Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Cartes 2001: взгляд из Москвы

(Нет голосов)

02.02.2002 Количество просмотров 929 просмотров
“Зеркало” мирового карточного бизнеса глазами российского разработчика платежных решений

Международная выставка Cartes не только является одним из наиболее значимых ежегодных мероприятий в жизни карточного бизнеса, но и служит своего рода зеркалом, отражающим основные направления и тенденции, наиболее характерные как для рынка пластика в целом, так и для каждого из его многочисленных сегментов. Не стала исключением и прошедшая в конце минувшего года выставка Cartes 2001 – по мнению многочисленных посетителей, в числе которых были и представители компании СканТек, в этот раз она настолько же отличалась от предыдущего мероприятия, насколько карточный рынок 2001г. отличается от рынка 2000г. Чтобы оценить масштабы и характер этих перемен, а также попытаться получить объективное представление о ситуации, сложившейся к началу нынешнего года в тех или иных областях карточного бизнеса, мы также решили прибегнуть к помощи этого всемирного “пластикового зеркала”. С этой целью наш корреспондент попросил Алексея Крутякова и Владимира Серегина, финансового и технического директоров компании СканТек, поделиться с читателями журнала “ПЛАС” своими впечатлениями от выставки Cartes 2001.

Первое, что хотелось бы отметить в числе наиболее примечательных особенностей Cartes 2001, – это участие в мероприятии необычайно большого количества компаний, чья деятельность так или иначе связана как непосредственно с изготовлением пластиковых карточек, так и с поставками различного оборудования для их производства и персонализации. Если в прошлые годы ассортимент подобной техники, представляемой в рамках выставки, ограничивался буквально двумя-тремя моделями для простейшей “раскраски” пластика, то сейчас выбор расширился как минимум на порядок. При этом помимо традиционного персонализационного оборудования, включая устройства для эмбоссирования, термопечати, нанесения голограмм, полосы для подписи, ультрафиолетового рисунка и микрошрифта, вниманию участников Cartes 2001 был представлен ряд моделей с принципиально новыми функциями, такими, например, как возможность изготовления пластиковых карт, совмещающих совершенно разные носители информации – чип, CD и магнитную полосу.

Безусловно, появление столь значительного количества производитеторых в западных странах неуклонно увеличивается.

Ничем иным столь бурный рост такого рода бизнеса объяснить просто невозможно. И тот факт, что большинство представленного оборудования рассчитано именно на небольшие объемы производства карточек, предназначенные для малотиражных проектов, – лишнее тому подтверждение.

Что же касается интереса к подобной технике со стороны российского рынка, то нет большой уверенности в том, что данное оборудование, ориентированное на обслуживание небольших клубных проектов, может пользоваться здесь хоть сколько-нибудь заметным спросом.

Тому есть ряд причин, главная из которых – чрезвычайно малое количество реализуемых в России “технологичных” клубных проектов. Те отечественные проекты, которые в той или иной мере соответствуют определению “клубный”, как правило, используют простейшие пластиковые карты, которым отводится роль средств контроля при предоставлении скидок на товары и услуги.

На Западе же клубная карточка не только рассматривается в качестве многофункционального потребительского инструмента (как правило, это смарт-карта), но одновременно выступает в роли мощного имиджевого атрибута. Именно по этой причине представленное на Cartes 2001 разнообразное оборудование, позволяющее выполнять такие относительно дорогостоящие операции, как нанесение определенного рода голограмм, имплантирование чипа в CD, выполненный в виде карточки, и так далее, выглядит в глазах подавляющего большинства организаторов отечественных клубных проектов ненужной роскошью. Разумеется, по прошествии некоторого времени ситуация может измениться, однако на сегодняшний день подходящей ниши для подобных продуктов на российском карточном рынке не предвидится.

Заметно возросло по сравнению с предыдущим мероприятием количество компаний, предлагающих оборудование для производства микропроцессорных карт, – они занимали практически целый зал. На Cartes 2000 такого изобилия не наблюдалось, не говоря уже о предшествующих выставках. Это также вполне объяснимо – мир прочно вошел в “чиповую” фазу.

Что же касается решений в области SIM-карт GSM, вызвавших здесь в 2000 г. настоящий ажиотаж, то спад интереса к этой сфере рынка был более чем очевиден – практически ни на одном из стендов не было представлено ничего нового по сравнению с предыдущим мероприятием. То же можно сказать и о решениях в области электронной коммерции: количество компаний-участников, представляющих подобные разработки, нельзя было даже сравнить с их многообразием на Cartes 2000, проходившей на фоне Интернет-бума.

Другая особенность Cartes 2001, отражающая новую общемировую тенденцию, – это дебют большого количества новых производителей банковского оборудования (в первую очередь, терминального), ранее неизвестных на этом рынке.

Так, если в прошлые годы в рамках выставки свою продукцию представляли лишь такие хорошо знакомые игрокам карточного рынка компании, как VeriFone, Hypercom, Lipman и Ingenico, то Cartes 2001 ознаменовалась участием ряда производителей, чьи брэнды большинство посетителей увидели впервые. Практически все “новички” являлись представителями стран Юго-Восточной Азии, до последнего времени не спешившими выходить со своими POSтерминалами на мировой рынок.

Вместе с тем решения, которые они продемонстрировали в ходе мероприятия, были весьма интересны как в плане функциональности, так и с точки зрения конкурентоспособности. Последнее далеко не случайно, ведь сегодня в этом регионе существует большое количество компаний, располагающих широчайшей элементной базой, по своему качеству и широте спектра ничем не уступающей ассортименту, которым располагают традиционные лидеры этого рынка. Более того, практически все мировые брэнды производят свои комплектующие именно в Сингапуре, Малайзии иЮжной Корее. При этом в отличие от общепризнанных западных производителей азиатским энтузиастам при разработке своей продукции не приходится отталкиваться от ранее созданных платформ, обеспечивая совместимость старых и новых моделей, поэтому их решения отличаются более высокой степенью гибкости и мобильности. Да, они подолгу медлят с выходом на мировой рынок, но в результате приходят с весьма интересными, порой даже уникальными как по дизайну, так и по функциональности решениями. Так, во всех терминалах стоят современные 32-битные процессоры, практически все модели оснащены графическим цветным монитором.

В качестве наиболее яркого примера можно привести POS-терминалы, которые были представлены одним производителем из Южной Кореи. Ажиотаж, который вызвала его продукция среди участников выставки, вполне объясним – по многим своим характеристикам его решения на порядок превосходят известные брэнды. Одна лишь деталь – не так давно эта фирма поставляла свои устройства в Индонезию, и одним из обязательных условий контракта была возможность одновременной распечатки трех копий платежного чека. Широко распространенные сегодня термопринтеры мало подходят для решения этой задачи, и в результате южнокорейские специалисты специально для поставок в Индонезию разработали… матричный принтер, использующий тройную бумагу и печатающий сразу три чека со скоростью, близкой к параметрам термопринтера.

Конечно, назвать южнокорейские POS-терминалы законченным продуктом, который уже сегодня можно использовать, например, на российском рынке, было бы неоправданным преувеличением. Большинство из представленных решений, несмотря на всю уникальность программного обеспечения или функциональных возможностей, выглядят пока “сырыми”. Вся эта продукция при всех своих явных преимуществах должна быть тщательно “обкатана” в ряде успешных проектов и полностью адаптирована к специфике европейского рынка на уровне программных решений. Нельзя также не отметить, что наряду с очевидными плюсами азиатские терминалы имеют, разумеется, и свои недостатки, наиболее существенным из которых, на наш взгляд, является отсутствие готовой платформы развития. При этом не очевидно, что те фирмы, которые сегодня пока еще не определились с такой платформой, смогут представить ее через год или полтора. Такова общая тенденция развития: далеко не все производители POS-терминалов ориентируются на тот сегмент рынка, где эти платформы реально востребованы. Некоторые из них исповедуют прямо противоположный подход, предлагая заказчикам каждый раз обращаться к ним за требуемым программным обеспечением, которое они готовы создавать собственными силами.

Одной из основных задач, которые мы ставили перед собой, отправляясь на выставку, был обзор новых производителей терминального оборудования и знакомство с их решениями. И эту программу-минимум нам удалось реализовать в полном объеме. Что касается установления каких-то конкретных партнерских отношений, то пока об этом говорить преждевременно. Как компания, имеющая собственный опыт создания ПО, мы исключаем сотрудничество с производителями, которые не имеют открытых платформ разработки. Не факт, что наши требования будут удовлетворены к следующему году. Но то, что к этому времени можно будет всерьез говорить о приходе на мировой рынок “полноценных” конкурентов VeriFonе, Hypercom и Ingenico, очевидно уже сегодня.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?