирует свою деятельность – к выпуску карточек приступают Пермский и Новосибирский его филиалы. Не остались в стороне и банки Санкт-Петербурга. Как результат, к настоящему моменту число банков-партнеров компании в России достигло уже 17.

Российский франчайз ведет активную работу по борьбе с мошенничеством по карточкам. При этом уровень подобных преступлений и иных противоправных операций с картами, эмитированными франчайзом Diners Club, Russia, а также действий, направленных против торговой сети, принимающей к оплате карты DCI, в России традиционно был гораздо ниже, нежели в других странах региона. В связи с чем обстановка с мошенничеством здесь считалась достаточно благополучной, а работа франчайза в этом направлении оценивалась положительно.

Из наиболее запомнившихся преступлений можно перечислить следующие: случай из 1996г., когда карта, украденная у российского держателя в Испании, “всплыла” в Латинской Америке; 1998г. – появление поддельной карточки, при изготовлении которой использовались реквизиты реальной карты, скомпрометированной в одном из греческих отелей; 1999г. – действия зарубежного мошенника , который по поддельной карте DCI, эмитированной внешним франчайзом, провел несколько успешных транзакций. Итог предсказуем: операция, проведенная совместно со службой безопасности UCS, завершилась не менее успешной поимкой преступника.

Diners Club, Russia совершенствует сервис, предлагаемый клиентуре. В компании реализована схема, в рамках которой клиенты DCR могут получить сразу несколько карт (основную, дополнительные, локальные, Visa), привязанных к одному карточному счету.

Кроме того, компания работает по привлечению новых партнеров в рамках таких форм взаимовыгодного сотрудничества, которые по тем или иным причинам не использовались ранее. Так, в марте 2000г. в Санкт-Петербурге прошла Первая маркетинговая конференция Diners Club. Аудитория, состоящая из представителей банков и процессинговых центров Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и Украины, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Перми, Ижевска и ряда других российских городов, проявила заметную заинтересованность в сотрудничестве с Diners Club по выпуску и обслуживанию карт.

Именно в 2000г. вниманию российских клиентов было представлено несколько новых сервисов. С начала года они получили возможность оплачивать с помощью своей карты товары и услуги через Интернет. Безопасность расчетов обеспечивалась тем, что держателям карт присваивались “Номера виртуального обслуживания” – персональные цифровые пароли, привязанные к карточному счету. Их использование обеспечивало Интернет-расчетам по карточкам необходимую конфиденциальность.

В апреле того же года заработала обновленная версия сайта Интернетпредставительства российского отделения Diners Club International. В тот же период начала работу лоялти-программа “Мир скидок”. Держатели любых карт DCI получали скидки в магазинах, реcторанах, салонах красоты, ювелирных магазинах и стоматологических клиниках (всего порядка 60 точек в Москве и Санкт-Петербурге), принимавших к оплате карты компании. Причем величина скидок делала новую программу весьма привлекательной даже для состоятельных держателей карт DCI. К примеру, в магазинах они составляли до 7%, а в ресторанах – до 15% от полной стоимости товаров и услуг. Активная работа ведется также по открытию для держателей карточек DCI VIP-салонов в аэропортах “Шереметьево-1 и 2”, “Домодедово”, “Пулково-1 и 2”, “Толмачево” (Новосибирск). В том же году компания “Аэроклуб” совместно с DCR реализует бонусную программу для держателей карточек DCI. Кроме того, Diners Club, Russia ведет активные переговоры о создании ко-брэнда с “Аэрофлотом”. Одновременно предпринимаются попытки выпустить специализированный журнал для держателей карт в России, а также организации торговли по каталогам.

В результате в 2000г. оборот по карточкам российских держателей составляет 4,5 млн. долл. США, из которых немногим более половины из них 18,0 млн. долл. США пришлось на карточки зарубежных держателей.

Смена стратегии

В феврале 2001г. Diners Club International на очередной срок продлевает российскому франчайзингу лицензию, выданную ему 5 лет назад. На смену второй команде Diners Club, Russia и ее менеджерам приходят новые люди. Основная часть из них хорошо известна в российском карточном мире. Так, Максим Белов, вице-президент, отвечает за развитие бизнеса DCR; Наталья Рогова, первый вице-президент, выполняет общее административное руководство компанией; Тимур Бурнашев, вице-президент, отвечает за отчетность и контакты с DCI и работу с глобальной клиентурой; Дмитрий Гирич обеспечивает маркетинг и рекламу. И именно этот год становится для российского отделения своеобразным поворотным моментом: руководство компании принимает решение изменить стратегию ее присутствия на российском рынке платежных средств.

Изменения в бизнес-стратегии коснулись прежде всего работы с потенциальными держателями карт. Теперь их привлечение будет происходить не столько путем увеличения количества банков-эмитентов, сколько за счет активизации работы с каждым из этих банков, направленной на увеличение объемов эмиссии. Ставка на ко-брэндинг Привлечь большее число клиентов была призвана и разработка новых карточных продуктов, преимущественно ко-брэндовых. Так, еще в конце 1998г. была выпущена первая в России совместная карта DCI с элитным московским клубом “Монолит”. Крупный совместный проект по выпуску карты Diners Club-WellСare был реализован с компанией WellСare. Новая карточка позволяет своим владельцам, помимо осуществления платежей, пользоваться клубными услугами Diners Club параллельно с эксклюзивным сервисом компании WellCare, специализирующейся на предоставлении интегрированных услуг и решений по оказанию экстренной помощи по всему миру. В число последних входит полный комплекс медицинских услуг, включающий фармацевтическую службу срочной доставки, бесплатную подготовку документов для страхового иска, а при необходимости – и возможность эвакуации клиента на вертолете. Кроме того, держателям карточки Diners Club-WellCare предоставляется весьма широкий пакет услуг по безопасности, включающий поддержку в решении бытовых проблем, помощь на дороге, а также экстренную юридическую помощь. Все эти услуги WellCare могут быть предоставлены клиенту практически в любой точке земного шара 24 часа в сутки 7 дней в неделю и 365 дней в году. При этом следует отметить, что если до последнего времени круг клиентов компании WellCare составляли преимущественно иностранные граждане, то теперь благодаря совместному проекту с Diners Club ее сервис впервые станет доступен и для россиян – держателей карточки Diners Club-WellCare. Планируемый объем эмиссии Diners Club-WellCare составит от 40 тыс. до 50 тыс. карт в течение ближайших 1,5-2 лет. Несмотря на то, что открытие этой карточки обойдется клиенту несколько дороже получения обычного продукта клубной платежной системы, лицам, уже являющимся владельцами той или иной карты DCI, предоставляется льгота – для получения Diners ClubWellCare им достаточно будет доплатить всего 10 долл. США.

Практически сразу за Diners ClubWellCare последовал второй совместбыло потрачено за пределами России. Суммарный же эквайринговый оборот по карточкам DCI в нашей стране достиг 20,5 млн. долл. США, ный проект – “Весь мир в одной карте”, в рамках которого была выпущена ко-брэндовая карта “Diners Club International – Intourist”. Ее держатели, соответственно, получают скидки на услуги “Интуриста”. Еще один кобрэнд, с автосалоном “Обухов-автоцентр”, стартовавший в ноябре 2001г., дает возможность владельцам совместных карточек получить скидку в размере 1000 долл. США на покупку автомобиля Volvo, а также льготы при техническом обслуживании своего автомобиля.

Стоит отметить, что на создание совместных проектов российский франчайзинг делает особую ставку. Так, в наступившем 2002г. Diners Club, Russia намерена реализовать порядка 10 совместных проектов с различными компаниями – в их числе Аэрофлот и Mercury.

Выпуск вышеперечисленных кобрэндов должен привести к увеличению количества держателей карт в России как минимум в несколько раз. К примеру, потенциальный объем эмиссии на 2002г. только одного из ко-брэндов – “Diners Club International – Intourist” – российский франчайзинг оценивает в размере 10 тыс. карт. Чтобы дать представление о планируемых масштабах этого проекта, достаточно лишь сказать, что названная цифра сопоставима с общим числом карточек, выпущенных Diners Club International в России к октябрю 2001г.

…и кредитные карты

Помимо ко-брэндинговых программ, еще одним существенным направлением развития бизнеса компании является выпуск кредитных карт. По мнению руководства Diners Club, Russia, спрос в России на кредитные карты довольно велик, и компания надеется заинтересовать их выпуском большинство своих банков-лицензиатов. Однако развитие этой части отечественного карточного рынка сдерживается несколькими факторами. Так, потенциальные держатели кредитных карт в России в действительности не имеют не только кредитной, но и просто банковской истории – в развитых странах она складывается годами, если не десятилетиями. Положение осложняет и пока еще не слишком совершенное российское законодательство. Поэтому, несмотря на существующий на эту услугу спрос, большинству банков приходится отказывать клиентам в кредитах. Парадоксальность сложившейся ситуации очевидна, особенно на фоне того обстоятельства, что до сегодняшнего времени кредитные карты составляли весомую долю западного карточного рынка. Несмотря на перечисленные проблемы, на данный момент около 10% карт Diners Club, которые выпускает “Славянский Банк”, являются кредитными. Получить кредитную линию на карты сегодня могут руководители и сотрудники компаний, имеющих в банке счет, под гарантию этих структур. Также получить кредитную карточку могут люди, имеющие возможность продекларировать перед банком свои доходы.

Программа по выпуску расчетных карт Diners Club с возобновляемым кредитом (charge cards) есть также и в планах Банка Москвы – он намерен приступить к ее реализации с начала 2002г. Об амбициозных планах эмиссии говорить пока рано – массовый выпуск карт банк намерен начать со второго полугодия 2002г., если пилотный проект пройдет успешно.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… каури были не только «туземным» средством расчета, но также в ходу в Средней Азии, Европе и даже Руси? На Руси в XII-XIV веках, в так называемый безмонетный период, каури были деньгами под названием ужовок, жерновков или змеиных головок. Их до сих пор находят при раскопках в Новгородских и Псковских землях в виде кладов и в погребениях. Только в XIX веке в Западную Африку ввезли не менее 75 млрд раковин каури общим весом 115 тысяч тонн?