Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Мобильная революция Paybox

(Нет голосов)

02.02.2002 Количество просмотров 882 просмотра
Пока крупнейшие игроки карточного и телекоммуникационного рынка по большей части ведут обсуждение будущего мобильной коммерции, представители немецкой компании Paybox не только утверждают, что могут предоставить абонентам сотовой связи возможность быстрого, простого и безопасного платежа при помощи мобильного телефона, но уже осуществляют масштабную экспансию рынков ряда стран Западной Европы. В первой половине 2000г. компания Paybox заключила серию партнерских соглашений с ведущими компаниями страны в области банковского и торгового сектора и контролировала уже 2% всех платежей в электронной коммерции, проводимых на территории Германии.

При этом услугами Paybox здесь пользуется 4% Интернет-покупателей. За возможность подключения к своей системе платежей Paybox взимает с мерчантов плату от 700 до 3500 долл. США в зависимости от размера компании и сложности подключения. Свои операции компания Paybox финансирует так же, как это делает любая компания, практикующая эквайринг, – снимая комиссионные с мерчанта за каждую транзакцию. В отличие от продавцов покупатели пользуются системой бесплатно.

Главным акционером компании Paybox является Deutsche Bank AG. С февраля 2000г. он владеет 50% акций компании. Инвестиции Deutsche Bank являются частью его стратегической программы по поддержке электронной коммерции. 45,2% акций Paybox принадлежит руководству и сотрудникам компании, а 4,8% – компании Debitel, крупнейшему европейскому поставщику телекоммуникационных услуг.

С четвертого квартала 2000г. Paybox Nordic AB работает в Швеции, а Paybox Espana SA – в Испании. В первом квартале 2001г. Paybox начала работать в Австрии, а с четвертого квартала 2001г. – в Англии. На сегодня в компании 190 сотрудников, из них 80 – в Германии. При этом, по состоянию на ноябрь 2001г., у компании было более полумиллиона клиентов и с ней сотрудничало 6500 мерчантов по всей Европе.

Главный принцип платежной модели, реализуемой Paybox, – максимальное использование уже существующих мобильных технологий для предоставления клиенту на их основе качественного и удобного платежного сервиса в любое время и в любом месте. Paybox-счет клиента напрямую привязан к его абонентскому счету у оператора сотовой связи по схеме direct debit, при этом телефонная трубка абонента играет роль мобильного терминала, а телефонный номер при проведении транзакции исполняет функцию реквизитов платежной банковской карточки.

При оплате товаров и услуг, приобретаемых у мерчанта, участвующего в системе Paybox (в роли последнего может выступать как электронная, так и физическая торговая точка), абонент вводит номер своего мобильного телефона в расчетно-кассовую систему торговца, интегрированную с онлайновой платежной системой Paybox, аналогично реквизитам банковской пластиковой карты. Paybox проводит идентификацию продавца и плательщика, а также проверяет состояние мобильного счета, после чего в зависимости от результатов осуществляет транзакцию или отвергает запрос на ее проведение. Эта модель используется для расчетов как через Интернет, так и в реальных торговых точках с помощью традиционных POS-терминалов, причем около трети оборота компании Paybox делается именно таким путем.

Другое направление деятельности Paybox – это предоставление платежного сервиса “мобильным” продавцам товаров и услуг, например, водителям такси или развозчикам пиццы. В этом случае таксист или курьер пиццерии, выполнивший заказ клиента, звонит в офис Paybox по бесплатной телефонной линии, сообщает номер мобильного телефона клиента и сумму, которую тот должен заплатить. Затем с Paybox связывается сам клиент и подтверждает транзакцию, вводя собственный ПИН-код.

Еще одним направлением, активно развиваемым компанией, являются Р2Р-транзакции, то есть проведение платежей между частными лицами – абонентами сотовой связи. Любой клиент Paybox с помощью своего телефона может не только купить что-либо у продавцов, но и перевести деньги со своего “мобильного” счета на счет другого клиента. Как и в случае оплаты покупок, клиенты аутентифицируются при помощи индивидуальных ПИНкодов. Этот вид платежного сервиса также обеспечивает компании Paybox примерно треть ее оборота. По прогнозам американской компании TowerGroup, специализирующейся на консалтинговых услугах и исследованиях в области высоких технологий и финансов, рынок таких платежей вырастет со 100 млн. долл. США в 2001г. до более 4 млрд. долл. к 2005г. Кроме перечисленных возможностей, система мобильных платежей Paybox предоставляет клиентам и ряд других платежных сервисов, в частности, бесплатный перевод денег со своего счета внутри страны и дистанционное управление своим счетом. Что касается трансграничных “мобильных” транзакций, то хотя компания и берет за эту услугу 1% от суммы перевода, сам обмен на ту или иную национальную валюту абсолютно прозрачен для клиента.

Как считают директор Paybox по маркетингу и продажам Барри Шриер (Barry Shrier) и Марк Чирнсайд (Mark Chirnside), исполнительный директор компании, своим успехом на территории Германии компания обязана прежде всего использованию уже существующих технологий. При этом Марк Чирнсайд сравнивает Paybox с компанией Mobipay Espana (бывшая Movilpago) – испанским консорциумом, занимающимся мобильной коммерцией: “Основное различие между нами в том, что Paybox уже сегодня активно работает. Чтобы использовать наш сервис, вам не требуется переводить деньги с вашей кредитной карточки на какойлибо счет. Вполне достаточно вашего текущего счета и мобильного телефона – это ключевая особенность нашего предложения”.

Как уже упоминалось, в Германии Paybox получила весомую поддержку от крупнейшего банка страны – Deutsche Bank, с помощью которого компания осенью прошлого года приступила к предоставлению своих платежных услуг на территории Великобритании. Хотя руководство Paybox пока не раскрывает подробности осуществляемой экспансии, нетрудно предсказать, что по аналогии с уже оправдавшей себя на внутреннем рынке стратегией компания, вероятнее всего, делает ставку на заключение партнерских соглашений с крупными розничными британскими банками и операторами мобильной связи. Так, к настоящему времени Paybox удалось успешно завершить переговоры с целым рядом английских торговых фирм, которые согласны предлагать клиентам сервис Paybox наряду со своими основными продуктами.

Один из наиболее характерных примеров подобного сотрудничества – известный лондонский ресторан и бар Circus. Его посещают молодые менеджеры, с энтузиазмом принявшие новую форму оплаты, позволяющую осуществлять всю операцию в течение нескольких секунд с помощью мобильного телефона. Схема более чем проста: вместо номера платежной банковской карточки официант вводит в свою платежную систему, интегрированную с системой Paybox, номер мобильного телефона клиента; через несколько секунд на “трубку” последнего приходит запрос, предлагающий подтвердить платеж четырехзначным ПИН-кодом. После прохождения транзакции и ресторан, и клиент получают SMS-квитанции, подтверждающие осуществление платежа.

Кроме простоты и надежности работы платежного механизма, использующего широко распространенные телекоммуникационные технологии и стандартные терминалы, в качестве еще одного серьезного аргумента в пользу услуг Paybox руководство компании называет их безопасность. Каждая мобильная транзакция подтверждается вводом четырехзначного ПИН-кода с телефона клиента, а при проведении платежа через Интернет аутентификация плательщика производится по независимому каналу, что устраняет все опасения, связанные с возможной утечкой информации. И это отнюдь немаловажный фактор, поскольку объемы потерь от мошенничества в электронной коммерции уже достигли в Англии 50 млн. фунтов только за время прошедших рождественских праздников и, возможно, превысят отметку 110 млн. фунтов в месяц к марту 2002г.

В то же время даже в данных условиях английский рынок представляет собой прекрасную площадку для развития мобильных платежей: у 40 млн. англичан есть мобильные телефоны. Консалтинговая компания Forrester Research, оценив рынок мобильных платежей в Англии в 40 млн. фунтов в прошлом году, предсказывает его рост до 2,8 млрд. фунтов к 2005г. Англия является страной наиболее активных Интернет-пользователей в мире: 75% английских интернетчиков посещали в 2001г. сайты электронной коммерции на фоне 73,9% американских и 68,9% французских пользователей. При этом основная причина, по которой существенная часть из них до последнего времени была вынуждена отказываться от совершения онлайновых покупок, – не что иное, как отсутствие уверенности в самой возможности проведения безопасной транзакции по своей кредитной карточке в Интернете.

С другой стороны, несмотря на заверения Шриера и Чирнсайда об уровне безопасности, достигнутом в системе Paybox, ситуация с ответственностью за спорные мобильные транзакции до настоящего времени неясна. По утверждению официальных лиц Paybox, практика показывает, что число последних пренебрежимо мало. Кроме того, в Германии для разрешения подобных спорных ситуаций привлекаются квалифицированные юристы, при этом, как правило, все спорные вопросы удается решать на начальном этапе, не доводя их до судебного разбирательства. В то же время согласно английскому законодательству все конфликты должны разрешаться между потребителем и Paybox, и, как подчеркивают британские эксперты, именно Paybox придется нести всю ответственность по спорным ситуациям, возникающим в процессе реализации ее услуг.

С учетом интереса к данной тематике не только в Европе, но и в России, редакция “ПЛАС” планирует вернуться к ней в одном из следующих номеров, предложив вниманию читателей ряд публикаций, анализирующих наиболее интересные проекты в области мобильной коммерции.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?